Тревожность у ребенка 5 лет

24.01.2020 4

Тревожный ребенок

В первые годы жизни дети находятся в постоянном потоке неизвестной информации. Ежедневно малыши встречают непонятные слова, сталкиваются с новыми явлениями и людьми. И не все легко переживают этот этап, у некоторых детей появляется повышенная тревожность. Давайте разберемся, как родители способны помочь ребенку преодолеть страхи и беспокойство.

«У меня очень тревожный ребёнок. Сейчас сыну восемь лет, он учится во втором классе, но до сих пор очень пугливый, боится чужих людей. Если вдруг в школе учительница сделает замечание, очень расстраивается, плачет весь вечер, не хочет идти на занятия. Приходится провожать его буквально до двери класса, успокаивать. При знакомстве с другими людьми, даже сверстниками, буквально прячется за меня, краснеет, может даже начать плакать — настолько боится. Иногда жалуется на кошмары посреди ночи, а потом не может уснуть до утра. Учится неплохо, но каждое задание выполняет долго, боится сделать ошибку, боится выходить отвечать к доске, даже если знает урок. Он здорово читает стихи, хорошо запоминает, но на конкурсы и чтения отправлять его бесполезно: один раз попытались — дело дошло до истерики. Не знаю, как бороться с такой сильной тревогой у ребёнка. Стараюсь его оградить от сильных эмоциональных воздействий, не ходить в незнакомые места часто, но я же не смогу его всю жизнь так оберегать».

— Анастасия, мама 8-летнего Вани

В обществе распространён стереотип, что тревога — это прерогатива исключительно взрослых людей. Мол, детям не о чем тревожиться, ведь родители балуют их, обеспечивают, делают всё для их безопасности. Но увы, повышенная тревожность не обуславливается лишь внешними факторами. Многое зависит от внутреннего состояния человека, и здесь между взрослым и ребёнком нет особой разницы: тревога может мучить человека в любом возрасте — и малышей, и подростков. Ребёнку в этом случае даже тяжелее, ведь он ещё не знает, как справляться со стрессовыми факторами, своими страхами и тревогами, он ищет помощи и защиты у родителей. В этой статье мы расскажем о том, что вызывает тревожность, и дадим рекомендации родителям тревожных детей: как научить ребенка спокойнее относиться к сложным ситуациям и помочь ему развить стрессоустойчивость, которая станет опорой на всю жизнь.

Последствия

Если вовремя не обнаружить тревожность у дошкольника и помочь ему справиться с этой проблемой, последствия могут быть довольно плачевными. Тревожность в раннем детстве перерастает в более глубокую душевную травму и может проявиться в следующем:

  • Социальная отчужденность. Ощущая себя крайне неуверенно и замкнуто, ребенок перестаёт общаться с окружающими, всячески старается избежать встречи с новыми людьми и разговоров с детьми. Таким образом, круг общения ограничивается самыми близкими родственниками, проживающими под одной крышей. В связи с этим дошкольник не усваивает основные социальные нормы, процесс адаптации в коллективе протекает крайне сложно.
  • Необходимость встречи с незнакомым человеком или общения с окружающими становятся причиной повышенного беспокойства и даже могут привести к настоящей истерике.
  • Ухудшение успеваемости в школе. Зачастую тревожные дети учатся хуже, так как боятся лишний раз задать вопрос учителю или дать ответ на вопрос. Но, справедливости ради, стоит отметить, что бывает и диаметрально противоположная ситуация. Боясь гнева родителей или учителя, школьник изо всех сил старается выполнить задание максимально хорошо и правильно. Что же будет, если такому ребенку вдруг не удастся получить пятерку? Травмирующая ситуация усилит беспокойство и чувство страха у тревожного малыша.
  • Стабильный непреодолимый страх перед совершением ошибки. Проявляется следующим образом: боясь оступиться или сделать что-то неправильно, человек просто отказывается от того или иного действия; становится нерешительным, безвольным человеком.
  • Неадекватность в поведении взрослого человека чаще всего обусловлена детской тревожностью. Так называемые фрики – это взрослые, которые яркой внешностью и экстравагантностью стараются компенсировать свою замкнутость и отверженность в детстве.

Итак, если вовремя не провести коррекцию тревожности у дошкольника, он вырастет закомплексованным, безынициативным, нерешительным взрослым, который вряд ли добьется в жизни успеха.

Симптомы повышенной тревожности

«Мне иногда кажется, что нет такой ситуации, из-за которой бы она не переживала. Ее тревожит буквально все подряд: темнота, гроза, лифты, громкие звуки… До сих пор боится засыпать одна — а ведь ей уже девять лет! Для меня это нонсенс. Я в её возрасте была смелая, уже вовсю лазала по гаражам с мальчишками и говорила, что я уже взрослая. А она совсем нежный цветочек. Я уже молчу про незнакомых людей, да и про знакомых тоже. Учителя жалуются, что девочка способная, но так стесняется, что на уроках не может отвечать, молчит, может даже расплакаться. Дома снова плачет и говорит, что у неё никогда ничего не получится, что она глупая, что хуже всех. Заниматься ничем не хочет — ни спортом, ни музыкой, ни рисованием. Боится, что не получится. Хотя читать очень любит, по дому помогает, так что дело вовсе не в лени. Мне очень её жалко, постоянно разговариваю, пытаюсь успокоить, никогда не ругаю, но ничего не меняется».

Виктория, мама 9-летней Саши

Говорить о повышенной тревожности можно, если у ребёнка регулярно проявляются следующие признаки:

  • неуверенность в себе, заниженная самооценка;
  • страх перед новыми делами или людьми;
  • отказ выполнять работу, которая связана с трудностями;
  • страхи, не соответствующие возрасту: если ребёнок старше семи лет боится идти в школу, выходить на улицу, оставаться дома один, засыпать один;
  • нарушения сна, ночные кошмары;
  • пониженный аппетит;
  • «вредные привычки»: ребёнок грызёт ногти, постоянно накручивает волосы на палец, выдёргивает волосы и т. д.;
  • плаксивость, ранимость;
  • скованность в новой обстановке;
  • приступы злости, раздражительности;
  • множество фобий.

Приступы тревоги сопровождаются также физиологическими проявлениями: учащённым сердцебиением и дыханием, сухостью во рту, дрожью, нарушениями пищеварения и другими признаками — у каждого ребёнка симптомы индивидуальны.

Внешнее проявление тревоги и беспокойства у детей

Повышенная тревожность имеет разные проявления: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, повышенное потоотделение, напряжение в теле, тошнота. Тревожный ребенок может не отпускать вас ни на шаг, начать заикаться, плакать, впадать в истерику. У него появляются проблемы со сном, повышенная утомляемость, проблемы со здоровьем.

Но не всегда тревога является чем-то негативным. Чувство страха мотивирует нас или помогает нам избегать опасности и конфликтов. Но если повышенная тревожность мешает нормальной жизни, тогда стоит обратить на эту проблему пристальное внимание.

Виды тревожности у детей

Сепарационная тревога

Малыш расстраивается и сильно беспокоится, когда мама или папа уходят. Подросший ребенок отказывается идти в детский сад, оставаться у бабушки. Сепарационная тревога начинает проявляться с 9 месяцев и может обостриться в 2-3 года.

Социальная тревожность у детей

Ребенок чувствует дискомфорт в присутствии большого количества людей, боится осуждения, не переносит шумных мест. Социальная тревожность часто возникает из-за непонимания предмета или события, а также отсутствия опыта у малыша.

Тревожно-фобическое расстройство

Скрытый, иррациональный страх определенных вещей или ситуаций. Например, боязнь грозы, насекомых, закрытых пространств.

Тест на тревожность для детей

Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., предложили следующий опросник для выявления детской тревожной личности

Итак, признаки тревожности:

1. Малыш не способен работать долго, быстро устает

2. Трудно сосредоточивается на конкретном чем-то

3. Беспокойство вызывает любое задание

4. Во время исполнения заданий ребенок скован и напряжен

5. Часто смущается

6. Говорит что напряжен

7. Краснеет в новой обстановке

8. Сетует на кошмарные сны

9. Руки зачастую влажные и холодные

10. Часто отмечается расстройство стула

11. Потеет при волнении

12. Имеет плохой аппетит

13. Беспокойно спит и долго засыпает

14. Пуглив, всего боится

15. Легко расстраивается, беспокоен

16. Зачастую не сдерживает слезы

17. Не переносит ожидание

18. Новые дела не радуют

19. Всегда не уверен в своих силах и себе

20. Боится сложностей

Обработка данных по тесту проводится так: за каждый утвердительный ответ начисляется плюс, а чтобы получить общий балл — суммируется количество «плюсов».

О высоком уровне тревожности свидетельствует наличие от 15 до 20 баллов.

О среднем уровне тревожности говорит наличие баллов от 7 до 14.

О низком уровне тревожности свидетельствует наличие баллов от 1 до 6.В дошкольном учреждении малышам зачастую присущ страх разлуки с родителями. Следует помнить, что в возрасте двух-трех лет эта черта допустима и объяснима, однако если малыш в подготовительной группе часто плачет при расставании, не сводя глаз с окна и ожидая каждую секунду своих родителей, то на это необходимо обратить особое внимание.

По нижеперечисленным критериям определяют наличие страха разлуки, которые представили П. Бейкер и М. Алворд.

Критерии для выявления страха разлуки:

1. Печаль при расставании, повторяющееся сильное расстройство

2. Беспокойство о том, что может быть взрослому плохо

3. Постоянное переживание из-за разлуки с семьей

4. Настойчивый отказ идти в дошкольное учреждение

5. Страх быть и остаться одному

6. Непреодолимый страх одному засыпать

7. Ночные кошмары, в которых малыш с родными разлучается

8. Жалобы на недомогание: боль в животе, головную боль

Зачастую малыши, страдающие страхом расставания, и в самом деле заболевают, если постоянно думают о тревожащих моментах.

Если на протяжении четырех недель проявлялись три черты, то предполагают, что у крохи действительно имеется этот вид тревожности и страха.

Разновидности тревожно-фобического расстройства

В настоящее время исследовано более пятисот фобий. Специалисты поделили их на три обширных группы: специфические (простые), социальные фобии, агорафобия.

Простые фобии

К ним относят страх перед действием, ситуацией, объектом. Это может быть боязнь темноты, определенных животных (собак, пауков, змей, насекомых), отверстий, авиаперелетов, темноты, закрытого пространства, крови, высоты, болезней и т.д.

Как правило, такие нелепые страхи развиваются у маленького ребенка в тот период, когда он начинает познавать мир. У некоторых людей они пропадают в процессе взросления, а у других – остаются на всю оставшуюся жизнь.

Социальные фобии

Страдающие ими люди боятся внимания со стороны и негативной оценки того, что они делают. Поэтому такие индивиды стараются избегать публичных выступлений, нахождения в обществе, вечеринок, людных мест, ответов у доски в школе или вузе, звонков незнакомым абонентам и т. п. Развивается такая фобия обычно в подростковый период.

Социофобы опасаются, что посторонним они будут казаться нелепыми, неадекватными, странными. Беспокоит их и собственная реакция на тревожность: дрожание голоса, покраснение лица, дрожание рук, тошнота.

Агорафобии

Это боязнь оказаться в ситуации, из которой трудно выбраться или где помощь не может быть оказана своевременно. Проявляется она у людей после 20 лет.

Агарофобы боятся ходить в магазин, театр, кино, ездить в общественном транспорте, автомобиле и лифте, оставаться одни в квартире, находится вдали от дома, на открытых пространствах. Прогрессируя, расстройство расширяет свои границы, то есть, тревожных ситуаций становится все больше, и в итоге человек, стараясь избежать их, становится затворником.

Кроме фобий, к тревожно-фобическим расстройствам относят патологии, имеющие яркую поведенческую и когнитивную симптоматику, с сильно выраженной реакцией организма на страх.

  • панические атаки;
  • генерализованное тревожное расстройство;
  • приступы по типу синдрома Да Косты.

Особенности и группа риска

У больного с данным невротическим нарушением затронуты лишь некоторые стороны психической деятельности, при этом его личность не страдает. Мышление у такого человека вполне нормальное, отсутствуют галлюцинации, бредовые идеи, психозы. Он четко осознает свою патологию, при этом ничего поделать не может: постоянно нервничает, беспокоится, не чувствует себя в безопасности.

Этот дискомфорт значительно влияет на всю жизнь индивида, не давая ему нормально существовать в обществе, работать, учится, отдыхать, реализовывать себя творчески.

Тревожно-фобическому расстройству подвержены люди с неврозами, холерическим типом характера, неспособные преодолеть стресс. Большая доля женщин в статистике обусловлена тем, что подтолкнуть к нему могут гормональные всплески во время беременности и послеродовой период. Гормональные изменения могут таким же образом повлиять и на детей в пубертатном периоде.

Еще один вариант – влияние родителей. К примеру, ребенок женщины, панически боявшейся тараканов и при каждой «встрече» с ними это демонстрировавшей, тоже будет так относиться к этим насекомым.

В группе риска находятся и люди мнительные, раздражительные, зависимые от чужого мнения.

Причины

Как и в случае с большинством заболеваний психической сферы, точных причин развития тревожно-фобического расстройства специалисты назвать не могут. Но однозначно можно сказать, что этому способствует целый комплекс факторов:

  1. Наследственность. Очень часто в семейном анамнезе больного присутствую предки со склонностями к излишним неконтролируемым реакциям на какой-либо раздражитель, невротическими отклонениями. Это позволяет утверждать, что такая патология может передаваться генами с заложенными нарушениями в протекающих в ЦНС биохимических процессах.
  2. Особенности личности – ранимость, склонность к депрессии, мнительность, тревожность, подозрительность, неспособность бороться со стрессом. Люди с таким типом характера и темпераментом зависят от мнения окружающих, не уверены в себе, не любят критику. В их привычке – длительный анализ ситуации, фиксация на внутренних ощущениях. Даже совсем небольшие изменения они считают опасными.
  3. Депрессия, невроз, ипохондрия, развивающиеся на фоне долгого одиночества, затворничества, потери близкого человека, расставания с любимым.
  4. Особенности воспитания. Ребенок «впитывает» в себя специфику поведения родителей, у него вырабатывается аналогичный алгоритм ответа на стрессовую ситуацию. Если его близкие родственники фокусируются на определенном раздражителе и боятся его, то и у малыша зафиксируется такая же глубина переживаний по поводу этого же объекта или ситуации. Свою негативную лепту в формирование фобий также вносят наказания, семейные конфликты, плохое финансовое состояние, смерть родителя.
  5. Гормональная «встряска» организма – пубертатный период, беременность, послеродовой период.
  6. Нарушение производства медиаторов и их обмена. Дефицит биологически активных веществ приводит к сильному аномальному страху среди прочих невротических реакций.
  7. Употребление психотропов, наркотических веществ, спиртных напитков, курение (никотин имеет возбуждающее свойство).
  8. Хронические болезни. Этот фактор пока имеет статус гипотезы, но вполне заслуживает признания. При гликемии человек испытывает навязчивый страх, беспокойство без видимой причины, возбуждение, иррациональную тревогу. А это симптомы тревожно-фобического расстройства. Почти то же самое происходит при избыточной секреции тиреоидных гормонов, феохромоцитоме (опухоли мозгового слоя надпочечников). Панические атаки свойственны и больным с пролапсом митрального клапана.

Статистика заболеваний у детей

Заболеваемость несколько варьируется с возрастом, а тревожные расстройства чаще встречаются у девочек, чем у мальчиков. Распространенность среди населения всех возрастных групп некоторых ТР составляет 5-10 процентов.

У большинства людей проблема начинается постепенно, но фобии и приступы паники могут возникнуть внезапно. Каждое из упомянутых выше различных состояний тревоги имеет свои отличительные особенности.

Признаки и симптомы

Заподозрить тревожное расстройство у ребенка или подростка можно по следующим признакам и симптомам.

Тревога разлуки

У ребенка существует большой страх разлучения с матерью или отцом, который выходит за рамки обычного возрастного периода для таких реакций. Если такое разделение происходит, важно, чтобы ребенок быстро восстановил контакт. Симптомы такого беспокойства начнутся до того, как ему исполнится шесть лет, и часто будут вызывать телесные проявления или психосоматические проявления. Подросток также сможет отказаться от посещения школы.

Социальная тревога

Происходит в раннем детстве и вызывает необычайно сильный страх перед незнакомцами и неуверенность в социальных ситуациях. Это приводит к избеганию социального взаимодействия и, как правило, плохому социальному функционированию. Читайте подробнее о социальной фобии здесь.

Генерализованное тревожное расстройство

Чрезмерное беспокойство, которое подавляет поведение и функции ребенка в большинстве ситуаций. За таким расстройством часто следуют телесные симптомы, такие как головные боли, боли в животе, проблемы с отдыхом и сном.

Паническая тревога

Тревожное расстройство ребенок обычно не получает до наступления половой зрелости. Приступы тревоги начинаются внезапно без видимой причины и часто сопровождаются учащенным сердцебиением, потоотделением, тремором, сухостью во рту, затрудненным дыханием и страхом смерти.

Фобии

Они означают сильное беспокойство об особых объектах или ситуациях. Это заставляет ребенка ожидать, что он будет напуган в данной ситуации, и, таким образом, попытаться избежать ситуаций, в которых можно спровоцировать беспокойство. Например, фобия заставляет ребенка не выходить на улицу, а изолирует его дома, где он чувствует себя в безопасности.

Важным подмножеством фобий является школьная фобия (боязнь ходить в школу). Такая тревога имеет сложные причины и часто совпадает с тревогой расставания у молодых и сопутствующей депрессией у подростков. Школьная фобия вызвана болезнью, смертью близкого родственника, переездом друга, запугиванием или школьной перестановкой.

Тревожные расстройства являются одним из наиболее распространенных состояний, наблюдаемых в детской и подростковой психиатрии.

Причины тревоги у детей и подростков являются сложными, но считается, что врожденные характеристики ребенка взаимодействуют с окружающей средой и жизненным опытом. Депрессия или тревожное расстройство у родителей сделают малыша особенно восприимчивым к таким расстройствам как по наследству, так и в детском окружении.

Диагностика

Состояние тревоги диагностируют по характерным симптомам. Обследование обычно проводится во время разговора. Часто используются стандартизированные вопросники, некоторые из которых заполняются молодым человеком.

Также должен быть проведен осмотр тела, чтобы исключить другие заболевания, которые вызывают такие симптомы, как боль в животе и головные боли.

Лечение

Целью лечения является ослабление или устранение соответствующих симптомов и предотвращение превращения состояния в постоянное тревожное расстройство. Также важно способствовать нормальному развитию ребенка в других областях. Это может дать ему опыт овладения навыками и поможет предотвратить возникновение ТР.

Различные формы тревоги / страха у детей распространены и преходящи. Обычно они не требуют лечения. Однако, если беспокойство / страх возникают с необычной силой и продолжительностью, необходимо обратиться за помощью к клиническому психологу. Соответствующим лечением будет информирование, арт-терапия и разговоры о состоянии. Такие разговоры будут сосредоточены на способности, как детей / подростков, так и родителей справиться с этой проблемой. При школьной фобии важно, чтобы ребенок быстро вернулся в школу.

Медикаментозное лечение

Использование лекарств имеет значение только в том случае, если ребенок серьезно страдает от тревоги, и его всегда назначают в сочетании с другими мерами. Лекарства редко используются для детей дошкольного возраста, и нет убедительных доказательств того, что они полезны для детей старшего возраста.

Семейная терапия может быть уместна, когда есть проблема с взаимодействием между родителями и детьми. Если причиной жалоб является психическое заболевание, можно использовать психотерапию и онлайн консультации.

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия (КАТ) является лучшим документированным эффективным методом лечения выраженных тревожных расстройств у детей. По сравнению с отсутствием лечения, повторные исследования лечения показали эффект КАТ как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Исследования показывают, что различные формы участия родителей в CAT улучшают эффективность. Однако мало исследований, в которых сравниваются результаты подхода CAT, например, семейная терапия или индивидуальная терапия. Обе эти терапии также содержат элементы CAT.

В подходе CAT человек пытается научить ребенка справляться с тревогой посредством обучения, распознавания эмоций в целом и тревоги в частности, изменения моделей мышления, когда человек боится, и техники расслабления. Затем вы практикуете эти навыки в вызывающих беспокойство ситуациях.

Отчет об исследовании показывает, что дети и подростки могут извлечь выгоду из тренировок по тревожности и депрессии, но чтобы сделать четкие выводы исследований недостаточно.

Прогноз

Жалобы часто стихают самопроизвольно, но могут легко повторяться. У некоторых развивается паническое беспокойство во взрослом возрасте, и частота депрессивного расстройства также будет немного выше среди взрослых с тревожным расстройством в детстве.

Примерно два из трех становятся здоровыми, а каждый третий переходит с такой проблемой во взрослую жизнь. Особенно склонны к таким долговременным заболеваниям те, кто предрасположен к состоянию наследования, и те, у кого есть многочисленные случаи психологических симптомов в семье, эмоционально незрелые низкопороговые дети по симптомам и дети с высокой степенью зависимости от семьи.

Любыми осложнениями бывает постоянное ТР или депрессия, которые препятствуют нормальному развитию и важному социальному опыту.

Жизнь с тревожным расстройством

Тревожные расстройства будут влиять на повседневную жизнь, так как тревожные дети часто становятся зависимыми и требовательными и, отчасти, контролируют свое окружение. Расстройство создает много стресса в семье, и родители нередко реагируют с чувством вины, беспокойства, горя, беспомощности, гнева или обиды.

Врач – психиатр, психолог или психотерапевт, диагностирует тревожное расстройство с помощью беседы с пациентом и специальных опросников. Ему также необходимо исключить наличие заболеваний, не связанных с состоянием психики (сердечно-сосудистых, неврологических и т. д.). Если они в наличие, то ими уже будут заниматься другие специалисты.

Механизм возникновения страхов на данный момент изучен в полной мере. Поэтому лечение тревожно-фобических расстройств, конечно же, в случае своевременного обращения к квалифицированным специалистам, имеет прекрасный положительный результат. Для этого существуют фармакологические и психотерапевтические методы.

Использование препаратов

Фармакологические средства являются основой лечения тревожно-фобических расстройств. Они помогают купировать острые симптомы патологии и привести в норму психоэмоциональное состояние пациента. В лечении используются транквилизаторы, антидепрессанты, снотворные препараты. Их назначает, выписывает рецепт и дает рекомендации по приему исключительно психотерапевт или психиатр.

1. Антидепрессанты – с их назначения начинают лечение, так как действуют они не сразу, а через 4–8 недель. Чтобы не вызвать побочных действий, которых у них немало, сначала врач выписывают препарат в малых дозах, постепенно повышая ее в зависимости от переносимости препарата пациентом.

Между нервными клетками, составляющими мозг человека, постоянно происходит обмен информацией. Проводником служат химические вещества –мессенджеры. Они участвуют в формировании и чувства страха, тревоги, стресса, а происходит это из-за понижения в них уровня нейромедиаторов – серотонина («гормона счастья») и повышения норадреналина (обладающим сосудосуживающим и прессорным действием). Антидепрессанты стабилизируют их количество, тем самым устраняя тревожность, снижая давление, успокаивая сердце.

2. Транквилизаторы – психотропные, успокоительные средства, снижающее беспокойство и тревогу, устраняющие панику. Обычно это препараты группы антиксиолитиков – бензодиазепины, деликатные дневные средства мягкого и быстрого действия, пропивают которые небольшим курсом. Их успокаивающее действие обусловлено тормозящим действием на клетки мозга и расслаблением мышц, уменьшающим физическое напряжение.

3. Снотворные средства. Они необходимы тем пациентам, кто страдает бессонницей. Принимают их короткий период (не более 4 недель) прямо перед сном.

Все вышеупомянутые медикаменты имеют те или иные побочные эффекты, разную степень привыкания и синдром отмены.

Психотерапия

Такой метод лечения тревожно-фобических расстройств позволяет пациенту осознать причины своего состояния, а потом их ликвидировать. Специалист выбирает способ коррекции в зависимости от тяжести симптомов и специфики нарушений психики. Иногда достаточно лишь доверительной беседы с больным, но чаще необходимы более «продвинутые» методики.

Чаще всего используется когнитивно-поведенческая терапия. В ее основе лежит такая идея: мысли оказывают большое влияние на чувства и поведение человека. То есть, само событие на нас оказывает незначительное воздействие, а гораздо большее значение имеет то, что мы при этом думаем и как оцениваем его важность. Получается, мы сами себя «накручиваем», когда в реальности ничего нам не угрожает.

Когнитивно-поведенческая терапия в виде индивидуальных и групповых сеансов позволяет пациенту с помощью специалиста распознать свои мысли и идеи, сдвинуть их в положительном направлении. Так человек учится трезво оценивать действительность, рассудочно к ней относится, корректировать негативные эмоции. Он перестает бояться физических симптомов паники и способен на них адекватно реагировать, «гасить». Больной перестает придумывать тактику избегания, получает навыки контроля тревоги путем расслабления и особой техники дыхания.

Если с помощью такой терапии не удается обнаружить пусковой механизм расстройства, тогда в ход идет психосуггестивный метод – гипноз. При погружении в транс пациент как бы возвращается в прошлое, вновь окунается в приведшую к появлению патологию ситуацию. Так как теперь это происходит в комфортных для него условиях и благодаря мягкому внушению гипнолога, больной полностью освобождается от навязчивого страха.

Психотерапия – весьма эффективный способ лечения тревожно-фобических расстройств, к тому же она не имеет побочек и синдрома привыкания, как в случае с медикаментозным лечением. Результат от такого варианта лечения долгосрочный, а полученные навыки можно удачно использовать в жизни.

Следует знать: при ранней стадии болезни успешно используется только психотерапия, а вот если она запущена, то к ней присоединяют и медикаментозную терапию.

Как уже говорилось, тревожное расстройство особой опасности для жизни не несет, а только лишь ухудшает ее качество. Опасность патологии в том, что относясь к этому заболеванию халатно и запуская его, можно заполучить более тяжелые и опасные психические недуги. Поэтому своевременное обращение к специалисту жизненно необходимо, тем более что в 80 % случаев происходит излечение.

Автор статьи Царенко Мария Арменовна Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.

Врачебный стаж: 9 лет

Записаться на прием

Причины возникновения тревожности у ребенка

На развитие повышенной тревожности у детей влияет два фактора: генетика и воспитание.

Воспитание может либо усилить врожденную предрасположенность к тревожности, либо скомпенсировать ее.

При этом есть дети с повышенной чувствительностью и эмоциональностью, что является средой для развития тревожности.

Если мама сама чересчур волнительная, слишком оберегает малыша, то он будет подвержен большим переживаниям. Такая мама подсознательно не может передать ребенку инструменты для того, чтобы справиться с этим миром, принять его в несовершенстве, с определенной опасностью. Потому что сама не может справиться со своей тревожностью.

Поэтому маме нужно сперва найти способы уравновесить себя, и тогда ребенок начнет их копировать.

Вы не сможете просто так научить ребенка успокаиваться, если в вас этого нет.

Тревожность у детей с интеллектуальными нарушениями и различными заболеваниями (дцп, зпр)

Физически здоровые дети, у которых, казалось бы, нет причин для страха, страдают повышенной тревожностью. Что же говорить о детях, которые от рождения отличаются от сверстников? Их нервная система еще более подвижна и ранима. Такие детки сильнее подвержены страхам, проблемы со здоровьем делают их беззащитными перед суровыми реалиями, заставляют особых деток чувствовать себя неполноценными, неспособными на самостоятельность. Такие ребята еще сильнее нуждаются в защите и поддержке взрослых. И именно от родительской позиции, в первую очередь, зависит то, каким вырастет ребенок – будет это сильная уверенная в себе личность или закомплексованный и запуганный зверек, загнанный в угол.

Рекомендации психологов

Психологи подробно изучили природу детской тревожности и знают, как её минимизировать. Детская психика гибкая и подвижная. Поэтому тревожное состояние легко поддается коррекции при правильно организованной и слаженной работе психолога, педагога и, конечно же, родителей.

Именно они играют главную роль в жизни дошкольника. Поэтому особая ответственность ложится на плечи мамы и папы. Психологи рекомендуют беззаветно любить своего ребенка и давать ему об этом знать:

  • Поощрять за достижения большие и маленькие;
  • Ни в коем случае не сравнивать с другим (особенно, если это сравнение не в пользу Вашего малыша);
  • Не критиковать решения и выбор.
  • Интересоваться жизнью, проблемами и интересами сына или дочки.
  • Проводить совместный досуг.
  • Быть другом и наставником для своего сына или дочери.

Как проводится диагностика

Все вышеперечисленные формы проявления свидетельствуют о повышенном уровне тревожности у дошкольника. Чтобы помочь ребенку преодолеть данную проблему, важно вовремя её выявить и грамотно спланировать и реализовать коррекционную работу. Диагностика тревожности у детей дошкольного возраста должна проводиться квалифицированным психологом, который владеет арсеналом необходимых знаний, методикам и тестами.

Наиболее известным и широко применяющимся в психологической диагностике является Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен для дошкольников. Данная методика рассматривает тревожность как защитную функцию организма, естественную черту характера, которая, тем ни менее, оказывает отрицательное влияние на эмоциональную сферу человека. Суть этой методики заключается в том, чтобы выявить поведенческие реакции клиента на 14 предложенных ситуаций.

Помимо проективного теста тревожности дошкольников, разработанного Р. Тэммл, М. Дорки и В. Аменом, специалисты используют множество других диагностических методик.

В первую очередь, это мониторинг уровня тревожности дошкольников. Диагностика осуществляется путем сопоставления результатов наблюдения за поведением ребенка, его реакциями.

Для диагностики тревожности дошкольников часто применяется методика «Паровозик». Она позволяет выявить эмоциональное состояние ребенка. Применяется для диагностики детей от 2,5 лет. Методика схожа с тестом Люшера. В основе теста учение о цветотерапии влиянии цвета на здоровье человека.

При работе с тревожными детьми старше трёх лет для изучения эмоционально-личностной сферы рекомендуется применять графическую методику «Кактус».

Еще одна проективная методика – «Дом-дерево-человек» (Дж. Бак) позволяет диагностировать детскую тревожность.

Что такое тревожность?

Прежде всего, давайте выясним суть понятия «тревожность». Это индивидуальная психологическая особенность личности, которая характеризуется повышенным уровнем переживаний и волнений в затруднительных жизненных обстоятельствах. Важно понимать, что это не болезнь или психическое отклонение. Тревожность является лишь эмоционально негативно окрашенным состоянием личности, влияющим на его жизнедеятельность и поведение в социуме.

Тревожность бывает разной – ситуативной (тревога) и постоянной. Первая не является отрицательной характеристикой. Это защитная реакция организма на воздействие внешних раздражающих факторов. Тревога проявляется ситуативно в виде переживаний и быстро проходит. Пример: ученик волнуется во время написания контрольной или ответа у доски. Что касается постоянной тревожности, то это серьезная психологическая проблема, своеобразный сигнал, клич о помощи.

Идём к врачу

Если вы подозреваете, что у вашего ребёнка есть поведенческие проблемы, сходите на прием к педиатру, обсудите ваши сомнения с воспитателем или учителем. Бывает, что в основе трудностей в поведении ребенка лежат проблемы со слухом или зрением, последствия перенесённой черепно-мозговой травмы, неврозы и др. Если же такие проблемы не обнаружены — обратитесь к психологу или неврологу.

Вы посетили врача, а сомнения по поводу диагноза всё ещё есть. Не успокаивайтесь и пойдите к другим специалистам — к нейропсихологу, психиатру.

Не стоит каждого легко возбудимого ребенка с бьющей через край энергией приписывать к категории детей с заболеваниями нервной системы. Упрямство и непослушание так же, как капризы и баловство, — это варианты нормы, если не переходит в систему.

Также не стоит искать причины в наследственности. Дети совсем не обязательно имеют родительский темперамент. Особенности характера, как и внешность, закладываются еще в утробе матери, на них влияют гены множества предыдущих поколений, вплоть до самых отдаленных. А также влияет процесс протекания беременности, родов и многое другое.

Нет двух одинаковых детей с СДВГ, у этого синдрома много лиц и широкий спектр проявлений. Первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес. позже остальных).

Как помочь

В непростой для малыша ситуации будьте рядом с ним и создавайте поддерживающую атмосферу:

  • Примите эмоцию ребенка, скажите ему в момент беспокойства: «Я знаю, что тебе это не нравится». Поддерживайте малыша — покажите, что вы понимаете, как ему сложно, и верите, что он справится с трудной ситуацией. При этом дайте понять ему, что вы рядом и поддерживаете его.
  • Фокусируйте внимание малыша на том моменте, который он сумел преодолеть. Например, зашел в комнату, где много людей, согласился на укол. Принятие чувств ребенка не подразумевает, что вы сделаете все возможное, чтобы избежать страшной для него ситуации. Ваши действия должны быть направлены на снижение уровня тревожности у него.
  • Проговорите страх. Обсудите с ребенком, что может произойти, если случится то, чего он боится. Например, если малышу страшно отпустить вас в детском саду, поговорите об этом. Если он боится собак, расскажите, как нужно вести себя, если он окажется рядом с животным.
  • Предоставьте ребенку выбор. Например, если он боится спать в темноте, спросите: «Что тебе поможет спать спокойнее: любимая игрушка, ночник или приоткрытая дверь?» Или дайте ребенку возможность самому придумать решение.
  • С 3-4 лет можно научить малыша дышать во время появления тревожности или нервозности. Дыхательные упражнения помогают быстро успокоиться. Дети быстро схватывают этот инструмент. Снизить нервозность поможет: умывание холодной водой, прыжки, напряжение и расслабление мышц всего тела.
  • Используйте формулу: «Выясни-вдохнови, чтобы встретиться с непростой ситуацией-вразуми». Важно вместе с малышом найти выход из сложной для него ситуации и, где уместно, научить по-другому реагировать на нее. Например, с 4-5 лет некоторые дети боятся, что в дом могут проникнуть воры. Если ребенок вам рассказывает про этот страх, объясните ему, что дом защищен, на дверях замки, в подъезде есть камера и консьерж. Ребенку важно знать, что взрослые его защищают и создают безопасное пространство для него. Детям важно услышать, что мама и папа держат все под контролем.
  • Показывайте ребенку на личном примере, как вы справляетесь с негативными эмоциями, страхами и тревогой. Пусть дети видят, как вы спокойно переживаете такие моменты.

Упражнения на снижение тревоги у детей

Также тревожному ребёнку могут помочь рекомендации французского педагога М. Борба. Она предлагает несколько простых упражнений, которые направлены на снятие стресса у детей. Их можно использовать в комплексе или по отдельности. Они превращают борьбу с тревогой в игру, а это улучшает эффективность.

  1. Внутренний диалог. Найдите вместе с ребёнком фразу, которая повысит его уверенность в себе, и научите произносить её в стрессовой ситуации. Например: «У меня всё получится», «Я с этим справлюсь», «Нет причин для волнения».
  2. Лифтовое дыхание. Предложите ребёнку закрыть глаза, выдохнуть три раза, а потом представить, что он спускается в лифте с последнего этажа на первый. Как только лифт достигнет цели, волнение исчезнет. Также для борьбы с тревогой можно использовать любые другие дыхательные упражнения.
  3. Таяние стресса. Попросите ребёнка найти место, где скапливается напряжение. Обычно это шея, плечи, челюсти. Нужно сильно напрячь это место, а потом резко расслабить и почувствовать, как зажим уходит из тела.
  4. Визуализация спокойного места. Когда ребёнка одолевает тревога, он может представить место, где ему спокойно и хорошо. Это помогает, потому что, во-первых, ребёнок мысленно переносится в безопасную обстановку, а во-вторых, в принципе отвлекается от беспокойных мыслей.

Решение проблемы — технология модификации поведения 7Spsy

Итак, вы заметили у вашего ребёнка повышенную тревожность и наверняка задумались, как избавиться от неё навсегда. В этом случае необходимо поработать над его стрессоустойчивостью. При этом недостаточно просто убрать симптомы — необходимо глубинное изменение устоявшейся модели поведения. В этом поможет технология модификации поведения 7Spsy. Запатентованный метод поведенческой психологии помогает выявить установки, которые привели к повышенной тревожности, и изменить их на позитивные.

Работа по курсу проходит дистанционно и занимает от 2 до 6 недель. На протяжении всей программы вашего ребёнка будет сопровождать профессиональный психолог. Он поддержит при возникновении трудностей на пути к развитию стрессоустойчивости. Благодаря работе по методу 7Spsy ваш ребёнок перестанет переживать по мелочам и научится справляться со стрессом самостоятельно.

Снимаем внутреннее напряжение

Научите ребенка релаксационным дыхательным упражнениям для полного расслабления тела, глубокому «брюшному» дыханию. Снять напряжение и проработать мышечные зажимы помогут занятия йогой или массаж перед сном. Простое упражнение «падение в пропасть» (для его выполнения малышу нужно будет встать прямо, после чего отпустить страх и упасть назад, чтобы стоящий позади взрослый подхватил его) поможет ребенку не только расслабиться, но и ощутить доверие по отношению к своему родителю.

Чаще хвалите кроху, обнимайте и целуйте. Он должен чувствовать, что близкие люди любят и ценят его за то, что он есть, вне зависимости от обстоятельств.

Когда нужна помощь психолога

1. Если у ребенка есть экстремальные сложности с коммуникацией — он ни с кем не может общаться.

2. У малыша трудности с выполнением бытовых задач. Например, он боится подходить к окну и никогда не зайдет в комнату с открытыми окнами. При этом ситуация повторяется в любых местах.

3. У ребенка бывают панические атаки или есть какие-то фобии. В этом случае специалист сделает точную диагностику и назначит лечение.

Что не нужно делать

Не «раздувайте» эмоции

Если ребенок боится собак, примите этот факт. Но не утрируйте ситуацию: не нужно, например, говорить бабушке, чтобы во время прогулки с малышом они обходили стороной всех животных. Также не рассказывайте всем, что у ребенка есть этот страх. Вы каждый раз показываете малышу, что бояться собак — правильно. И он вряд ли захочет когда-либо подойти к ним.

Избегайте подсказок через вопросы, если вам не понятно, чего конкретно боится ваше чадо

Спросите:

«Что случилось?»

«Как ты себя чувствуешь?»

«Какие звуки ты услышал?»

«Что ты увидел?»

Не нужно подсказывать ему, чего он может боятся: «Ты испугался собаки, тебя напугал громкий звук?». Так мы еще глубже усиливаем страх.

Избегайте долгого ожидания «ужаса»

Если вы знаете, что какая-то ситуация нервирует ребенка, постарайтесь избежать ее долгого предвкушения. Если он не любит сдавать анализы или посещать врача, не надо его готовить к этому событию за три дня.

Не прибегайте ко лжи

Ребенок легко поймет, что вы говорите неправду, будет думать, что вы не знаете, как справиться со страхом.

Не «обнуляйте» ситуацию, делая все возможное, чтобы ее предотвратить

Например, если ребенок не любит чужих людей или громких звуков, и вы прикладываете усилия к тому, чтобы этого не было. Так вы лишаете ребенка возможности выработать механизмы, которые научат его справляться с высокой тревожностью. Вы поддерживаете в нем мысль «да, я не могу с этим справиться» и даете утверждение «да, это очень страшно и сложно».

В каких ситуациях ваш ребенок становится тревожным? Что помогает ему успокоиться?

Симптоматика и развитие синдрома

Течение акатизиии может быть достаточно легким, со слабо выраженным ощущением внутренней тревоги, умеренным беспокойством и напряжением. Такие симптомы сложно распознать даже опытному врачу. При тяжелом течении человек переживает глубокую депрессию, панику, становится нервозным и агрессивным, ощущает сильную усталость, мучительную тревогу. Он просто неспособен спокойно сидеть или стоять на месте. Двигательные симптомы акатизии чаще всего затрагивают именно ноги. Это не просто пароксизмальные подергивания, а сложные моторные акты. Больной трясет ногами, топчется на одном месте, ходит туда-сюда, ерзает, шаркает, скрещивает ноги, совершает другие бессмысленные стереотипные движения. Он не может долго находиться в одной позе. Чем более выражена акатизия, тем больше двигательное возбуждение распространяется с ног на все тело.

Что чувствуют такие люди? Внутренние сенсорные ощущения могут напоминать зуд в ногах, покалывание, скручивание в мышцах и суставах, необъяснимую тягу к движению. Психическая составляющая синдрома включает тревожность, страх, неспособность расслабиться, напряжение и беспокойство. Больные порой вообще не могут описать свои ощущения. Поэтому врачи не всегда способны понять жалобы пациента. Иногда акатизия сопровождается атипичными симптомами, например, пациент может ощущать, будто у него мерзнут пальцы, начинает холодеть в груди. К необычным клиническим проявлениям относятся беспокойные движения глаз и акатизия одной ноги, руки или стороны всего тела.

Почему возникает акатизия?

Самой распространенной причиной внутреннего двигательного беспокойства является прием психотропных препаратов, чаще традиционных нейролептиков. Факторами риска развития акатизии при приеме антипсихотиков являются тревожные, аффективные, неврологические расстройства в анамнезе, юный и пожилой возраст, беременность, слабоумие, онкология, травмы мозга, дефицит магния и железа, генетическая предрасположенность, а также комбинация нескольких психостимуляторов и высокие дозы препаратов. Спровоцировать синдром могут и другие причины:

  • некоторые психические заболевания, например, шизофрения, тревожные, конверсионные, аффективные, истерические расстройства;
  • редко, но случаются проявления акатизии, когда человек отходит от общего наркоза или электросудорожной терапии;
  • различные паркинсонизмы и другие экстрапирамидные расстройства, инсульты, неврологические нарушения, а также черепно-мозговые травмы;
  • наркотики, абстинентный синдром после интоксикации никотином, опиатами, барбитуратами, бензодиазепинами, алкоголем;
  • седативные и неседативные антипсихотики, СИОЗС и другие антидепрессанты, препараты лития, противосудорожные лекарства, психостимуляторы, бензодиазепины, антигистаминные и противорвотные препараты;
  • некоторые непсихотропные лекарства, например, антибиотики, противовирусные и противотуберкулезные средства, интерфероны, антиаритмические препараты.

Вот и вырос я большой: 5 — 6 лет

Признаки СДВГ становятся особенно заметны с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому интеллектуальные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью и вспыльчивостью и часто сочетаются с тиками, головными болями, а порой и страхами.

Тики

Тики являются частыми спутниками многих расстройств, в том числе и СДВГ. Что такое тики? Тики — это непроизвольные, часто повторяющиеся подергивания мышц лица (мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивания губ, щеки и т. д.), артикуляционных и дыхательных мышц (звуки типа «кх», поперхивания, покашливания, попискивания, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь и т. д). К ним относятся непроизвольные сокращения других мышц — чаще шеи и туловища, более выраженные по амплитуде, и менее частые — вроде трясения головой, вздрагивания телом, подергивания конечностей и т. д.

Одними из частых являются мигательные тики — это частые, слабые или сильные зажмуривания глаз, при которых родители начинают искать глазные заболевания. Голосовые тики чаще выражаются нечленораздельными звуками — уканьем, хмыканьем, хрюканьем и т. п. По наблюдениям специалистов, самым ранним вокальным нарушением является откашливание.

В дальнейшем появляются сложные повторяющиеся действия: ребенок постоянно поправляет челку, вытирает ладонью нос, дует на руки. Они могут сочетаться с постукиванием по предмету, поколачиванием по своему телу, хлопками в ладоши, наклонами, подпрыгиванием. Каждое из этих действий может существовать самостоятельно или сочетаться с другими. Все случаи тиков нуждаются в исследовании специалистов и назначении лечения.

Диагностические симптомы

Выделяют несколько признаков, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей. Их можно сгруппировать по следующим направлениям, имеющим ряд поведенческих характеристик: гиперактивность, импульсивность и невнимательность.

Гиперактивность

  1. Частые беспокойные движения в кистях и стопах, даже сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.
  2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда это неприемлемо.
  3. Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.
  5. Часто бывает болтливым.

Импульсивность

  1. Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  2. У него часто меняется настроение.
  3. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
  5. Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
  6. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  7. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам.
  8. Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.

Невнимательность

  1. Не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  4. Оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением домашней работы, уроков или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  5. Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (школьные принадлежности, игрушки, книги, карандаши).
  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  9. Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
  10. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

Наличие шести или более из перечисленных признаков, которые сохраняются у ребенка на протяжении последних шести месяцев и заметно выражены, являются основанием для предположения наличия у ребенка СДВГ.

СДВГ, к счастью, не всегда пожизненный диагноз. При грамотном подходе к воспитанию и организации режима немалая часть гиперактивных детей «перерастает» проявления гиперактивности уже к подростковому возрасту.

Важно, чтобы родители адекватно и серьезно воспринимали беды своего ребенка, любили его и ценили его здоровье, искренне желали помочь ребенку, были готовы встать на его место и посмотреть на себя его глазами, контролировали свои чувства и эмоции, были терпеливыми и последовательными, верили в успех своих детей.

Как предупредить рождение ребенка с СДВГ? Что делать, если в семье гиперактивный ребенок? Как же вести себя с таким ребенком? Чем может помочь его семья? Обязательно ли использовать медикаменты для лечения гиперактивности? Это те вопросы, перед решением которых стоят родители гиперактивных детей и на которые мы ответим в других выпусках журнала.

Авторы: Токмакова Людмила Николаевна, Нестеренко Наталья Ивановна, мастера школы психологического мастерства. Журнал «Город детства».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *