Госпитализм

Госпитализм — это целый ряд психологическо-соматических расстройств, которые провоцируются продолжительным нахождением человека в условиях лечебного учреждения вдали от близких людей и собственного дома. Это понятие наиболее определяет госпитализм у взрослых, а у детей явление госпитализма проявляется как психопатическая и физическая малоразвитость, которая зарождается еще начиная с самого младенчества и продолжается по мере взросления ребенка, при определенных возникших обстоятельствах — в результате недостачи адекватного общения ребенка с матерью и нехваткой элементов воспитания.

Синдром госпитализма проявляется замедлением развития, трудностью у детей в овладении элементарными навыками самообслуживания и управления собственным телом, недоразвитостью речевого аппарата, уменьшенным уровнем адаптации к окружающей среде и социуму, утратой интереса трудовой деятельности и трудовых навыков в целом, низкой сопротивляемости инфекционным агентам и склонностью к хронизации патологических процессов в организме. Именно в детском возрасте явления госпитализма являются продолжительными и нередко необратимыми. При самых тяжелых случаях, при нелечении и продолжительного психологического угнетения, синдром госпитализма приводит к смерти индивида.

Госпитализм это в психологии явление отставания, введен термин впервые австро-американским психологом Рене Спитсем. Именно он в течении длительного временного диапазона проводил исследования — наблюдал детей в условиях больницы, без нахождения рядом матери. Благодаря происхождению исследований и возникло само название – госпитализм. Намного позже понятие обрело расширение и начало включать не только расставание по показателям здоровья, но и в общем отсутствии заинтересованности матери к своему чаду, при чем это может происходить, даже если они непрестанно находятся в прямой близости друг к другу.

Случай в Калифорнии

О том, что госпитализм возникает в условиях отсутствия нормального воспитания и изоляции от социума, ярко свидетельствует относительно недавний случай, произошедший в американском городке Аркадия.

Социальная служба обнаружила в чулане городского дома тринадцатилетнюю девочку. Дикарка росла в тесном помещении, не видя солнечного света, не имея нормального питания, условий для ухода за телом и какого-либо общения.

Мать девочки оказалась психически больным человеком. Она не смогла дать ни одного адекватного ответа о своем обращении с ребенком. Если бы работник социальной службы не обнаружил страшную находку, девочке грозила близкая смерть, так как ее организм уже находился в катастрофическом состоянии.

Девочке дали имя Дженни и поместили в клинику при Калифорниском университете. Ей оказали первую медицинскую помощь и выхаживали под пристальным вниманием и опекой команды, которую возглавил известный психолог Д. Риглер. Врачи пытались вернуть Дженни человеческий облик, но результаты были плачевными: девочка так и не научилась выражать свои мысли и общаться. Все ее поведенческие навыки сводились лишь к примитивнейшим рефлексам.

Исследуя этот случай, который имеет непосредственное отношение к болезни, называемой «Госпитализм», психологи еще раз доказали жизненную необходимость человека в гармоничном общении и взаимодействии с социумом.

Сущность отклонения

Феномен госпитализма предполагает наличие ряда психических и соматических расстройств, которые возникают у детей и взрослых по разным причинам. В первом случае отклонение обусловлено недостатком общения, внимания и воспитания, у младенцев – разлукой с матерью.
Синдром госпитализма у детей выражается в психической и физической малоразвитости и нередко приводит к необратимым последствиям, а при отсутствии лечения – к смерти.

У взрослых расстройство развивается при продолжительном пребывании в больнице, в условиях дефицита общения и проявляется в уклонении от существования в социуме, утрате интереса к труду и активности, потере трудовых навыков, заинтересованности в пребывании в условиях стационара как можно дольше. Чем более длительный срок пребывания больного в стационаре, тем меньше шансов на его сохранение в качестве единицы социальной среды.

Прогноз

У современных людей был миф о «суровом индивидуализме», который, возможно, стал косвенной причиной госпитализма. В те дни «эксперты» по воспитанию детей советовали родителям никогда не забирать детей из сада раньше, никогда не позволять им спать в одной комнате, или они вырастут слабыми, заикающимися, зависимыми.

Сегодня это отношение, влияет на нынешний кризис психического здоровья. 20% всех взрослых должны быть госпитализированы и получать лекарства от стрессовых расстройств настроения. Людям нужен человеческий контакт

Синдром госпитализма в новом тысячелетии так же связан с пребыванием в больницах, но чаще со сложностью социальных проблем, внутрисемейными отношениями, недостатком прикосновений, общения и любви матери.

Диагностика и лечение

Диагностика госпитализма включает следующие клинические методики:

  1. Сбор анамнеза — опрос родителей и близких родственников больного, персонала и прочих лиц, регулярно с ним контактирующих;
  2. Общий осмотр пациента детским неврологом, психиатром, клиническим психологом;
  3. Неврологическое обследование — определение силы и тонуса мышц, реакции на внешние раздражители, сложных целенаправленных движений, выявление имеющихся заболеваний нервной системы;
  4. Психологическое обследование позволяет оценить психомоторное развитие больного, способность контактировать и адекватно реагировать, самостоятельно себя обслуживать, а также обнаружить отставание в психической и эмоциональной сфере;
  5. Динамическое наблюдение за больным необходимо для постановки окончательного диагноза.

Идеальные условия для деградации

Госпитализм у детей и взрослых возникает по следующим причинам:

  1. Продолжительная госпитализация, условия которой изолируют человека от общения с родными людьми и друзьями, при этом круг общения ограничивается медицинским персоналом. Фактором риска в данном случае выступают хронические заболевания, требующие частого прохождения долгих лечебных курсов в условиях стационара.
  2. Разлука ребенка с матерью.
  3. Отсутствие внимания со стороны матери и близких к маленькому ребеночку, незаинтересованность в нем, его жизни и становлении его как личности.
  4. Возраст. В младенческом и детском возрасте дети, воспитывающиеся в приютах, интернатах и иных местах подобного характера, не получают необходимого внимания и заботы. Это затрудняет социальную адаптацию. Пожилой возраст также способствует развитию госпитализма, особенно, если старики пребывают в специализированных учреждениях – домах престарелых, интернатах. Отсутствие внимания и недостаток любви не могут не повлиять на психоэмоциональное состояние человека в годах.
  5. Продолжительное пребывание как детей, так и взрослых, в оздоровительных центрах, где обстановка и распорядок дня схожи с условиями стационара.

К факторам, провоцирующим развитие синдрома, также следует отнести бедность психологического окружения, недостаток эмоционального контакта.

Основные идеи теории Спитса и современный взгляд

Американский психолог Рене Спитс (Шпиц), изучая особенности поведения воспитанников учреждений интернатного типа, объяснил явление госпитализма следующим образом: даже в благоприятной санитарно-гигиенической обстановке, при условиях удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных возможности общаться с родителями, наблюдается отставание в развитии – замедление развития мышления и речи.

При этом ранее психолог считал, что важным условием развития синдрома госпитализма является недостаток витаминов в рационе и малочисленность персонала, призванного обеспечивать уход за детьми.

Рене Шпиц

Последователи Спица, далее изучая феномен, несколько расширили понятие термина «госпитализм». С точки зрения современных исследователей, подобный синдром возникает не только при разлуке ребенка с матерью, но и в том случае, если близкие люди, находясь рядом с ребенком, не проявляют заинтересованности к нему и не принимают участия в процессе его развития, становления.

Госпитализм особенно опасен для детей, так как существенно тормозит их развитие. Некоторые психические и физические отклонения могут сохраниться на всю жизнь.

Возможные осложнения

При отсутствии тщательного ухода за ребенком, медицинского наблюдения, психолого-педагогического сопровождения, госпитализм может дать следующие осложнения:

  • задержка физического развития: дефицит массы, роста, недоразвитие костно-мышечного аппарата;
  • плохой уход, несоблюдение гигиенических норм, сниженный иммунитет приводят к развитию инфекций;
  • расстройства психической сферы: умственная отсталость, неврозы, псевдоаутистические симптомы, депрессии, психопатии;
  • психологические проблемы: затруднения коммуникации, агрессивность, повышенная тревожность, неуверенность в себе, конфликтность.

Диагностика

Основаниями для постановки диагноза служат тщательный сбор анамнеза, данные медицинского осмотра, патопсихологическое обследование и постоянное наблюдение за пациентом. Диагноз госпитализм у детей ставится на основе заключения специальной комиссии, в которую входят педиатр, детский невролог и психиатр, клинический психолог.

Дифференциальная диагностика проводится:

  • у детей после года — с умственной отсталостью, аутизмом;
  • у более старших – с другими психическими нарушениями: неврозами, расстройствами личности, отклонениями в поведении.

Главное отличие патологий при госпитализме – причины, вызвавшие их.

Лечение госпитализма у детей

Госпитальный синдром у детей требует комплексной, этапной и длительной терапии. Основную роль играет психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений. Психологи проводят групповую, индивидуальную и семейную психотерапию, педагоги следят за поддержанием здорового психологического климата в детских коллективах. Медикаменты способствуют улучшению внимания, памяти, мышления, обменных процессов в головном мозге. Параллельно проводится терапия соматических и инфекционных заболеваний. Применяются средства для общего укрепления организма.

Прогноз и профилактика

На исход борьбы с патологией влияют следующие факторы:

  1. Возраст, в котором произошла депривация (период до трех лет считается наиболее опасным).
  2. Был ли до депривации «светлый промежуток» – полноценное общение с матерью в домашних условиях – или малыш с рождения был помещен в детское учреждение.
  3. Навещает ли мать свое дитя и как часто.
  4. Степень интеллектуальных, эмоционально-личностных, поведенческих нарушений.
  5. Наличие сопутствующих заболеваний, осложнений.
  6. Находится ли ребенок под наблюдением специалистов, получает ли медицинскую и психологическую помощь.

Последнее время в мире отмечаются тенденции к деинституционализации. Дети помещаются в специальные учреждения только в крайних случаях. Создаются «детские деревни» в которых малыши объединены по 5-6 человек в «семью» с «мамой», живут не в казенных условиях, а в обстановке, приближенной к домашней. Многие закрытые учреждения ликвидированы. В больницах младенцу разрешается длительное время находиться вместе с мамой.

Есть надежда, что в будущем такое явление, как госпитализм, полностью искоренят.

Госпитализация

Говоря о синдроме госпитализма, также необходимо упомянуть проблему госпитализации детей по медицинским показаниям. Руководители детских больниц всегда отрицательно относились к госпитализации детей совместно с их матерями, мотивируя это требованиями больничной асептики. Конечно, тревожные мамаши больных детей создают дополнительную нагрузку на медперсонал, и лучше с ними встречаться только в часы больничных посещений

Но маленькому ребенку важно быть рядом с мамой, особенно в период болезни

Для развития анаклитической депрессии достаточно всего одной недели разлуки. Но проблема диагностики заключается в том, что, трудно отличить от апатичности и подавленности больного ребенка. И когда мать приходила в больницу навестить своего ребенка, то обнаруживала, что он ей совсем не рад, смотрит в сторону, не реагируя на ее слова (типичный признак анаклитической депрессии). И если мать шла к врачу с тревожным сообщением, что с ее ребенком что-то не так, то могла получить закономерный ответ: «Что ж, Вы хотите? Он же болен!»

По моему убеждению, если ребенка в возрасте от 6 месяцев до трех с половиной лет даже на 1 день вырвать из привычного окружения – это окажется достаточным, чтобы навсегда оставить шрам в его душе. О самой травме, конечно, он не будет помнить, но трудно предсказать, как отзовется этот шрам в его последующей жизни (подробнее о преждевременной разлуке я напишу в .

Интересно, что чем больше заботы и внимания получает ребенок дома – тем тяжелее он переживает госпитализацию, связанную с разлукой с матерью. Но это закономерно, чем больше имеешь, тем больнее это терять.

Но сегодня все больше детских больниц допускают присутствие матерей возле больных детей, понимая насколько травматичной для ребенка может оказаться разлука с матерью, вызывая ухудшение самочувствия и затягивая период выздоровления (хотя и не всегда создают приемлемые условия для пребывания матерей вместе с детьми).

Синдром госпитализма возникает в результате самой жестокой депривации, которая, надеюсь, в наше время не встречается в цивилизованных странах. В следующей части статьи будут описаны особенности возникновения психических нарушений при умеренной, но длительной депривации. Речь пойдет о весьма распространенном понятии интроверсии

, которое мы даже не считаем проявлением патологии.

примечания

этих детей можно найти в другой книге Рене Шпица «Первый год жизни

”. В ней он тоже рассказывает о девяносто одном младенце, разлученных с матерями после трех месяцев. Но здесь он указывает, что это случилось в приюте за пределами США. Оказывается, с большими перерывами, он мог наблюдать этих детей до четырех лет. Шпиц подчеркивает:
«Еда, гигиенические процедуры, медицинская помощь были не хуже, чем в любом другом из известных мне учреждений, а в чем-то и превосходили»
. Но дети продолжали испытывать депривацию в этом приюте, и последствия ее были чудовищны:

«К возрасту 4 лет большинство детей, лишь за немногими исключениями, так и не научились сидеть, стоять, ходить и говорить. Прогрессирующее ухудшение общего состояния и возрастающая чувствительность к инфекции приводили к смерти детей или к маразму .»

Теория депривации

Как модель депривации в условиях стационара, госпитализм занимает историческое место при исследовании детских приютов и детских учреждений. Понятие получило международное значение благодаря монографии Всемирной организации здравоохранения (№ 2, 1951), озаглавленную «Материнская помощь и психическое здоровье».

Концепция госпитализма Шпица имела ряд критических замечаний, некоторые – по конкретным вопросам: неточность самого термина, отсутствие точности в педиатрических, отсутствие исследований повторного разделения с матерью, неспособность рассмотреть роль отца.

Критические замечания привели к серьезным переоценкам монографии Всемирной организации здравоохранения, опубликованной в 1962 году, основными авторами которой были Серж Лебович и Мэри Д. Эйнсворт.

Изучение краткосрочных и долгосрочных последствий для младенца, отделенного от матери, оставалось одним из основных направлений детской психиатрии (Michel Soulé), постоянно пересматриваемого в свете новых открытий и подходов.

Например, развитии младенцев, открытии реляционных патологий, успехов в познаниях психического функционирования, психосоматических последствиях как высших психопатологических выражений разочарования в раннем детстве.

Узнать больше Эмоциональное выгорание — избавьтесь от него, прежде чем оно убьет вас

Термин госпитализм хорошо описывает очень определенное и тяжелое состояние. Даже для больниц общего профиля, длительное пребывание обычно не приносит выздоровления. Чем моложе пациент, тем более заметным это становится. До одного года внезапная детская смерть во всех детских больницах чрезмерна.

Причины этого многочисленны. Некоторые из них очевидны, легко преодолимы; другие неясны. В последние годы наблюдается значительное увеличение числа больниц для младенцев и детей. Желание обеспечить приют и уход за больными младенцами является самым достойным. Но радость омрачена результатами коэффициент смертности.

Многим трудно понять, почему младенцы, помещенные в удобное, красивое место, через какое-то время погибают. Дело в том, что надо как можно быстрее отправлять детей из удобной больничной палаты в неудобный и, возможно, негигиеничный дом.

Часто, это необходимо, чтобы спасти от госпитализма, болезни, более смертельной, чем пневмония или дифтерия. Условие не является новым, оно было описано много лет назад Якоби.

Условия, необходимые для успешного развития младенцев

Изучение госпитализма и странная тенденция, проявляемая младенцами, приводит к формированию условий, необходимых для успешного воспитания детей.

Здоровый младенец, когда бодрствует, находится в постоянном движении. Качание на руках, ласки, которые младенец получает от разумной матери или медсестры, явно приносит пользу. Несомненно, природа никогда не планировала, чтобы кто-то лежал спокойно в кроватке с утра до вечера.

Если младенец требует чего-то большего, то это воздух – много свежего, чистого воздуха. Поскольку человек маленький, считается, что требуется лишь небольшое воздушное пространство. Одежда, гигиена, пища могут быть идеальными, но, если ограничен в маленькой, плохо вентилируемой комнате, не будет хорошо развиваться.

Признаки патологии

Вынужденное помещение ребенка в закрытое учреждение проходит следующие этапы:

После отказа матери от малютки в роддоме он остается там на обследование. Если обнаруживается какое-то заболевание: родовая инфекция, черепно-мозговая травма, врожденный порок, – кроху переводят в соответствующий стационар, где он получает лечение и находится под наблюдением 3–4 месяца. После этого грудничка переводят в дом малютки, а с полутора лет – в детский дом.

Феномен госпитализма в младенчестве

В младенческом возрасте общее состояние детишек, брошенных своими матерями, либо страдающих от недостатка их заботы и внимания, отличается следующими показателями:

  • отказ от еды, быстрая потеря веса;
  • ребенок постоянно пребывает в сонном состоянии, не подает никаких признаков активности;
  • мышцы лишены тонуса, конечности безвольные и вялые;
  • отсутствует обратная реакция на контакты.

Младенцы с таким синдромом позже начинают держать голову, ползать, самостоятельно садиться и ходить. Их движения менее координированы, неустойчивые и неуверенные.

Симптоматика

Младенцы в первые полгода жизни развиваются правильно и своевременно, если не имеют врожденных патологий. Начиная с шестимесячного возраста, формирование замедляется, возникает феномен угасания. Поскольку госпитализм затрагивает физическое и личностное развитие, у детей возникают проявления психомоторных нарушений. У больных отмечается психофизическая недоразвитость, которая зарождается в младенчестве и прогрессирует по мере взросления ребенка.

Симптомы госпитального синдрома у детей:

  1. Позднее формирование комплексной реакции оживления – отсутствие улыбки, вскрикиваний, гуления, лепетания при появлении знакомых лиц, неспособность зафиксировать взгляд на предмете, плаксивость;
  2. Нарушение моторного развития – отсутствие навыков сосания, недоразвитость рефлексов, позднее удерживание головы и переворачивания туловища, дискоординация движений, неустойчивые и неуверенные действия, неумение брать игрушку и перекладывать ее из руки в руку;
  3. Вегетативные нарушения — подъем температуры тела без явных причин, слабость, апатия, снижение тонуса мышц, сонливость или бессонница, отказ от еды, низкий рост и малый вес, недоразвитие костно-мышечного аппарата, недержание мочи и кала, снижение общей резистентности организма к инфекциям, хроническое течение имеющихся заболеваний;
  4. Задержка речевого развития и прогрессирующая речевая дисфункция – неразборчивость речи, лишение ее интонации;
  5. Эмоционально-личностные расстройства – плач и агрессия в ответ на обращение взрослых, безразличие ко всему происходящему вокруг, недоразвитие высших эмоций, отсутствие интереса к общению, апатия, замкнутость или эмоциональная вспыльчивость с плачем, криком, драками, расторможенность, асоциальное поведение, отсутствие сострадания, жалости, стыда, вины, послушность, молчаливость, безучастность;
  6. Появление стереотипных движений и навязчивых действий – раскачивание тела, мотание головой, сосание пальца, хаотичные движения руками и ногами;
  7. Интеллектуальные расстройства – неспособность овладеть элементарными навыками, преобладание процессов торможения над возбуждением, снижение адаптации в социуме, отсутствие ролевых игр, тяжелая умственная отсталость;
  8. Изменения со стороны ЦНС – неврастения, психозы, признаки, напоминающие аутизм, боязнь игрушек, прикосновений и взглядов, отсутствие своего Я, неуверенность, скованность движений и медлительность, постоянная тревога, частые конфликты, признаки депрессии, перепады настроения.

Клинические признаки патологии у взрослых:

  • Отсутствие заинтересованности к профессиональной деятельности и желание бездельничать,
  • Апатия, пассивность, безучастие,
  • Страх перед выпиской из стационара,
  • Нежелание общаться с людьми, замкнутость,
  • Постоянный конфликты с окружающими,
  • Бессмысленные и однообразные, часто повторяющиеся, навязчивые движения,
  • Эмоциональная обедненность.

Пожилые лица с госпитализмом страдают от прогрессирующей мозговой дисфункции. У них возникают мнестические расстройства, проявляющиеся провалами в памяти; мышление становится неадекватным — больные искаженно воспринимают реальные события. К общим признакам патологии относятся: вялость, апатия, слабость, кахексия, скованность движений, ригидность мышц, отсутствие инициативы, беспечность. У больных отсутствуют планы и надежды, они становятся заторможенными, безынициативными, манерными, истощенными, бездеятельными. Большинство пациентов негативно относится к возвращению после выписки к работе. Они не читают, не смотрят телевизор, редко выходят из дома. Их взгляд становится застывшим и отрешенным, конечности слегка подергиваются. Со временем появляются признаки дисфункции вестибулярного аппарата, нарастает беспомощность в вопросах самообслуживания и поведения в обычной жизни, развивается личностный регресс и эмоциональная опустошенность.

Детская депривация

У детей в ответ на разлуку с матерью или при отсутствии внимания и любви развивается госпитализм, который проявляется в глубокой умственной отсталости, дефиците массы тела и роста, отклонениях в психическом развитии.

Младенцы не реагируют на звук или движение предмета, на протяжении долгого времени беспричинно плачут. Дети более старшего возраста намеренно бьются головой о стену, поздно овладевают навыками опрятности – обычно только после 3-5 лет.

У них нередко наблюдается недержание мочи – как ночное, так и дневное, каломазание. Сон у таких детей поверхностный. У них недостаточно положительных эмоций, они отказываются от контактов, не тянутся к людям. Процесс формирования личности у них нарушен.

Все эти явления приводят к тяжелым психическим расстройствам, например, — к аутизму, умственной отсталости.

Иногда госпитализм может становиться причиной смерти ребенка, особенно при присоединении инфекции, с которой не способен бороться ослабленный организм.

Причины возникновения расстройства

Госпитализм провоцирует отсутствие должного количества сенсорного, эмоционального и интеллектуального контакта с взрослым человеком у маленького ребенка. Риску подвергаются новорожденные крохи и дети с ослабленным здоровьем.

Малыши, страдающие этой патологий, начинают отставать в психоэмоциональном и физическом развитии. Осложнениями становится задержка роста, недобор массы тела, нарушение работы ЖКТ. Отсутствие медицинской помощи приводит к формированию сложных психиатрических расстройств. В том числе детского аутизма, шизофрении, младенческого маразма, способных стать причиной инвалидности.

Диагностика проводится на основании рассмотрения фактора психической депривации. В проведении осмотра принимают участие детские психолог и психотерапевт, дефектолог, терапевт. Проводится изучение семейного анамнеза. Дополнительным риском становится присутствие в семье психологических заболеваний, курения, употребления наркотиков и алкоголя родителями в период наступления беременности и матерью в месяцы вынашивания плода.

Как это выглядит во взрослом возрасте?

У взрослых подобный синдром возникает обычно в пожилом возрасте, особенно, если человек одинок и ему не хватает заботы, внимания и любви со стороны близких людей.

Характерными симптомами в данном случае являются:

  • потеря аппетита;
  • развитие апатии;
  • личностный регресс;
  • ухудшение памяти;
  • потеря возможности адекватно мыслить и осознавать происходящее;
  • эмоциональное обеднение;
  • снижение общительности;
  • ухудшение отношений с окружающими людьми;
  • утрата интереса к трудовой деятельности.

У взрослых подобный феномен может стать причиной личностного опустошения, утраты интереса к жизни.

Феномен госпитализма в психиатрии

Отдельно необходимо отметить, что условия пребывания в психиатрическом стационаре создают риск фармакогенного регресса личности, что является тяжелейшей формой госпитализма.

Это явление развивается очень быстро, при этом ситуация усугубляется тем, что пациенты за короткое время привыкают к психотропным препаратам. У таких людей пропадает желание учиться или работать, существовать вообще вне больничной жизни.

После снижения дозировки психотропных препаратов у больного частично восстанавливается интерес к окружающему.

Как действовать

Лечение госпитализма у детей и взрослых отличается. Для детей этот синдром особенно опасен, поэтому и терапия занимает гораздо больше времени, чем при восстановлении взрослых.

Чтобы вернуть ребенка в социальную среду и возвратить ему интерес к жизни, необходимы:

  • работа с психологом;
  • педагогическая коррекция;
  • расширение круга общения;
  • интенсификация общения ребенка со сверстниками.

Если синдром возник при помещении ребенка в условия стационара, необходимо как можно быстрее вернуть его в семью, а в то время, пока он находится в больничном учреждении, регулярно навещать его и выказывать заинтересованность в нем, оптимальным же вариантом станет организация круглосуточного нахождения мамы рядом с ребенком.

При лечении взрослых пациентов на проблему воздействуют следующим образом:

  • по возможности устраняют симптомы заболевания, из-за которого пациент вынужден находиться на стационарном лечении, а также его первопричину;
  • проводят реабилитацию с психотерапевтом;
  • обеспечивают больному внимание и заботу со стороны близких.

Примечания

Профилактика возникновения синдрома

Профилактика опасного синдрома госпитализма у детей заключается в том, чтобы максимально наполнить день ребенка интересными занятиями, игрой, возможно – трудом. По возможности следует обеспечить достаточное внимание и заботу со стороны близких, говорить с малышом, обсуждать все, что его интересует.
У взрослых пациентов не допустить развитие данного феномена можно, обеспечив им круг общения, позволив разместить в палате фотографии родных людей или предметы, напоминающие о доме.

Необходимо сохранить социальную активность пациента – если позволяет состояние, привлекать его к простой помощи по уходу за другими пациентами, обеспечить независимость и самостоятельность в удовлетворении потребностей.

Проявления в раннем возрасте

Среди самых главных симптомов детского госпитализма можно выделить следующие:

  • Неправильное физическое развитие.
  • Запоздалая способность ходить, говорить, а также нарушение мелкой моторики.
  • Психологическая, мимическая и эмоциональная скудность.
  • Ненужные, постоянно повторяющиеся движения – щелканье пальцами, раскачивание на стуле, качание головой и т.п.
  • Склонность к инфекционным болезням, в основном к простудам, и низкий иммунитет.

У малышей до года синдром проявляется в том, что они медленно набирают вес и отказываются от еды, много спят и практически не активны, имеют слабый мышечный тонус, не проявляют ответной реакции на голос и другие раздражители. Сегодня ни для кого не секрет, что нормально ребенок может развиваться, только если чувствует родительскую любовь.
Рекомендуем: Что такое когнитивное развитие?

В случае, когда у малыша нет родителей, с ним редко играют, не занимаются физической культурой, не учат правильно двигаться. Некоторые психологи считают, что если у каждого ребенка, который долго находится в больнице или живет в интернате, была бы личная няня, которая могла стать хотя бы на время матерью, о синдроме госпитализма у детей не было бы речи в современном мире.

Симптомы

Поскольку госпитализм это в психологии отставание в развитии для детей и деградация для зрелых людей, его признаки у данных возрастных групп несколько отличаются.

Детский госпитализм характеризуется:

  • отклонениями от нормальных показателей роста и веса, такие дети имеют определенный внешний вид — они низкие, худые, с неразвитой мускулатурой;
  • сложностями при осуществлении активных физических действий, малыши поздно осваивают ходьбу и неуверенно двигаются, бегают, держат руками и пользуются предметами быта;
  • обедненностью мимики и эмоциональных реакций, т.е. они не отвечают как должно на многие события в жизни, не могут смеяться над чем-то, радоваться новому, получать удовольствие от игр;
  • частыми монотонными движениями тела, конечностей, губ или глаз (раскачиванием головы из стороны в сторону, сжиманием разжиманием кистей, морганием и т.п.);
  • восприимчивостью к соматическим заболеваниям, малыши быстро «подхватывают» инфекции и тяжело переносят их, страдают многочисленными хроническими недугами;
  • задержкой речи;
  • недоразвитием интеллекта;
  • поздним освоением гигиенических навыков (горшка, мытья рук, душевых процедур).

Какие действия взрослых провоцируют развитие расстройства?

  • отсутствие нормального общения с ребенком (игр, разговоров, обмена эмоциями);
  • плохой уход за малышами (игнорирование их потребностей, нежелание купать, переодевать, укладывать спать, кормить, сопровождать на прогулки).

Кроме этого, такие родители не уделяют времени на обучение своего ребенка, не хотят помочь в освоении первых шагов, почитать малышу, порисовать или полепить с ним.

Симптомы расстройства у взрослых

У данной возрастной группы причина госпитализма заключается в дефиците человеческого общения, изоляции. Поэтому случаи болезни часто обнаруживаются в тюрьмах, отдаленных от цивилизации населенных пунктах или в домах престарелых.

Такие люди, лишенные общества, полноценных дружеских и родственных связей становятся апатичными и безынициативными, не могут четко формулировать свои мысли и выражать их, а также дать ответную реакцию на положительные или отрицательные стимулы извне.

Они перестают читать, смотреть телевизор, выходить на прогулки, имеют застывший взгляд и отрешенное выражение лица, их конечности могут периодически подергиваться.

Лечение

Помочь людям с госпитализмом непросто, терапевтический эффект связан с выявлением психологической проблемы, запустившей механизм болезни.

Чаще специалисты предпочитают вначале поработать с такими пациентами индивидуально, это обусловлено тем, что их навыки общения не развиты и применить их в группе достаточно сложно.

Таких людей приходится заново обучать коммуникативным умениям, развивать мелкую моторику, обогащать эмоциональную сферу. Однако, как только обнаруживаются положительные сдвиги, пациентов можно пригласить на групповые занятия. И хотя это заболевание считается достаточно сложным, в некоторых случаях может быть достигнут прогресс и качество жизни пациентов существенно повышается.

Психологи и психотерапевты используют для детей и взрослых с госпитализмом арт-терапию, музыкальную, телесную терапию, релаксационные занятия, тренинги на развитие навыков общения и социализации, активно практикуется семейное консультирование с включением в процесс лечения родителей и близких людей.

Коррекция госпитализма требует комплексного подхода и участия в лечении педагогов и учителей. Детям необходимы специальные упражнения для тренировки внимания, двигательных навыков, мышления, памяти.

Медикаментозная терапия применяется редко, только в запущенных тяжелых случаях.

Прогноз патологии считается благоприятным, если у больного отсутствуют тяжелые соматические заболевания и было своевременно начато адекватное лечение.

На исход госпитализма оказывают влияние следующие факторы:

  1. Возраст больного,
  2. Частота свиданий ребенка с матерью или иным близким лицом,
  3. Выраженность нарушений интеллекта, психики и поведения,
  4. Наличие сопутствующих расстройств,
  5. Эффективность лечения.

Поздняя диагностика и неполноценное лечение приводят к инвалидизации и гибели больных. Только совместная работа медиков, психологов и родственников пациента позволит полностью устранить болезнь.

Мероприятия, предупреждающие развитие госпитализма у детей:

  • Проживание в благополучной семье,
  • Теплые отношения с матерью,
  • Прием ребенка в ЛПУ только с близким ему человеком,
  • Организация распорядка дня,
  • Регулярное общение со сверстниками,
  • Интересные занятия и игры в коллективе.

Госпитализм — психическая болезнь, накладывающая негативный отпечаток на все сферы личностного развития: интеллект, эмоциональное состояние, психофизические качества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *