Тахилалия

Темп речи – это признак речевой функции, который облегчает восприятие услышанной информации окружающими людьми. К изменениям темпа речи относят замедление, учащение темпа и заикание. Неправильный речевой темп способен затруднять развитие и обучение детей, снижать качество жизни, ухудшать социальную адаптацию человека. Пациентам с ускоренной, замедленной речью или с заиканием требуется обязательная коррекция речевых дефектов. Детям терапию назначают как можно раньше, чтобы предупредить задержку развития.

Характеристики речевого темпа, разновидности нарушений скорости речевой функции

Темп речи является характерным свойством речи, который отражает скорость воспроизведения звуков во время разговора. Речевой темп может нарушаться в виде ускорения или замедления, а также заикания. Он зависит от скорости произношения звуковых единиц, которые следуют друг за другом, а также от количества и продолжительности пауз между словами или предложениями. Оптимальный темп речи у здорового ребенка или взрослого составляет 9-14 звуковых единиц за 1 секунду. Если здоровый пациент повышает скорость речи, частота произнесения звуковых единиц возрастает до 15-20. При этом речь остается разборчивой.

Виды изменений:

  • Тахилалия.
  • Брадилалия.
  • Заикание.

У дошкольников имеется тенденция к ускорению речи, что можно объяснить несформированностью тормозных механизмов головного мозга, сниженным контролем над речью. Причиной повышения темпа речи может стать торопливость речи у членов семьи. В этом случае ребенок привыкает говорить быстро. В пубертатном периоде скорость воспроизведения звуков может еще увеличиться. У больных с неврозами и другими психиатрическими болезнями быстрая речь часто провоцирует заикание.

Увеличение скорости воспроизведения звуков у ребенка тормозит развитие речевой функции. Это приводит к неправильному звукопроизношению, снижению внятности в словах. Если вовремя не оказать помощь, пациент всю жизнь будет говорить неправильно и быстро.

Понятие тахилалии, клинические проявления патологии, этиология

Тахилалия – это ускорение речи с частотой 20-30 звуковых единиц. Болезнь развивается по причине изменений в работе экстрапирамидной системы. По мнению ученого D. Weiss ускоренная речь провоцирует заикание. Тахилалия может передаваться по наследству.

М. Е. Хватцев связывает возникновение быстрой речи с патологией артикуляционного аппарата, неправильной речью родственников, несвоевременной коррекцией речевой функции ребенка, дефицитом внимания. А. Либманн считал причиной тахилалии недостаточность моторики и слухового восприятия.

Пациент с тахилалией разговаривает очень быстро, что затрудняет концентрацию внимания. Во время разговора у ребенка появляются запинки, повторения уже сказанного, проглатывания звуков, замена слогов местами, неясное построение фраз и предложений. Но, если обратить внимание ребенка на неправильность речи, все ошибки исчезают. Симптоматика может усиливаться при волнении, во время разговора с незнакомыми людьми, при споре, во время публичных выступлений.

У больного отмечаются изменения в письме, чтении. Дети с ускоренной речью переставляют слоги, буквы во время письма, заменяют слова, похожими по звучанию и написанию. Движения больных с тахилалией быстрые и резкие. Во время сна пациент может метаться по постели. У многих больных наблюдаются тики, синдром гиперактивности, дефицит памяти, внимания.

Ребенок с тахилалией возбудим, вспыльчив. При возбуждении у больного отмечается покраснение кожного покрова на лице, потливость, похолодание конечностей. Пациент часто неуправляемый, недисциплинированный. У такого ребенка снижена способность к обучению в школе.

Увеличение темпа речи сопровождается изменениями в моторной сфере, вегетатике, психических процессах. Также у больного может наблюдаться недостаточность воли, нарушение эмоциональной сферы.

Понятие брадилалии, клинические проявления

Брадилалия – это патология речевой функции, при которой пациент разговаривает в замедленном темпе (за 1 секунду менее 9-14 звуковых единиц). Между словами и предложениями большие паузы, слова сильно растянуты во время их воспроизведения. Заболевание может возникать само по себе или быть симптомом основной болезни: патологии нервной системы, травмы головы, новообразования мозга. Когда замедленная речь является симптомом другой болезни, у пациента отмечается торможение двигательной функции, астения, заторможенность, слабость. Самостоятельно брадилалия встречается у медлительных и флегматичных детей, пациентов, проживающих в северных широтах.

К речевым признакам брадилалии относят медленную речь, неторопливое чтение и письмо. Ребенок читает монотонно с большими интервалами между словами и предложениями, слова растянуты. Пациент с брадилалией иногда произносит звуки с носовым оттенком. Окружающим очень трудно воспринимать разговор пациента, так как снижается внимание, возникает утомление и напряжение из-за слишком медленного произношения.

Неречевые признаки сниженного темпа речи характеризуются снижением моторной функции (мелкой моторики, общих движений, мимики лица). Движения пациента медленные, плохо координированные, неполные, неловкие. Мимики на лице у больного практически нет. У пациентов нарушено восприятие речи, снижено внимание, память, страдает мышление.

Больные плохо ориентируются в пространстве, затрудняются выполнить какую-либо инструкцию или задание с первого раза. Дети с замедленной речью плохо переключаются с одного предмета на другой.

Понятие заикания, клинические симптомы

Заикание в логопедии – это речевая патология, при которой изменен ритм, темп, плавность речи по причине судорожной сократительной активности мышечного аппарата, осуществляющего артикуляцию. Патология проявляется в детском возрасте и пубертатном периоде. Чаще болезнь начинает проявляться в 2-5 лет.

Заикание провоцируют судороги мышечного аппарата. Они могут быть тонические или клонические. Тонические судороги мешают перейти от одного звука к другому. Клонические судороги провоцируют повторение слов, слогов и звуковых единиц.

Причинами заикания являются:

  • Несформированность нервной системы.
  • Травмы внутриутробно, во время рождения малыша.
  • Психические травмы.
  • Двуязычие в семье.
  • Усиленное развитие речевой функции, которое не соответствует возрасту пациента.
  • Наличие заикающегося человека в окружении ребенка.

Заикание имеет несколько периодов формирования. Начальный этап развития болезни характеризуется очень редким нарушением плавности разговора. Заикание при этом возникает только при сильном возбуждении, переживании, волнении. Ребенок на раннем этапе не осознает наличия дефекта речевой функции.

На втором этапе формирования болезни отмечается хронизация процесса. Пациент осознает наличие заикания, но не боится разговаривать. На третьем этапе развития патологии плавность разговора заметно нарушается. Больному трудно воспроизводить звуки, но желание разговаривать есть, страха при разговоре у пациента не появляется.

Четвертый этап формирования заикания считается самым тяжелым. Больной старается меньше разговаривать, так как чувствует себя очень некомфортно во время речи. Страх речи присутствует, что отражается на психологии ребенка. У пациентов страдает коммуникация. Такие больные с трудом учатся и работают.

Этиология возникновения дисфункции

Человеческая речь развивается в соответствии с условными рефлексами. Ее показатели определяет состояние головного мозга, обеспечивающего связи с артикуляционным аппаратом. По нервным импульсам передается сигнал о необходимости движений органами речи. Таким образом, чтобы ее характеристики совпадали с нормой, у ребенка должны быть в порядке функции центральной нервной системы, органов речевого аппарата и отсутствие патологий со стороны слуха. Задача логопедии и психологии заключается в оценке показателей речи и работе над ее отклонениями.

Одним из условий ее развития является общение ребенка со взрослыми и сверстниками. По этиологии нарушения речи подразделяют на функциональные (нейрогенные логоневрозы и социального типа), органические (при наличии соматических патологий). Дисфункции могут быть следствием травмы в родах, длительных инфекционных заболеваний, перенесенных в раннем возрасте. К внешним факторам относят неблагоприятную обстановку в семье, связанную с дефицитом или избытком внимания родителей.

По одной из версий, тахилалия проявляется у детей, чьи родители быстро говорят, то есть отмечается роль генетического фактора. По мнению Куршева В. А., быстрая скорость речи связана с темпом мышления, а нарушение относится к мыслительно-речевым отклонениям. О связи патологии с заиканием говорил D. Weiss (1950). М. Е. Хватцев (1959) считал, что причина во врожденной речедвигательной недостаточности аппарата заключается в отсутствии примера со стороны взрослых. В. М. Бехтерев (1926) утверждал, что ее причина лежит в преобладании процессов возбуждения. М. Надолечны характеризовал лиц с баттаризмом, как людей поспешных и беспокойных со слабой памятью и расстройством внимания.

Для коррекции недоразвития речи применяют методы психологической стимуляции, вазоактивную терапию, логопедическую работу. Тахилалия может быть чистой и функциональной, сопровождающейся заиканием. К ее клинической картине часто присоединяются нарушения лексики и грамматики, фонетики. Ее отдельными подвидами являются баттаризм, парафразия.

Из этиологических факторов выделяют соматические заболевания, психогенную обстановку и привычку. По результатам неврологических исследований еще в пренатальном периоде у плода происходят соответствующие физиологические и анатомические изменения головного мозга.

Прогноз и методы профилактика тахилалии

Благоприятный прогноз лечения тахилалии напрямую зависит от невротического и психического состояния пациента, а также активной совместной работы с врачом и логопедом. В случаях развития баттаризма и полтерна прогноз неопределенный.

Для того чтобы предотвратить развитие тахилалии, специалисты рекомендуют соблюдать простые меры предосторожности относительно предупреждения и лечения травм головы, нервно-психических нарушений, инфекций и опухолей мозга. Также следует уделять особое внимание нервно-психическому развитию ребенка и правильному формированию его речи. Необходимо охранять ее от таких чрезвычайных раздражителей, как шум, запугивание, излишняя суровость, неожиданные окрики. Вместе с тем не следует излишне баловать детей, потакать всем их желаниям. Взрослые должны стремиться к соблюдению ровного, спокойного отношения к ребенку на фоне разумной требовательности. Особое внимание следует уделять нервным, впечатлительным, ранимым детям. К ним нужно проявлять повышенную чуткость. Очень важно всячески укреплять здоровье этих детей, нервную систему в соответствии с рекомендациями врачей.

С самого раннего возраста ребенок активно подражает речи окружающих. Но подражание, являясь могучим средством развития детской речи, в то же время представляет и известные опасности. Выше уже отмечалось, что и тахилалия, и брадилалия могут возникать в результате подражания. Поэтому нужно исключать всякие контакты ребенка с людьми, которые говорят чрезмерно быстро или слишком замедленно.

Речь родителей и воспитателей должна быть всегда правильной, отчетливой, плавной, четкой по артикуляции, простой по структуре, выразительной и неторопливой, но и не излишне растянутой. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь — и в семье, и в детском саду — он и сам, в конце концов, будет говорить правильно.

Термин тахилалия применяется в психиатрической практике для обозначения такой патологии, как чрезмерно усиленная речевая функция. Речь больного становится ускоренной, изобилующей различными речевыми дефектами. Тахилалия и противоположное патологическое состояние – брадилалия относятся к нейропсихическим заболеваниям. Данное психопатологическое состояние чаще всего входит в состав клинической картины какого-либо более крупного психического или нервного расстройства и требует комплексного подхода к диагностике и лечению. Иногда данную болезнь называют баттаризмом или полтерном, однако эти термины имеют небольшие различия, хоть в целом и соответствуют тахилалии.

Полтерн – буквально переводится, как спотыкание и обладает характерной прерывистостью речи. Баттаризм – неправильное формирование предложений в результате ускоренного произношения фраз и скачкообразном характере мыслительных процессов.

В норме человек издаёт не более 12 звуков за секунду, в условиях, когда у больного человека наблюдается тахилалия, количество аномально издаваемых звуков может возрастать до 25 и более. Ускоренный темп речи снижает когнитивные способности человека и оказывает негативное влияние на социальную составляющую жизни.

Этиология и патогенез

Причины развития у больного тахилалии можно разделить на несколько этиологических вариантов:

  1. Генетическая предрасположенность. Замечена корреляция между возникновением синдрома ускоренной речи и близким родством больных.
  2. Характерные черты характера и акцентуации личности. Чаще всего заболевание возникает у людей с характерными чертами: выраженной гиперреактивностью, возбудимостью и неуравновешенностью. Уже в детском возрасте родители могут отметить такие черты характера, а также склонность к ускоренной речи.
  3. Неправильный воспитательный процесс ребёнка. С самого детства ребёнок начинает подражать манерам своих родителей и других окружающих, и если в социальном кругу имеется человек страдающий от тахилалии, то вероятность формирования данной патологии у ребёнка значительно увеличивается.
  4. Тахилалия может также возникать в результате органической патологии со стороны центральной нервной системы. Чаще всего причиной становится развитие тяжёлой черепно-мозговой травмы или острого инфекционно-воспалительного процесса в головном мозге (менингит).
  5. В редких случаях развитие тахилалии может говорить о патологии головного мозга не функционального, а органического характера. В таком случае возникновение такого симптома происходит в результате сдавливания речевого центра и структурных изменений в головном мозге.

Патогенетически тахилалия имеет тесную связь с нарушением взаимоотношения возбуждающих и тормозящих процессов, протекающих в центральной нервной системе. При данном заболевании возбуждающее влияние нейромедиаторной системы головного мозга преобладает над тормозящими, что приводит к усилению моторики и перевозбуждению речедвигательного центра.

Виды патологии

В клинической психиатрической и неврологической практике удобно выделять несколько видов тахилалии. Классификация основана на клинических проявлениях заболевания. Тахилалия или полтерн может протекать с различными сочетаниями не только моторных речевых нарушений, но и лексических, фонетических и грамматических. Полтерн может приводить к неверному построению фраз и словосочетаний у больных, от чего их речь становится малоинформативной для окружающих. Нарушение структуры построения фраз и иные аграмматизмы у больных тахилалией приводят к серьёзным речевым затруднениям. Выделяют следующие типы полтернов:

  • Тахилалия с доминирующими моторными нарушениями. Такие больные обладают высокой скоростью речи, при этом значительно искажается артикуляция.
  • Тахилалия с преобладанием чувствительных или сенсорных нарушений. При такой форме больной испытывает затруднения в восприятии чужой речи.
  • Тахилалия с затруднением речеобразования. При такой форме больной испытывает затруднения при подборе слов и формировании словосочетаний. Несмотря на высокий темп речи больной делает значительные паузы, чтобы вспомнить и подобрать подходяще слово.
  • Тахилалия с нарушением формулировки предложений. Данная форма является самой тяжёлой и приводит к значительному ухудшению коммуникативной способности больного при общении с окружающими.

Клиническая картина

Развитие такого заболевания, как полтерн приводит к появлению у больного характерного поведения и других патологических симптомов со стороны психической деятельности. Всю клинику данного заболевания можно разделить на два больших блока – речевые и неречевые нарушения. Речевые нарушения касаются таких симптомов, как:

  • Патологически ускоренная речь;
  • Неудержимость и напористость в общении;
  • Нарушение словообразования и построения предложений;
  • Скачкообразность мыслительных процессов, что напоминает симптом словесной окрошки.
  • Запинания, недоговаривание окончаний слов и другие дислексические нарушения.

К неречевым проявлениям баттаризма относят следующие симптомы:

  • Усиление общей моторики и двигательной активности больного, в особенности усиливается мелкая моторика кистей;
  • Неусидчивость и нарушение внимания больного;
  • Акцентуации характера (вспыльчивость, иногда агрессивность);

Важно отметить, что сам больной при общении со специалистом не обладает самокритичностью, т.е. не замечает собственных проблем с речью.

Диагностика

Мягкие формы тахилалии могут маскироваться под заикание, однако при тахилалии основную роль в возникновении и прогрессии заболевания играет психогенный характер моторных речевых нарушений. Заболевание достаточно быстро прогрессирует и не связано со страхом произнесения конкретных слов. Для подтверждения диагноза необходимо проведение следующих исследований:

  • Электроэнцефалография;
  • Магнитно-резонансная томография головного мозга.

Лечебные мероприятия

Так как зачастую причиной развития тахилалии становятся изменения органического и функционального характера в головном мозге, проведение радикального лечения становится невозможным, однако эффективно скорректировать проявления заболевания можно.

Для коррекции прибегают к курсовому применению специальных упражнений и индивидуальных занятий с логопедом. Комплексный подход к терапии включает тесное взаимодействие психотерапевта, логопеда и физиотерапевта. Для снижения возбудимости нервной системы пациенту может быть назначена фармакологическая коррекция моторных нарушений. Для этой цели применяют седативные препараты, а в тяжёлых случаях анксиолитики. Пациенту назначаются такие физиопроцедуры, как бальнеотерапия и нейроседативный массаж. Психотерапевт проводит с больным аутогенные тренировки, которые включают специальные речевые упражнения и помогают скорректировать речевые нарушения, в том числе и акцентуации характера. Коррекция тахилалии в среднем занимает от 2 до 5 месяцев. Коррекционная работа – основная форма терапии, так как позволяет больному научиться управлению собственной речью, после чего он самостоятельно может справиться с особенностями речи.

Диагностические мероприятия

Диагностика нарушения темпа речевой функции (тахилалии, брадилалии, заикания) включает выявление причины заболевания. Ребенка направляют к неврологу. Невролог проводит осмотр, собирает анамнестические данные (речевая функция родственников, патологии беременности и родов), назначает обследование (электроэнцефалограмму, магнитно-резонансную томографию, ультразвуковое исследование сосудов и другие методики). При наличии психических травм, способствовавших возникновению заикания, пациента направляют к психологу. По окончании обследования узкими специалистами с ребенком работает логопед.

Логопед также собирает анамнестические данные по характеристике речи родственников, смотрит результаты обследования, проводит логопедическое исследование. Специалист выясняет состояние моторной деятельности ребенка (общей, речевой), оценивает речевую функцию (качество произношения звуков), темп речи: быстрая, медленная, заикание. Логопеду также важно знать состояние артикуляционного аппарата, мимических мышц. Если ребенок умеет писать и читать, специалист оценивает состояние письма и чтения (скорость, правильность слов, наличие пауз в предложениях, наличие заикания, запинок во время чтения, скорость и правильность написания слов и предложений). По окончании обследования логопед составляет логопедическое заключение.

Диагностические методы тахилалии

Диагностика нарушения речи проводится неврологом и психиатром. Для того чтобы выявить неврологическую симптоматику, а также проверить состояние интеллекта и психические отклонения, пациент проходит следующие исследования:

  • электроэнцефалографию;
  • ЭЭГ для исключения эпилептиформной активности;
  • МРТ головного мозга.

Для оценки речевой функции пациента направляют на осмотр к логопеду. Специалист проверяет состояние речевой моторики, особенности экспрессивной речи. Также во время исследования учитывается постановка пациентом ударений, построение пауз, оцениваются задания на написание, прочтение, переписывание текстов. В свою очередь, психолог проводит обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

Лечебные мероприятия включают устранение причин нарушения речевой функции, а также коррекционную работу. Если у ребенка имеется патология, вызвавшая изменение речи, ему назначают сначала курс лечения. По окончании терапии основного заболевания пациента направляют к логопеду. Логопед составляет план логопедических занятий. Коррекция проводится как на дому, так и в развивающих детских учреждениях. Количество занятий определяется выраженностью речевых нарушений.

При брадилалии логопедические занятия направлены на выработку более быстрого темпа разговора, тренировку артикуляционного и двигательного аппарата. Логопед учит ребенка более быстрому письму, чтению, четкому произношению фраз и предложений. На занятиях тренируется память, внимание. Активно применяются подвижные игры, сценки, диалоги, которые способствуют ускорению темпа речевой функции. Хороший эффект от коррекции можно ожидать уже через 4 недели. На фоне месячного курса терапии скорость речи становится выше, произношение четче.

Детям с медленной речью нужно проводить самостоятельные занятия на дому, вести контроль над своим разговором.

При лечении тахилалии логопед проводит занятия, которые включают тренировку дыхания (медленное, ровное), чтения, упорядоченной спокойной речи. Специалист приучает ребенка работать с коллективом, организовывая выступления перед группой людей или детей. На занятиях обязательно развивают общее, слуховое внимание, тренируют дикцию. Курс лечения для дошкольников и школьников начальных классов составляет 6-12 месяцев.

Коррекцию тахилалии лучше проводить как можно раньше (до 5-летнего возраста), так как в пубертатном периоде терапия менее эффективна.

Коррекция заикания проводится дома и в кабинете логопеда. Членам семьи нужно отказаться от конфликтов, говорить медленно и четко. Во время лечения лучше воздержаться от посещения детского сада на 2 месяца, мероприятий, праздников, чтобы не возбуждать пациента. В курс коррекции включают физические нагрузки (бег, плавание, езда на велосипеде). Во время занятий нужно тренировать счет (считать прищепки, прикрепляя их к бумаге, вырезанной в форме круга), использовать игры-молчанки. Для коррекции применяют скороговорки, гимнастику для аппарата артикуляции, дыхательные упражнения.

Нарушение темпа речевой функции сильно замедляет развитие ребенка, ухудшает социальную адаптацию и качество жизни. По этой причине заболевание требует своевременного лечения. Оно должно проводиться в дошкольном и школьном возрасте. Ранняя диагностика и логопедическая коррекция позволят устранить или уменьшить симптомы нарушения темпа речи, что облегчит жизнь ребенку.

Эти дефекты могут выражаться в разной степени. Легкая и средняя степени мало беспокоят. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства темпа речи определяются как патологические.

Развитие, проявления и методы коррекции этого дефекта различны. Исследования показывают, что тахилалия может быть лишь внешним проявлением изменения мозговых процессов. Поэтому для ее преодоления необходимы неврологическое обследование и комплексное воздействие: медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи (при этом вместо 10—12 звуков в секунду произносится 20—30), не сопровождающийся резкими искажениями звукопроизношения. Речь отличается неудержимой стремительностью. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, неясность произношения фраз и т.д. Однако при привлечении внимания к речи запинки исчезают. В зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности симптоматики при тахилалии. Наибольшие затруднения испытываются в жизненно значимых ситуациях, в общении с авторитарными людьми, в незнакомой обстановке, в моменты возбуждения, спора.

Тахилалия часто сопровождается нарушениями обшей моторики, вегетативной нервной системы, лексических процессов, эмоционально — волевой сферы.

Поэтому преодоление тахилалии следует начинать с нормализаиии общих движений:

  • замедления их темпа;
  • тренировки координации;
  • формирования ритмичности, плавности

Полезны регулярные спортивные нагрузки, традиционные общеукрепляющие процедуры (физиотерапия, закаливание и др.) в сочетании с рекомендованными врачом медикаментозными средствами, консультации психотерапевта.

Важно обратить внимание на режим дня и спокойный сон.

Параллельно необходимо выполнять специальные упражнения на тренировку зрительного, слухового, речевого внимания, памяти, логики мышления. Речевая работа по преодолению тахилалии предполагает формирование:

  • медленного, плавного, ритмичного дыхания;
  • правильного голосоведения;
  • ритмического чтения в небыстром темпе;
  • плавного, «чистого», «безошибочного» письма;
  • спокойной:, внятной, упорядоченной речи с правильным
  • интонированием, паузацией и установкой логических ударений;
  • нового общего и речевого поведения в коллективе;
  • внимания к речи, преодоления трудностей в выборе слов и выражении своих мыслей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *