Аффективно респираторные приступы

Причины возникновения

Дети более эмоциональны, чем взрослые. Злость, страх, обида, разочарование проявляются у малышей более выражено. Но далеко не все ребята страдают от АРП. Этиология заболевания изучалась долгое время.

В результате было установлено, что аффективно-респираторные пароксизмы у детей возникают по таким причинам:

  • плохая наследственность. Примерно четвертая часть малышей с АРП имеет родственников, у которых тоже были подобные приступы. Медики отмечают, что дети наследуют не саму склонность к задержкам дыхания, а тип ЦНС;
  • экзогенные и эндогенные факторы. К ним относятся физическая усталость, боль, сильное чувство голода, психоэмоциональное напряжение, стресс;
  • особенности функционирования центральной нервной системы. Чувствительные, неуравновешенные, впечатлительные, мнительные, эмоционально неустойчивые лица гораздо чаще сталкиваются с приступами задержки дыхания;
  • ошибки при воспитании. Часто АРП наблюдается у детей, к поведению и эмоциям которых родители относятся неправильно. Приступы обычно возникают у тех малышей, которым многое позволяется.

В ряде случаев врачи не могут установить точную причину появления АРП у детей. Это объясняется тем, что на развитие приступов задержки дыхания влияют разные факторы.

Причины

Как проявление повышенно-эмоционального состояния аффективно-респираторные припадки являются наиболее ранним проявлением истерических пароксизмов и обычно возникают в ответ на:

  • чувство разочарования, гнева, испуга, радости и другие сильные эмоциональные потрясения;
  • насильственное кормление;
  • сильную боль, например, при падении с высоты в результате рефлекторной асистолии возникают «бледные синкопы», что особенно опасно для детей с заболеваниями сердца.

Способствовать развитию приступов аномального дыхания может нервное напряжение, голод, усталость, неврастения и невроз, гиперопека, нарушения обмена витамина Д, гипокальциемия и гипогемоглобинемия.

Виды пароксизмов и характерные для них симптомы

Аффективно-респираторные пароксизмы могут проявляться по-разному. Исходя из этого, их классифицируют на виды.

В зависимости от клинической картины, характера спазма дыхательной мускулатуры выделяют такие типы приступов задержки дыхания у детей:

  • осложненный АРП. Проявляется выраженной гипоксией головного мозга. Задержка дыхания длится дольше минуты. У ребенка наблюдается непроизвольное мочеиспускание, судороги рук и ног;
  • простой АРП. Характеризуется кратковременной задержкой дыхания. Приступ длится не более 20 секунд. Признаки гипоксии и гиперкапнии отсутствуют;
  • белый АРП. Проявляется задержкой дыхания и обмороками. Развивается достаточно быстро. Кожа малыша в области груди, шеи и лица бледнеет;
  • синий АРП. Начинается приступ с истерики. Ребенок делает резкий и глубокий вдох, потом возникает задержка дыхания. Гиперемия эпидермальных покровов сменяется их синюшностью. Тонус мускулатуры снижается, малыш становится слабым. Возможна потеря сознания.

При простом типе АРП дыхание восстанавливается самостоятельно. При осложненном течении может потребоваться медицинская помощь. Клиническая картина аффективно-респираторных пароксизмов схожа с проявлениями эпилепсии.

Поэтому необходимо провести полноценное дифференциальное обследование. Врач может назначить анализ крови, УЗИ, ЭКГ, ЭЭГ. Диагноз АРП ставится в том случае, если не выявлено никаких органических расстройств.

Патогенез

Аффективно-респираторные проявления возникают в условиях повышенной нервной рефлекторной возбудимости и склонности к истероидным реакциям. Когда ребенок плачет или кричит возникает спазм гортани и может наступить задержка дыхания на этапе вдоха, которая вызывает бледность либо синюшность как кожных покровов, так и слизистых рта. Результатом развивавшейся гипоксии становится нарушение регуляции автономной вегетативной нервной системы, развитие тонических судорог, кратковременные обмороки, которые длятся от нескольких секунд до нескольких минут.

Классификация

Классификация аффективно-респираторных приступов базируется на особенностях и тяжести клинических проявлений. Выделяют четыре типа синдрома:

  • Простой. Самая легкая форма приступа. Проявляется задержкой дыхания при выдохе. Развивается как реакция на травму, фрустрацию. Признаки нарушения кровообращения, оксигенации отсутствуют.
  • Синий. Наблюдается при выражении гнева, недовольства, фрустрации. Прерывистое дыхание на вдохе останавливается, появляется синюшность (цианоз). При задержке дыхания более 10-20 секунд снижается мышечный тонус, возникают судорожные сокращения.
  • Бледный. Отмечается после неожиданного болевого воздействия – удара, укола, ушиба. На высоте аффекта ребенок бледнеет, теряет сознание. Плач проявляется слабо или отсутствует.
  • Осложненный. Начинается как синий или бледный тип. По мере развития возникают клонические, тонические судороги, потеря сознания. Внешне приступ схож с эпилептическим припадком.

Очень часто АРП делят только на 2 типа – «синий” и «бледный”.

Существуют четыре типа АРП.

  1. Самый обычный, называется простым АРП. Проявляется в виде задержки дыхания в конце выдоха. Обычно является следствием фрустрации или травмы. Нет никаких серьезных изменений кровообращения или оксигенации и восстановление дыхания происходит самопроизвольно.
  2. Синий тип. Как правило, вызывается гневом или фрустрацией, хотя бывают и от боли. Ребенок плачет и делает форсированный выдох, иногда возникает цианоз (синий цвет), потеря мышечного тонуса и потеря сознания. Большинство детей приходят в сознание, некоторые засыпают на час или два. Пост-иктальная фаза отсутствует. ЭЭГ нормальна.
  3. Бледный тип. Ребенок бледнеет (в противоположности синему типу) и теряет сознание; не плачет или плачет немного. Пост-иктальная фаза тоже отсутствует. ЭЭГ нормальна.
  4. Осложнённый тип. Может быть просто более тяжёлой формой предыдущих двух типов. Приступ этого типа начинается как «синий” или «бледный”, а потом перетекает в подобие эпилептического припадка. Электроэнцефалограмма вне приступа в основном нормальна.

Опасно ли это для ребенка?

Сами по себе аффективно-респираторные пароксизмы опасности для жизни ребенка не несут. Но если приступы возникают часто, то это может стать причиной нарушения социальной адаптации.

Также АРП повышают вероятность снижения уровня психического и интеллектуального развития ребенка. Малыш с приступами задержки дыхания может иметь плохую успеваемость в школе.

Иногда наблюдаются и соматические нарушения: гипоксия структур головного мозга, снижение активности альвеол в тканях легких, повышенная агрегация эритроцитов. В обязательном порядке необходимо проконсультироваться с педиатром, кардиологом, неврологом.

Иногда приступы задержки дыхания обусловлены дефицитом в организме ребенка определенных витаминов и микроэлементов. Важно вовремя начинать лечение аффективно-респираторных пароксизмов. Родителям стоит делать все необходимое для профилактики возникновения таких приступов.

В большинстве случаев аффективно-респираторные пароксизмы не сказываются негативно на жизни и здоровье ребенка. Дети перерастают такие приступы. Многое зависит от отношения родителей.

Как и чем лечить?

Суть лечения аффективно-респираторных пароксизмов заключается в коррекции образа жизни ребенка. Как правило, АРП устраняют немедикаментозным способом.

Но иногда педиатры рекомендуют прием седативных лекарственных средств. Давать успокоительные препараты во время приступа нельзя. Это опасно аспирацией и остановкой дыхания.

Если причина приступов заключается в недостатке полезных веществ, тогда педиатр выписывает витаминно-минеральные комплексы для восполнения дефицита.

Во время приступа с судорогами родители должны действовать следующим образом:

  • уложить ребенка на ровную поверхность;
  • повернуть голову набок. Это нужно для того, чтобы малыш не задохнулся рвотными массами, в случае, если его стошнит;
  • брызнуть на лицо холодную воду;
  • осторожно пощекотать кроху.

Важно сохранять спокойствие, разговаривать тихо. Нервная обстановка может усугубить ситуацию. В тяжелых случаях лучше вызывать скорую помощь. При труднокупирующихся приступах задержки дыхания могут назначаться транквилизаторы Грандаксин, Атаракс, Тералиджен.

Родителям важно пересмотреть свой подход к воспитанию ребенка. Ведь АРП обычно возникает у гиперопекаемых малышей либо у детей, которые испытывают недостаток внимания и заботы со стороны мамы и папы. Необходимо поддерживать свое чадо, но при этом знать меру, давать ребенку проявлять самостоятельность. При этом малыш должен понимать границы дозволенного.

Если причина развития АРП заключается в стрессовых ситуациях, то нужно пересмотреть взаимоотношения в семье. Ребенок не должен расти в атмосфере постоянных криков, ссор. Родителям может быть рекомендован курс психотерапии. Также следует пересмотреть режим дня ребенка.

Важно составить график и четко его придерживаться. Малышу нужно обеспечить здоровый досуг. При часто повторяющихся приступах задержки дыхания важно следить за тем, чтобы малыш недолго просматривал мультфильмы и телепередачи. Компьютерные игры, которые вызывают сильные эмоциональные переживания, лучше заменить на более спокойные и полезные развлечения.

Ссылки

Головная боль

Эпилептические припадки
Эпилепсия

Деменция

  • Болезнь Альцгеймера
  • Лобно-височная деменция/Лобно-височная лобарная дегенерация
  • Мультиинфарктная деменция

Цереброваскулярные болезни

Демиелинизирующие заболевания

Системная атрофия

Митохондриальные заболевания

Опухоли

Спинномозговая жидкость

Травмы

Другие заболевания

Эта страница в последний раз была отредактирована 30 июня 2019 в 20:52.

Причины и факторы риска

Единого мнения по поводу причин данного состояния нет, хотя основной является теория психогенного начала аффективно-респираторных приступов.

Существует точка зрения, что приступы обычно наблюдаются у эмоционально-подвижных, раздражительных, предрасположенных к капризам детей и являются некоторым подобием истерических приступов. В ответ на болевое или негативное психоэмоциональное воздействие у ребенка развивается соответствующая симптоматика.

Некоторые авторы отмечают значение проблемы межличностных внутрисемейных взаимоотношений или явлений гиперопеки. Исследования, проведенные в 2008 году, показали, что у детей, склонных к аффективно-респираторным приступам, выше уровень эмоциональности, активности, интенсивности эмоций и отвлекаемости.

Несмотря на явное влияние психологического компонента, большинство специалистов все-таки полагают, что данный феномен имеет место не только у эмоционально сложных детей; немаловажную роль играют следующие факторы:

  • наследственная предрасположенность (25–30% детей имеют отягощенную наследственность по аффективно-респираторным приступам, когда ими страдал хотя бы один из родителей;
  • кардиоваскулярная патология;
  • дефицит железа, необходимого для метаболизма катехоламинов и адекватного обеспечения передачи нервного импульса;
  • эпилептическая природа состояния.

Эмоциональные факторы, способные спровоцировать приступ:

  • раздражение;
  • недовольство;
  • чувство неудовлетворенности;
  • страх, испуг.

Приступы развиваются чаще, если ребенок переутомлен или перевозбужден, голоден или находится в непривычной обстановке.

Глава 4. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ (АФФЕКТИВНЫЕ) РАССТРОЙСТВА

Эмоциональные расстройства наряду с расстройствами психомоторики занимают ведущее положение в проявлениях большинства психических заболеваний у детей и подростков. Вместе с тем их психопатология в этом возрастном периоде изучена крайне недостаточно и стала предметом специальных исследований лишь в последние 10— 15 лет. Отчасти это связано с тем, что ввиду возрастной незрелости механизмов эмоционального реагирования, повышенной лабильности эмоций, свойственной детям, а также недостаточности их самоотчета из-за незрелости самосознания, синдромы и симптомы основных аффективных расстройств, прежде всего депрессивных и маниакальных состояний, у детей, и даже младших подростков стерты и атипичны. Вместо них на первый план чаще выступают «возрастные эквиваленты» депрессивных и маниакальных состояний в виде соматовегета-тивных, двигательных расстройств и различных нарушений поведения. В связи со сказанным мнения по поводу существования депрессивных и маниакальных состояний у детей крайне противоречивы. Так, например, одни авторы отрицают возможность возникновения депрессий вплоть до пубертатного возраста, другие считают их весьма распространенными у детей и мало отличимыми от депрессий у взрослых, третьи признают возможность существования в детском возрасте только атипичных, маскированных депрессий . Столь противоречивый подход к проблеме обусловливает большие колебания показателей распространенности депрессивных состояний в детском возрасте — от 1,8 до 13% среди пациентов детских психиатрических стационаров, по данным ряда западноевропейских авторов .

Признаки

У каждого вида аффективных расстройств существуют характерные проявления.

Основные симптомы депрессивного синдрома:

  • отсутствие интереса к окружающему миру;
  • состояние длительной печали или тоски;
  • пассивность, апатия;
  • нарушения концентрации внимания;
  • ощущение собственной никчемности;
  • нарушения сна;
  • снижение аппетита;
  • ухудшение трудоспособности;
  • периодически возникающие мысли о суициде;
  • ухудшение общего состояния здоровья, не находящее объяснения при обследовании.

Для биполярного расстройства характерны:

  • чередование фаз депрессии и мании;
  • подавленность настроения во время депрессивной фазы;
  • во время маниакального периода – безрассудность, раздражительность, агрессия, галлюцинации и (или) бред.

Тревожное расстройство имеет следующие проявления:

  • тяжелые, навязчивые мысли;
  • нарушения сна;
  • снижение аппетита;
  • постоянное чувство тревоги или страха;
  • одышка;
  • тахикардия;
  • ухудшение концентрации внимания.

Точные причины, приводящие к развитию аффективных расстройств, на сегодняшний день неизвестны. Некоторые исследователи полагают, что причина данной патологии кроется в нарушении функций эпифиза, гипоталамо-гипофизарной и лимбической систем. Подобные расстройства влекут сбой цикличности выброса либеринов и мелатонина. В результате нарушаются циркадные ритмы сна и бодрствования, сексуальной активности, питания.

Аффективные расстройства могут быть обусловлены и генетическим фактором. Известно, что примерно у каждого второго пациента, страдающего биполярным синдромом (вариант аффективного расстройства), нарушения настроения отмечались хотя бы у одного из родителей. Генетиками высказано предположение, что аффективные расстройства могут возникать из-за мутации гена, локализованного в 11-й хромосоме. Этот ген ответственен за синтез тирозингидроксилазы – фермента, регулирующего выработку надпочечниками катехоламинов.

Аффективные расстройства, особенно в отсутствие адекватной терапии, ухудшают социализацию пациента, препятствует установлению дружеских и семейных отношений, снижают трудоспособность.

Нередко причиной аффективных расстройств становятся психосоциальные факторы. Длительно продолжающиеся как негативные, так и позитивные стрессы вызывают перенапряжение нервной системы, сменяющееся в дальнейшем ее истощением, что может повлечь формирование депрессивного синдрома. Наиболее сильные стрессоры:

  • утрата экономического статуса;
  • смерть близкого родственника (ребенка, родителя, супруга);
  • семейные ссоры.

Профилактика

Основным профилактическим направлением является психотерапевтическое воздействие (формирование и поддержание у ребенка продуктивной позиции по отношению к окружению, адекватного восприятия своего места в семейной иерархии и правильных реакций на те или иные внешние воздействия).

Психологические приемы, которые позволят предотвратить развитие приступов, состоят в следующем:

  • предупреждать ситуации длительного ожидания или пребывания в пути, спешки, когда ребенок голоден, хочет спать или испытывает чувство физического дискомфорта (с учетом того, что провокаторами аффективно-респираторных припадков являются голод, переутомление, чувство раздражения);
  • проговаривать с ребенком травмирующие ситуации, предоставлять ему возможность высказать желания;
  • заблаговременно четко обозначать правила поведения, принятые в том или ином месте;
  • переключать внимание ребенка с негативных эмоций на положительные впечатления.

Видео с YouTube по теме статьи:

Доктор Комаровский о заболевании

Выделяют следующие формы приступов:

  • с цианозом («синяя» форма);
  • с бледностью («бледная» форма);
  • смешанная.

Патофизиология «синего» приступа обусловлена внезапным спазмом мышц гортани и дыхательной мускулатуры, что приводит к повышению давления в грудной полости, которое провоцирует уменьшение сердечного выброса и снижение мозгового кровотока с развитием острого преходящего кислородного голодания. В роли пускового механизма предполагают дисбаланс звеньев вегетативной нервной системы.

В развитии «бледного» приступа ведущая роль принадлежит избыточной парасимпатической импульсации, когда под воздействием тормозящих воздействий блуждающего нерва у ребенка урежается частота сердечных сокращений или развивается асистолия (мгновенное – не более 1-2 секунд – прекращение деятельности сердца), что и вызывает приступ. Короткая асистолия встречается у 61–78 % детей с «бледной» формой аффективно-респираторных приступов.

Диагностика

Диагностика аффективно-респираторных приступов не вызывает затруднений, если подтверждена связь с предшествующим травмирующим воздействием и имеются подобные эпизоды остановки дыхания в анамнезе.

  • ЭКГ (регистрируются эпизоды асистолии);
  • ЭЭГ (выявляется замедление или уменьшение амплитуды импульсов).

Для диагностики аффективно-респираторного синдрома и его дифференциации с другими заболеваниями, протекающими с приступами нарушения дыхания, судорогами, используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Ведущими специалистами являются врач-психиатр и невролог. Диагностический алгоритм включает следующие методики:

  • Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.
  • Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога, пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы, аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.
  • Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется электроэнцефалография. Повышенная биоэлектрическая активность не характерна для АРС. Электрокардиография позволяет исключить заболевания сердца, сопровождающиеся остановкой дыхания. Спирография используется для оценки функциональности легких, выявления причины дыхательного спазма.

Причины судорог при приступе

Аффективно-респираторные приступы, как правило, не имеют негативных последствий, кратковременны, не ухудшают состояние здоровья ребенка и не способны повлиять на функционирование органов и систем в перспективе.

Затянувшийся приступ с длительной остановкой дыхания в течение нескольких минут при наличии тяжелых сопутствующих патологий способен привести к прекращению сердечной деятельности, коме.

В литературе описано всего несколько летальных исходов, которые были обусловлены аспирацией.

Аффективно-респираторные приступы не угрожают жизни и здоровью ребёнка. Если они проходят постоянно одинаково и не повторяются очень часто, родителям не надо беспокоиться. Нужно набраться терпения и подождать. С возрастом ребёнок это перерастёт и всё придёт в норму.

Бороться с лёгкими приступами можно самостоятельно. Для этого достаточно похлопать ребёнка по щёчкам, пощекотать подмышками, подуть на него и брызнуть водой в лицо
. Не надо поддаваться панике и показывать малышу свой испуг.

Если приступы участились или их симптоматика изменилась, надо записаться на приём к врачу. Вполне возможно, что аффективно-респираторные пароксизмы являются проявлением каких-то серьёзных патологий нервной системы. Поэтому консультация и обследование у невропатолога никогда не бывают лишними.

При длительной задержке дыхания (более минуты) ребёнок теряет сознание и обмякает. Этот тип приступа медики называют неэпилептическим атоническим. Состояние вызвано дефицитом кислорода. Так мозг защищается от гипоксии, потому что в отключённом состоянии ему надо меньше кислорода, чем в рабочем.

Когда приступ переходит в тоническую форму, тело малыша становится жёстким, задеревенелым. Он вытягивается и выгибается. Если в это время дыхание не возобновилось, появляются судороги в виде тремора рук и ног.

При остановке дыхательной деятельности в организме происходит накопление углекислоты, после чего возникает рефлекс, снимающий спазм в области гортани. Малыш вдыхает воздух и приходит в себя. Аффективно-респираторный приступ подобного рода обычно приводит к глубокому сну на несколько часов.

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими – отмечается напряжение мышц – тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги – в виде подергиваний.

Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется. При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами.

Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда (вы же способны задержать дыхание на какое-то время без ущерба для здоровья?).

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами – положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторону, чтобы он не задохнулся в случае рвоты.

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.

Аффективно-респираторный синдром не представляет непосредственной опасности для ребенка. Без адекватного лечения существует риск развития эпилепсии – среди пациентов с данным заболеванием приступы задержанного дыхания в анамнезе встречаются в 5 раз чаще, чем в общей популяции. Эта особенность объясняется врожденной способностью головного мозга чувствительно реагировать на внешние и внутренние факторы.

Анализы и диагностика

Самое главное, чтобы респираторные аффективные пароксизмы не были спутаны с эпилептическими припадками, ведь чаще всего изучают лишь амнестические данные и забывают о необходимости установления связи между приступами и эмоциональными реакциями с невротическими проявлениями. На ЭЭГ не удается выявить патологию.

Лечение

Так как патология обычно проходит с возрастом, для здоровья и благополучия семьи самое важно быть полностью информированы и понимать, что проявления исключительно аффективно-респираторные, синдром, несмотря на свою пугающую картину, возрастной. Главное, оказывая первую помощь не нанести травм ребенку и не ухудшить состояние, ведь обычно любые старания недостаточно информированных родителей малоэффективны.

При частых и тяжелых приступах могут помочь сеансы индивидуальной и семейной психотерапии. Обычно главной целью терапии является устранение невротизирующих факторов, решение проблемы истероидности родителей, неправильного отношения к ребенку.

Доктора

специализация: Невролог / Педиатр

Злобина Татьяна Владимировна

1 отзыв

Зотов Вадим Павлович

нет отзывов

Брутян Елена Михайловна

4 отзыва

Лекарства

Дети с аффективно-респираторными припадками обычно не требуют госпитализации, но может понадобиться терапия, направленная на купирование приступов судорог – аналогичная как при фебрильных. Также рекомендовано наблюдаться у невропатолога. Квалифицированный специалист, проконсультирует и разъяснит природу патологического состояния, поможет подобрать средства для улучшения метаболизма в структурах нервной системы, ноотропы, а также при необходимости назначить препараты:

  • седативные, в том числе сборы успокаивающих трав;
  • противосудорожные;
  • общеукрепляющие.

Процедуры и операции

Семейная и индивидуальная психотерапия.

Первая помощь

При аффективно-респираторных пароксизмах необходимо восстановить дыхание, для этого можно:

  • воздействовать тактильными раздражителями — легонько похлопать ребенка по щекам, дунуть в лицо или побрызгать водой;
  • повлиять на вестибулярные рецепторы – поменять положения тела или встряхнуть малыша;
  • поднести к ребенку тампон с нашатырем не ближе чем на 10 см, чтобы он подышал парами аммиачного раствора.

Нужно ли обращаться к врачу?

Как правило, данные приступы не имеют каких-то серьезных последствий, но, тем не менее, при возникновении судорожных подергиваний в момент, как ребенок зайдется от плача, стоит обратиться за консультацией к опытному врачу-неврологу, так как за ними могут стоять и некоторые болезни периферической нервной системы.

Закатывания, которые сопровождаются судорогами, могут вызывать сложности в диагностировании, так как их легко спутать с эпилептическими припадками. И, между прочим, у небольшого процента детей такое состояние во время АРП развивается в дальнейшем в приступы эпилепсии.

Как выглядит момент задержки дыхания у плачущего ребенка

Аффективно-респираторный пароксизм чаще всего возникает в то время, когда ребенок сильно плачет. Так сказать, на пике его негодования по поводу сложившейся ситуации.

Во время такого шумного проявления эмоций ребенок может вдруг резко затихнуть и, открывая рот, не произносить ни звука. Дыхание при этом может на 30-45 сек остановиться, лицо малыша становится бледным или синеет, в зависимости от обстоятельств, а родители в это время сами готовы потерять сознание.

Кстати, именно от того, как выглядит ребенок в момент плача, и зависит, какой тип припадка вы наблюдаете. Их условно разделяют на так называемые «бледные» и «синие».

Прогноз

Прогноз аффективно-респираторного синдрома положительный, симптомы обычно исчезают к 5 годам. Предотвратить приступы помогают психологические приемы при взаимодействии с ребенком: необходимо научиться предчувствовать эмоциональные вспышки и предупреждать их – вовремя кормить малыша, обеспечивать полноценный сон, отдых, активные игры, позволяющие снять эмоциональное напряжение.

Плач проще остановить переключением внимания, просьбой выполнить действие (принеси, посмотри, сбегай), а не требованием прекратить проявление эмоций. Фразы «не реви», «не ной» «перестань сейчас же» только усиливают аффект. Детям двух-трех лет стоит объяснять их состояние, указывать на неуместность, неэффективность истерики.

Благоприятный.

Клиническая картина

Аффективно-респираторный синдром происходит в момент сильного плача или при возникновении резкой боли во время падения или удара, например, головой об стол. При ударе ребёнок может отключиться, не успев издать ни звука. Он бледнеет, закатывает глаза и при этом не дышит.

Во время плача всё происходит немного иначе. Когда ребёнок не согласен с создавшимся положением и начинает сильно плакать, его эмоциональное состояние находится на крайней точке кипения. Чтобы получить то, что ему хочется, ребёнок поднимает громкий непрерывный крик. Для этого ему нужно выпустить воздух из лёгких, который внезапно заканчивается, и крик прекращается. Малыш синеет и отключается.

Весь процесс занимает считаные секунды, но родителям в этот момент кажется, что их чадо не дышит целую вечность, и они сами находятся на грани истерики.

Отличия АРП от эпилепсии

Аффективно-респираторные приступы отличаются от приступов эпилепсии. Родителям, у которых ребёнок страдает этими пароксизмами, надо знать отличия, чтобы не упустить момент, когда начнутся осложнения. Вот как можно их описать:

  • Приступ эпилепсии может возникнуть внезапно, без каких-либо причин. АРП случается при болевом синдроме или нервном плаче.
  • Эпилептические припадки всегда имеют одинаковую картину, они не могут быть слабее или тяжелее. При АРП припадки отличаются по времени и тяжести протекания.
  • АРП – детское состояние, заканчивающееся после 6 лет. Эпилепсия возрастных ограничений не имеет.
  • При АРП из медикаментозных препаратов дают хороший эффект успокоительные и ноотропные. Эпилепсию этими лекарствами остановить невозможно.

Если малыш начал давать судороги во время задержки дыхания, его необходимо обязательно показать врачу. Пренебрежение может привести к эпилепсии.

Подходы к воспитанию, если у малыша АРП

Аффективно-респираторный синдром у детей возникает на нервной почве. Поэтому, чтобы малыш чувствовал себя лучше, надо обратить внимание на его психологическое состояние. Надо подходить к воспитанию ребёнка со всей ответственностью:

  1. Не следует его слишком баловать, он должен знать, что в доме есть вещи, которые нельзя трогать.
  2. Но и быть слишком строгими с малышом тоже нельзя. Надо помнить, что он ещё маленький, и его психика только формируется. Постоянные запреты плохо на него действуют.
  3. Лучше всего, если у малыша будет свой угол или комната, где ему всё будет можно, но только в её пределах.
  4. Также большое значение играют взаимоотношения родителей. Нельзя при детях выяснять отношения. Громкие крики взрослых малышей пугают, и они начинают плакать. Страх тоже может привести к приступу с остановкой дыхания.

Немаловажную роль играет правильно составленный режим дня. Хорошо отдохнувший и вовремя накормленный малыш менее капризный и уравновешенный, чем уставший и голодный.

Как предотвратить АРП

Вот несколько советов, следуя которым можно если не полностью предотвратить приступ, то хотя бы его сгладить:

  • Нужно всегда чувствовать настроение своего чада. Замечать, что больше всего его раздражает и стараться такие ситуации не создавать. Например, если он не любит быстрые сборы, можно начинать их немного раньше и собираться медленнее.
  • Категоричное слово «нельзя» можно заменить на предложение какого-нибудь интересного действия, в обход запрещённого предмета. Например, если малышу хочется пойти по луже, его надо мягко убедить, что лучше пройти по тропинке и мостику. И объяснить ему, почему так лучше.
  • С ребёнком надо постоянно общаться и объяснять, почему его поведение плохое, что он делает не так. Нужно объяснить, что его состояние понимают, но так себя вести нельзя.
  • Также ребёнку надо рассказывать, к каким последствиям приведут его плохие поступки. Он должен понимать, что если родители будут делать что-то, что ему не нравится, а именно наказывать его, то в этом он будет виноват сам.
  • Не надо ставить перед малышом такие задачи, которые он не способен выполнить. Это приведёт к лишнему раздражению. Если ребёнок что-то уже хорошо умеет, пусть он эти навыки развивает. При этом будет не лишним хвалить его.

При правильном подходе у родителей с малышом строятся доверительные отношения. Ребёнок слушается взрослых и не капризничает.

Несколько советов по предотвращению новых приступов закатывания

  1. Родителям стоит улавливать состояние ребенка. Ведь всем известно, что ребенок скорее заплачет, если голоден или устал, а также в ситуации, когда он не справляется с какой-либо задачей. Старайтесь смягчать или обходить все вызывающие задержку дыхания и судороги причины: например, если малыш раздражается во время спешных сборов в ясли или детский сад, вам лучше раньше вставать, чтобы делать это неторопливо и размеренно.
  2. Помните о том, как дети воспринимают запреты. Старайтесь как можно меньше употреблять слово «нельзя». Но это ни в коем случае не означает, что отныне крохе все дозволено! Просто меняйте вектор его действия. Малыш охотнее выполнит предложение: «Давай пойдем туда!», чем требование немедленно остановиться.
  3. Объясняйте ребенку, что с ним происходит. Говорите: «Я знаю, что ты сердишься, потому что не получил эту игрушку». И тут же четко давайте понять, что, несмотря на его огорчение, есть границы у проявления чувств: «Ты расстроен, но не должен вопить в магазине».
  4. Объясняйте последствия таких действий: «Если ты сам не умеешь вовремя остановиться, нам придется отправить тебя в твою комнату».

Четкие границы дозволенного, а также спокойная обстановка в семье помогут малышу быстро справиться с ощущением паники и растерянности, которые и вызывали закатывания.

Как выставляется диагноз?

Вначале врач всесторонне обследует ребенка. По необходимости назначаются УЗИ головы (нейросонография) и ЭЭГ, иногда обследование сердца (ЭКГ, УЗИ). Диагноз АРП выставляется только тогда, когда никаких органических расстройств не обнаружено.

Лечение начинается с правильной организации жизни ребенка. Рекомендации простейшие – режим, диета, прогулки, занятия по возрасту. Но без выполнения этих рекомендаций никакое лечение не поможет, потому что размеренный, упорядоченный образ жизни – главное, что нужно ребенку.

Некоторым родителям нужны занятия с семейным психологом, чтобы они научились понимать собственных детей. Медикаментозное лечение требуется редко, и в этом случае чаще всего ограничивается нейропротекторами и ноотропными препаратами, а также витаминами.

Лучшая профилактика – спокойная доброжелательная обстановка в семье без ссор и длительных выяснений отношений.

Медикаментозное лечение АРП

Если же у вашего ребенка наблюдаются частые и тяжелые приступы задержки дыхания, то их можно купировать при помощи медикаментозного лечения, но делается это лишь по назначению врача.

Как и другие болезни нервной системы человека, АРП лечится с использованием нейропротекторов, седативных препаратов, а также витаминов группы В. Предпочтение отдают, как правило, лекарственным средствам «Пантогам», «Пантокальцин», «Глицин», «Фенибут», а также глютаминовой кислоте. Курс лечения длится примерно 2 месяца.

Седативные препараты для детей лучше заменять настоями успокоительных трав или готовыми экстрактами пустырника, корней пиона и т. п. Кстати, дозы рассчитываются в зависимости от возраста малыша (одна капля на год жизни). Например, если ребенку 4 года, то ему следует принимать по 4 капли лекарства трижды в день (курс — от двух недель до месяца). Хороший эффект дают также и ванны с хвойным экстрактом и морской солью.

Если же у ребенка приступы трудно купируются, и их сопровождают судороги, причины которых мы рассматривали выше, то в процессе лечения используются транквилизаторы «Атаракс», «Тералиджен» и «Грандаксин».

Несколько слов напоследок

Помните, что любая терапия в случае аффективно-респираторного синдрома может назначаться только неврологом, который индивидуально подберет дозу препарата. Самолечение, как вы, наверное, понимаете, может быть опасным для здоровья вашего малыша.

Если вы столкнулись с проблемой задержки дыхания у детей, не паникуйте, так как из этого состояния ребенок всегда выходит самостоятельно, без последствий, и постепенно «перерастает» описанные пароксизмы.

Как и все болезни человека, АРП проще предупредить, чем лечить, поэтому еще раз хочется напомнить о необходимости гибкого отношения родителей к эмоциям своего чада. Старайтесь не допускать ситуаций, вызывающих закатывание, а в момент, когда ребенок уже на взводе, отложите воспитательные мероприятия до более спокойного времени.

Помните: ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с данной разновидностью истерики, он не может остановиться, и это, кстати, его очень пугает. Помогите ему разорвать этот замкнутый круг.

Разговаривайте с ним, а не кричите, проявляйте максимум терпения и любви, отвлекайте, переключайте внимание на что-то приятное, но при этом не поддавайтесь на явные попытки со стороны малыша управлять вами при помощи приступов. Если вы уловите эту грань, то медикаментозное лечение, вам, скорее всего, не понадобится! Удачи и здоровья!

Должное поведение родителей

Что же делать родителям, если они обнаружили наличие приступов у своего чада.

  • не подаваться паническому состоянию;
  • постараться привести ребенка в чувство (резко подуть на него, брызнуть водой в лицо, легонько похлопать по щеке);
  • не заострять внимание ребенка на наличии у него подобной проблемы;
  • заниматься с малышом, обучать его контролю за своими эмоциями;
  • предупредить воспитателей в детском саду об особенности малыша, и рассказать их, как действовать в подобной ситуации.

Химическое повреждение воздухоносных путей и легочной паренхимы происходит либо непосредственно под влиянием ингалированного токсического вещества, которое находится в газовом состоянии, либо косвенно, жидкими или твердыми токсическими веществами, которые были поглощены и выводятся затем через легкие. Водорастворимые газы задерживаются слизью верхних воздухоносных путей, поэтому лишь небольшому количеству этих газов удается дойти до альвеол. Наоборот, газовые токсические вещества, которые плохо растворяются в воде, проникают быстро в альвеолы, поражая альвеолярно-капиллярную мембрану. Это правило действительно и в отношении жидких веществ, обладающих большой летучестью. Частицы, диаметр которых ниже 0,3 микрона, проникают и поражают легочные альвеолы, а более крупные частицы растворяются в слизи верхних воздухоносных путей, вызывая поражения на этом уровне. Воспалительный ответ зависит от токсичности газа, от его концентрации в ингалированной атмосфере, от продолжительности пребывания в данной атмосфере и от особенностей бронхолегочной ткани. Газовые и летучие водорастворимые токсические вещества причиняют поражения в виде острого ларинго-трахео-бронхита, а токсические вещества, попадающие в альвеолы и проникающие через альвеолярный эпителий, затрагивают легочные капилляры; они вызывают таким образом отек легких, долевую пневмонию и, в некоторых случаях, интерстициальный легочный фиброз. Отдельные токсические вещества поражают только альвеолярно-капиллярную мембрану, причем ее реакция выражается образованием многослойных клеточных масс. Острые отравления веществами, действующими непосредственно и косвенно на воздухоносные пути и легочную паренхиму вызывают ряд респираторных синдромов, в том числе: острый ларингит и трахеобронхит, отек легких, вторично инфицированную химическую пневмонию, острую диффузную интерстициальную пневмонию, конгестивный ателектаз и острую респираторную недостаточность. После бронхолегочных поражений и острых клинических явлений могут следовать, в некоторых случаях, поздние осложнения, в том числе хронический бронхит, легочный склероз и эмфизема легких.

Токсический ларингит и трахеобронхит.

Этот синдром состоит из острого экссудативного и некротизирующего воспаления различных степеней, ларингеальной, трахеальной и бронхиальной слизистой оболочки, вследствие химической агрессии.

Этиопатогенез. Острый ларингит и трахеобронхит возникают вследствие ингаляции раздражающих газов, паров летучих токсических веществ, кислот или щелочей, а также и некоторых солей и других раздражающих соединений. Эти токсические вещества вызывают экссудативное острое воспаление различной интенсивности, от простой гиперемии с отеком и воспалительным серозно — фибринозным воспалением, вплоть до появления некротических и геморрагических зон. В тяжелых формах затронута и носовая слизистая. Когда воспалительный экссудат становится обильным и возникает также и спазм верхних воздухоносных путей, происходит обструкционный синдром асфиктического характера. Кроме этого, когда ларингеальный отек бывает интенсивным, он может вызывать асфиктический синдром благодаря острой обструкции на уровне голосовой щели.

Диагностика. Симптомы и признаки острого токсического ларингита и трахеобронхита наступают либо немедленно, либо после латентного периода. У больного появляется ощущение ларингеального раздражения, ретростернального жжения и торакальных болей, одновременно начинается кашель, вначале сухой, затем с мокротой, иногда геморрагической. При ингаляции раздражающих газов доминирует ощущение удушья. Когда острое воспаление затрагивает главным образом бронхиолы, или когда ларингеальный отек и спазм имеют интенсивный характер, возникает клиническая картина асфиксии: цианоз, тяжелая одышка, потеря сознания. Объективное обследование выявляет воспалительные изменения и некротические поражения гортани и верхней части трахеи, субкрепитирующие и иногда свистящие бронхиальные хрипы — при сильном бронхиальном спазме. При асфиктическом синдроме иногда наблюдается аускультационный покой. Степень цианоза пропорциональна обструкции, вызванной либо ларингеальным спазмом и отеком, либо острым капиллярным бронхиолитом и бронхоконстрикцией. Основным нарушением является гипоксемия, которую невозможно корригировать путем введения кислорода под атмосферным давлением.

Лечение. Необходимо прекратитьвоздействие токсического вещества, лучше проводить искусственную вентиляцию для более быстрого выведения токсических веществ через легкие. Одним из необходимых мероприятий является введение кислорода, лучше через катетер.

Адреналин дается только в случае ларингеального отека, который быстро развивается в ларингеальную обструкцию (отек голосовой щели) асфиктический синдром. Адреналин вводится в/м в дозе 0,5-1 мг. Через 15—20—30—60 или 120 минутные интервалы введение адреналина повторяется 2—3 раза, но лишь в половиной дозе. Адреналин противопоказан, если больной страдает асфиксией, так как гипоксия миокарда создает условия, в которых препарат способен вызывать желудочковую фибрилляцию. В таких случаях, для спасения больного надо прибегать к трахеотомии.

Кортикостероиды даются в качестве противовоспалительных средств. Они снижают гиперемию, отек и гиперсекрецию ларингеально-трахео-бронхиальной слизистой, способствуя дезобструкции воздухоносных путей и предотвращению острой респираторной недостаточности. В тяжелых случаях вводят внутривенно первоначальную дозу в 100—200 мг преднизолона, за которой следует, с перерывами, дозы в 30— 50 мг, через регулярные интервалы, до общей дозы до 0,5 г в сутки. Спустя 24— 48 часов лечение продолжается пероральными препаратами в дозах по 30—40 мг в день, в течение 3— 4 суток. В дальнейшем, доза снижается, вплоть до полного прекращения еще через 3—4 дня.

Бронхоспазмолитические препараты. Если бронхиальный спазм не проходит вскоре после применения кислорода, вводят бронходилатационные препараты. Чаще всего применяется эуфиллин внутривенно. Кроме того можно применять ингаляционные бронходилятаторы.
Когда кашель становится продуктивным и когда есть подозрение на бактериальную инфекцию применяются антибиотики.

Средства, успокаивающие кашель и разжижающие бронхиальную секрецию. Когда кашель надсадный, назначают противокашлевые препараты (кодеин, тусупрекс, либексин). При трудноотделяющейся мокроте назначается отхаркивающая терапия.

Острые химические пневмопатии.

Большинство газовых токсических веществ вызывает поражения легочной паренхимы, которые захватывают все ее структуры. В понятие острой химической пневмопатии входят различные, чаще всего комбинированные поражения, гистопатологическая особенность которых связана с химической природой токсического вещества и с механизмом, при помощи которого оно повреждает структуры легочной паренхимы. Острые химические пневмопатии возникают и при некоторых отравлениях веществами, которые проникают в организм пищеварительным путем и которые выводятся через легкие или которые действуют косвенно.

Симптомы и признаки. Острая химическая пневмопатия проявляется весьма разнообразной клинической картиной, в которой легочные симптомы и признаки тесно связаны с морфологическими повреждениями. Химическая пневмопатия может быть долевой, сегментарной или в виде рассеянных очагов. Дебют, субъективная клиническая симптоматология и данные физического обследования сходны во многом с клинической картиной бактериальных пневмоний, в особенности в тех случаях, когда химическая пневмопатия инфицируется. Наиболее часто встречаются бензиновые пневмонии. Чаще клинические проявления пневмопатий длятся 6 – 12 дней, если не присоединяется бактериальное воспаление.

Лечение острых химических пневмопатий неспецифично, и терапевтические мероприятия, которые назначаются при этом, преследуют цель корригирования нарушений гемостаза, борьбы с экссудативными и пролиферационными процессами, предупреждения и лечения вторичной инфекции. В редких случаях необходимо введение антидота.
Каждого больного с острой химической пневмопатией надо лечить в стационаре. Во всех случаях острой химической пневмопатии, вводится кислород через носовой зонд, в дозе 6—8 литров/мин., в течение минимум 3—4 дней.

Кортикотерапия. Кортикостероиды даются с целью устранения воспалительных явлений. Назначают 40—60 мг преднизолона в день в первые 6—10 дней, после чего доза постепенно сокращается. Продолжительность терапии — около 20 дней, реже больше. При интерстициальных пневмопатиях с затяжной эволюцией кортикостероидная терапия продолжается в течение недель или месяцев до прекращения интерстициальной пролиферации.
В большинстве случаев при химических пневмопатиях необходимо предупреждение бактериальных суперинфекций с помощью антибиотиков.

Респираторный дистресс синдром взрослых.

Этот синдром состоит в тахипноэ, легочных хрипах и гипоксемии, которую невозможно корригировать при помощи лечения 100% кислородом, из-за определенных анатомических изменений легочной паренхимы, характеризуемых в основном ателектазом и конгестией.

Этиопатогенез. При острых отравлениях этот синдром встречается редко.
Первоначально происходит агрегация тромбоцитов и обструкция легочного сосудистого ложа микротромбами. Затем развивается периваскулярный отек и расширение лимфатических сосудов. Увеличивается сопротивление в системе легочной артерии и возникает перегрузка правых отделов сердца. Легочная гипертензия приводит к увеличению артерио-венозного шунта. Нарушается выработка сурфактанта. Возникают ателектазы. В результате сокращается диффузия кислорода и развивается гипоксемия.
Кроме некоторых токсинов этот синдром может быть связан с аспирацией желудочного содержимого. На фоне развивающихся изменений в легких возможно присоединение бактериального воспаления, то есть пневмонии.

Симптомы и признаки. Характерно тяжелая одышка, хрипы в обоих легких, без выделения мокроты. Рентгенологическое исследование показывает диффузный отек легких. Наиболее важным признаком является уменьшение PaO2, мало меняющееся под влиянием введения 100% кислорода. Наблюдается падение РаСО2 ниже 40 mmHg, а значит развивается дыхательный алкалоз.

Лечение.
Используются диуретики, кортикостероиды, гепарин и антибиотики. Нельзя перегружать организм жидкостью. Дыхание чистым кислородом может привести к усугублению состояния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *