Логопед нарушение речи

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 28

Мутизм

Мутизм(немота) — отсутствие речи при сохранности центров речи и речевого аппарата. Этот вид нарушения речи наблюдается при истерии, психических заболеваниях (шизофрения), реактивном неврозе. Мутизм может возникнуть остро после психической травмы. В клинической практике иногда бывает трудно отличить мутизм от афазии. Рассмотрим их основные отличия.

1. При мутизме в отличие от моторной афазии отсутствуют расстройства письменной речи. Такие больные сами стремятся в письменном виде вести беседу с врачом.

2. Мутизм часто сопровождается афонией — потерей голоса, беззвучностью, тогда как афатики нередко сохраняют способность произносить отдельные слова, слоги.

3. Мимика больных истерией живая, сохранная, тогда как при афазии она несовершенна, монотонна.

Иногда при шизофрении мутизм сопровождается своеобразным синдромом и «мимоговорением» и «разорванностью речи».

Синдром «мимоговорения»: на обращенный к больному вопрос он отвечает не по существу, говорит на отвлеченную тему.

Разорванность речи: речь больного состоит из совершенно не связанных между собой в смысловом отношении слов, хотя и сохраняются грамматические связи. Крайняя степень разорванности речи определяется как «словесная окрошка».

Сурдомутизм

Сурдомутизм(глухонемота) — отсутствие речи и слуха при сохранности центров слуха и речи, речевого и слухового аппаратов. Подобная глухонемота носит психологический характер.

Заикание

Заикание— нарушение ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением коммуникативной ее функции, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата. Речь сопровождается запинками, остановками, повторением отдельных звуков, слогов, слов (за счет судорог речевых мышц). Заикающиеся во время речи вводят в нее добавочные слова, например «ну», «вот», «значит», а также излишние движения (кивки поддерживания). Иногда они подменяют «трудные» слова «легкими». У многих заикающихся наблюдается страх речи, особенно при необходимости быстрых и точных ответов. Речь заикающихся, особенно в ситуации волнения или ожидания, протекает с изменением ритма дыхания, с учащением сердцебиения, с повышением потоотделения, покраснением или побледнением лица.

Среди причин заикания типично отставание общего моторного развития, что проявляется более поздним развитием речи и наличием признаков нарушения психической сферы. Поведение детей-заик характеризуется либо повышенной активностью, психической расторможенностью, либо вялостью, пассивностью, однообразием в поведении.

Патопсихолингвистические речевые нарушения

«Патопсихолингвистические речевые нарушения встречаются при ряде психических заболеваний, что обусловлено патологией высших мозговых функций и личности. Эти нарушения характеризуются либо потерей инициативы в словесном общении, либо многоречивостью.

В литературе даются описания характерных особенностей речи при различных душевных расстройствах (Spoerri, 1964, Гриншпун, Добрович, Фрумкина, 1974 и др).

Прогрессивный паралич(вариант сифилитического психоза) -наблюдается невнятность произношения из-за нарушений артикуляции, позднее появляется интонационная немодулированность речи, неспособность понимания переносных значений пословиц, слов.

Корсаковский психоз(встречается в 3-й стадии алкоголизма) -резкое расстройство памяти отражается и в речи, особенно в форме парафазии, т.е. подстановки неадекватного слова на место необходимого.

Болезнь Пика и болезнь Альцгеймера(атрофические процессы мозга) — заметна стереотипность речи, высказывания больных состоят из одних и тех же слов и словосочетаний, которые произносятся с одинаковой интонацией.

Эпилепсия- речь неясная, замедленная, «вязкая», с тенденцией к персеверации (повтору), характерна стереотипность и витиеватость речи с обилием уменьшительных форм слов. При нарастании слабоумия — бедность словаря (олигофазия).

Маниакально-депрессивный психоз — при повышенном настроении речь громкая, торопливая, неумолкающая ни на минуту, «телеграфный стиль», скачки идей, отвлекаемость. Возникновение большого числа ассоциаций по созвучию, отсюда изобилие рифмующих слов.

Шизофрения- речевые симптомы очень разнообразны, что отражает многообразие форм болезни. В целом речь больных характеризуется нарушением механизмов опоры ее на прошлый речевой опыт, распадом закономерностей выбора слов, нарушением закономерной связи вербального и предметного значений понятий. Характерны преднамеренные искажения слов и «словотворчество» (неологизмы), замена конкретных понятий абстрактными и наоборот. Речь часто обстоятельная и резонерская, встречается семантическая разорванность или бессмысленность того или иного предложения при грамматической его целостности. Речь однотонная, или больные иногда усиливают интонацию на второстепенной, вспомогательной части высказывания в ущерб основной смысловой части. Эхолалия — повторение слов собеседника, или вербигерация — бессмысленное выкрикивание одного и того же слова или высказывания» (П.И. Сидоров, А.В. Парняков. Введение в клиническую психологию. М., 2000). Таким образом, диапазон речевых нарушений, обусловленных поражением мозговых структур, довольно широк, и любое из них, несомненно, приводит к разрыву функциональных связей между процессами речи и мышления, что клинически проявляется в тех или иных нарушениях интеллекта.

Гнозис и его расстройства

Гнозис в переводе с греческого — знание, познание — узнавание предметов через органы чувств, систему анализаторов (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и др.). Однако, воспринимая окружающий мир, человек узнает и раннее виденные предметы. Гнозис является сложной функцией каждого анализатора, характеризующейся узнаванием формы, величины, назначения предметов, их названия. Этот запас сведений о людях, предметах окружающего мира складывается из анализа и синтеза огромного потока сенсорных импульсов и откладывается в системах памяти.

Гнозис — это не простое сопоставление, распознавание образа, предмета. Гнозис — это прежде всего процесс постоянного обновления, уточнения, конкретизация образа, который хранится в матрице памяти под влиянием повторного сопоставления его с принимаемой информацией.

При поражениях высших гностических центров передача сенсорных импульсов сохраняется, но интерпретация этих импульсов, сличение получаемых данных с образами, хранящимися в памяти, нарушаются. В результате возникает расстройство процесса узнавания, гнозиса — агнозия.Таким образом, агнозии — гностические расстройства, отражающие нарушение разных видов восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестетического) при сохранности всех видов чувствительности.

При агнозии у больных теряется ощущение «знакомости» предметов и окружающий мир, ранее знакомый в деталях, становится чуждым, непонятным. Рассмотрим основные виды агнозии, встречающиеся при различных поражениях гностических центров.

Зрительная агнозия

Зрительная агнозия— оптическая агнозия — душевная слепота, возникает при поражении коры затылочных долей, коркового центра зрения (18, 19, 39 поля Бродмана). Она характеризуется нарушением узнавания предметов, при этом больной видит предмет, но не узнает его. Он может описать внешние свойства предмета (величину, форму, цвет), однако узнать предназначение предмета больной не может. Например, описывая ножницы, он говорит: «кольцо, еще кольцо», «ручка кольца», «перекладина между кольцами, может, это велосипед?». Часто больные сами говорят: «не знаю, что это». Но если больному дать в руки предмет, то при ощупывании он его узнает. Отмечаются случаи, когда больной не узнает родные лица.

При зрительных агнозиях часто нарушается зрительная память, в этих случаях можно говорить о нарушениях механизмов памяти. Но наблюдаются случаи, когда при повторном предъявлении предмета больной говорит, что уже видел его, хотя узнать по-прежнему не может. При нарушениях пространственной ориентировки больной не только не узнает знакомых ему людей, домов и т.д., но и может ходить по одному и тому же месту много раз, не подозревая об этом.

В клинический практике часто встречаются случаи, когда больной не узнает буквы, цифры, лица и т.д.

В связи с вышеизложенным все зрительные агнозии подразделяются на следующие виды.

Предметная агнозия.Характеризуется невозможностью или затруднением узнавания предмета в целом при сохранном опознании его отдельных признаков или частей. Наблюдается при поражении левой затылочной области коры головного мозга.

Оптико-пространственная агнозия.При этом виде агнозии больные теряют способность к ориентации в окружающей среде, нарушается лево — правое узнавание, больные не могут определять пространственные признаки объектов: вверху — внизу, больше — меньше, дальше — ближе и т.д. Этот вид агнозии встречается при двустороннем поражении гностического зрительного центра.

Буквенная (символическая) агнозия.Больной не узнает буквы, цифры, в связи с чем распадается навык чтения. Подобные нарушения гнозиса отмечаются при поражении теменно-затылочной доли доминантного полушария (левого у правшей и правого у левшей).

Симультанная агнозияпроявляется в невозможности одновременного восприятия образа, предмета, картины или нескольких зрительных объектов в целом. Больной отмечает только один какой-либо элемент, находящийся в данный момент объектом внимания. В связи с этим он не в состоянии понять общий смысл «картины», перечисляя ее элементы. Часто при симультанной агнозии нарушаюется движения глаз — атаксия взора. Эта агнозия развивается при поражении коркового центра зрения субдоминантного полушария (правое у правшей и левое у левшей) либо при двустороннем его поражении.

Лицевая агнозия— потеря способности распознавания знакомых лиц в реальности либо на фотографиях, рисунках. В тяжелых случаях больной не узнает знакомые, родные лица и даже самого себя в зеркале. Лицевая агнозия возникает при поражении теменно-затылочной области правого полушария (у правшей).

Цветовая агнозия.Она проявляется нарушением распознавания цветов — цветовая слепота и возникает также при поражении правого полушария головного мозга.

Рекомендуемые страницы:

При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии функциональный. Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребёнка; в случаях травматического повреждения головы или органов артикуляции — в любом возрасте. Функциональные нарушения речи имеют органическую подоснову в головном мозге.

К органическим дефектам относятся:

Ринолалия- гнусавость. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который имеет резкий носовой оттенок, вследствие того, что воздушно-выдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи через щель мягкого, либо и твердого нёба — в полость носа, где происходит резонанс.

Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство звучания голоса. Проявляется либо в отсутствии фонации, либо в нарушении силы, высоты, тембра голоса.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Речь тягуче растянутая, вялая, монотонная.

Тахилалия- патологически ускоренный темп речи, синоним – тахифразия. Речь стремительная, торопливая, напористая. Возможны аграмматизмы. Нередки необоснованные паузы, запинки, спотыкания.

Заикание- нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, как теперь доказано, и всего тела. Сопровождается страхом за исход речи, имеет органическую или функциональную природу.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранном нервном снабжении речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, недостатки произношения фонем. Выражается это в искажённом произношении звуков, заменой одних звуков другими, смешениями звуков. Речь в таких случаях непонятная, инфантильная.

Дизартрия- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии нарушается и голос, и выразительность речи, и наблюдается ассиметрия мышц речевого аппарата, нарушение воздушной струи для производства звуков речи.

Ещё бывают нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания. Это два речевых заболевания:

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка. Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором речь нарушается тотально.

Афазия — полная или частичная потеря речи, наступающая в результате инсульта или тяжёлой черепно-мозговой травмы, нейроинфекции или опухоли мозга. Афазия чаще происходит у взрослых или детей, когда речь уже была сформирована.

Причины речевых расстройств

Причины речевых расстройств многочисленны и разнообразны, и различаются в зависимости от триггера заболевания. Среди органических причин, к которым относятся все связанные с повреждением органов речи, можно выделить:

  • Наследственные причины: когда нарушения речи наследуются от родителей.
  • Врождённые причины: когда речевые расстройства обусловлены приёмом лекарств или осложнениями во время беременности.
  • Перинатальные причины: причиной нарушений речи являются осложнения во время родов.
  • Постнатальные причины: речевые расстройства появляются после рождения, например, в результате преждевременных родов.

Кроме органических, также бывают функциональные причины, т.е. патологии работы задействованных в речи органов. Эндокринные причины в основном связаны с психомоторным развитием ребёнка. Причины, связанные с окружающей средой, также могут иметь место и влиять на речь – на лингвистические характеристики человека влияет его окружение. И, наконец, психосоматические причины также играют важную роль в развитии речевых расстройств, поскольку наши мысли имеют над нами власть и могут спровоцировать аномальную устную речь. И наоборот, трудности и нарушения речи могут негативно влиять на мышление. Всё это затрудняет корректное говорение и понимание речи.

Какому специалисту надо показать ребенка, если родителей что-то настораживает в развитии речи?

Основной врач в этом случае — невролог. Можно обратиться и к педиатру, тот порекомендует невролога, логопеда, психиатра. Но у нас родители не очень любят обращаться к психиатрам.

Как долго специалист будет заниматься с ребенком? Как скоро появятся заметные улучшения в речи?

Все будет зависеть от того, с какой именно проблемой в расстройстве речи мы имеем дело. Динамику можно получить уже через месяц, если у ребенка с сохранным интеллектом есть проблемы с экспрессивной речью.

Если у ребенка имеются еще задержки психологического развития или аутизм, то улучшения будут видны через полгода и больше. И в этом случае многое зависит от возможностей самого ребенка.
У детей, у которых лишь временные задержки развития речи, эффект от коррекции заметен быстро.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Осложнения

У детей школьного возраста могут развиваться низкая самооценка, фрустрация и депрессия. Дети с этим расстройством могут также обнаруживать нарушение способности к обучению, проявляющееся в задержке чтения, в результате чего могут возникнуть серьезные проблемы с успеваемостью. Большинство трудностей в обучении лежат в области перцептивных навыков или навыков распознавания и переработки символов в соответствующей последовательности.

Другие поведенческие проблемы и симптомы, которые могут появляться у детей с расстройством развития экспрессивного языка, включают гиперактивность, короткие промежутки, на протяжении которых ребенок может поддерживать внимание, аутичное поведение, сосание пальца, колебания настроения, склонность к попаданию в аварийные ситуации, энурез, непослушание и нарушение поведения. У многих детей отмечается неврологическая патология. Она включает легкие нарушения по органическому типу, снижение вестибулярных реакций и патологические изменения ЭЭГ.

Лечение нарушения развития речи и языка

Коррекция специфических нарушений развития речи требует профессионального подхода с участием логопеда, дефектолога, психолога, психиатра в зависимости от выраженности и типа нарушений, наличия сопутствующих психологических проблем и психопатологических расстройств.

Комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий предусматривает сочетание речевой терапии, психотерапии и симптоматического медикаментозного лечения. В образовательной системе предусмотрены следующие формы оказания помощи данному контингенту детей:

  • логопедические детские сады и дошкольные учебно-воспитательные комплексы для детей с нарушением речи;
  • специальные (коррекционные) общеобразовательные школы для детей с патологией речи («речевые» школы);
  • центры психолого-медико-социального сопровождения.

В системе здравоохранения предусмотрены специализированные детские центры патологии речи в виде структурных подразделений НИИ, крупных больниц и амбулаторных учреждений.

Для информации

Основные этапы развития языка в первые 5 лет жизни

  • К концу 2-го года жизни ребенок должен говорить предложениями из 2-3 слов, а также выполнять простые словесные просьбы и повторять услышанные слова.
  • К концу 3-го года жизни ребенок должен выполнять словесную просьбу, включающую 2-3 следующих друг за другом действия, понимать названия большинства бытовых предметов и обращенную к нему речь. Он должен говорить достаточно хорошо, чтобы его понимали посторонние люди.
  • К концу 4-го года жизни ребенок задает абстрактные вопросы («почему?»), понимает, что такое сходство и различие. Он говорит достаточно грамотно, если грамотно говорят его родные. Хотя к этому возрасту ребенок должен говорить вполне членораздельно, он может не выговаривать до половины звуков; это не повод для беспокойства.
  • К концу 5-го года жизни ребенок должен пересказывать историю своими словами и составлять предложения не меньше чем из 5 слов.

Левио Меши

Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи автора Левио Меши

Органические центральные и переферические нарушения

Центральные:

Органические. Причина: поражение головного мозга, ДЦП.
Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они втречаются при ДЦП.
К центральным органическим нарушениям относятся афония и дисфония, наблюдаемые у детей, страдающих дизартрией.

Переферические:

Причина: параличи, парезы гортани и мягкого неба, травмы гортани, ожоги, опухоли, ларингиты, расщелины неба, рубцовый стеноз (сужение) гортани после заболевания или микрохирургической операции.
К периферическим нарушениям относятся расстройства голоса из-за патологических изменений гортани.

При афонии органического происхождения ребенок говорит только шепотом, звук голоса не появляется даже при кашлевом толчке.
При дисфонии голос монотонный, хриплый, глухой, часто с назальным оттенком, быстроиссякающий.
Если подобные нарушения возникают у ребенка в раннем возрасте, это приводит к значительным трудностям в речевом общении, к сужению социальных контактов. страдает и речевое развитие. Характерны также соматическая и психическая астенизация (ослабленность), эмоциональные расстройства, нарушения саморегуляции.
К перефирическим иногда относят расстройства голоса у слабослышащих и глухих детей. В этих случаях изменяется высота, сила и тембр голоса из-за отсутствия или снижения акустического контроля за речью.

Центральные:

К функциональным НГ центрального происхождения относится функциональная (психогенная) афония. Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц. склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. при полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что тоже свидетельствует о психогенном нарушении. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

Периферические:

Причина: фоностения, гипотонусная дисфония, ронофония.
К перферическим функциональным нарушениям относятся фонотения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии. фонастения – нарушение голоса в ряде случаев, осоьенно на начальных стадиях, не сопровождается видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий.
Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях и при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки.
Гипертонусные (спастические) НГ: У детей наиболее распространенным нарушением является так называемая спастическая дисфония, возникающая из-за перенапряжения голоса. Начало развития дисфонии наблюдается в 5-летнем возрасте, а наибольшая частота отмечается у детей в возрасте от 8 до 10 лет. Дисфония чаще возникает у детей с повышенной активностью, любящих громко говорить, кричать. Обычно у ребенка с дисфонией утром голос бывает ясным и чистым, но к вечеру постепенно наростает осиплость.
Как правило, наряду с перенапряжением голоса при крике у детей наблюдаются хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит. Внезапное нарушение голоса может проявиться у ребенка на фоне аллергического заболевания. Возникновению дисфонии могут способствовать негигиенические условия фонации – пыль, дым, шум в помещении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *