Кризис года

Продвинутые родители знают, что существуют несколько кризисов развития ребенка до года. Кризисом в данном случае называется любой переломный момент в жизни грудничка. Вместе с физическим, происходит и активное психологическое развитие, поэтому у карапуза появляются новые потребности, новые знания и новые желания. Примерный календарь кризисов ребенка до года таков: 5, 8, 12, 20, 26, 37 и 46 недель.

Кризис 1 года – что это?

Родители с нетерпением ждут, когда их малыш станет самостоятельным. Ведь столько времени приходится его носить, одевать, кормить. Кажется, вот начнет ходить, станет легче.

И вот ребенку исполняется годик. Он уже многое умеет делать сам: ходит, играется, кушает и другое. Но появляются новые проблемы. И оказывается, что родители не так уж и готовы к самостоятельности крохи.

Психология ребенка в этом возрасте меняется. Его мировоззрение расширяется. Обычно скачки в психологическом росте связаны с развитием новых умений.

Так ближе к 12 месяцам ребенок начинает активно передвигаться самостоятельно. У него появляется возможность самостоятельно изучить множество окружающих его предметов, которые раньше были для него недоступны. Это кухонные столы и плита, обувные полки и шкафы для одежды, и многое другое. Все до чего он может дотянуться, ему нужно потрогать, изучить, попробовать.

При этом заботливые родители, конечно же, многое ему запрещают. Постоянные запреты раздражают и обижают кроху. Он начинает плакать и капризничать. Его поведение резко меняется. Он противится воле взрослых и выражает это протест как может: плачет, капризничает, делает все «назло», не слушает, что говорят взрослые, отказывается подчиняться. Наступает так называемый кризис первого года.

С такими кризисами еще предстоит столкнуться не раз по мере взросления ребенка. Возрастная психология выделяет такие этапы развития ребенка: младенчество, ранний возраст, детство (дошкольный возраст).

Чтобы не доводить ситуацию до слез, старайтесь больше прислушиваться к ребенку Очень часто именно переход на определенный этап развития сопровождается своеобразным кризисом. Так переходом из младенчества в ранее детство обусловлен кризис 1 года жизни. Психологи отмечают кризисы в 1 год, 3 года, 7 лет, подростковый (12-14 лет).

Поэтому родителям рекомендуется запастись терпением и больше узнавать о возможных решениях проблемы.

Когда это происходит

Почитав литературу, я поняла, что на самом деле ничего особенного не случилось. В жизни малыша после первого года наступают перемены. Он начинает знакомиться с миром доступными ему способами. Родители не успевают перестроиться под меняющуюся реальность и продолжают смотреть на него, как на живую куклу. Каждый кризис становления имеет свои особенности, и с раннего детства родителям нужно быть психологически готовым к потрясениям.

Симптомы, характерные для годовалого ребенка:

  1. он не реагирует на слова;
  2. нуждается в повышенном внимании;
  3. капризничает, без причины устраивает истерики;
  4. пытается все сделать по-своему;
  5. противоречит сам себе: может что-то просит, затем со злостью бросает.

Почему так случается

Такое поведение связано с тем, что ребенок принял вертикальную позицию и стал передвигаться без помощи мамы. От этого он испытывает удовольствие и активно знакомится с окружающей средой. Необходимость познания интуитивно толкает его пробовать предметы на зубок, разбирать игрушки, мерить глубину луж. Если ваш ребенок ведет так, значит, все этапы развития он проходит, как и предусмотрено природой.

Малыш устраивает истерики не из-за вредности. Когда взрослые не разделяют его желаний, возникают аффективные реакции. Отсутствие эмоционального опыта, неразвитый лексикон не позволяют по-другому проявлять чувства. В этом возрасте он выражает удовольствие смехом и улыбкой, возмущение и недовольство — через слезы и капризы. По другому он пока не умеет говорить. Поэтому задача родителей самим не впадать в истерику, а спокойно переждать период и не срываться. Ведь отношение родителей в эти кризисные периоды сможет показать, что родителям можно доверять.

Доверительные отношения с ребенком важно выстраивать с пеленок. Малыш должен быть уверен, что вы его защита и опора, особенно в такие переломные моменты в жизни, когда происходить развитие его как личности.

Еще одна проблема этого возраста – своеобразная речь, отличающаяся от взрослой по смыслу. В лепет малыш вкладывает свой смысл, поскольку система понятий только формируется. Многозначность слов носит ситуативный характер с эмоциональной окраской. Речь малыша понимают только люди, контактирующие с ним.

Как быть

В такой момент возьмите кричащего ребенка и прижмите к себе, успокойте словами, уберите причину его раздражения. Ребенок плохо понимает смысл слов, но родной запах, мягкий голос и нежные прикосновения действуют магически. Затем предложите вместе поиграть, и он сразу переключится.

Детские страхи

И еще малышу часто бывает страшно, поэтому он беспричинно плачет. Его могут напугать:

  • рычащая бытовая техника;
  • громкие голоса;
  • гудящие машины.

Вспомните сами, что в детстве полно страхов. Когда-то вы тоже боялись теней на стенах, темноты, настороженно реагировали на неизвестные шумы. При отсутствии родительского понимая и внимания, страхи перерастают в фобии. Из таких детей вырастают «тревожные» взрослые с соответствующими личностными характеристиками. Они пугаются собственной тени, беспокоятся по пустякам. Чтобы видеть в будущем человека без комплексов, от авторитарного воспитания лучше отказаться.

Часто в этот период мама даже в туалет не может сходить без ребенка. Это ттакой период, не переживайте и наберитесь терпения!

Что делать

Достаточно показать, как гудит клаксон в папиной машине или включается бытовой прибор. Желательно при этом продемонстрировать его функциональные способности. Покажите, как пылесос превращается в змейку и заглатывает мусор. При виде закипающего чайника малыш замирает в ожидании, чтобы увидеть пар и гаснущую лампочку.
Самое время поговорит об импринтах. Получение информации из среды в младенчестве и закрепление ее на практике оказывает влияние на формирование системы убеждения. В момент обостренного состояния психики мозг восприимчив к сигналам извне, и любая реакция навсегда откладывается в голове. Чтобы показать малышу, насколько опасен огонь, поднесите палец к пламени, чтобы малыш почувствовал жар, затем сожгите бумажку, озвучивая каждое движение.

Маленький бунтарь

Естественно, что после одного года у детей появляется гипертрофированное стремление к самостоятельности. Смысл слов «нельзя» и «не трогай», которые так любят повторять мама с папой, им не понятен. Если подумать, взрослые придумали их для того, чтобы расставлять ограничительные флажки, чтобы упростить себе жизнь.

Если говорите ребенку » нет», мотивируйте отказ. Не важно, понимает он смысл или нет. Кроха реагирует на интонацию голоса, сразу переключается и забывает о том, что хотел сделать минуту назад.

Причем мамины слова откладываются у него на подкорке. Если «включать» строгую маму и пытаться наказать его за плохое поведение, со временем от запретов и нравоучений у него сформируется невроз.

Что предпринять

Чтобы реже запрещать, уберите опасные вещи подальше, куда не дотянутся его ручонки.

  • заблокируйте розетки;
  • на двери поставьте защитные амортизаторы;
  • отодвиньте стулья от окон;
  • на острые углы мебели наденьте овальные уголки;
  • со стола уберите скатерть.

Каждая мама знает потенциально опасные зоны и предметы квартиры, от которых нужно защитить ребенка.

Как поступать родителям

Ведущая деятельность взрослых направлена на развитие любознательности разными способами без ограничений. Чтобы удовлетворить любопытство малыша, наденьте на него резиновые боты и дайте возможность пройтись по лужам. Не запрещайте собирать цветочки, камешки, возиться в земле. Руки можно помыть или вытереть антибактериальной салфеткой. Тем активнее малыш познает мир через тактильные, вкусовые ощущения, тем быстрее он набирается опыта. Если вы переживаете, что у вас много дел, а тут еще и макароны размазаны по полу, то советую статью как маме все успеть.

На прощанье хочу добавить, что здесь приведены общие советы, упрощающие жизнь маме и малышу.

Они помогут преодолеть первый возрастной кризис и заложить фундамент для нормального развития. Как показала жизнь, ничто так не влияет на здоровье психики как проявление любви родителей и спокойная обстановка в семье.

И самое главное, понимать, что ребенок это делает не со зла, не из какого то расчета, он просто не умеет еще разговаривать, не знает что такое брезгливость, им движут пока только инстинкты — поесть, потрогать, узнать, поковыряться в салате пальцами или разлить воду и посмотреть что будет. Ваша задача уберечь его от опасных вещей, о розеток, ножей и прочего. Он учится, а вы постарайтесь не мешать ему развиваться. И как раз, наличие признаков кризиса 1 года — означает, что ребенок не отстает, что развивается, так сказать, по графику.

Как говорит китайская мудрость: «до 5 лет ребенок — царь». Если подавлять ребенка до 5 лет, вы подавите его интерес к жизни. Приучите подчиняться тем, кто сильнее.

На сегодня это все, до свидания.
P.S. При желании больше узнать о психологии своих детей, подписывайтесь на рассылки блога. Не забудьте поделиться информацией в соцсетях с другими мамам.

Опыт позитивной мамы — признаки кризиса 1 года

Как проявляется кризис 1 года

Вот примерный список:

  • Постоянные капризы;
  • Отказ что-то делать (читайте по теме: Как заставить ребенка слушаться?>>>);
  • Ребенок требует того, что не просил раньше;
  • Проявление агрессии: в ход идут кулаки, зубы и т.д.;
  • В 1 год малыш начинает проявлять свое любопытство во всех местах дома. Он открывает все ящики, проверяя их содержимое, берет в руки все, что попадается на его пути, непременно проверяя это на вкус.

Причины «трудного характера»

Современные психологи выделяют пять важнейших кризисных периодов детства: новорожденность (первый месяц – полтора), один год, три года, шесть – восемь лет, 12 – 14-летний возраст. Каждый из этих этапов может иметь разную степень выраженности и длиться от 2-3 недель до года. Сегодняшние дети быстро развиваются, рано взрослеют, темпы роста повышаются, таким образом ребенок буквально шагает из кризиса в кризис с очень короткими промежутками, родители едва успевают выдохнуть.

Понимание причин происходящих с ребенком катаклизмов сильно повышает способность пережить сложное время с минимальными потерями. Почему ангелоподобное создание стало невыносимым?

Суть переломного момента состоит в том, что ребенок овладевает двумя важнейшими навыками – это автономная речь и прямохождение, сопровождаемые существенным скачком развития детской воли. Годовасы начинают активно использовать новые умения, наталкиваются на многочисленные ограничения, непонимание со стороны родителей, и упорно пытаются пробить эту стену. Невозможность получить полную свободу действий вызывает негодование, которое пока дитя способно выразить лишь воплями, слезами и прочими неприглядными способами.

Карапузы окологодовалого возраста осознают свою отдельность от мамы. Они хотят самостоятельно познавать окружающий мир, действуя свободно, падая и поднимаясь, набивать свои шишки. Близкий взрослый нужен как созерцатель, обеспечивающий безусловную поддержку. Матери, в свою очередь, сложно довериться своей крохе, и она начинает выставлять всевозможные запреты, ограничения. Этот конфликт вызывает негодование малыша и отчаяние взрослых.

Что происходит с поведением

Типичное поведение ребенка, проживающего свой первый переходный этап, характеризуется импульсивностью, надрывом, непостоянством. Ежедневно происходят необъяснимые вещи, способные вывести из равновесия самых хладнокровных родителей:

  • Карапуз становится крайне обидчивым, чувствительным, ранимым. Он обижается, плачет, скандалит, но вы никак не можете выяснить причину.
  • Настроение меняется часто и неожиданно, мгновенно перескакивая из крайности в крайность. Сейчас он плачет, через минуту смеётся, и так целыми днями.
  • Появляется сильный страх потерять маму из вида, ребёнку невозможно объяснить, что нужно побыть с папой или бабушкой, а матери нужно отлучиться.

Некоторые родители предпочитают незаметно исчезать, пока кроха занят. Однако такой способ организации отлучек чреват тем, что малыш потеряет уверенность в маме, и прилипнет к ней еще сильнее, движимый паническим страхом потерять своего самого близкого человека. Психологи рекомендуют придумать ритуал прощания: мама говорит «пока», целует, оставляет какую-то свою вещицу, объясняет, куда она пошла и когда вернется. Говоря годовалому сыну или дочке о времени возвращения, используйте выражения вроде «после того, как ты проснешься/покушаешь творожок/вернешься с прогулки» и обязательно сдерживайте данное обещание. Такой тип взаимодействия рождает доверие, со временем карапуз научится безболезненно вас отпускать, радостно махать ручкой и бежать по своим делам.

  • Наступает период явного прощупывания границ дозволенного. Годовас упрямится, не слушается, как будто нарочно нарушает запреты, отказывается подчиняться. Отсюда противоречивость поведения: садись кушать – неть! – хорошо, тогда иди играть – неть, ам! Он просит определенную игрушку, но, получив ее, тут же отшвыривает. Хочет гулять, но не дает себя одеть.
  • Маленький человечек показывает агрессию по отношению к родным и посторонним людям – бьет, кусает, щипается.
  • Первые «я сам!» начинаются именно сейчас. Обнаружившиеся вдруг способности свободно передвигаться в пространстве открывают массу неизведанных возможностей, чадо везде лезет, открывает дверцы, раскидывает все предметы, до которых может дотянуться, требует выдать ему ложку с едой, причем все эти манипуляции он может проделывать нон-стоп весь день, в отличие от мамы, которая уже к обеду падает с ног от усталости.

Многие детки склонны к слезам, истерикам, тотальной «мамозависимости» и вне всяких кризисов. Часто это связано с течением беременности, родов, особенностями первых часов жизни новорожденного. Исследования показывают, что развитие детской психики происходит очень быстро, скачкообразно, маленький человечек ежесекундно усваивает огромное количество информации, все это является мощнейшей нагрузкой, с которой детский организм пока не умеет справляться. Научиться этому поможет способность родителей принимать своего ребенка, его эмоции, умение быть рядом, поддерживать и доверять.

Как себя вести близким взрослым

Чтобы малой кровью пережить кризис первого года жизни ребенка, нужно выстроить единую для всех членов семьи линию поведения. Важно, чтобы все взрослые, с которыми контактирует малыш, придерживались одних и тех же принципов, так крохе будет легче принять верные ориентиры, научиться правильному взаимодействию, уяснить границы. Современная психология придерживается достаточно мягкой, но при этом четкой модели построения общения с годовасом.

  • Вместо ограничений – возможности. Большое количество запретов – серьезное испытание для малыша и родных, вынужденных целыми днями твердить «нельзя» и снимать/убирать/уводить/отвлекать юного исследователя. Создание безопасной среды поможет решить эту проблему. Уберите ценные, хрупкие, опасные вещи в недоступные для ребенка места. Нижние шкафы заполните вещами, которые позволительно доставать, раскидывать, грызть, бросать. Кухонный ящик, наполненный полотенцами, пластиковой посудой, закрытыми пакетами с крупами, макаронами, бобами, подарит вам от 5 до 30 минут времени. Лишние полчаса-час утреннего сна для мамы – это спальня, где стоят коробки с игрушками, емкость со всевозможными проводами, лежит мяч, есть дверцы, которые можно открыть и выкинуть оттуда свои же одежки. Каждый ребенок имеет свои предпочтения. Возможно, вашему чаду нравится бытовая техника – попросите у друзей поломанные тостер, миксер, ненужный чайник, и отдайте своему ребенку на растерзание.

На каждое «нельзя» постарайтесь найти альтернативное «можно». По стеклу стучать запрещено, постучи лучше по своему стульчику. Книги мы не рвем, возьми обычную бумагу. Кидать тяжелую игрушку опасно, вот тебе мяч.

  • Сделай сам. Позвольте проявлять самостоятельность, поддерживайте инициативу, будьте рядом для подстраховки. Малыш хочет залезть на диван – положите на пол высокую подушку, которая будет выполнять роль ступеньки. Хочет есть ложкой – посадите его в стульчик раздетого и дайте какую-нибудь еду, которая легко отмывается с поверхностей.
  • Насильно сыт не будешь. Одна из самых популярных проблем, которые озвучивают мамы – «он ничего не ест!» Малыши кризисного возраста могут отказываться от еды из чувства противостояния. Насильное кормление сопротивляющегося ребенка – страшный сон каждого родителя, чаще всего это заканчивается тремя ложками съеденного пюре и генеральной уборкой кухни. Попробуйте поменять тактику – предлагайте сыну/дочке сесть покушать вместе с вами, ту же еду, что едите вы сами. Конечно, такой эксперимент предполагает правильное питание всей семьи – качественные продукты, минимум специй, щадящие способы приготовления. Не забудьте убрать вредные перекусы вроде печенья, ставьте их в зоне видимости карапуза после основной трапезы.
  • Слушать и слышать. Понимать не умеющих разговаривать детей сложно, порой приходится долго гадать, чего же они хотят. Внимательно относитесь к жестам и звукам маленького непоседы, со временем вы безошибочно будете определять его желания.

Помогите другим родственникам с расшифровкой детских просьб, рассказывайте, что значит тот или иной звук, жест. Малыш охотнее будет общаться с теми, кто его понимает.

  • Ценность общения. Разговаривайте – озвучивайте свои действия, называйте предметы, чувства (свои и ребенка), читайте. Развитию речи ребенка способствует грамотная, чистая речь взрослых.
  • Не мама для ребенка, а ребенок – при маме. Несмотря на важность совместной игры, родитель не может все время уделять только этому. У взрослых есть работа, домашние дела, увлечения. Когда кроха видит родителей, занимающимися своей повседневной жизнью, он развивается. Естественное течение дел семьи закрепляет у крохи модели поведения, понятия о социальных ролях, учит включенности, самостоятельности. Привлекайте сына или дочку к своей ежедневной рутине, деткам это нравится.

Сегодня психологи говорят о необходимости порядка трех часов самостоятельной игры или творчества для дошкольников в течение дня. Не нужно круглосуточно развлекать деток, позвольте им побыть наедине, придумать какую-нибудь свою деятельность, даже просто послоняться по квартире. Для годоваса это может быть ковыряние в коробке с макаронами или 10-минутное самозабвенное стучание ложкой по табуретке.

  • Море слез. Верным спутником кризиса 1 года у ребенка в возрастной психологии называется плач. Дети могут плакать долго, громко, по любому поводу. При помощи слез карапузы пытаются сломить волю взрослых, вытребовать желаемое. Стоит ли идти на уступки, лишь бы чадо не плакало? Нет, если речь идет о четко обозначенных запретах, имеющих принципиальное значение. Малыш должен понимать, что слово родителя – окончательное, твердое и незыблемое. Посредством ограничений маленький первооткрыватель знакомится с понятием границ, а также приобретает уверенность в устойчивости окружающего мира, его надежности, системности, что очень важно для гармоничного развития личности. Плачущего ребенка можно и нужно пожалеть, приласкать, принять и назвать испытываемые им эмоции, дать выплеснуть через слезы свою обиду, злость, негодование. Любящий взрослый, проявляющий понимание, — лучше, чем повсеместное потакание во избежание негативных переживаний. Говорите слова поддержки, но будьте твердыми в своих решениях: «Я вижу, ты расстроена, что эту куклу нельзя взять с собой на улицу, ты очень хотела с ней погулять. К сожалению, на площадке она испачкается, поэтому мы ее оставим дома, возьми грузовик или мяч, это можно». Малыш должен понимать, что главный в семье – не он, а мама и папа, и они решают.

Каких методов общения следует избегать

Кризис одного года – этап, который сложно дается не только ребенку, но и окружающим его близким взрослым. Мама, проводящая с шилопопым скандалистом каждый день, испытывает колоссальную нагрузку, с которой очень сложно совладать. Требуется немало усилий, чтобы оставаться спокойной, понимающей, поддерживающей. Помните, что кроха учится жить в новых для него условиях, истерики и непослушание – это не попытка манипулировать, а очередная ступень развития, с которым незрелый организм справляется теми способами, которые ему доступны. Приспособившись к изменившейся реальности, маленький человечек станет более покладистым, спокойным, послушным, и наступит некоторое затишье. Чтобы пережить кризис меньшими нервами, избегайте разрушающих отношения моделей поведения:

  • Давление, применение физических мер наказания, жесткое общение с крохой. Крики, шлепки и попытки «задавить авторитетом», заставить подчиняться приведут к испугу со стороны ребенка и огромному чувству вины со стороны взрослого.
  • Запрет на самостоятельные действия. Даже несмышленым беспомощным годовасам нужна возможность делать что-то самим, это путь к научению, развитию, доверительным отношениям с родными людьми.
  • Вседозволенность. Чрезмерная либеральность расшатывает систему ценностей малыша. Когда все можно – это пугает, исчезает стабильность, устойчивость окружающего мира. Детям обязательно нужны рамки.

Говорите малышу о том, что запрещено, спокойным ровным голосом, без улыбки, вне игры. О каждом «нельзя» придется повторять несколько десятков раз каждый день, будьте последовательны и серьезны.

  • Разрозненность взглядов взрослых членов семьи. Бабушки должны быть на одной волне с мамой и папой. Различные требования дезориентируют малыша, затруднят выход из кризиса.
  • Полная замкнутость на ребенке. Видя взрослых, увлеченных собственными делами, малыш учится занимать себя самостоятельно, уважать чужое время и пространство. А маму возможность попить чаю в одиночестве или сходить на массаж убережет от выгорания и депрессии. 9
  • Токсичное поведение. Следите за тем, как вы общаетесь между собой. Воспитание ребенка – это прежде всего воспитание себя. Малыши очень быстро впитывают способы взаимодействия, слова, особенно те, что произносятся эмоционально, громко. Залог психологического комфорта детей – это любовь и уважение родителей друг к другу. Уделяйте время своим отношениям, проявляйте нежность, ласку, заботу, говорите приятные слова.

Как помочь себе

Кризис первого года жизни – первое серьезное испытание для всех членов семьи. Достойно его пережить, сохранив теплые отношения, может быть нелегко. Обычно на острие атаки находится женщина, хотя все чаще можно встретить включенных в воспитательный процесс пап, бабушек и дедушек. Чтобы выйти из кризисного периода (который может длиться до 6-8 месяцев) с наименьшими потерями энергии, постарайтесь бережно относиться к собственному состоянию.

  • Поддерживайте баланс сил – отдыхайте, когда чувствуете, что устали. Выдайте своему непоседе корзину с бельем, картошкой или шкатулку с крупными крепкими бусами и потраться эти 15 минут на перезарядку.
  • Привлекайте к помощи бабушек и дедушек, если есть возможность. Сделайте их полноценными членами семьи, расскажите о своих взглядах на воспитание, советуйтесь, делегируйте заботу о ребенке или другие дела, которые им будут в радость.
  • Позвольте себе ошибаться. Растить детей трудно, этому нигде не учат, вы имеете право не знать, не уметь, уставать, поступать неправильно.

Сложные периоды – это всегда шаг вперед, после выхода из кризиса карапуз станет более сознательным, интересным, он будет учиться бегать, разговаривать. Совсем скоро с ним можно будет шутить и полноценно общаться, приобщать его к своим интересам, вести более насыщенную жизнь, приобщать малыша к семейным традициям и вместе создавать новые. Пройдя первый кризис вместе в малышом, оставаясь ему другом, поддержкой, вы заложите фундамент счастливой жизни для вашего ребенка и ваших с ним гармоничных отношений.

Автор статьи Алёна Кириленко

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Стоит ли бояться кризиса первого года

Не нужно бояться кризиса 1-го года — он закономерен. То, что он протекает остро, не должно настораживать родителей.

Именно яркое его проявление говорит о том, что ребёнок формируется как личность правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода.

Когда начинается кризис и сколько он длится

Приблизительное начало кризиса 1 года приходится от 9-12 месяцев и длится примерно до 16-18 месяцев. Как правило, начало проблем совпадает с началом прямохождения. У каждого карапуза эти сроки индивидуальны, у некоторых особо флегматичных детей кризис одного года может проявляться не очень ярко. Главной особенностью этого периода является изменение поведения крохи.

Признаки кризиса одного года у ребенка

  • Плаксивость и истерики, крики и слезы по любому поводу. Кроха может даже драться кулачками или стучать ножками по полу. Особо изобретательные карапузы падают на пол и бьются в истерике.
  • Непослушание и упрямство. Нежелание купаться, одеваться или кушать предложенную пищу.
  • Болезненное стремление к самостоятельности.
  • Агрессия и обидчивость. Острая реакция на запреты и замечания.
  • Противоречивость и непоследовательность. Карапуз хочет то одно, то другое, то, получив желаемое, теряет к нему интерес.

С чем связан кризис 1 года

Кризис 1 года у ребенка возрастная психология связывает с первыми шагами малыша. Когда карапуз начинает ходить, весь мир вокруг него меняется. Еще недавно у него было несовершенное зрение, он не мог ни стоять, ни сидеть. Его мозг работал совершенно по-другому и постепенно накапливал информацию об окружающем мире. Но карапуз научился сидеть, затем ползать, он понял, что мир вокруг многомерный, а не плоский, как казалось, лежа на кроватке. Осознание того, что каждый предмет особенный на ощупь, что он имеет определенный цвет, размер и свою функцию, заставляет нервную систему малыша напряженно работать. Новые умения в совокупности с активной мозговой деятельностью побуждают малыша общаться с родителями. Он хочет выразить свое недовольство или попросить какой-либо предмет. Малютка уже знает название некоторых вещей, понимает, что люди общаются с помощью речи, но сам пока не может говорить, и это его расстраивает.

Еще одной немаловажной причиной является желание все делать самостоятельно. Теперь, когда карапуз уже ходит на своих ножках, он хочет все делать сам. У него уже появились свои вкусы, он не хочет надевать кофточку, которую дает мама, отдавая предпочтение другой одежде. Кроха хочет самостоятельно питаться, и хоть он еще не умеет есть с ложечки, но уже старательно повторяет за взрослыми.

Помните, что копирование поведения взрослых – это естественный процесс. В раннем возрасте дети пытаются разговаривать по телефону, как мама с папой, а в подростковом им уже хочется курить, как мама с папой.

У карапуза на этой стадии появляется огромный интерес к окружающему миру, он норовит все потрогать и попробовать на вкус. Это ввергает родителей в шок. Малютка может взять папин молоток и постучать им по телевизору. Такими действиями ребенок не хочет причинить вред, он просто копирует поведение отца, для малыша нет принципиальной разницы между забиванием гвоздя и ударом по монитору.

Часто крохи хотят прикоснуться к горячему или острому. Помните, что взрослые люди не столько умные, сколько опытные, они много раз обжигались, падали, кололись иглами и, таким образом, накопили много информации об окружающем мире. Дети, росшие до года в тепличных условиях, совершенно не понимают, что есть опасные предметы. И такие слова, как горячее или колючее, не вызывает у них никаких эмоций, пока они не обожгутся и не уколются.

Признаки кризиса

  • Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
  • Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.
  • Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
  • Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.
  • Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».
  • Ребёнок постоянно требует внимания. Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.

Что чувствует кроха в период кризиса 1 года

В этот сложный период малютка хочет общаться и объяснить родителям, что ему нужно, но это ему не всегда удается. Карапуз становится капризным не из вредности характера, так он общается с вами всеми доступными для него методами. Плачет, когда ему чего-то не хочется, или же, наоборот, плачет, требуя желаемое.

Новорожденные малютки спокойно переносят купания, кушают, что им дают, и не капризничают при смене подгузника. Это происходит, потому что им все равно, какого цвета распашонка, и какую смесь кушать, они подвержены только базовым инстинктам и плачут, когда им больно, жарко, холодно и т. д. С взрослеющим карапузом дела обстоят по-другому. Родителям стоит вспомнить, что они сами чувствуют, когда нужно рано вставать на работу или идти в душ, когда очень устали, но все же нужно помыться. Мы боремся со своей ленью и знаем, что такое «надо». Малыши не могут и не хотят держать себя в руках. Поэтому при переодевании они визжат, им неприятно, когда мама надевает кофточку с тугой горловиной, или отказываются вылезать из ванной, ведь там интересно, и можно брызгаться водой.

Истерики не доставляют малышу никакого удовольствия, наоборот, они его изматывают, просто он не научился контролировать свое поведение и психологическое состояние. Поэтому, когда кроха кричит и бьется головой о пол, постарайтесь разобраться в причине такого поведения и не спешите его ругать. Эмоционально измотанный ребенок не воспримет мамино замечание, как должное, он будет плакать еще больше. Найдите компромисс с малышом, отвлеките его от той вещи, которую он хочет взять.

Изменения после кризиса 1 года

  • В завершение кризиса одного года кроха уже уверенно стоит на ногах, он хорошо освоил хождение.
  • Он научился общаться с окружающими с помощью мимики, жестов и первых осознанных звуков.
  • Если в период кризиса 1 года карапуза слишком опекали, то он может остаться капризным. Но в большинстве случаев, дети становятся спокойнее и уравновешеннее.

Автономная речь и кризис

Источник детских аффективных вспышек это, как правило, отказ взрослого и непонимание желаний ребенка. Особенная ситуация развития в период младенчества ведет к потребности в общении. Это обусловлено тем, что ребенок в этом возрастном периоде может действовать только через окружающих. При этом у ребенка еще не сформирована речь – основное средство общения. Становление речи ребенка осуществляется переходом от безъязычного к языковому этапу развития и реализуется посредством детской автономной речи. Детская автономная речь является основным новообразованием кризиса первого года жизни. Обогащение предметных действий и ходьба требуют речи, удовлетворяющей общение по поводу предметов.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Кризис 1 года у ребенка 400 руб.
  • Реферат Кризис 1 года у ребенка 280 руб.
  • Контрольная работа Кризис 1 года у ребенка 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Речь ребенка одного года многозначная, ситуативная и непонятная большинству людей. Она значительно отличается с фонетической стороны от взрослой речи. Она представлена обычно такими словами, как «бо-бо», «ка», «ня-ня» или обломками взрослых слов. От взрослых слов автономная детская речь отличается и по значению слов, оно может охватывать целый ряд вещей. Одно и то же слово в разных ситуациях может иметь разное значение. Помимо этого, автономная речь аграмматична и связь между отдельными словами своеобразна.

Специфической особенностью детской автономной речи является форма и характер общения. Общение с ребенком возможно только в определенной ситуации, когда предмет расположен перед глазами и с близкими взрослыми, старающимися приспособиться к особому детскому языку.

Замечание 1

Автономная детская речь является средством общения, но по причине своей специфичности она может быть причиной трудностей во взаимопонимании и провоцировать гипобулические реакции. Начало и завершение автономной детской речи, знаменуют начало и завершение кризиса одного года.

Следует отметить, что приобретения критического возраста не сохраняются никогда в последующей жизни. Новообразования в критическом возрасте имеют преходящий характер. В кризис одного года дети приобретают автономную речь, исчезающую в дальнейшем, трансформирующуюся и заменяющуюся настоящей речью. При этом детская автономная речь имеет огромное значение и является трансфертом от безъязычного к языковому этапу развития, без присутствия которого ребенок не может овладеть настоящей речью.

Продолжительность

Продолжительность кризисного периода в первый год жизни варьируется от недели до года, что напрямую зависит от характера малыша и умения взрослых вовремя разглядеть перемены в своём ребёнке и среагировать на них.

А иногда родители и вовсе не замечают никаких кризисных явлений, поскольку дети бывают спокойными сами по себе, а с их мнениями и желаниями в семье считаются всегда.

Как справляться: советы психологов

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

  1. По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
  2. Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
  3. Если малыш не хочет кушать — не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
  4. Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
  5. Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом — ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
  6. Постоянно общайтесь с крохой. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете — рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
  7. Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел. Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
  8. Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Что чувствует малыш?

В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным. Если до этого им управляли – одевали, кормили, носили, когда хотели родители, то теперь он сам пытается управлять не только своей деятельностью, но и родителями.

Малыш начинает ходить и тянется до всего, что находится в поле его зрения. Ему интересен процесс познания. Он пытается все не только потрогать, побить, разобрать, но и пробует на вкус. Родители начинают ему все больше говорить «нельзя». Малыш не понимает, почему одно можно, а другое нет.

Например, если родители запрещают трогать провода или собирать окурки на улице, то кроха думает, что его не понимают и не любят. Ведь сами взрослые выполняют многие действия, которые ему запрещены. Он начинает протестовать, проявляя свой характер.

Ему кажется, что родители нарочно препятствуют его познанию мира. Малыш хочет сам выбирать себе, чем играть, когда и сколько гулять, и даже одежду. Речевое развитие ребенка этого возраста не дает возможности выразить свои желания. Поэтому малыш становится агрессивным, непослушным.

Так как годовалые детки начинают копировать поведение родителей, то будет полезно, если взрослые будут спокойно показывать, как правильно выполнить то или иное действие. Пусть пока у него плохо получается.

Не нужно его все время поправлять, ведь он только учится. Чтобы ребенок вырос самостоятельной и ответственной личностью, умеющей принимать решения в нужный момент и отвечать за них, необходимо с детства его соответственно воспитывать – давать больше самостоятельности, возможность учится на своих ошибках.

Капризы и истерики в 1 год – не редкость

Сколько длится этот кризис? Таким вопросом задаются многие родители. Но однозначного ответа на него нет. На продолжительность кризиса влияют многие факторы: характерные особенности ребенка, методика воспитания взрослых, насколько они прислушиваются к его потребностям. Поэтому кто-то вообще не замечает кризиса первого года, у кого-то он длится несколько недель, а у кого-то и несколько месяцев.

Стоит ли этого бояться?

Родителям не стоит бояться заранее. Главное понять, что кризис 1 года жизни – это вполне закономерное явление, которое предусматривается возрастной психологией ребенка. Если у кого-то кризис протекает более остро, а кто-то вообще не заметил признаков, то не значит, что первый вариант хуже. Ведь для психологического формирования личности важны эти переходные этапы (кризисы). Поэтому о возможных проблемах скорее нужно задуматься тем, у кого не меняется поведение ребенка с возрастом.

Чего делать нельзя

Для преодоления кризиса понадобиться много терпения и любви со стороны взрослых. Это бывает нелегко, но от поведения родителей на этом этапе зависит, какой личностью станет их малыш в будущем.

Поэтому есть ряд мер, которые категорически не рекомендуется использовать при воспитании малыша:

    1. Нельзя кричать на ребенка, обзывать его, унижать

Очень часто родители злятся и начинают кричать на ребенка. Это самый доступный метод влияния на ребенка, но самый не эффективный. Гнев не помогает решению проблемы, а только усугубляет ее. Ребенок при этом испытывает непонимание, страх, неприятие. Он не осознает, за что его ругают, а только замыкается в себе, не чувствует поддержки родителей, их любви.

  1. Применять физическое насилие
  2. Отбирать у малыша предмет, который он взял для игры, даже если он запрещен
    Постарайтесь поменять его на что-то другое, что заинтересует кроху. В будущем держите запрещенные вещи вне поля зрения ребенка.
  3. Потакать всем капризам ребенка
  4. Запретов должно быть мало, но они должны быть строго определены. Их нельзя нарушать. Это момент воспитания, его нельзя отменять. Поощрять ребенка за хорошие поступки, отвлекать от того, что нельзя, не ругать, но объяснять.
  5. Не оставлять ребенка расстроенным после ссоры

Он не должен думать, что мама его бросила, потому что он плохой.

Что делать, если ребенок никуда не отпускает маму

Бывают ситуации, когда ребенок ни на минуту не отпускает от себя маму. Он ходит за ней как привязанный и начинает плакать, если он куда-то вышла. В раннем возрасте дети очень привязаны к своей маме. Им необходима уверенность, что мама всегда будет рядом, никуда не денется. Чтобы ребенок легче переносил разлуку с мамой, психологи советуют следующее:

    • Находясь с ребенком, старайтесь не просто присутствовать рядом физически, а и уделять ему свое внимание

Например, многие мамы любят «сидеть» в интернете, а ребенок играется рядом. Казалось бы, мама находится вместе с ребенком, видит его, но малыш чувствует, что он не с ним.

    • Проводите с ним время насыщенно, играйте, разговаривайте, говорите обо всем, а главное, что вы всегда будете рядом.
    • Не пугайте малыша, что уйдете и оставите его одного или отдадите кому-то, когда он плохо себя ведет

Это травмирует психику ребенка. Делает его уязвимым. Малыш должен чувствовать, что в любой ситуации мама с ним и любит его.

    • Не уходите тайком, оставляя малыша ненадолго с кем-либо

Обязательно говорите ему куда идете и зачем, даже если кажется, что он не понимает.

    • Не идите на поводу у ребенка, если он начинает кричать

Если мама возвращается, когда малыш кричит и плачет, он это быстро поймет и будет манипулировать мамой.

  • Играйте с малышом в прятки

Так он привыкнет, что мама ненадолго пропадает и появляется снова и будет меньше бояться ее исчезновения.

Стоит проявить немного любви и терпения, ведь малыш быстро растет и меняется. Скоро он сможет обходиться и без мамы, но важно, чтобы он был всегда уверен в ее любви и заботе. Это поможет вырасти ему более уверенным в себе человеком.

Чего нельзя делать во время кризиса 1 года

  • Не спешите ругать малыша. Его действия могут носить всего лишь познавательный характер. А поскольку он уже прекрасно считывает эмоции и понимает, что мама кричит именно на него, то малыш может стать еще более капризным и нервным. Это не значит, что не стоит, в принципе, делать замечания, иногда даже нужно наставительно и сухо объяснять крохе, что он неправ. Но не стоит кричать на малыша сто раз на дню.
  • Не говорите малышу с ранних лет, что тебе нельзя, потому что ты маленький, а нам можно, ведь мы взрослые. Постарайтесь объяснить, что миксером мама только взбивает крем или делает омлет, то есть им нельзя играть или взбивать рыбок в аквариуме. Конечно, в таком возрасте уговоры не очень действенны, малютка просто хочет что-то взять и кричит. Но уже сейчас старайтесь объяснить ему, почему вы что-то не разрешаете или почему это опасно. Со временем, это даст свои плоды.

  • Не балуйте кроху и не потакайте всем капризам, иначе он будет манипулировать вами до старости.
  • Постарайтесь не ругаться друг с другом хотя бы при ребенке, истеричные крики родителей негативно влияют на психику крохи.
  • Особое внимание хочется уделить вредным привычкам родителей. Если вы не хотите, чтобы малютка имитировал курение, взяв в рот карандаш, избавьтесь от этой привычки. Осознайте для себя, что вы курите не потому, что вы взрослые и вам можно, а на самом деле, вы губите свое здоровье. Это касается и алкоголя, и нецензурных слов, учтите, что первыми словами малышей матерящихся родителей могут стать плохие слова.

Что нужно делать

Кризис первого года жизни ребенка в психологии обозначен, как один из важнейших этапов развития. От того, как вы поведете себя с ребенком, зависит многое. И то, как он перенесет этот кризис, и то, как он будет себя вести в дальнейшем.

  • Чтобы малютка не травмировался, уберите все опасные предметы из зоны его досягаемости. Телевизор, компьютер и прочая техника должны стоять на устойчивой мебели, и достаточно высоко. Тяжелые предметы должны стоять там, где кроха до них не дотянется. Если малыш сможет достать шнур утюга, то он обязательно стянет его себе на голову. Поэтому, чтобы не переживать за малыша и не контролировать каждый его шаг, обезопасьте вашего карапуза. Свобода и самостоятельность очень важна для крохи в этом возрасте.
  • Чтобы у малыша все-таки сформировалось понятие опасных предметов, некоторые специалисты рекомендуют дать ребенку получить негативный опыт под присмотром родителей. Например, слегка уколоться иголкой или дотронуться до достаточно горячей чашки. При этом постоянно повторяя, что это горячо или колется. Только не переусердствуйте в стараниях показать все опасности, которые таят в себе бытовые предметы.
  • Рассказывать, что эти витамины вкусные и полезные, а эти белые таблетки опасны, нет никакого смысла. Для крохи они одинаковы, поэтому все то, что нельзя пробовать на вкус, уберите с глаз долой.
  • Постепенно мы подошли к самой болезненной теме – это капризы и истерики. К сожалению, мы не можем дать стопроцентно действующий совет для мам, как быстро успокоить кроху. Потому что таких рекомендаций просто не существует. Вам нужно запастись громадным терпением и при каждой истерике малыша сохранять спокойствие и попытаться в игровой форме показать своему чаду, как нужно себя вести. Если он не хочет купаться, положите в ванночку резиновую уточку, искупайте ее вместе, затем вытрите полотенцем, сделайте игрушке массаж и уложите спать. Возможно, так кроха и сам захочет искупаться. Если малыш не хочет надевать слюнявчик для кормления, оденьте такой же на маму и на папу, покажите на своем примере, как себя вести.
  • После небольшой разлуки с мамой, например, когда она ходила по магазинам, кроха может прилипнуть к ней и не отпускать долгое время. Карапуз может виснуть на ногах, кусаться и не давать делать повседневные дела. В таком случае, поиграйте с малышом хотя бы полчаса. Когда он увидит, что мама рядом, что она уделяет ему внимание и по-прежнему очень любит, то вскоре сам захочет свободы и самостоятельности. Для достижения полного счастья дайте ему игрушки и посадите рядом с собой, тогда вы спокойно сможете приготовить ужин или подшить вещи.

Советы для родителей

  • Помните, что дети всё повторяют за взрослыми. Будьте для своего малыша предметом для подражания.
  • Меньше кричите и ругайтесь, старайтесь найти компромисс с крохой.
  • Во время истерик отвлекайте малыша и переводите его внимание на что-то яркое и интересное.
  • Если малыш отказывается делать что-то важное, например, одеваться или купаться, старайтесь сделать это в игровой форме. Дайте ребенку выбрать из нескольких одежек ту, которая нравится именно ему.
  • Главными в воспитании крохи в этот период должны стать такие понятия, как любовь и терпение, а точнее, большая любовь и безграничное терпение.

Видео

Посмотрите этот видеоролик, в котором детский психолог расскажет об основных принципах преодоления кризиса 1 года жизни.

ГИПОБУЛИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ГИПОБУЛИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ, ГИПОБУЛИКА (от греч. hypo—ниже и boule— воля), по определению введшего этот термин Кречмера (Kretschmer)—низший тип волевой установки, соответствующий ранним ступеням онто- и филогенетического развития воли, в потенциальном состоянии присущий однако всем людям. Будучи в норме подчинена механизмам целенаправленной и вытекающей из борьбы мотивов деятельности, гипобулика обособляется и начинает самостоятельно действовать во всех тех случаях, когда сознательная, или, по терминологии Кречмера, целевая воля ослабевает и делается неспособной к руководству. Это имеет место при сильных душевных потрясениях (гнев, страх и пр.), затем у лиц, к-рые попадают в положения, предъявляющие к ним требования более высокие, чем они в состоянии удовлетворить, и при нек-рых формах душевных заболеваний (схизофрения). Самой существенной особенностью гипобу-лики является то, что она слепа, недоступна для убеждения и разумных доводов и приводится в действие примитивными механизмами, чаще всего—аффективного порядка. Ее моторные проявления характеризуются, с одной стороны, инстинктивно-рефлекторными реакциями , а с другой—типичной для состояний ослабления целевой воли склонностью к ритмическим, стереотипным повторениям одного и того же движения. Гипобулическими признаками Кречмер считает также: 1) преимущественную подчиняемость влиянию элементарных раздражений (боль, приказание и пр.), 2) склонность к одновременному или попеременному возникновению диаметрально противоположных реакций, чаще всего сказывающуюся в капризной смене автоматической подчиняемое™: и негативистиче-ского упрямства, и 3) отсутствие количественного соответствия между раздражением и реакцией. Особенно ярко гипобулический тип воли проявляется в истерическом припадке с его бурными двигательными разрядами и характерными внезапными изменениями сознания: в этих случаях, по толкованию Кречмера, гипобулика, судорожно сцепляясь с рефлекторным аппаратом, разрывает с нормальной, «целевой» волей, при чем происходит внезапный толчкообразный переход от нормального типа реагирования к приступам сумеречного состояния, сопровождаемым пароксизмами беспорядочных движений и дрожи.—Гипобулику Кречмер делает ответственной и за возникновение как кататонических явлений у схизофреников, так и каталептических состояний при гипнозе. Скрытое ее действие он находит и в повседневном поведении тяжелых истериков. Для детей и высших животных гипобулика, по Кречмеру, единственный существующий у них способ хотеть, а у здоровых взрослых людей она, соединяясь с целевой функцией, образует вместе с ней и рефлекторным аппаратом слитное целое,—в частности т. н. сильная воля основывается на способности гигюбулики к длительному и неотвлекаемому рассуждением судорожному напряжению. Патология начинается с того момента, когда под влиянием жизненных ударов или эндогенных процессов происходит диссоциация этого сложного целого. При этом нередко создается впечатление, что у человека две воли: одна—здоровая, сознательная, разумная, а другая—больная, слепая, бессмысленная. Они или действуют попеременно или интерферируют друг с другом. В первом случае целевая воля только раздражает гипобулику, вызывая ее на сцену, но не будучи в состоянии ею управлять (истерический припадок часто возникает как целевая реакция, к-рая в своем течении однако выходит из повиновения поставленной цели), во втором—получается смешение целесообразно направленных устремлений и диктуемых гипобуликой полурефлекторных форм их выражения. Это смешение, придающее такой своеобразный характер капризного непостоянства и неразумия поведению хронич. истерика, дает возможность понять как целевую установку его реакций, так и нелепые формы, в которые они выливаются. «Получаются,—говорит Кречмер,—совершенно непредвиденные зигзагообразные кривые воли: так, рентные истерики ради маленькой пенсии отравляют себе на долгие годы радости жизни, хотя стремились к этой пенсии только ради улучшения этой самой жизни». Что касается локализации Г. м., то Кречмер, хотя и нерешительно, высказывает предположение, что они родственны с известными нам из патологии фнкц. проявлениями деятельности corporis striati. Мысль о связи гипобулики с деятельностью подкорковых центров до нек-рой степени объясняет тот факт, что у истерических субъектов, пока их психическая деятельность развертывается в гипобулической плоскости, оказывается в распоряжении большой запас таких глубоких рефлекторных механизмов (способность вызывать у себя рвоту, дрожание, побледнение, посинение и т. д.), какие в нормальном состоянии действием прямых целевых импульсов они совершенно не в состоянии привести в движение.—Учение Кречмера о гипобулике, поскольку оно связано с общим его представлением о послойном строении психики (см. Гипоиоиче-ские механизмы), является еще предметом спора и не пользуется общим признанием; однако толкование им истерических явлений как результата борьбы автоматических механизмов с сознательными (здесь он в сущности развивает дальше мысли, высказывавшиеся еще Janet) вряд ли может быть оспариваемо; довольно легко его построения могут быть согласованы и с учением Павлова об условных рефлексах. Лит.: Кречмер Э., Медицинская психология. Москва, 1928; его же, Об истерии, Москва— Ленинград, 1928. П. Зиновьев.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Смотреть что такое «ГИПОБУЛИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ» в других словарях:

  • Гипобулические механизмы Кречмера — (греч. hypo – внизу, снизу, под, bule – воля). (Kretschmer E., 1922). Низший тип волевой установки, соответствующий ранним ступеням онто– и филогенеза, обусловленный деятельностью древних рефлексов. В норме гипобулика подчинена сознательной… … Толковый словарь психиатрических терминов

  • гипобулические механизмы Кречмера — см. Кречмера гипобулические механизмы … Большой медицинский словарь

  • Гипобулические механизмы, по Э. Кречмеру — (греч. hypo внизу, снизу; bule воля) архаичные и врождённые проявления психической активности, обнаруживающиеся при значительном ослаблении или утрате механизмов сознательного самоконтроля, аналогичные таковым у представителей других… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Кречмера гипобулические механизмы — (Е. Kretschmer, 1888 1964, нем. психиатр) общее название психических и психомоторных процессов, протекающих вне сознательной волевой деятельности (напр., двигательная буря, аффектогенная обездвиженность, истерический припадок и др.) … Большой медицинский словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

  • Гипобули́ческие механи́змы Кре́чмера — см. Кречмера гипобулические механизмы … Медицинская энциклопедия

Мы так подробно останавливались на гипобулических и гипоноических механизмах, что здесь достаточно только отметить их. Кроме случаев с детьми, животными и острых синдромов ужаса, паники и экстаза мы наблюдаем их преимущественно как типы реакций в комплексах истерических симптомов. Психологически они являются большей частью того, что называют истерией. Гипоноические реакции, подобные сновидениям, мы наблюдаем главным образом в истерическом сумеречном состоянии так же, как гипобулические. Особенно ярко они проявляются при истерических припадках и как психологический фон различных картин истерии. Так, когда мы затрагиваем какой-нибудь истерический тик, истерическое больное место, даже безобидные маленькие нарушения в ходьбе, при терапевтическом лечении мы часто наталкиваемся на сильные гипобулические реакции, бурные движения, элементарные негативные проявления, на суггестивные феномены, скачкообразно сменяющие друг друга. В то же время часто обнаруживается склонность к затемнению сознания и к гипоноическим сумеречным состояниям. Типичный опыт показывает, что простейшие чувствительные (sensiblen) и моторные симптомы истерии психически коренятся не в высшей личности, а в гипобулически-гипоноическом пласте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *