Онр 2 3 уровня

Речь необходима для полноценного общения людей между собой. В результате воздействия внутренних или внешних факторов у полностью здоровых детей иногда отмечается недоразвитие речи.

Дефект может быть выражен заиканием, трудностью в произношении некоторых звуков или малым словарным запасом. Патология поддается лечению, при этом важно своевременно обследовать ребенка и выявить ОНР (общее недоразвитие речи).

Нормы развития речи ребенка

Общее недоразвитие речи может отмечаться у ребенка, начиная с рождения.

В зависимости от возраста в норме ребенок должен обладать следующими речевыми навыками:

Возрастной параметр Речевые навыки ребенка
До 2 месяцев Новорожденный реагирует на речь: на тихую с приятной интонацией он улыбается, на крик — начинает плакать.
С 2 до 3 месяцев Ребенок начинает произносить отдельные звуки. Например, звуки букв – «а», «м» или «о».
С 3 до 6 месяцев Дети начинают произносить сочетания звуков. Самые частые — это «агу», «ба», «па» и так далее.
После 6 и до 9 месяцев Ребенок может произносить слова из простых слогов. Например, «па-па», «ма-ма», «ба-ба». Также может повторять простые звуки за животными («мяу», «гав», «му»). С данного возраста необходимо начинать развивать речь ребенка.
С 9 до 12 месяцев В словарный запас детей входит от 5 до 20 простых слов. Ребенок может построить простые предложения – «мама дай», «папа на».
С 1 до 3 лет В данный период словарный запас детей может увеличиться до 500 слов. При этом они одним словом и мимикой могут выражать целое предложение. Например, слово «биби» может означать, что проехала или просигналила машина. Ближе к 3 годам ребенок может произносить предложения из 3-5 слов, но при этом могут быть исковерканы некоторые звуки. Самыми частыми являются шипящие, а также звук от букв «Л» и «Р».
С 3 до 7 лет В словарный запас ребенка входит около 3000 слов. Он может логически мыслить и практически правильно строить предложения. Могут возникать трудности со склонением слов («мама спать», вместо «мама спит») и родовой принадлежности предмета («папа уснула»). Проблемы с произношением труднопроизносимых звуков к 7 годам проходят.
После 7 лет Словарный запас ребенка достаточно обширный, он должен уметь выговаривать все звуки и сочетания слогов.

Небольшие отклонения в развитии речи допустимы, но, чтобы точно определить, не является ли это патологией, нужно пройти обследование у специалиста.

Коррекционная работа

Лечение речевого дефекта нужно начинать с составления программы занятий (КТП). Логопед должен выделить в плане следующие важные задачи работы с ребенком:

  1. Овладение пониманием речи.

Эту задачу проще решить в игровой форме. Ребенок выполняет просьбы педагога, отгадывает загадки, показывает предметы на картинках, части тела.

  1. Расширение пассивного и активного словарного запаса.

Педагогическая работа направлена на расширение кругозора, раскрытие отвлеченных понятий. Каждое новое слово нужно сопровождать демонстрацией предмета, ситуативной картинкой.

  1. Активация самостоятельной речевой деятельности.

На начальном этапе используется подражание, затем просьбы с помощью глаголов повелительного наклонения (дай, смотри), сопровождаемые жестами. Логопеду важно создать ситуацию, при которой ребенку будет интересно или необходимо самостоятельно выразить мысль.

  1. Развитие диалогичной речи.

Логопед может использовать простые вопросы, которые требуют ответа.

  1. После преодоления первой ступени речевого развития коррекционная работа нацеливается на правильное произношение слов, фонем. В речь вводятся приставки, предлоги.

Для решения поставленных задач нужно использовать игры и специальные коррекционные упражнения. Остановимся на некоторых из них.

Упражнения

  • Моя семья

Задача: научить ребенка правильно определять социальную роль человека, произносить имена родственников.

Ход игры: можно воспользоваться фотографиями родственников малыша. Педагог показывает на человека и спрашивает: «Кто это?”, «Как его зовут?”. Следующим этапом будет показ картинок из книг, где изображена семья. Малыш должен определить социальные роли (мама, папа, брат, бабушка и т.д.), придумать имена людям.

  • Жмурки

Задача: развитие фонематического слуха ребенка, активизация слухового внимания.

Ход игры: дошкольнику завязывают глаза, он двигается на звук хлопающих ладоней.

  • Кто пришел?

Задача: расширить словарный запас, развитие диалогичной речи.

Ход игры: логопед прячет игрушку, стучит по столу, затем показывает ее и спрашивает: «Кто пришел?”. Дошкольник должен ответить, если предмет незнаком воспитаннику, правильный ответ повторяется за педагогом. Важно использовать полные предложения для ответа, единственное и множественное число существительных, глаголов.

— Кто пришел?
—Это пришел медведь. Это пришли лиса и заяц.

На более поздних сроках коррекционной работы нужно строить развернутые предложения с предлогами и местоимениями. «К нам в гости пришли заяц, колобок и волк”.

  • Ищи внимательно

Задача: развитие внимания, понимания речи.

Ход: ребенку предлагается раскраска. Логопед просить найти и разукрасить только овощи или животных на ней. Остальные части картинки трогать нельзя. После раскрашивания воспитанник должен назвать предметы, цвета.

  • Части тела, овощи, посуда

Задача: расширить словарный запас, научить правильно произносить слова.

Ход: сначала дошкольник получает образцы картинок по теме или предметы (посуда, овощи). Затем находит уже знакомые предметы в книгах, на полках в игровом зале. Должен правильно произнести их название, составить простые предложения по теме.” Это кастрюля. Мама варит в ней суп. Это ноги, они быстро бегают”.

Занятия с «неречевыми” детьми проводятся индивидуально или в небольших группах по 2-3 человека. Упражнения повторяются многократно, систематично. Родителям нужно ежедневно повторять пройденный материал, активизируя речь дошкольника вне ДОУ. Только в этом случае образовательная работа позволит сделать положительный прогноз речевого развития. При переходе на следующий этап формирования навыка свободного общения нужно так же уделять внимание формированию фразы, познавательным, мыслительным процессам, грамматическому строю речи.

Перспективный план развития речи, маршрут лечения и результаты работы заносятся в индивидуальную карту дошкольника (ИК). На коррекционную работу при ОНР 1 уровня потребуется от 1 до 3 лет. Продолжительность лечения зависит от способностей дошкольника, запущенности речевого развития, сопутствующих заболеваний и частоты занятий с логопедом.

Вылечить ОНР 1 уровня самостоятельно без обращения к специалистам не получится. Терапия требует грамотного подхода к диагностике патологии, разработке плана действий. Показать дошкольника логопеду при обнаружении первых признаков недоразвития речи рекомендуется в 2-3 года. Если оставить проблему без внимания, к школьному возрасту у ребенка не сформируется готовность к фонетическому анализу слова, будет тяжело нарушен фонематический слух, беден словарный запас. Это будет серьезным препятствием для овладения школьной программой, личностного роста и успешной социализации.

Рейтинг автора 3 Автор статьи Анна Ровенская Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития. Написано статей 38

Общее недоразвитие речи у детей

ОНР не является редкостью, патология фиксируется примерно у 40% детей от 3 до 7 лет. При этом недоразвитость речи делится на 4 степени тяжести, которые рассмотрены далее.

ОНР 1 уровня

Речь у детей с первым уровнем практически отсутствует. Ребенок максимум может составлять предложение из 1-2 слов, при этом часть звуков произносится неправильно и сказанное сопровождается мимикой. Значение большинства слов для ребенка непонятны. Например, слог «на» может означать не только «надо», но и «дай». Речевое развитие соответствует возрасту 3-9 месяцев.

ОНР 2 уровня

Дети со вторым уровнем могут строить предложения из 2-4 слов. Но при этом присутствует плохое выговаривание некоторых звуков или полное их не произношение. Например, «вампа» — лампа, «ыба» — рыба или «сяй» — чай.

Новые слова ребенок запоминает с трудом, часто неправильно склоняет по падежам, а также не понимает различия между буквами и цифрами. Речевое развитие схоже с возрастом детей от года до 3 лет.

ОНР 3 уровня

Дети с третьим уровнем могут строить короткие, но связные предложения, при этом возникают затруднения в объединении разных частей речи. Например, «я есть» — я поел или «я ехать автобус» – я ехал в автобусе.

Произношение звуков с ошибками встречается редко, но возможна перемена букв местами («кобалса», вместо «колбаса»). Словарный запас может составлять около 1500 слов, при этом слово «стул» может означать – кресло, табурет и стул.

ОНР 4 уровня

У детей с четвертым уровнем патологии словарный запас может соответствовать возрасту. Но при построении длинных предложений возникают трудности в последовательности выкладывания мыслей. Также ребенку проблематично произношение и словообразование длинных слов. При этом практически все звуки выговариваются правильно.

При тестировании ребенка на ОНР важно учитывать его возраст, а также можно сравнивать речевое развитие со сверстниками (но не равняться на них).

Характеристика детей

Каждое нарушение речи сопровождается небольшими изменениями в личности ребенка. Все части психики работают вместе и сбой одного участка вызывает проблемы в другом.

Чаще всего такие дети начинают говорить поздно – в три года и позже. Их словарь состоит из нескольких простых слов. С точки зрения клинической характеристики, это дошкольники с алалией, задержкой речевого развития и другими патологиями головного мозга. Иногда это следствие соматической слабости организма.

Наблюдаются небольшие проблемы с двигательной сферой. Это плохая координация и ловкость, неконтролируемость скорости. Затруднение вызывает просьба выполнить движения по инструкции.

Характерная особенность нарушения – понимание обращенной речи при отсутствии или недостаточном развитии активной речи. Без специального обучения интерес к общению у дошкольников с ОНР быстро пропадает.

Из-за проблем с речью страдает восприятие, интеллект и воля. Внимание плохо распределяется и обладает низким уровнем развития. Слуховая память отличается бедностью, затруднено запоминание – это выражается в сложности выполнения многоступенчатой инструкции и последовательности выполнения заданий.

Ключевое отличие ОНР состоит в том, что психическое развитие детей проходит без особых проблем. Да, наблюдаются небольшие сложности, но они некритичные.

Характеристика ОНР 2 уровня позволяет точно представить состояние ребенка на конкретный момент времени. Речь становится фразовой, но все еще неправильной в фонетическом и грамматическом оформлении.

Активный словарь расширяется разными частями речи. Дети пытаются использовать словоизменения. Отчетливо слышны проблемы со звукопроизношением, дошкольники не могут отличить схожие по звучанию звуки. Грубо нарушена слоговая структура, нет возможностей для анализа и синтеза.

Нарушения речи могут характеризоваться разными проявлениями. Поэтому требуется детальная диагностика.

Разграничение диагнозов

Правильная постановка заключения позволяет грамотно строить работу. ОНР легко спутать с другими нарушениями. Из-за ошибок в диагностике страдает выстраивание коррекционной работы.

Для точной оценки состояния конкретного дошкольника требуются консультации нескольких специалистов. Если выявлены проблемы с интеллектом (задержка психического развития или умственная отсталость), то первую помощь оказывает олигофренопедагог и только потом требуется логопед.

При проблемах с речью ставится диагноз СНР (системное недоразвитие речи). Такое заключение требует особого построения коррекционной работы.

Сегодня выделяется около тридцати разновидностей аутистического расстройства и сам аутизм. При данной проблеме можно решить, что ребенок отказывается общаться. Ключевое отличие от ОНР заключается в том, что при аутистической проблеме дошкольник может разговаривать, но не хочет. При данном нарушении ребенок не будет идти на контакт. При проблемах только с речью – пойдет.

В таком случае ему требуется помощь психолога и только потом логопеда. Заключение специалиста – СНР. При аутизме ребенок не будет идти на контакт.

Не всегда видна разница между двумя диагнозами. Необходимость уточнения структуры дефекта продиктована тем, что будет по-разному строиться работа.

При нарушениях слуха устная речь серьезно страдает, так как без обратной связи в виде «слышать свою и чужую речь» не формируется пассивный и активный словарь. Проблема необязательно носит серьезный характер (полная глухота), но даже небольшое снижение остроты слуха ухудшает восприятие звуков.

При проблемах со слухом требуется помощь сурдолога, сурдопедагога. При необходимости делают кохлеарную имплантацию либо подбирают слуховой аппарат. После чего сурдопедагог занимается развитием устной речи.

Коррекционная помощь

Не каждый родитель представляет, что делать при постановке ОНР. Необходимо пройти ряд специалистов (невролога, психиатра, сурдолога и др.) для уточнения диагноза.

Лучший вариант помощи – это логокоррекционный детский сад. В нем создаются все условия для лечения дошкольников. Это и физиотерапия, и массаж, и бассейн, занятия со специалистами. Родителям стоит приготовиться к долгой работе. Только при выполнении всех необходимых заданий дома можно добиться прогресса.

Логопедические занятия проводятся в виде игры в средней, старшей и подготовительной группе. Средняя длительность коррекции занимает от года до трех лет. В тяжелых случаях она продолжается и в школе.

Нельзя лечить ОНР только таблетками. Лекарства стимулируют работу головного мозга, но остальную работу выполняет логопед. Курс, длительность и конкретные названия препаратов подбирает невролог.

Инвалидность при данном диагнозе не дают, но лечиться можно в обычной поликлинике. В некоторых садах есть свой кабинет для физиотерапии и медсестра.

Общее недоразвитие речи 2 уровня успешно преодолевается при комплексном подходе. Необходима помощь врача, логопеда, психолога. Последний специалист занимается развитием высших психических функций (памяти, мышления, восприятия).

Для того чтобы попасть в специальный детсад требуется пройти комиссию – психолого-педагогическую. Она состоит из нескольких специалистов, которые оценивают уровень развития ребенка и дают рекомендации по обучению.

Коррекция ОНР 2 уровня в школе требует особых условий. Поэтому проводить ее лучше всего в рамках специального образовательного учреждения. Из-за того, что упущено благоприятное время дефект вряд ли удастся преодолеть.

Любое речевое нарушение может быть преодолено. Для этого необходимо своевременно определить проблему и обратиться к специалистам. Логопед не только исправляет звуки, но и развивает лексику, грамматику и другие компоненты речи.

Определение

Общее недоразвитие речи 1 уровня — тяжелая форма речевого дефекта, характерно для «безречевых” детей с нормальным уровнем интеллекта и здоровым слухом. У такого ребенка наблюдаются нарушения всех компонентов языковой системы, при этом несоблюдение языковых норм очень грубое. Дети с ОНР 1 уровня нарушают правила фонетики, грамматики, лексики, фонематики. У них несвязная речь, похожая на лепет, или она почти отсутствует. Данное заболевание может быть обнаружено и диагностировано с 3-4 лет.

Термин «общее недоразвитие речи” (ОНР) был введен в науку советским педагогом, психологом, научным сотрудником института дефектологии РСФСР, НИИ дефектологии — Розой Евгеньевной Левиной.

Ею была разработана концепция общего недоразвития речи в 1960-х годах — это стало главной заслугой Р. Е. Левиной в науке и педагогике, на основе этого труда она защитила докторскую диссертацию.

После длительного исследования младших дошкольников, Левина пришла к выводу, что именно недоразвития речи часто приводят к неуспеваемости в школе. Разработала методику коррекционной работы при ОНР 1-3 уровня, провела ее апробацию на практике и доказала эффективность.

Характеристика ОНР 1 уровня подробно описана в научной работе Р. Е. Левиной «Основы теории и практики логопедии”, выпущенной в 1967 году. Эта книга полезна практикующим логопедам, психологам, дефектологам.

Прогноз

У большинства дошкольников с ОНР 2 уровня прогноз благоприятный. К первому классу дети с данной патологией обладают развитыми речевыми навыками, нормальной вербальной активностью. На начальном этапе обучения в школе необходимо посещать логопеда не менее 1-2 раз в неделю, поскольку есть риск формирования нарушений чтения, письма.

Если в возрасте 3 лет малыш лепечет или произносит лишь несколько слов, не отвечает на поставленные вопросы, плохо контактирует с одногруппниками, нужно обратиться за помощью к логопеду. Диагноз ОНР ставится после 4 лет, но коррекционную работу можно проводить гораздо раньше.

Рейтинг автора 3Автор статьи Анна Ровенская Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития. Написано статей 38

Классификация речевых нарушений

Общее недоразвитие речи разделяется не только по уровням, но и по классификации, при чем как для устной, так и для письменной.

Для деления на классификации устной речи, были учтены следующие отклонения:

  • неправильное голосообразование;
  • сбои в плавности речи и скорости произношения;
  • нарушения в произношении звуков;
  • несоблюдение интонации.

Далее в таблице рассмотрены основные классификации для устной и письменной речи:

Устная речь Письменная речь
Внешнее недоразвитие речь Внутреннее недоразвитие речи
Дисфония. Нарушение речи вызвано развитием отклонения в голосовом аппарате. Патология может возникнуть в любом возрасте и выражается полным отсутствием речи, охриплостью или искажением произношения звуков. Алалия. Полное или практически полное отсутствие речи из-за поражения клеток головного мозга (в период внутриутробного развития) отвечающих за речь. Дисграфия. Проявляется переменой местами букв при написании слов.
Брадилалия. Нарушение речи проявляется растягиванием гласных звуков и замедлением произношения слов.
Тахилалия. Патология характеризуется быстрым произношением слов.
Заикание. Нарушение речи выражается прерывистым произношением слов, патология возникает из-за судорог мышечной ткани в речевом аппарате. Заикание часто усиливается при волнении. Афазия. Также выражается полным или практически полным отсутствием речи из-за нарушения деятельности клеток головного мозга. В данном случае патология вызвана травмами или осложнением от тяжелых заболеваний. Дислексия. Патология выражается отсутствием распознавания букв или объединения слогов из-за нарушения деятельности нервной системы. В результате чтение невозможно.
Дислалия. Патология проявляется неправильным произношением звуков, при отсутствии отклонений в развитии речевого и слухового аппарата. Нарушение может возникнуть, например, из-за неправильной постановки языка или если ребенок не знает, как правильно произносить данный звук.
Ринолалия. Нарушение речи характеризуется гнусавостью, которая возникает из-за неправильного развития речевого аппарата (воздух при произношении слов выходит не через рот, а через носовую полость).
Дизартрия. Патология вызвана нарушением деятельности нервных клеток, отвечающих за речь.

При этом 11 классификаций устной речи и 2 классификации письменной также имеют дальнейшее разделение по степеням тяжести.

Три клинические группы ОНР

Специальные исследования детей с ОНР показали, что у детей с данной патологией существует также и клиническое разнообразие проявлений, в связи с этим выделяются три клинические группы ОНР:

Первая группа — имеются признаки общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-пси­хической деятельности. В развитии проявляются черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произ­вольной деятельности.

Отмечаются малые неврологические дисфункции в виде нарушений регуляции мышечного тонуса, недостаточности тон­ких дифференцированных движений пальцев рук.

Дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальней­шем – в особых условиях обучения.

Вторая группа — осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Часто у детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде легких парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка, обусловливающие проявления стертой дизартрии. Автоматизированное выполнение двигатель­ных заданий и воспроизведение даже простых ритмов оказываются невозможными.

Отмечаются нарушения познавательной деятельности, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью, незрелостью эмоционально-волевой сферы, лабиль­ностью, повышенной аффективной возбудимостью или, напротив, повышенная тормозимость, неуверенность. Исследо­вания выявляют локальную недостаточность отдельных видов гнозиса, праксиса. Дея­тельность носит непродуктивный характер.

Третья группа — наиболее стойкое и специ­фическое речевое недоразвитие — моторная алалия. У детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга, и в первую очередь зоны Брока. Имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения.

Характерными признаками являются: выраженное недоразвитие всех сторон речи, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи, несформированность слоговой структуры слов, трудность актуализации даже хорошо знакомых слов, характерна крайне низкая ре­чевая активность. Чем выше интеллект ребенка и чем он критичнее относится к своей речи, тем более у него выражены вто­ричные компенсаторные формы общения с окружающими, с помощью мимики и жестов.

Причины ОНР

Недоразвитие речи чаще встречается в детском возрасте. При своевременном диагностировании и исключении причины, общее недоразвитие речи может быть излечимо.

К наиболее частым причинам развития патологии относятся следующие факторы:

Внутренние. Нарушения развития речевого аппарата, клеток нервной системы или головного мозга (отвечающих за речь) вызванные в период беременности Внешние. Развитие патологии спровоцировано воздействием внешних факторов
Болезни матери в данный период. Например, краснуха, грипп, аллергия. Дефицит витаминов и минералов в пище ребенка в период активного созревания.
Переливание зараженной крови. Наличие патологий центральной нервной системы.
Долгий и тяжелый токсикоз. Патология вызывает дефицит необходимых витаминов и минералов для нормального развития у плода всех органов и систем. Неблагоприятные условия в семье. Родители не занимаются ребенком, а также частые скандалы и драки вызывают испуг у ребенка, с возможной последующей немотой.
Резус-конфликт матери и ребенка.
Курение, употребление алкоголя или наркотиков беременной. Частые стрессы и нервные истощения. Например, причиной развития патологии может быть стресс от посещения садика.
Возраст беременной до 18 и после 45 лет. Травмы с поражением речевого аппарата или клеток головного мозга.
Частые аборты.
Тяжелые предыдущие роды. Неправильное обучение ребенка звукам и словам методом «сюсюканья».
Регулярные стрессы или депрессии у беременной. Наличие в семье глухого, который неправильно произносит звуки и ставит интонацию.
Прием опасных медикаментов, особенно антибиотиков или гормональных. Слабый иммунитет, вследствие этого болезни часто сопровождаются развитием осложнений.
Гипоксия. Нарушение поступления кислорода к плоду через плаценту, в результате развитие тканей (особенно мозга) происходит с нарушением. Родители говорят на 2-х и более языках, в результате ребенок неправильно запоминает и путается в произношении.
Родовая травма. Если ребенок застрял в родовых путях, то возможно нарушение деятельности клеток головного мозга. Подражание ближайшим родственникам с ОНР (например, заикание, медлительность речи или неправильность произношения звуков.
Недоношенность или переношенность ребенка. Осложнение после перенесенных тяжелых заболеваний.

Наследственная предрасположенность, если у близких родственников было или имеется ОНР, то вероятность развития у ребенка выше 50%.

Причины

Выделить конкретную причину речевых расстройств системного характера непросто, часто значение имеет не один, а совокупность факторов.

Перечислим основные:

  • Травмы головы, полученные во время родов или в первые годы жизни ребенка.
  • Тяжелое течение беременности. К этой группе причин относят: серьезные инфекционные болезни в период вынашивания малыша, употребление алкоголя или курение, тяжелые хронические инфекции и прочее.
  • Гипоксия плода.
  • Неблагоприятная ситуация в семье: грубое и невнимательным отношением к ребенку, частые ссорами между родственниками, слишком строгие методы воспитания, либо прочим.
  • Заболевания ребенка также могут привести к СНР. К таким болезням относят астению, ДЦП, синдром Дауна, рахит, серьезные патологии ЦНС.
  • В редких случаях системное недоразвитие речи легкой степени возникает, как реакция на перенесенную вирусную или бактериальную инфекцию.

Причины появления

Среди специалистов нет единого мнения по поводу возникновения ОНР. Кто-то считает недуг следствием других болезней, кто-то всего лишь симптомом других патологий.

Выделяют социальные причины развития нарушения:

  • отсутствие правильных условий формирования речи в семье (мало общения со взрослыми, глухие родители и т. п.);
  • недостаток общения в специальных учреждениях (детские дома);
  • билингвизм (семья общается на одном языке, в детском саду используется другой);
  • неблагоприятные условия для воспитания ребенка.

Во время беременности плод уязвим перед многими вредными веществами. Инфекционные болезни, лекарства, алкоголь и многое другое плохо сказываются на его развитии.

Особенно опасно это во второй половине срока, так как в это время происходит становление ЦНС, в частности головного мозга.

Е. М. Мастюкова в ходе своих научных исследований отмечала, что в четвертый месяц развития плода происходит разделение нервных клеток и в этот период формируется лобная доля мозга. Именно она отвечает за речевую функцию. Тяжелые роды, длительные по сроку, чреваты асфиксией и гипоксией для младенца. Нехватка кислорода приводит к гибели нервных клеток.

Мастюкова делила всех детей с ОНР на несколько групп. В первой были дошкольники со слабовыраженными патологиями ЦНС. У них отмечались некритичные проблемы с тонкими движениями рук, небольшие колебания эмоционального фона.

У второй группы проблемы с речью идут вместе с патологиями по части неврологии и психиатрии. Это и повышенное внутричерепное давление, и проблемы с узнаванием и предметной деятельностью, двигательные расстройства и многое другое. У таких детей плохая мелкая моторика и невысокий уровень работоспособности. Третья группа включает пациентов с серьезными поражениями головного мозга.

Характеристика ОНР 2 уровня указывает на полиэтиологическую природу речевого дефекта. То есть виновником развития нарушения становятся физические, биологические и социальные предпосылки. Основными провоцирующими факторами являются:

  • гипоксия плода;
  • резус-конфликт между матерью и ребенком;
  • родовая асфиксия;
  • травмы головы, полученные при рождении и на первом году жизни;
  • инфекции с нейротоксикозом;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • педагогическая запущенность;
  • дефицит общения;
  • наследственность
  • отрыв от дома, или синдром госпитализма.

Зачастую ОНР является последствием комплекса причин. Это важно учитывать при диагностике и коррекции речевого дефекта.

Симптомы

Общее недоразвитие речи у детей (а также у взрослых) сопровождается следующими симптомами:

  • первые слова и предложения ребенок начинает произносить после 3 лет;
  • ребенок понимает речь взрослых, но сам не может сформулировать предложение;
  • затруднено произношение даже простых звуков;
  • после 7 лет ребенок не выговаривает звуки «Л» и «Р»;
  • перестановка букв местами в словах;

    Общее недоразвитие речи. Симптомы

  • ребенок говорит короткими предложениями (из 2-4 слов) или сокращает слова. Например, «обака» — собака или «я пить» — хочу пить чай;
  • неправильное склонение по падежам и времени;
  • слишком быстрое или медленное произношение предложений, в результате трудно разобрать сказанное ребенком;
  • при разговоре ребенок больше уделяет внимания жестам, чем словам;
  • в предложениях отсутствуют предлоги;
  • плохая память, в результате это выражается малым словарным запасом и неправильным произношением слов.

Заикание является самым ярким признаком ОНР, при этом ребенок может произнести слово по слогам с протяженностью в минуту. Общее недоразвитие речи не только мешает нормально общаться детям со сверстниками и взрослыми, но и вызывает сильный психологический стресс.

Важно, родители проводят с детьми много времени и часто могут не замечать начало развития ОНР, поэтому необходимо проходить ежегодные обследования у специалистов.

Диагностика

Диагностика ОНР производится логопедом, а дальнейшее лечение может быть комплексным (логопед, психолог, хирург и иные специалисты), зависит от причины развития патологии.

Для подтверждения диагноза врачом проводятся следующие мероприятия:

1. Сбор данных со слов родителей:

  • наличие наследственной предрасположенности;
  • когда замечены первые отклонения;
  • уточняет примерный словарный запас ребенка;
  • как протекала беременность, какие болезни были у матери в данный период;
  • в какой срок родился ребенок, как проходили роды;
  • возраст матери на период родов;
  • были ли травмы головы и недавние перенесенные заболевания у ребенка.

2. Осмотр ребенка:

  • врач просит произнести определенные слова. Это позволяет определить правильность произношения звуков;
  • после этого логопед просит составить предложение (данный пункт зависит от возраста ребенка) по картинке. По длине предложения, правильности использования падежей, глаголов и предлогов, также производится оценка речи;
  • проверяет память. Для этого ребенку показывают 5-7 предметов, после этого их убирают, и ребенок должен перечислить какие предметы запомнил;
  • просит ребенка рассказать стих или пересказать короткий рассказ;
  • также у детей до 7 лет врач спрашивает возраст, имя фамилию. Ребенок должен уметь ответить самостоятельно.

3. Аппаратное обследование:

  • у ЛОРа обязательна проверка состояния речевого аппарата, особенно состояние миндалин и аденоидов. При патологии развитии данных органов возможна гнусавость, охриплость и нарушения выговаривания сложных для ребенка звуков.
  • если у ребенка были травмы головы, то может потребоваться рентгеновское обследование. Для проверки питания клеток мозга.

При выраженном заикании и зажатости ребенка, может потребоваться обследование у психолога.

Лечение и система коррекции общего недоразвития речи

ОНР в большинстве случаев поддается лечению, целью которого является:

  • ликвидация неправильного произношения звуков;
  • развитие правильного восприятия слов по звукам;
  • обогащение словарного запаса;
  • правильность построения длинных предложений;
  • умение разбирать слова по звукам.

Самым главным является умение общаться и поддерживать разговор с собеседником.

Для устранения ОНР используются следующие методики:

Методы коррекции речи Суть метода Примеры
Логопедические упражнения Метод направлен на развитие памяти и мышления, умение управлять мышцами лица и языка, а также на правильность дыхания при произношении звуков.
  • для 1 уровня. У детей развивают мелкую моторику, учат произносить правильно звуки и соединять их в слоги, а потом в слова. Например, ребенку дают бусинки и каждое действие с ними озвучивают (катаем бусинку, прячем бусинку, складываем бусинки в банку). Или по звуку музыкальных инструментов/игрушек ребенок должен уметь их распознать;
  • для 2 уровня. Детей учат правильно разделять слова по звукам и слогам и правильно произносить. Например, мама произносит несколько слов, а ребенок должен отреагировать хлопком на слова, в которых есть загаданный звук («А», «Р», «Ж» и иные). Или игра в словообразования (слон-слоненок, кошка-котенок);
  • для 3 уровня. Специалист должен научить правильно произносить звуки, слова и строить предложения. Например, логопед, показывая на лисий хвост спрашивает — «Чей хвост?». Ребенок должен ответить – «Лисий». Далее – «Какой он?». Ответ ребенка должен быть – «рыжий или пушистый» и так далее. Далее из данных слов можно составить предложение – «У лисы рыжий и пушистый хвост».
  • для 4 уровня. Специалист учит ребенка правильно составлять длинные предложения на примере картины или прослушанного рассказа.
Логопедический массаж Массаж направлен на укрепление мышц речевого аппарата, формирование правильного прикуса, а также восстанавливает кровоснабжение к тканям, которые отвечают за развитие речи. Важно, массаж имеет противопоказания. Для проведения массажа специалист может использовать специальную щетку, вибромассажер или зондовый массаж. Проводить процедуры рекомендовано только у специалиста со стажем и с наличием сертификатов.
Медикаментозный метод Специалистом назначаются лекарственные средства для улучшения кровообращения в головном мозге. При выборе препаратов важно учитывать наличие противопоказаний у пациента.
  • Цераксон
  • Гаммалон;
  • Когитум
  • Витамины группы В.
Посещение психолога Врач проводит беседу с ребенком и учит не стесняться дефекта, не замыкаться в себе. А также выявляет не является ли ОНР следствием психологического расстройства. Психолог, для результативности может назначить детские успокоительные.
  • Беби спокойствие
  • Эдас 306
  • Глицин.

Для быстрого и успешного результата рекомендовано данные методы использовать комплексно.

Что делать родителям?

Общее недоразвитие речи родители могут диагностировать самостоятельно, а также могут не допустить его дальнейшего развития.

Для этого требуется:

  • показать ребенка логопеду для определения точного диагноза и причины патологии;
  • не коверкать слова и их произношение в присутствии детей;
  • проводить логопедические занятия с ребенком дома (их назначает специалист);
  • исключить дома не только скандалы, но и громкие разговоры;
  • не давить на психику ребенка для достижения быстрых результатов;
  • проводить занятия по возможности в виде игры;
  • общаться с ребенком на равных, даже если ему еще только 3 года. «Сюсюканье» запрещено, так как оно является одной из самых главных причин начала развития ОНР;
  • обращаться к логопеду, даже если есть сомнения в ОНР (для этого необходимо сравнить нормы речи по возрастам с возможностями ребенка);
  • читать ребенку перед сном сказки или рассказы, они обогащают словарный запас, а также ребенок на подсознательном уровне учится правильно произносить слова и строить предложения;
  • ограничить время проведения ребенка перед телевизором и компьютером. Можно заменить рассматриванием книжек с картинками, лепкой из пластилина и прогулками на свежем воздухе.

Также обязательно показать ребенка к психологу, так как дети с ОНР часто бывают закомплексованы, так как отличаются от сверстников.

Методика обследования

Любые речевые дефекты диагностируются на приеме у логопеда, в результате которого происходит выявление речевого навыка ребенка, определяется уровень психического развития.

Важным этапом считается проведение анализа для установки взаимного содействия между звуковой стороной речи, лексическим запасом и грамматическим строем. В результате чего можно выделить три этапаизучения:

  • ориентировочный, или первый этап, в результате которого происходит заполнение карты ребенка с родительских слов, изучается документация и проводится беседа с малышом;
  • при втором этапе обследования проводится диагностика языковой системы, ее составляющих, в результате чего составляется заключение от логопеда;
  • на третьем этапе логопед производит наблюдение в динамике, например, в процессе обучения.

При беседе родителей чаще всего удается собрать информацию о предречевых реакциях ребенка, например, о гулении, лепете. Появляется возможность узнать точный возраст формирования первых слов. При подозрении на развитие ОНР первого уровня важно выяснить наблюдается ли у ребенка формирование двухсловных или многословных предложений, насколько развита его общительность и стремление к контакту.

Но самым важным считается непосредственная беседа с ребенком, в результате которой происходит установка контакта и настрой и общение. В процессе беседы задаются различные вопросы, которые помогают лучше узнать его кругозор, любимые занятия, определить насколько хорошо он ориентируется в пространстве и времени.

При определении причины развития дефекта в звуковой стороне речи важно провести обследование артикуляционного аппарата, а также его моторики.

Не менее важным является обследование общей и мелкой моторики, которое основывается на общем виде, осанке малыша, способности к самообслуживанию (например, логопед может попросить его застегнуть самостоятельно пуговицы или зашнуровать ботинки). Также обращается внимание на ходьбу, бег, прыжки и прочие виды физической активности.

Очень важно определить умеет ли малыш сохранять равновесие.

В конечном итоге логопед проводит полное и всестороннее изучение поведения, которое в последующем обобщается в логопедическое заключение, на основе которого подпирается коррекционная работа и составляется маршрут терапии.

Прогноз и профилактика речевых нарушений

При правильном подходе ОНР можно устранить полностью, даже при наличии общего недоразвития речи первого уровня. На результат влияет возраст ребенка, соблюдение лечебного курса (как у специалиста, так и на дому) и атмосфера в семье. Если патология обнаружена поздно (после 6 лет) или занятия проводились не регулярно, то ребенок может не восстановить уровень развития речи или остаться полностью немым.

Для профилактики родители должны:

  • избегать ссор в присутствии детей;
  • уделять достаточно времени ребенку (даже при его дефиците);
  • не «сюсюкаться» с детьми;
  • читать больше книг вместе с ребенком (в детстве достаточно только иллюстрированных изданий);
  • если ребенок плохо произносит какой-либо звук, нужно самостоятельно проговаривать его с ним;
  • обеспечить ребенку полноценное и разнообразное питание;
  • своевременно лечить инфекционные патологии;
  • если ребенок по какой-то причине не посещает детский сад, то он должен общаться со сверстниками хотя бы на детской площадке;
  • в период вынашивания ребенка исключить вредные привычки и принимать витаминные препараты.

Важно не пропускать ежегодных обследований ребенка у специалистов.

Речь начинает формироваться у детей практически с рождения, поэтому следить за ее формированием необходимо с первых дней жизни ребенка. При возникновении подозрений на наличие недоразвитости речи, необходимо срочное обследование у логопеда. Если патология подтверждается, то лечение необходимо начинать сразу, тогда возможно полное излечение от общего недоразвития речи.

Котлячкова Светлана

Оформление статьи: Владимир Великий

Умственная отсталость

Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости характеризуется следующими признаками:

  • развитие языковой системы существенно отстает от норм (признаки в таблице выше);
  • присутствуют проблемы с памятью;
  • если сложности при определении самых простых понятий и связи между ними;
  • двигательная активность повышена;
  • ребенок не способен сосредоточиться;
  • осознанная воля отсутствует;
  • мышление недоразвито или отсутствует.
  • При ЗПР психоэмоциональные функции ребенка развиты неправильно, что отрицательно сказывается не только на речевом общении, но и на других важных социальных навыках.

Важно знать: успех коррекционных мероприятий зависит от тяжести самих нарушений, а также от того, насколько своевременно ребенку была оказана помощь специалистов. Задача родителей дошкольников состоит в том, чтобы вовремя заметить отклонения в развитии речи или интеллекта и посетить с ребенком врача.

Лечение и коррекция

При лёгкой и средней степени расстройства прогноз, как правило, положительный, при тяжёлой – лечение более длительное и комплексное, но оно также дает отличные результаты в долгосрочном периоде.

Лечение проводится врачом-логопедом, если проблемы с речью сопровождаются другими расстройствами, в работу включаются психолог, а также другие специалисты.

Занятия проходят в разных формах: как в виде систематического повторения звуков, слов, правил построения окончаний, предложений и прочего; так и с использованием современных прогрессивных методов, в ходе освоение которых ребенок учится запоминать, понимать речь, задавать вопросы, осваивает значение тех или иных понятий, тренирует память, развивает моторику и прочие важные навыки.

Яркие и красочные картинки, интересная форма подача материала, благоприятная атмосфера в учреждении, где проходит коррекция – совокупность компонентов, которые призваны помочь юному пациенту поскорее справиться с имеющимися проблемами.

Как правило, в процесс общего лечения включаются и специальные физические упражнения – ребенок не сидит не подвижно, а активно тренирует и двигательный центр.

Системное недоразвитие речи – диагноз, который требует серьезного подхода. Не спешите отдавать ребенка на занятия первому попавшемуся специалисту. Обязательно изучите, имеется ли у него опыт успешной работы с детьми, а также умение устанавливать психологическую связь со «сложными” пациентами.

Любая коррекция включает не только психотерапию и выполнение специальных упражнений, часто проблемы возникают и из-за неправильного подхода к воспитанию, поэтому приходится менять и его.

Точно спрогнозировать нарушение в развитии речи у детей практически невозможно. Чаще всего это зависит от того, что стало причиной развития заболевания и степени его развития.

Именно поэтому при непонятном лепете или полном отсутствии речи в три года необходимо обратиться к невропатологу. Ведь при наличии расстройств со стороны нервной системы даже каждодневные занятия с логопедом могут не дать желаемый результат, потому что малышу будет необходима медикаментозная терапия.

При своевременном принятии всех необходимых мер ребенок начнет говорить. Но нередко такие дети не способны обучаться в обычной школе, поэтому родителям придется выбирать между домашним обучением или специальной школой, которая создана для детей с нарушением речи.

Самое главное – помнить, что малышу важна поддержка в процессе коррекционной работы, которую он должен получать от каждого члена семьи. Это поможет не только избавиться от назревающих комплексов, но и ускорить процесс устранения дефектов, ведь малыш будет видеть одобрение со стороны близких людей, а значит, начнет стремиться к лучшему результату.

Обследование дошкольника с нарушениями речи проводится комплексно. Потребуются заключения логопеда, невролога, детского психиатра. Маршрут диагностики ОНР состоит из нескольких этапов:

  • Беседа с родителями для сбора анамнеза, выяснения возможной причины дефекта речи.
  • Оценка уровня сформированности навыка говорения у ребенка.
  • Исключение или подтверждение сопутствующих заболеваний, задержек в развитии.
  • Изучение строения речевого аппарата для обнаружения органических нарушений.

Окончательный диагноз ставится на основание заключения консилиума. Для направления малыша в логопедический детский сад необходимо пройти ПМПК. На комиссию нужно представить характеристику на дошкольника из ДОУ или от психолога. С ребенком и родителями проведут беседу, дадут рекомендации о последующем обучении. Программу индивидуальной работы по требованиям ФГОС составит педагог образовательного учреждения.

Лечение ОНР — это трудоемкий процесс. Полагаться только на педагогов ДОУ нельзя, обязательно занимайтесь дополнительно дома, больше говорите с ребенком и слушайте его высказывания.

Первый сын с 5,5 лет (тоже ОНР 2 ст, нижняя граница развития для своего возраста) ходил в логопедический садик, именно сад логопедический (бывают группы логопедические в обычном садике, там занимаются два раза в неделю по пол часа), первый год круглосуточный, т.е. забирали домой по средам и пятницам, домой не разрешали забирать каждый день (потому что типа дома не следят за отрабатыванием звуков).Второй год как в обычный сад ходили. За три месяца полностью все звуки поставили, остальное время отрабатывали произношение, а это — много, много уроков на дом, занятия каждый день, после садика и постоянно следить за речью и поправлять каждое неправильное слово. Короче большой труд, но оно того стоило, в школу мы пошли — читали, писали, все цвета знали, были полностью готовые. Второй сын ходил в обычном саду в логопедическую группу с 4,5 лет, вообще ни о чем, отходили год сдвигов никаких, пошли с 5,5 лет к платному логопеду, там за 2 мес поставили звуки, мы потом уже дома все отрабатывали (но у него не так сильно речь была нарушена как у старшего и с цветами и временами года проблем не было).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *