4 степень тугоухости у ребенка

Возникновение тугоухости сопровождается нечетким восприятием звуков. Проявляется такой вид дискомфорта полным или частичным отсутствием слуха, зависимо от степени развития болезни. При первых признаках заболевания необходимо знать, как лечить тугоухость и к какому специалисту необходимо обращаться.

Что такое тугоухость?

Полная или частичная потеря слуха и отсутствие возможности общения с другими людьми называется тугоухостью. Возникает такой вид дефекта при нарушении отделов головного мозга отвечающих за восприятие звуковых сигналов.

Полная или частичная потеря слуха и отсутствие возможности общения с другими людьми называется тугоухостью. Возникает такой вид дефекта при нарушении отделов головного мозга отвечающих за восприятие звуковых сигналов.

Чаще всего причинами, которые вызывают появление тугоухости, являются воспалительные процессы в области органов слуха. Также способствовать снижению слуха могут различные заболевания, при осложнениях которых появляется глухота.

Снижение слуха может развиваться постепенно, при этом человек не воспринимает такой дефект как заболевание и не использует необходимые методики лечения. В случае если симптомы болезни игнорируются, тугоухость может стремительно развиваться и приводить к полной потере слуха.

Причины появления

Возникать тугоухость может по следующим причинам:

  • Перенесение вирусных заболеваний, которые при сложных формах могут негативно влиять на органы слуха и снижать уровень восприятия звуков. К заболеваниям, которые могут влиять на функционирование органов слуха следует отнести:
    • скарлатина;
    • корь;
    • грипп;
    • паротит;
    • ВИЧ инфекции.
  • Заболевания ушных органов:
    • отит;
    • воспалительные образования в среднем ухе;
    • отосклероз;
    • аутоиммунные болезни.
  • Травмы ушных полостей. Чаще всего на уровень слышимости влияют механические повреждения, например при чистке ушей или ударах, что приводит к нарушению целостности барабанных перепонок или способствуют воспалительному процессу в среднем ухе.
  • Длительное лечение антибиотиками, которые имеют большое количество побочных симптомов и негативно отображаются на органах слуха и зрения.
  • Длительный шум. Резкие звуковые сигналы или постоянное шумовое давление нарушает слух и может приводить к его потере.
  • Возрастные изменения. В старческом возрасте большая часть населения страдают от частичной потери слуха.
  • Травмы черепа.
  • Врождённые патологии ушных органов.
  • Также причинами, провоцирующими тугоухости, могут выступать плохая гигиена и попадание в ушные проходы инородных предметов, которые повреждают органы и приводят к появлению нарушений в работе.

Причины глухоты у ребенка в более позднем возрасте

Приобретенная тугоухость или глухота у ребенка может быть вызвана перенесенными болезнями или механическими повреждениями:

  1. Перфорация барабанной перепонки от чрезмерно громкого и резкого звука;

  2. Отосклероз или болезни Меньера;

  3. Такие инфекции, как менингит, корь, свинка или коклюш;

  4. Прием лекарств, связанных с потерей слуха (см. выше);

  5. Серьёзная травма головы;

  6. Воздействие громкого шума;

  7. Недолеченные или частые отиты (ушные инфекции);

  8. Пассивное курение родителей или воздействие других токсинов.

Симптоматика

Заболевание может протекать со следующими симптомами:

  • неполное восприятие звуков;
  • шум в ушах;
  • частые переспрашивания при разговоре;
  • при разговоре человек повышает громкость собственного голоса бессознательно;
  • отсутствие реакции в разговоре с собеседником;
  • отсутствие концентрации на некоторых моментах разговора;
  • отсутствие внимания на громкие звуки (сигнал автомобиля, громкоговорители и т.д.).

Чаще всего при развитии тугоухости человек бессознательно повышает уровень звука телевизора или другие приемники. Человек становиться рассеянным и не может сконцентрироваться при разговоре.

Виды по степени поражения

В зависимости от степени поражения органов слуха различаются следующие виды тугоухости:

  1. Кондуктивный вид – возникает в результате повреждения наружного уха различными инфекционными заболеваниями, которые приводят к воспалительному процессу и могут постепенно повреждать среднее ухо. Одной из частых причин, которые провоцируют нарушение слуха, выступают серные пробки и запущённые стадии отита, механические повреждения. Такой вид тугоухости поддаётся лечению с помощью лекарственных препаратов.
  2. Нейросенсорный вид – возникает при повреждении ушной улитки, которая отвечает за восприятие звуковых колебаний. В результате чего слуховой нерв не передает в головной мозг импульсы и человек теряет частично или в полном объеме слух. Чаще всего причинами снижения слуха выступает длительное нахождение в шумных местах и различные заболевания, которые при осложнении поражают органы, отвечающие за восприятие звуков. Для лечения такого метода применяются лекарственные средства и хирургическое вмешательство.
  3. Смешанный вид – объединяет признаки первых двух видов. Такой вид заболевания приводит к полной потере слуха и не поддаётся лечению. Люди, которые страдают таким видом тугоухости, вынуждены использовать специальные аппараты.
  4. Генетический вид проявляется полным отсутствием слуха у новорождённых детей.

Степень поражения органов слуха определяется при обследовании, своевременно выявленная патология поддаётся лечению намного быстрее, чем запущенная форма. Также могут различаться степени снижения слуха, зависимо от периода возникновения заболевания: это внезапная глухота, острая и хроническая.

Степени тугоухости

Нарушение восприятия звуковых сигналов человеком могут подразделяться на степени, зависимо от развития тугоухости:

  • первая степень – восприятие звуков в диапазоне до 40 дБ;
  • вторая степень – диапазон варьируется от 41 до 55 дБ;
  • третья степень – восприятие речи колеблется в диапазоне от 56 до 71 дБ;
  • четвертая степень – восприятие звуков от 71 до 90 дБ.

В случае если человек не различает звуки в диапазоне свыше 90 дБ, это означает полное отсутствие восприятия звуков.

Детская тугоухость

Снижение слуха в детском возрасте может возникать по следующим причинам:

  • наследственные признаки – могут проявляться в результате аутоиммунных заболеваний, которые негативно отображаются на органах и снижают их функционирование;
  • патологические причины врождённого отсутствия слуха – встречаются в результате нарушений развития плода в период вынашивания. Также влиять на слуховые способности ребенка могут вредные привычки и неправильный образ жизни женщины в период беременности;
  • преждевременные роды могут приводить к частичной потери способности ребенка воспринимать звуки. Связано это с отсутствием полного развития слуховых органов;
  • неправильный уход и отсутствие необходимой гигиены за ушными полостями;
  • механические повреждения барабанной перепонки;
  • инфекционные заболевания ушей, которые при осложнениях могут приводить к тугоухости.

Наиболее часто первые симптомы нарушения функционирования органов слуха проявляются на первом годе жизни ребенка. В дальнейшем симптомы могут притупляться, и заболевания протекает в хронической форме и практически не поддаётся лечению.

Для детей школьного и дошкольного возраста должны проводиться специальные исследования аудиометрия и камертональная диагностика, которые проводятся в игровой форме специалистами.

В домашних условиях родители могут самостоятельно проверить уровень восприятия звуков у меленьких детей. Для этого необходимо зайти в комнату незаметно для ребенка стать сзади и проводить легкие похлопывания в ладоши. Ребёнок с нормальным слухом должен обратить внимание родителя при первых звуковых сигналах.

Адаптация детей, особенности социализации

Поскольку лечение врожденной глухоты не представляется возможным, терапия должна быть направлена на социализацию ребенка. Для этого по особым методикам проводят обучение. Малыша и его родственников учат языку жестов.

Многие дети впоследствии могут читать речь по губам. Также есть данные, что при нарушении слуха потерянные функции берут на себя другие органы. У людей с таким диагнозом часто обостряется зрение и усиливается наблюдательность. Нередко пациенты сталкиваются с улучшением обоняния и осязания. Таким образом мозг старается компенсировать нехватку информации.

Люди, которые обучились чтению по губам, имеют хорошее зрение и прекрасную наблюдательность. Они имеют возможность развивать речь, задействую ту зону мозговой коры, которая несет ответственность за слух.

Врожденная глухота – это очень серьезное состояние, которое чаще всего имеет наследственный характер. В некоторых ситуациях заболевание развивается по причине воздействия негативных факторов в период беременности. В любом случае первые же признаки недуга должны стать поводом для проведения детальной диагностики.

Лечение

Для лечения тугоухости используют несколько методов:

  • Лекарственная терапия направлена на улучшение кровообращения мозга и ушей, борьбу с инфекциями и интоксикацией.
  • Физиотерапевтические методы помогают при легкой тугоухости, вызванной, например, аденоидами или отитами.
  • Хирургическое вмешательство показано при нейросенсорной и кондуктивной тугоухости разной степени тяжести, в том числе при глухоте.

Оперативное лечение при кондуктивной глухоте направлено на восстановление структуры наружного и среднего уха ребенка. Для восстановления барабанной перепонки делают мирингопластику, слуховых косточек – тимпанопластика.

Оперативное вмешательство при нейросенсорной тугоухости предусматривает установку слухового аппарата.

Данный способ не поможет при глухоте, в отличие от установки кохлеарного импланта. В рамках этой операции в височную кость помешают маленькие микрофоны, улавливающие звук и соединяют их с электродами во внутреннем ухе.

Электроды будут перекодировать полученные с микрофона импульсы и передавать их на слуховые нервы. Создается, по сути, искусственное ухо. Кохлеарную имплантацию рекомендовано делать детям с двусторонней глухотой и 4 степенью тугоухости.

Диагностика тугоухости

Восстановлением слуха занимается врач — оториноларинголог. На первом приёме врач осмотрит ребёнка, уточнит у родителей, какие симптомы проявляются в повседневной жизни, не беспокоят ли аденоиды. Затем проводится обследование несколькими методами:

  • аудиометрическое исследование — для определения остроты слуха;
  • тимпанометрия — на аппарате тимпанометре, для исследования функций элементов среднего уха, а также подвижности барабанной перепонки;
  • камертональное исследование — проводится с помощью специальных камертонов;
  • исследование вызванными потенциалами — проводятся маленьким детям во время сна, при невозможности провести вышеуказанные исследования;
  • оттоакустическая эмиссия — проводится стимуляция слухового нерва электрическими импульсами с целью проверки его реакции;
  • при необходимости назначаются дополнительные рентгенологические исследования (КТ-височных костей, МРТ головного мозга, рентгенологическое исследование височных костей по Щюллеру, Майеру, Стенверсу).

Диагностика

Слух у новорожденного малыша проверяют еще в роддоме. Это нужно делать на 3-4 день жизни.

Также иногда данную процедуру выполняют при первом посещении поликлиники. Для этой цели используют аудилогические устройства.

Обследование выполняют, пока ребенок спит. Обычно оно занимает не более четверти часа. В ухо малыша вставляют специальный зонд, издающий высокочастотные звуки.

Отраженные колебания фиксирует специальный датчик. Результаты исследования можно увидеть на мониторе прибора.

Если появляются подозрения на развитие аномалии, проводятся другие исследования в специализированном учреждении. Врачи оценивают реакции ребенка на различные стимулы, используя специальные методики. Источниками звуков являются тоны аудиометра, игрушки, голос или шепот.

В некоторых случаях требуется проведение более сложных процедур. К ним относят импедансометрию, компьютерную аудиометрию. Диагноз ставят по результатам целого ряда исследований.

Средний отит

Самое неприятное то, что даже малая степень тугоухости может повлиять на развитие речи и учебу. Средний отит является самой распространенной причиной тугоухости у детей до 12 месяцев. Почти каждый пятый малыш этого возраста страдает тугоухостью из-за среднего отита. При среднем отите полость среднего уха заполняется вязкой жидкостью, которая сильно снижает передачу звука от барабанной перепонки через слуховые косточки во внутреннее ухо. Часто средний отит не сопровождается никакими другими симптомами, такими как боль в ушах или выделения из уха, хотя эти явления могли происходить раньше в различное время. Особенно если была перфорация (разрыв) барабанной перепонки. Дети постарше обычно могут жаловаться на глухой звук или звон в ушах.

Средний отит возникает, когда евстахиева труба блокируется в результате инфекции или аллергии и давление в ухе больше не может меняться в зависимости от атмосферного давления. По мере того как составные компоненты воздуха в среднем ухе постепенно поглощаются кровью, давление снижается, и в среднее ухо начинает поступать жидкость.

Эта ситуация может возникнуть из-за постоянного инфекционного заболевания среднего уха, частого насморка и кашля, из-за увеличения аденоидов, аллергии и табачного дыма, если родители курят. Этому заболеванию особенно подвержены недоношенные дети, нередко склонность к среднему отиту бывает наследственной. Средний отитом чаще страдают дети с волчьей пастью, с синдромом Дауна или такими врожденными заболеваниями, как аутизм или церебральный паралич.

На определенной стадии проблемы со слухом возникают у почти 15% детей. У одних детей эти проблемы начинаются с момента рождения, у других они возникают позже, хотя поначалу все было в порядке. Потеря слуха у детей — это серьезно, поскольку такое осложнение может повлиять на развитие речи и в дальнейшем так или иначе скажется на успехах в учебе. У школьников потеря слуха отражается не только на учебе, но и меняет общее поведение учащегося.

Любой слабослышащий ребенок становится раздражительным, у него ухудшается характер, а причина в том, что он недослышит много из того, что звучит вокруг. Такой ребенок обычно на всю громкость включает телевизор и радио и не выполняет многих просьб родителей. Поэтому если у вас появились подозрения, что ребенок недослышит, сперва убедитесь, что он слушает внимательно. Ведь часто дети бывают слишком увлечены игрой и, хорошо слыша ваш голос, не всегда вникают в то, что вы говорите. Это называется псевдотугоухостью. У новорожденных и очень маленьких детей определить тугоухость крайне сложно. Выявить глухоту у ребенка удается при медицинских осмотрах в более старшем возрасте. До этого момента родители могут не догадываться о проблеме своего ребенка.

Зачем следить за остротой слуха ребенка

Специалисты регулярно тестируют функциональность органа слуха у малышей. Самая первая проверка – аппаратная аудиограмма -происходит в стенах роддома спустя 2-3 дня после рождения крохи. Уже на этом этапе врачи могут выявить серьезные врожденные патологии и направить родителей с малышом на консультацию к отоларингологу и сурдологу.

В дальнейшем слух у ребенка проверяют на регулярных медицинских комиссиях. Такое частое тестирование связано с важностью раннего выявления патологий. Чем быстрей у дитя будет диагностированы проблемы с органом слуха, тем быстрей специалисты смогут приступить к их терапии.

Если же нарушения функциональности органа слуха не были выявлены своевременно, особенно в период до года, это запустит процесс задержки развития ребенка.

Младенец, который плохо слышит, медленней осваивает необходимые двигательные навыки и не имеет возможности качественно познавать мир, а значит, из-за дисфункциональности ушей малыша напрямую будет страдать интеллект.

У малышей на третьем-четвертом году жизни из-за нарушений слуха отмечается выраженная задержка речевого развития. Неумение говорить, невозможность правильно повторить слова и неспособность четко излагать свои мысли колоссально сказывается на темпах социализации дошкольника, его адаптации в обществе и психологическом состоянии.

Чтобы избежать подобных проблем, ребенка следует своевременно показывать специалистам.

Тестируем самостоятельно

Можно использовать простые тесты, которые легко провести в бытовых условиях, что нужно сделать.

Таблица 1. Как самостоятельно проверить слух ребенка

Обратить внимание на взгляд малыша.

Если он смотрит на губы, пытается понять артикуляцию, то велика вероятность, что у него есть нарушения слуха.

Звонок по телефону может разъяснить ситуацию.

Если в процессе, сын или дочь прислушиваются сильно, перекладывают телефон от одного уха к другому, то велика вероятность наличия проблем. Но предварительно стоит проверить аппарат на исправность.

Дети с подобными нарушениями, часто погружаются в нереальный мир.

Они увлекаются музыкой или мультиками, но в силу нарушений слуховой функции, стараются не упустить ничего важного. Садятся прямо перед динамиком телевизора или около колонки компьютера и внимательно сгущают.

Несложно понять, что малыш имеет какие-то проблемы, если его возраст превышает 3 года. Достаточно проанализировать его поведение, сравнить с поведением сверстников.

Простые способы проверки слуха:

  1. Нет реакции на громкий звук, отсутствует характерное вздрагивание.
  2. При громком включении музыки или телевизора, малыш продолжает играть, не обращая внимание на происходящие события.
  3. Не может повторить или воспроизвести звуковой ряд или делает это ненадлежащим образом, оставляет просьбы без внимания.
  4. Малышей с такими проблемами не интересуют музыкальные игрушки, они не реагируют на них или выдают слабую реакцию, на долго не задерживая внимание.
  5. Еще стоит оценить речь, если в момент общения сын или дочь издает громкие звуки, часто кричит, когда этого не требует ситуация – стоит обратиться к отоларингологу за помощью.

Банальное включение телевизора в комнате, отсутствие на это событие реакции, можно расценивать как наличие определенных проблем. Пожалуй, это самый простой тест, который применяют к детям.

Старше 3 лет

Если к этому возрасту нет речи, то стоит задуматься о посещении врача. Отсутствие реакции на речевое обращение, просьбу — расценивается, как повод для беспокойства.

Ребенок может реагировать на колебания воздуха, движения губ, поэтому при проверке слуховых функций не рекомендуется использовать игрушки с пищалками, хлопки, другие движения, которые взывают эти самые колебания.

Но можно провести следующий тест, который потребует от родителей определенной подготовки:

Таблица 4.

Что потребуется:

Как проводить:

Оцениваем реакцию:

Три различные, герметичные баночки.

Берем одну баночку и начинаем ей трясти перед ребенком, который сидит спиной.

Сидя спиной, малыш должен повернуть голову в сторону звука.

Две заполняем различным материалом.

Затем повторяем манипуляции, но с другой.

Если он это делает и при использовании пустой баночки, то, значит, реагирует на колебания воздушных масс.

Одну: сушенным горохом.

Потом берем 3, пустую баночку и повторяем все манипуляции.

Если реакция отсутствует вовсе, необходимо проконсультироваться с врачом.

Другую: рисом или гречкой.

Потеря слуха может произойти в любом возрасте. Дети, рожденные раньше срока, с различными нарушениями в работе ЦНС, синдромом Дауна предрасположены к подобным проблемам. По этой причине, стоит на разных этапах развития производить проверки, посещать докторов.

Не стоит терять бдительности, когда в раннем возрасте малыш перенес отоларингологическое или иное, тяжелое заболевание (вирусная инфекция, нейро-инфекция), которое могло привести к нарушению этой функции.

Как сурдологи диагностируют тугоухость

Врачи прибегают к помощи аппаратной диагностики, она наиболее эффективна. При постановке диагноза, врач опирается не только на результаты обследования, но и на реакцию пациента:

  1. Он оценивает реакцию на различные звуки.
  2. Если появляются сомнения, назначает аппаратное обследование.
  3. В кабинете, доктор может попросить родителя поговорить с малышом, позвать его по имени. Это поможет определить реакцию.

При подозрении на тугоухость, сурдолог рекомендует лечение, стоит отметить, что состояние не исправляется при помощи консервативной медицины. Оно не подлежит лечению, только коррекции, причем производят ее при помощи слухового аппарата.

Его подбором также занимается доктор. Если состояние тяжелое, то коррекция путем подбора СА малоэффективна. Врач может предложить родителям пациента дать согласие на проведение имплантации.

Рекомендуем видео:

Слух ребенку, как правило, проверяют на различных этапах развития. Это помогает избежать нарушений интеллектуального, психомоторного характера. Если состояние малыша взывает беспокойство, то следует показать его врачу. На начальном этапе можно провести самостоятельные тесты, но если они оказались неуспешными, то без доктора не обойтись в подобной ситуации.

Кто направляет?

Направляют таких детей, как правило, неврологи и психиатры, когда родители к ним обращаются с жалобой на отсутствие речи и задержку развития. Похлопав в ладоши, постучав по столу и не увидев реакции на приеме, врач принимает решение о направлении к сурдологу для исключения нарушений слуха. При этом часто не поинтересовавшись, а как же его пациент ведет себя дома, есть ли подозрения у родителей на снижение слуха, прошел ли он аудиологический скрининг в родильном доме.

Наконец Паша стал понимать, что говорили учителя

– Как решать проблему детей с нарушением обработки слуховой информации и с нарушением фонематического слуха?

– Стивен Порджес, исследователь в области нейронаук, в научной статье говорит о гиперчувствительности к звуку у детей с аутизмом, а также о слуховой терапии для уменьшения звуковой гиперчувствительности у детей с расстройством аутистического спектра. Поскольку гиперчувствительность к звуку есть у детей с нарушениями обработки слуховой информации, то данный метод можно применять и у них.

В основе метода лежат «нейроупражнения» с использованием акустической стимуляции и нервной регуляции мышц среднего уха. Метод использует специфические для понимания речи частоты. По сути, на этом принципе организованы разные слуховые терапии.

Часть из них стремится к «слушанию» высоких частот, потому что именно так происходит тренировка мозга. Так, метод Томатиса основан на использовании прибора, который является идеальной моделью человеческого уха. Сама терапия заключается в микрогимнастике мышц среднего уха (своеобразном тренинге). От напряжения этих мышц в финале будет зависеть работа мозга. Мы как бы учим «ухо=мозг» работать, взаимодействовать, «открываем» ухо для понимания речи. Но прибор многофункционален.

За счет программы, в которой используются разные диски (файлы), тренируется слуховое внимание, его концентрация, слуховая память, фонематический слух, у маленьких детей – усидчивость. Но нужно помнить, что терапия должна проводиться на качественном приборе с использованием аналогового звука. Мы используем аппарат «Бессон» швейцарского производства.

Звуковое воздействие производится с помощью специального устройства – электронного уха. Через наушники ребенок прослушивает определенные диски с записью классической музыки, григорианского пения. Обычные сигналы сочетаются с высоко- и низкочастотными. Для развития коры головного мозга необходимо слушать высокие частоты. Происходит зарядка мышц уха и коры головного мозга.

– Есть мнение, что это метод с недоказанной эффективностью.

– Этот метод входит в группу В по уровню доказательной базы – условно одобрены. Наш центр ведет свою статистику. Оценочный анализ разных психических функций свидетельствует о положительных результатах и очень хорошей динамике. А если удается провести аудиотесты, то картина еще более впечатляющая.

Особенно интересно узнать мнение школьников, которые сами могут рассказать о результативности. Так, например, Паша в 14 лет после двух этапов метода Томатиса рассказал мне о том, что стал наконец-то «слышать» голос, до конца понимать то, о чем говорили учителя по истории и английскому. Я спросила, что с их речью было не то. Высоко говорили. То есть Паша плохо воспринимал именно высокие частоты. Знаете, есть такие верещащие женские голоса, вот их трудно слушать. При этом Паша был обычным ребенком, который учился в гимназии на «4» и «5», но прикладывал много усилий в обучении.

Мифы и реальность:

Миф 1. Говорят, что нарушение фонематического слуха не определяется на слуховых вызванных потенциалах

В реальности: так уж устроен человек – хотелось бы, чтобы все функции можно было измерить, то есть получить достоверный результат. Слуховые вызванные потенциалы – очень передовой метод, с помощью которого можно провести длительное исследование и, проанализировав полученные данные, сделать вывод о нарушениях, связанных со слуховым речевым восприятием.

Почему говорят, что нарушение фонематического слуха не определяется на слуховых вызванных потенциалах, и это действительно миф?

Фонематический слух – это наиболее высокий по иерархии, предназначенный для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных (по глухости-звонкости – «дочка-точка», твердости-мягкости – «банка-банька», дифференциации шипящих-свистящих – «крыса-крыша» и сонорных – «лак-рак»). Более того, это и не совсем «слух», потому что фонему как смыслоразличительную единицу звукового строя языка слышать нельзя, ее нужно анализировать, выделять из звучащего потока мыслью. Обследование проводит логопед.

Миф 2. Аудиотест можно сделать «по глазам» ребенка

В реальности: органы зрения напрямую связаны с нервной системой и с мозгом человека, которые обрабатывают поступающие сигналы. На эти сигналы и реагирует зрачок, который в зависимости от ряда ситуаций может сужаться или расширяться. Для расширения зрачков есть немало естественных причин: изменение степени освещенности, поступление в кровь большого количества адреналина – это основные.

Почему говорят, что аудиотест можно сделать «по глазам» ребенка, и это миф?

Вслушайтесь в название – АУДИО, значит «слышу». Да, мы можем пользоваться репрезентативной системой человека для подкрепления самого теста, но никак не для получения достоверных данных и тем более для того, чтобы речь шла о снятии аудиотеста, как воздушного, так и костного. Особенно нелепо звучит это выражение, когда ребенку дают в руки планшет или телефон, в уши подают сигнал. Что смотрят у этого ребенка, данные о чем пытаются получить? Добавлю еще и то, что низкие частоты часто не слышит даже мама ребенка, которой также снимают аудиотест. Сам аудиотест требует достаточного слухового внимания и произвольности, то есть участия самого человека.

Исследование, которое позволяет предположить

Регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) очень полезный метод для диагностики слуха в обсуждаемой группе пациентов. Она не требует сна, но требует покоя от ребенка и тишины. Достаточно поместить датчик в ухо на несколько десятков секунд. Если нет серной пробки или отита можно быстро получить результат, который помогает достаточно точно сориентироваться в ситуации. Чувствительность около 90%, а это значит, что если зарегистрирована ОАЭ, то имеется очень неплохая вероятность, что слух не нарушен.

Но не все так безоблачно. Обсуждаемые пациенты, как правило, на сотрудничество не соглашаются и сохранять покой с тишиной тоже. Нередко таким детям даже собственные родители не могут почистить уши. Для них эта зона весьма интимна. А тут целый датчик надо поставить! Можно попробовать это сделать в состоянии сна, но как непросто подгадать график врача и сон чада.

Поэтому приходится производить процедуру, или хотя бы ее попытку, в состоянии бодрствования. Картина душераздирающая – кричащий ребенок, с трудом его удерживающий родитель, отчаянно пытающийся вставить в ухо датчик врач. Дело сделано, прибор установлен как надо, осталось создать тишину. Иногда это не получается сделать, но чаще мультфильм, мобильный телефон, игрушки или просто пауза в крике позволяет получить результат. И при этом обследуемому совсем не больно – он просто не хочет, ему страшно.

Механизм развития

Чтобы разобраться в причинах и особенностях нарушения слуха важно представлять себе процесс передачи звука.

Звуковая волна воздействует на барабанную перепонку и через слуховые косточки передается мембране внутреннего уха. Движение жидкости вызывает трение слуховых рецепторов (волосковых клеток) кортиева органа о покровную пластинку. Рецепторы возбуждаются, возбуждение передается по нервным отросткам в слуховую зону коры мозга.

В этой схеме наружное и среднее ухо относятся к звукопроводящему аппарату, а внутреннее ухо, слуховой нерв и центр головного мозга – к звуковоспринимающему. Соответственно, все поражения слуха можно связать с дисфункцией звукопроводящих или звуковоспринимающих структур.

Признаки и симптомы потери слуха у младенцев

В роддомах регулярно проводят скрининг слуха новорожденных в первый день или на следующие сутки после рождения. Если у малыша появляются признаки потери слуха, то через несколько недель обычно назначают повторный тест. Тем не менее, иногда проводят два теста подряд по мере взросления малыша, если есть подозрения на тугоухость.

Существуют разные методики определить развитие слуха у вашего ребенка, например, от (American Speech Language Hearing Association).

С рождения до четырех месяцев ваш ребенок должен:

  1. Воспринимать громкие звуки;

  2. Просыпаться или беспокоиться от громких шумов;

  3. Отвечать на свой голос улыбкой или воркованием;

  4. Успокаиваться в ответ на знакомый голос.

С четырех до девяти месяцев, ваш ребенок должен:

  1. Улыбаться при разговоре с родителями;

  2. Обращать внимание на игрушки, издающие звуки;

  3. Поворачивать голову в ответ на знакомые звуки;

  4. Издавать лепет;

  5. Понимать простые движения рук, такие как «пока-пока», и реагировать на них.

С 9 до 15 месяцев, ваш ребенок должен:

  1. Издавать лепет различной тональности;

  2. Повторять некоторые простые звуки;

  3. Понимать основные обращения;

  4. Использовать голос, чтобы привлечь внимание;

  5. Отзываться на свое имя.

С 15 до 24 месяцев, ваш ребенок должен:

Научиться пользоваться множеством простых слов;

  1. Показывать на разные участки тела в ответ на вопрос;

  2. Называть общие объекты, не связанные с телом;

  3. С интересом слушать песни, стихи и рассказы;

  4. Указывать на знакомые объекты, которые вы называете;

  5. Следовать общим командам.

Тугоухость и инвалидность

Для людей, которые имеют сниженные слуховые способности и данной заболевания не подлежит излечению, применяются слуховые устройства, такой человек получает инвалидность зависимо от степени тугоухости.

При потере слуха назначается третья степень инвалидности, при этом человек должен иметь четвертую степень тугоухости на обоих ушах. При обследовании учитывается степень замещения естественного восприятия звуковых волн специальными устройствами. Если пациент, применяя слуховые аппараты, имеет удовлетворительные слуховые качества, инвалидность ему не оформляется.

Для детей инвалидность оформляется, если пациент имеет 3 и 4 стадию развития заболевания, которое поражает оба уха.

Методы диагностики

Для выявления степени тугоухости и назначения необходимого вида лечения применяются различные методики диагностики.

К основным методам следует отнести:

  • проведение вестибулярного обследования и выявление уровня звукового восприятия человеком;
  • анализ крови на выявления воспалительных и инфекционных заболеваний;
  • диагностика слуховых косточек на наличие повреждений;
  • речевая аудиометрия – применяется для выявления степени поражения слуховых свойств;
  • томография – применяется для определения наличия опухолей в органах слуха;
  • допплерография звуковая – применяется для выявления патологий в кровеносных сосудах, которые могут являться причинами отсутствия слуха.

В некоторых случаях могут применяться дополнительные меры диагностики слуховой трубы, такие как исследования барабанной перепонки с помощью давления диагностика внутриушной мышечной ткани.

Назначение лечения будет зависеть от результата анализов и степени развития тугоухости, также большое значение имеют индивидуальные особенности пациента. На начальных стадиях развития болезни применяется медикаментозное лечение. Для более сложных случаев требуется оперативное вмешательство.

В случае если нарушение уровня слышимости возникает в результате образования серных пробок, назначается промывание ушных каналов. Такой вид терапии необходимо проводить несколько раз в медицинских учреждениях. Для предотвращения повреждений барабанной перепонки.

Медикаментозная терапия

Применение медикаментозной терапии позволяет устранить воспалительные процессы и инфекционные заболевания, которые снижают слух. Действие лекарственных препаратов направлено на повышение микроциркуляции крови в слуховых каналах и восстановление повреждённых участков.

Медикаментозная терапия подразумевает применения следующих групп лекарственных средств:

  1. Антибиотики.
  2. Ноотропы.
  3. Витаминные комплексы.

Лекарственные средства могут быть различных форм:

  • Таблетки:
    • Акустик – улучшает кровообращение в ушных каналах, и снижает процесс воспаления. Нормализует остроту слышимости и предотвращает дальнейшее развитие болезни;
    • Церебролизин – нормализует кровообращениe и повышает чуткость восприятия звуковых сигналов ушными барабанными перепонками;
    • Нилогрин – способствует восстановлению повреждённых участков и предотвращает возникновение отечности в слуховых каналах;
    • Трентал – повышает метаболизм внутреннего уха и восстанавливает слух;
    • Танакан – относиться к ноотропным препаратам, которые повышает чувствительность ушной улитки к звуковым колебаниям;
    • Ваксол – применяется для устранения пробок в ушных каналах и устранение инфекции.

Церебролизин НилогринТанакан ТренталВаксол

  • Капли:
    • Отипакс – жидкая форма быстро проникает в ушную полость и устраняет процесс воспаления;
    • Отинум – является противовоспалительным препаратом, устраняет неприятные симптомы и оказывает антибактериальное воздействие;
    • Цифран – противомикробное средство, проникая в полость ушей, снижает воспалительный процесс и активирует естественные восстановительные свойства органа.

ОтинумОтипакс Цифран

Антибиотики подбираются зависимо от вида заболевания, которое провоцирует снижение уровня слышимости. Длительность применения антибиотиков может подбираться индивидуально для каждого пациента, однако не должен превышать курс более 14 дней.

Также чаще всего назначаются витаминные препараты, которые насыщают повреждённые участки ушей необходимыми микроэлементами и минералами.

Физиотерапия

Применение процедур физиотерапии позволяет увеличить действие лекарственных препаратов и восстановить слух на 1 и 2 стадии болезни. Результат от физиотерапии зависит также от индивидуальных особенностей организма и регулярности проведения лечебных процедур.

Для лечения тугоухости используются следующие методы физиотерапии:

  • грязевые компрессы;
  • компрессы с парафином;
  • электросветолечение;
  • механотерапия;
  • иглоукалывание;
  • воздействие на проблемный участок электрическим током постоянного и переменного типа;
  • вентиляция ушных каналов.

Длительность проведения процедур и курс лечения назначается индивидуально для каждого пациента, но для видимого результата должно быть использовано не менее 10 процедур. В некоторых случаях допустимо применение нескольких лечебных процедур совместно с медикаментозной терапией.

Гимнастика для ушей

Применение специальных упражнений позволяет улучшить слух на начальных стадиях развития болезни. Очень часто специальная гимнастика для ушей назначается в комплексной терапии с другими методами лечения.

Выполнение специальных упражнений позволяет достичь следующих результатов:

  • нормализация кровообращения в ушных органах;
  • массажное воздействие на барабанную перепонку;
  • восстановление функционирования слуховых нервов.

Упражнения могут быть следующих видов:

  1. В течение 10 минут производить растирание ушей подушечками пальцев.
  2. Закрыть ладонями уши таким образом, что бы пальцы рук оказались на затылке. Произвести постукивание пальцев по затылку в течение 2 минут, после чего сделать перерыв одну минуту и повторить упражнение.
  3. Закрыть руками уши, и производить резкое отстранение ладоней от ушей на несколько секунд, после чего возвращать ладони на исходное положение. Упражнение необходимо повторять 10-1 5 раз.
  4. Вставить указательные пальцы в ушной канал и резко извлечь их. Проводиться упражнение в течение 2 минут.
  5. Указательными пальцами проводить вращательные движения в ушных каналах на протяжении нескольких минут.
  6. Легкими движениями подушечек пальцев произвести массаж мочек ушей.

Начинать упражнения необходимо с растирания ушных раковин, наиболее оптимальным для проведения гимнастики является утреннее время после пробуждения.

Виды и особенности выполнения упражнений должен назначать специалист, самостоятельное лечения может усугубить течение болезни.

Операция

Применяется для случаев, когда другие методы лечения не приносят необходимых результатов, назначается оперативное вмешательство. Также операция применяется при быстром развитии заболевания или при отсутствии своевременного обращения к врачу.

Виды вмешательств:

  1. В случае если заболевание протекает без повреждения ушного нерва, назначается протезирование. Данный вид процедуры подразумевает замену повреждённого участка специальным синтетическим протезом.
  2. В некоторых случаях могут применяться кохлеарные имплантаты, действие такого метода достигается за счет подкожного внедрения специальных небольших слуховых аппаратов, которые усиливают диапазон звуковых колебаний.
  3. В случае если наблюдается повреждение нерва пациенту необходимо применять специальный аппарата, который будет улавливать звуковые волны. Такой вид аппарата регулируется и подбирается индивидуально для каждого пациента и позволяет беспрепятственно общаться с другими людьми.

Народные методы лечения

Для лечения диагноза тугоухости могут быть использованы методы народного лечения. Действие таких рецептов позволяет снизить процесс воспаления и улучшить кровообращение.

Чаще всего применяются следующие рецепты:

  1. Прополис. Смешать спиртовую настойку прополиса с вазелиновым (можно оливковым) маслом в пропорции (1:4).смочить ватный тампон полученным средством и вставить в ушной канал. Лечение длиться на протяжении суток, после чего проводиться перерыв два дня. Необходимо провести 10 процедур.
  2. Чеснок. Зубок чеснока измельчить и добавить пол ложки чайной камфорного масла. В полученном составе смочить ватный тампон и вставить в ушные проходы. Тампон держать до появления неприятных симптомов. Процедура проводиться раз в стуки на протяжении 10-14 дней.
  3. Вареная свёкла. Из вареной свёклы необходимо выжать сок и закапывать ежедневно по 2 капли в каждое ухо. Длительность лечения до 10дней.
  4. 10 лавровых листов необходимо измельчить и залить стаканом растительного масла. Настаивать на протяжении 5 дней. Процедить масло и растирать, виски и ушные раковины ежедневно перед сном.
  5. Калина. Ягоды калины необходимо промыть в теплой воде и выдавить сок. Смешать в равных пропорциях с медом. Полученный состав нанести на ватный тампон и вставить в ушные каналы на несколько часов. Проводить лечение раз в два дня, длительность лечения до 15 дней.
  6. Золотой ус. Листья растения необходимо измельчить и сложить в стеклянную банку до ее середины. Залить растение водкой и настаивать в темном месте на протяжении 7 дней. Употреблять ежедневно по одной чайной ложке. Длительность лечения до 20 дней.
  7. Сливочное масло. Необходимо использовать только масло домашнего изготовления. Растопленное сливочное масло необходимо закапывать в каждое ухо по 2 капли. Процедура проводиться раз в несколько дней, длительность лечения до 10 суток.

Методы народного лечения позволяют устранить тугоухость только на начальных этапах проявления. Перед началом применения народных методов рекомендовано провести тест на индивидуальную чувствительность к составляющим методики.

При возникновении резких неприятных симптомов необходимо прекратить лечение и обратиться к врачу. Перед началом применения народных методов необходимо предварительно проконсультироваться со специалистом.

Лекарства

Некоторые медикаменты, принимаемые ребенком или беременной женщиной до родов могут стать причиной тугоухости. К таким лекарствам относятся препараты, используемые при лечении малярии, стрептомицин, используемый при туберкулезе, гентамицин, используемый для лечения сесписа (заражения крови), лекарства, применяемые для лечения лейкемии.

Осложнения

Своевременное лечение позволяет снизить неприятные симптомы и блокировать процесс воспаления в ушных каналах.

При отсутствии лечения заболевание может прогрессировать и способствовать появлению следующих видов осложнений:

  • полная потеря слуха;
  • развитие сложных форм заболеваний и образование гнойных примесей в ушных каналах;
  • снижение качества жизни человека, которые не может полноценно общаться с другими людьми;
  • задержка развития ребенка;
  • появление болевых симптомов в области ушей и поражение других рядом расположенных органов.

Сложные формы заболеваний, может привести к инвалидности человека и снижения его трудоспособности.

Профилактика

Для предотвращения возникновения проблем со слухом необходимо выполнять следующие советы:

  • своевременно осуществлять лечения заболеваний ЛОР органов;
  • не использовать для чистки ушей легко ломающиеся предметы;
  • предотвращать попадание в ушные полости инородных предметов;
  • при посещении бассейнов необходимо использовать специальные защитные шапочки;
  • после купания устранять остатки воды из ушных раковин с помощью мягкого полотенца;
  • избегать вредных привычек;
  • избегать попадания в ушные раковины красок и химических веществ;
  • избегать травм головы;
  • не слушать длительное время громкую музыку;
  • снизить длительность использования наушников;
  • при первых симптомах болезни посетить врача.
  • не применять самостоятельно лекарственные препараты, которые могут усугубить течение тугоухости и вызвать осложнения.
  • для людей, которые работают в местах повышенной шумности необходимо регулярно проходить обследования для своевременного выявления болезни.

Отзывы

Отзывы о лечении тугоухости:

Проявление тугоухости является серьезным видом заболевания, которое требует срочного профессионального лечения. Особенное внимание необходимо уделять детям на первом году жизни. У детей в таком возрасте сложно выявить симптомы болезни, поэтому требуется постоянное наблюдение.

Своевременное лечения может предотвратить течение болезни и восстановить функции слуховых органов.

На запущенных стадиях заболевания возникает необходимость применения специальных слуховых аппаратов, которые восстанавливают слух, но могут доставлять дискомфорт в процессе ношения и применяются в дневное время суток.

  • Об авторе
  • Недавние публикации

Врач-отоларинголог высшей категории и автор сайта vdohvidoh.com. Много лет успешно помогает взрослым и детям избавиться от ЛОР-заболеваний. Владимир Ильин недавно публиковал (посмотреть все)

  • Течет кровь из носа – причины, диагностика и первая помощь при кровотечении — 28.11.2018
  • При кашле мокрота с кровью – когда бить тревогу? — 23.11.2018
  • Севший голос у ребёнка – нужно ли обращаться к врачу? — 19.11.2018

Меры по профилактике

Профилактические меры должны начинаться прежде всего с периода беременности. Будущей маме необходимо тщательно следить за своим здоровьем и избегать мест скопления людей в период эпидемий.

Если малыш заболел — ни в коем случае не занимайтесь самолечением! Прежде чем дать малышу какое-либо лекарство, проконсультируйтесь с врачом, поскольку некоторые препараты могут быть ототоксичны и спровоцировать тугоухость.

При появлении инфекционных заболеваний или воспалительных процессов, не затягивайте с лечением, поскольку проблема часто проявляется как осложнение не до конца вылеченных заболеваний, таких как отит.

Как мы видим, проблема тугоухости в детском возрасте влечёт за собой серьёзные последствия для жизни малыша. И помочь ребенку, безусловно, можно, если вовремя обратиться в надёжную ЛОР–клинику.

В » ЛОР Клинике Доктора Зайцева» для лечения заболеваний мы используем авторские методики лечения и самое современное оборудование.

Высокие результаты в увеличении остроты слуха показывают аппараты «Аудитон» и «Трансаир — 07», которые чрезкожно, транскраниально, проводят микротоковую электростимуляцию волосковых клеток слухового нерва, и тем самым стимулируют наш слух, занимают поистине почётное место в арсенале нашей ЛОР-клиники.

Приём ведут высококвалифицированные профессионалы с большим практическим опытом работы.

Пожалуйста, записывайтесь на приём и приходите!

Мы вам обязательно поможем!

Наши клиники в Санкт-Петербурге

Медицентр на Пионерской
Аллея Поликарпова 6к2
Приморский район

  • Пионерская
  • Удельная
  • Комендантский

Медицентр Юго-Запад
Пр.Маршала Жукова 28к2
Кировский район

  • Автово
  • Проспект Ветеранов
  • Ленинский проспект

Медицентр в Девяткино
Охтинская аллея 18
Всеволожский район

  • Девяткино
  • Гражданский проспект
  • Академическая

Получить подробную информацию и записаться на прием Вы можете по телефону +7 (812) 640-55-25

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *