Замедление темпа речи

Брадилалия — это патологический процесс нарушения темпа речи, который характеризуется замедленной, но координированной речью. Брадилалия может развиваться как у детей, так и у взрослых. Это нарушение проявляется в виде замедления внутреннего и внешнего речевого темпа, а также процесса чтения и письма, внимания, памяти, мышления. При этом артикуляция становится нечеткой. Также брадилалии сопутствует монотонность голоса, недостаточно модулированная речь. Брадилалия может сопровождаться запинками, которые при отсутствии необходимой коррекции могут перерасти в заикание. Этот патологический процесс замедления речи может выражаться как в легкой, менее заметной степени, так и в тяжелой, с полным нарушением коммуникативных функций речи. При брадилалии нарушается не только темп речи, но также общая моторика, которые могут сопровождаться тяжелыми психическими процессами.

Классификация

Существует три разновидности заболеваний, которые относятся к нарушению темпоритмического процесса в речи пациента:

  1. Брадилалия — замедленная реализация в артикуляторной речевой программе. Может иметь органический или функциональный вид расстройства. При отсутствии лечения симптоматика усугубляется, процесс коммуникации полностью нарушается.
  2. Тахилалия — патологическое ускорение, когда в речи пациента преобладает процесс возбуждения над торможением. Если болезнь сопровождается частыми паузами и запинками, это называется полтерном (спотыканием). По МКБ-10 числится под шифром F98.6.
  3. Заикание — нарушение в речи, связанное с судорожным состоянием мышцы в аппарате речи. Симптоматически это проявляется различными речевыми судорогами: тоническими, клоническими, тоноклоническими или клонотоническими. По локализации заикание может быть дыхательным, голосовым, артикуляционным с различной степенью тяжести. По МКБ-10 имеет шифр F98.5.

Тахилалия и брадилалия могут осложняться заиканием, поэтому важно обнаружить проблему и начать коррекционную терапию вовремя.

Основные симптомы:

  • Замедленность речи
  • Неестественное растягивание звуков

Брадилалия — заболевание, связанное с нарушением темпоритмической стороны речи несудорожного характера, выражается сильно замедленным темпом. Человек с проблемой разговаривает с большой протяжностью в речи. Если болезнь не начать вовремя лечить, симптоматика усугубляется — появляется заикание.

  • Этиология
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение
  • Осложнения
  • Профилактика

Патология имеет несколько степеней — от легкой, когда отмечаются незначительные изменения, незаметные невооруженным глазом, до значительных нарушений в процессе коммуникации. В тяжелом случае речь больного плохо распознается. Сопутствующие нарушения: проблемы с моторикой, медленная письменная речь, возможны психические отклонения.

Заболевание диагностируется во время осмотра ребенка у логопеда. Специалистом устанавливается степень нарушения и подбирается соответствующая коррекция.

Прогноз лечения положительный — даже в тяжелых случаях будут видны значительные улучшения после процедур.

Причины возникновения брадилалии

Причины брадилалии разнообразны. Самым главным фактором нарушения речи является патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения. В логопедической практике выделяют биологические и психологические факторы развития брадилалии. Брадилалия может передаваться как по наследству вместе с нарушением внутренней речи, так и быть следствием неблагоприятных перинатальных поражений ЦНС. Также брадилалия может формироваться либо в виде самостоятельного нарушения речевого темпа, либо быть частью отдельных форм психических заболеваний. Таких, как:

  • олигофрения;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • опухоли головного мозга;
  • болезнь Паркинсона;
  • симптоматический паркинсонизм;
  • черепно-мозговые травмы;
  • менингиты;
  • энцефалиты;
  • депрессии.

Процесс замедленного темпа речи может также быть обусловлен:

  • центральными, в основном моторными нарушениями;
  • неправильным течением элементарных речевых актов кортикальных возбуждений.

Неправильное воспитание речи ребенка и подражание замедленной речи окружающих могут быть причинами формирования брадилалии. Нарушение речи может также быть вызвано психической заторможенностью, снижением интеллектуальных функций, психоорганическим синдромом. Чаще всего брадилалию диагностируют у флегматиков, которые по своей природе более медлительны. У таких людей процессы торможения преобладают над процессами возбуждения, а в случае брадилалии этот эффект усиливается в несколько раз. Специалисты выделяют также такую разновидность брадилалии, как мозжечковую, при которой пациент не только слишком медленно говорит, но и зачастую неправильно модулирует речь, а в некоторых случаях постоянно скандирует.

Причины брадилалии

Нередко специалисты связывают брадилалию с патологическими изменениями в участках головного мозга и мозжечка больного. Однако, стоит отметить, что данный дефект может появиться у детей при неправильном воспитании или склонности малыша к подражанию близким людям с подобной речевой особенностью. Суть дефекта заключается в доминировании процесса торможения над процессами возбуждения.

Выделяют следующие причины возникновения брадилалии:

  • генетическая предрасположенность;
  • интоксикация плода в период беременности или в младенческом возрасте;
  • конфликт резус-фактора; — опухоль головного мозга;
  • синдром Паркинсона;
  • нарушения функционирования мозжечка;
  • родовая или черепно-мозговая травма

При мозжечковой брадилалии ярко выражен такой симптом, как немодулированная речь: отсутствие интонаций и обертонов, присущих ей в норме.

Симптоматика брадилалии

Такая речевая патология как брадилалия может наблюдаться в любом возрасте. Основная симптоматика нарушения связана с речевым и моторным дисбалансом. Медленный темп речи при брадилалии — лишь один из симптомов, помимо которого существуют и другие:

  • Длительные паузы между отдельными фразами и предложениями.
  • Растянутое произношение отдельных звуков и гласных букв.
  • Монотонность речи.
  • Отсутствие модуляции голоса.
  • Плохая моторика и координация движений.
  • Слаборазвитая мимика.
  • Отсутствие эмоциональности.
  • Вялость и медлительность движений.

Стоит отметить, что при проявлении всех этих симптомов, слова произносятся правильно как в монологе, так и в диалоге (рассказе, пересказе и т. д.). Люди, страдающие брадилалией, с трудом могут включиться в какой-либо вид деятельности, а затем переключиться на другое дело.

Чаще всего симптомы брадилалии можно наблюдать у детей. Родителям важно не списывать это на особенности темперамента ребенка, а при проявлении симптоматике сразу обратиться за консультацией к специалисту. Своевременное обследование малыша позволит вовремя установить причины появления речевой патологии, а также начать принимать необходимые меры для коррекции речи.

У детей с брадилалией наблюдаются трудности с развитием внимания и памяти. Таким детям свойственны медлительность в размышлениях, трудности построения логических умозаключений. Часто ребенку с подобной патологией тяжело переключиться с одного занятия на другое. Осознавая свою проблему, малыш может еще сильнее замкнуться в себе, что повлечет за собой различные психологические переживания. Сильное расстройство нейродинамики в дальнейшем может вызвать у него заикание.

Коррекция брадилалии

Лечение брадилалии, как и любого заболевания, должно носить комплексный характер. Если у Вашего ребенка наблюдаются симптомы брадилалии, необходимо проконсультироваться с психологом и психотерапевтом.

Первостепенную помощь в коррекции данной речевой патологии оказывает логопед. Особенно эффективны при брадилалии занятия логоритмикой: дети двигаются под заданный им ускоренный ритм, быстро маршируют, бегают, выполняют упражнения под ритмичную музыку, играют в подвижные игры с речевым сопровождением.

Также, положительное влияние на улучшение эмоциональности речи, моторики и мимики ребенка оказывают:

  • физиотерапевтические процедуры;
  • лечебная физкультура;
  • массаж;
  • подвижные и развивающие игры;
  • аутогенные тренировки;
  • пение, танцы, спорт;
  • чтение книжек, отгадывание загадок.

Стимуляция скорости речи у детей проходит постепенно в несколько этапов:

  • На первом этапе логопед произносит простую фразу (например, «котёнок пил тёплое молоко»), задавая темп речи (дирижированием, хлопками в ладоши или простукиванием ритма по столу). Дети повторяют фразу несколько раз, следуя за ускоряющимся темпом, задаваемым логопедом.
  • На втором этапе дети быстро произносят строчки из знакомого стихотворения.
  • Третий этап коррекционной работы заключается не только в стимуляции скорости речи, но и работу над ее выразительностью. С детьми ставят сценки, где они разучивают инсценировки по ролям, закрепляя требуемый темп и ритм речи.
  • На четвертом (заключительном) этапе дети работают со скороговорками и чистоговорками, которые способствуют закреплению полученных навыков и развитию речевой моторики.

Своевременное выявление наличия речевой патологии, а также вовремя проведенная коррекционная работа дают положительный прогноз развития речевых навыков ребенка. Лечение проходит успешно при регулярных занятиях и комплексной поддержке медицинских специалистов. Однако, обращаем Ваше внимание, что даже после положительной коррекции брадилалии, малышу нужен контроль и поддержка родителей, так как самому ему первое время будет трудно следить за состоянием своей речи.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

Первый детский медицинский центр
Здоровье детей – спокойствие родителей!

Причины

Формируется брадилалия или, как ее иногда называют, заикание, под действием психологических и биологических факторов. В ряде случаев отмечается наследственный характер этой патологии, когда несколько поколений страдают от нее.

К биологическим факторам и причинам брадилалии у детей относят:

  • перинатальное (внутриутробное) поражение нервной системы ребенка в результате воздействия токсинов (алкоголя или наркотиков);
  • родовые травмы;
  • гипоксические состояния плода во время родов;
  • общая астенизация;
    интоксикация при некоторых инфекционных заболеваниях.

У взрослых брадилалия иногда выступает симптомом приобретенного заболевания нервной системы:

  • болезнь Паркинсона;
  • травмы черепа с повреждением мозгового вещества;
  • внутричерепные опухоли;
  • менингит;
  • энцефалит и другие.

Психологическим фактором являются отклонения в воспитании ребенка, когда он пытается подражать окружающим с медленной речью.

Если рассматривать патогенетический механизм, все эти причины обусловлены доминацией процессов торможения в головном мозге над процессами возбуждения в речевом центре.

К причинам появления болезни можно отнести наследственность, резус-конфликт, черепно-мозговые и родовые травмы, интоксикация организма в утробе матери или младенчестве.

В отношении детей вышеперечисленные отклонения часто списывают на темперамент и характер малыша, тем самым упуская развитие недуга.

При этом страдает функционирование памяти и развитие внимания. Заметно заторможенное мышление, сложности с концентрацией и сменой вида деятельности. Опасность брадилалии в том, что болезнь со временем может осложниться заиканием.

Проявлению брадилалии может послужить несколько серьезных причин:

  1. Предрасположенность к болезни на генетическом уровне.
  2. Повреждения плода на эмбриональном уровне развития.
  3. Полученная травма головы в раннем возрасте.
  4. Плохо развитый мозжечок.
  5. Наличие более серьёзных болезней, непосредственно связанных с головным мозгом.

Также могут сыграть свою роль более мелкие причины, накапливающиеся с годами в раннем возрасте. При подобной болезни у ребёнка наблюдаются склонности к спокойствию, отсутствие характерной для детей активности.

Хотя причин этому речевому дефекту может быть много, основные факторы, вызывающие замедленность темпа считаются следующие:

  • наследственность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • частые или постоянные депрессии;
  • болезнь Паркинсона;
  • болезни центральной нервной системы;
  • более тяжкие заболевания – олигофрения, менингиты, энцефалиты.

Речь нарушается также в результате общей заторможенности интеллектуальных функций организма.

Если в семье уже есть взрослые с такими проблемами, то ребенок, как правило, копирует темп разговора родителей и впоследствии брадилалия диагностируется у ребенка.

Как проявляется брадилалия?

Симптоматика брадилалии может проявляться в речевой и неречевой форме. К речевым симптомам нарушения относятся:

  • замедленный темп экспрессивной (произносимой вслух) и импрессивной (мысленной) речи;
  • замедленный темп чтения и письма;
  • увеличенные паузы между произносимыми словами;
  • увеличенные интервалы между отдельными звуками одного слова;
  • растянутое произношение гласных;
  • скандированность речи.

Артикуляция звуков может быть нарушена, но координация слов и слогов сохраняется, и речь построена правильно. Хотя в момент произнесения слов и фраз у пациента наблюдается увеличение пауз между словами и между звуками внутри слова, а также растягивание гласных звуков. Голос у пациента при брадилалии приобретает монотонность, модуляция и выразительность отсутствует, иногда при фонации появляется ринофония (назальный оттенок). Замедление речи проявляется и при опоре на зрительное восприятие. Также в медленном темпе пациенты читают и записывают слова и фразы.

Неречевая форма брадилалии проявляется следующим образом:

  • нарушения мимических движений, общей и мелкой моторики;
  • вялость, общая заторможенность, плохая координация движений;
  • склонность к застыванию и устойчивым повторениям (персеверация);
  • ухудшение внимания, памяти, мышления, восприятия;
  • проблемы с переключением внимания.

Пациенты обычно долго включаются в любой вид деятельности, инструкцию воспринимают со второго раза, а как только сосредотачиваются на чем-то, с трудом переключаются на другое занятие. Легкая степень брадилалии не доставляет значительного дискомфорта и не связана с серьезными переживаниями, но при тяжелой степени расстройства пациенты, осознающие свой дефект, страдают от психологических переживаний.

Диагностические методы исследования брадилалии

Пациентам с брадилалией необходимо проходить комплексное медицинское, психологическое и логопедическое обследование, которое направлено, прежде всего, на выяснение причин нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений. Поэтому пациент с брадилалией может посещать одновременно невролога, логопеда, психолога и психиатра.

При брадилалии пациент проходит следующие виды исследования:

  • данные анамнеза, которые включают информацию о перенесенных заболеваниях и повреждениях головного мозга;
  • данные о наличии генетической предрасположенности к нарушениям темпа речи;
  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • ПЭТ головного мозга.

Также проводится диагностика устной и письменной речи. Анализ устной речи при брадилалии включает оценку строения органов артикуляции и состояния речевой моторики, звукопроизношения, слоговой структуры слова, темпо-ритмической стороны речи, особенностей голоса. В свою очередь, исследование письменной речи подразумевает выполнение заданий на письмо под диктовку, самостоятельное списывание текста, чтение отдельных слогов, целых фраз и текстов. Состояние артикуляционной и мимической моторики у пациентов оценивается специалистами по методикам, которые включают:

  • анализ состояния тонуса мышц;
  • изучение возможности осуществлять непроизвольные и произвольные движения;
  • изучение ритмичности, точности, амплитуды и силы мышечного сокращения, времени, которое необходимо для фиксации артикуляционного уклада и т.д.

Учитывается также уровень интеллектуального развития, состояния мимической и общей моторики, сенсорных функций. На основании обследования логопед составляет речевую карту пациента.

Методы диагностики и необходимые обследования

Брадилалия, как и любая патология требуют в диагностике комплексного подхода, подразумевающего медико-психологическое обследование. В нем участвую несколько специалистов: врачи невролог и психиатр, а также психологи и логопед.

Начинается обследование со сбора анамнеза — выясняются все обстоятельства, которые могли стать причиной. При обследовании детей обязательно деятельное участие родителей, так как именно они знают нюансы касательно перенесенных заболеваний. Необходимо выяснить, не было ли среди родственников людей с любым речевым расстройством.

При расспросе необходимо обратить внимание на возможные травмы головы. Чтобы исключить соматические причины брадилалии врачи могут назначить:

  • электроэнцефалографию;
  • КТ или МРТ головного мозга;
  • люмбальную пункцию.

Логопедическое обследование заключается в оценке состояния артикуляционных органов. Изучается экспрессивная речь (особенности голоса, звукопроизношение, ее ритмика). Для изучения письменной речи выполняются специальные задания: списывание текстов, диктант, чтение.
Производится оценка общей и мелкой моторики, мимики, оценивается уровень интеллектуального развития, состояние сенсорных систем.

Коррекция

После всестороннего обследования начинается скрупулезная коррекционно-педагогическая деятельность. Исправление заикания осуществляется на фоне медицинских процедур, задача которых состоит в нормализации состояния нервной системы и ее активизации за счет выключения тормозящих процессов.

Схемы терапевтического воздействия подбираются индивидуально, они обычно включают:

  • Фармакотерапия. Лекарства как такового от брадилалии нет, медикаментозное вмешательство заключается в применении общетонизирующих (витамины. микроэлементы) средств и успокаивающих препаратов (предпочтение отдается препаратам на растительной основе).
  • Массаж — снимает мышечное напряжение, обладает некоторым седативным воздействием.
  • Лечебная физкультура. Способствует нормализации общего мышечного тонуса, что опосредованно благотворно сказывается и на мышцах артикуляционного аппарата.
  • Физиотерапевтическое воздействие. Применяется в основном бальнеотерапия, позволяющая оптимизировать нервный тонус, стабилизировать работу вегетативной нервной системы.
  • Для стимуляции речевой активности назначают сеансы индивидуальной психотерапии или аутогенные тренинги.

Цель комплекса коррекции брадилалии состоит в формировании у человека быстрых и четких артикуляционных реакций. Прорабатывается просодическая сторона речи, в ходе которой вырабатывается ее внятность и устраняется заикание.

Занятия по коррекции проводятся с ускоренной речью, скорость и темп которой задается дирижированием или ритмичными действиями (похлопывание ладонью по столу или притопывание ногой). В ходе занятий коррекционное воздействие постепенно усложняется — в разговорные упражнения добавляются скороговорки, производится инсценировка различных жизненных ситуаций, осуществляется чтение по ролям.

Для стабилизации общей и артикуляционной моторики полезны спортивные игры с речевыми и соревновательными элементами. Логоритмика и логопедический массаж, а также игра на музыкальных инструментах и пение присутствуют в арсенале коррекционных методик.

Улучшения просодики с ускорением темпа речи удается достичь за счет регулярных занятий в течение 4-12 месяцев, конкретный срок зависит от начальной выраженности нарушений.

В запущенных случаях помогает психотерапия, которая направлена на изменение психологического восприятия дефекта ребенком, на нормализацию микросоциального климата.

Прогноз и профилактика

Улучшить прогноз в плане полного избавления от брадилалии помогает ранняя диагностика этого состояния и как можно более раннее начало коррекционных мероприятий. В этом случае получается ограничиться минимумом процедур, так как еще не развилось сложных психологических нарушений.

Формирование нормальной речи после длительного курса коррекции должно плавно переходить в регулярное плановое наблюдение у специалиста для профилактики возможного рецидива. Справившийся с проблемой пациент должен заниматься самоконтролем.

Профилактика брадилалии направлена на устранение возможных причин ее возникновения. В роддомах усилия врачей направлены на минимизацию риска перинатального поражения головного мозга. В детском и зрелом возрасте нужно избегать травм головы, инфекций нервной системы. Родители должны с самого раннего возраста обращать внимание на правильность развития речи ребенка, в этом помогает правильное поведение родителей, как образцов подражания.

Диагностика

Чтобы определить причину и механизм отклонения, обследование должно проводиться комплексно при участии специалистов: невролога, логопеда, психолога и психиатра. Обследование носит психолого-педагогический характер.

Специалисты:

  • изучают анамнез, проверяя наличие травм головы и перенесенные болезни;
  • проводят опрос родственников на предмет присутствия отклонений в речи у близких;
  • чтобы обнаружить органическую основу в возникновении патологии, назначают дополнительные процедуры.

Инструментальные исследования:

  • ЭЭГ (электроэнцефалография) — исследуется головной мозг с целью выявления очагов с повышенной судорожной готовностью и других аномалий;
  • РЭГ (реоэнцефалография) — проверяются сосуды головы с подробной расшифровкой;
  • МРТ головы — позволяет выявить наличие опухоли или воспалительного процесса;
  • ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) головного мозга;
  • люмбальная пункция — через поясничный прокол извлекается спинномозговая жидкость для детального анализа.

Брадилалия может диагностироваться по результатам исследования устной речи, когда дается оценка строения органов артикуляции, проверяются речевая моторика и экспрессивность речи. Исследуется письмо под диктовку или самостоятельно, чтение слогов, слов, отдельных фраз или небольших текстов. Проверяют мимику и моторику, дают оценку интеллектуального развития.

Лечение

Для устранения дефекта в речи проводится специальная педагогическая коррекция в комплексе с медицинским воздействием, направленным на восстановление функционирования нервной системы.

Лечебные процедуры при брадилалии:

  • фармакотерапия — включает назначения медикаментозных средств;
  • лечебная физкультура — состоит из выполнения комплекса движений (в зависимости от патологии);
  • массаж логопедический — направлен на улучшение нервных окончаний, связок и сосудов;
  • бальнеотерапия — группа методик, которые основаны на химическом, температурном и механическом воздействии воды на организм человека, вода может быть теплой, горячеватой, комнатной или прохладной (можно принимать ванны, душ или обливания);
  • физиотерапевтическое лечение — применяется электрическое, электромагнетическое, магнетическое воздействие;
  • психотерапия — проводится воздействие на психику пациента беседами и обсуждениями, специальными упражнениями, в тяжелых состояниях назначаются лекарственные препараты, сеансы могут носить групповой, индивидуальный характер или проходить в форме семейной консультации;
  • аутогенные тренировки устраивают для группы лиц с однотипным диагнозом — направлены на преодоление патологии и приобретение определенных навыков.

Терапевтическая коррекция необходима для выработки быстрых и четких речевых реакций, ускорения процесса речи с соблюдением определенного темпа, который задается врачом-логопедом.

Логопедический массаж может сочетаться с речевыми тренировками и подвижными играми. Хорошо помогает посещение кружков, связанных с пением, танцами, ручным трудом. Занятия следует посещать систематически в течение года.

Возможные осложнения

Брадилалия может осложняться такими отклонениями:

  • проблемы с речевым восприятием, когда человека перестают понимать окружающие;
  • депрессии;
  • психологические отклонения.

Если причина заторможенности речи — следствие внутренних патологий (опухоли, черепно-мозговых травм или генетических отклонений, бездействие может иметь тяжелые последствия.

Прогноз будет положительным только в отношении начальной стадии заболевания, в других случаях все индивидуально.

Профилактика

Профилактические мероприятия, учитывая особенности брадилалии:

  • предотвращение послеродовых травм и перинатальных поражений нервной системы;
  • полное обследование после травмы головы;
  • лечение инфекций, которые могут отрицательно отразиться на нейронной функции;
  • правильное развитие речи ребенка.

С начальной стадией болезни можно быстро справиться, посещая логопеда и развивающие кружки. Это поможет предотвратить осложнения, если причина отклонения в речи не связана с внутренними патологиями.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания Поделиться статьей: Читать нас на Яндекс.Дзен Заболевания со схожими симптомами: Заикание (совпадающих симптомов: 2 из 2) Атаксия Фридрейха (совпадающих симптомов: 1 из 2)

Методы коррекции брадилалии

При коррекции брадилалии необходимо проводить комплексную программу лечения. Медицинская коррекция этого нарушения направлена на повышение активности нервной деятельности и нормализацию скорости протекания психических процессов, она носит тонизирующий характер. Также используется психотерапевтическое воздействие для изменения установки на собственную речь.

Таким образом, методика лечения брадилалии включает:

  • медикаментозные препараты, которые нормализуют деятельность нервной системы (витамины В, С, глютаминовая кислота и др.);
  • коррекционно-педагогическую работу, позволяющую выработать быструю и четкую речевую реакцию, выразительное звучание речи;
  • специальную лечебную физкультуру;
  • физиотерапию;
  • массаж;
  • логоритмику;
  • бальнеотерапию;
  • психотерапевтические занятия, направленные на развитие речевой активности;
  • аутогенные тренировки.

Коррекция брадилалии на логопедических занятиях осуществляется при помощи логоритмических упражнений, во время которых логопед поддерживает при помощи дирижирования немного ускоренный темп речи. Речевой материал постепенно усложняется — пациент в процессе занятий переходит от произнесения слогов к словам, затем к фразам и т.д. Проводятся также упражнения, которые активизируют внимание. Для нормализации моторики при брадилалии пациентам рекомендуют подвижные игры с речевками и элементами спортивных соревнований, занятия ручным трудом, игры на музыкальных инструментах, танцы и пение. При регулярном посещении систематических занятий темп речи нормализируется на протяжении 6-12 месяцев.

Прогноз и профилактические методы брадилалии

В основном прогноз лечения нарушения темпа речи является благоприятным, особенно в том случае, если коррекция брадилалии осуществляется на ранних стадиях. Но все же после нормализации речи пациенту необходимо не только чаще посещать специалиста, но и самостоятельно следить за своей речью. Что же касается профилактических методов брадилалии, то в данном случае врачи рекомендуют:

  • предупреждать внутриутробные, родовые и послеродовые поражения ЦНС;
  • избегать травм головы, нейроинфекций;
  • проводить мероприятия, направленные на предупреждение развития астенического синдрома, а именно соблюдать режим дня и полноценно питаться;
  • следить за развитием речи ребенка;
  • полноценно общаться;
  • выбирать правильные образцы для подражания.

2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе — торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.

4. Заикание — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.

Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения произношения рассматриваются либо как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *