Детский страх

Какими бывают детские страхи

Психологи уверяют, что 95% иррациональных страхов, которые испытывают взрослые люди в своей ежедневной рутинной действительности, «растут» из детства. Это некие обстоятельства или эмоции, с которыми мы столкнулись, скорее всего, в возрасте около 4-6 лет (возраст, когда наиболее интенсивно развивается центральная нервная система у ребенка), и которые по тем или иным причинам мы не смогли вовремя и адекватно перерасти, пережить и эмоционально «отработать».

Интересно, что детские страхи (как, впрочем, и взрослые) можно условно разделить на несколько типов:

  • Нулевые страхи.
  • Реальные (иначе говоря — рациональные, логически объяснимые страхи).
  • Иррациональные страхи (иногда их также именуют невротические, но пусть это слово не пугает вас раньше времени).

Ясное дело, что в научных справочниках по медицине и психологии классификация страхов представлена куда более витиевато и подробно, но для общего понимания, откуда у ребенка вдруг взялся страх темноты, или «завелся» некрасивый «бабайка» под кроватью, и нашего «примитивного», упрощенного списка вполне хватит.

Страх время от времени испытывает каждый человек – это абсолютно нормальная реакция организма, которая нередко бывает продиктована ни чем иным, как инстинктом самосохранения. Если ваш ребенок иногда чего-то пугается – это совершенно нормально. А вот если ребенок ведет себя наоборот: никогда ничего не боится, не пугается даже в моменты объективной опасности — вот это должно родительское сердце насторожить. Как правило, полная неспособность испытывать страх говорит о серьезной патологии в работе мозга ребенка.

Но страх страху — рознь. Расскажем о них подробнее!

Нулевой страх – самый «простой», короткий и понятный. Его природа всегда одинакова и у детей, и у взрослых (и даже у большинства животных). Легче всего понять его на подобном примере: неожиданно раздается громкий резкий звук (хлопок, выстрел, звук падения или удара, громкий крик), и мы все мгновенно вздрагиваем, делаем быстрый глубокий вдох, подпрыгиваем или инстинктивно приседаем и т.п. Как правило, следующей реакцией за нулевым страхом будет либо такая же мгновенная стабилизация эмоций, либо физический порыв – например, убегание. Нулевой страх всегда внезапный, но как только наш мозг находит ему хоть какое-то объяснение, он тут же перерастает в другие реакции – мы успокаиваемся (если понимаем, что никакой угрозы нет), или убегаем, прячемся, пытаемся себя защитить и т.п. Нулевой страх присущ практически всем живым существам, он обусловлен эволюцией и инстинктом самосохранения.

Вторая категория – это реальный страх. В нем тоже нет ничего необычного или тревожного с родительской точки зрения. Скорее, наоборот – опасаясь и пугаясь потенциально опасных вещей и обстоятельств, ваш ребенок тем самым защищает себя, и это совершенно нормально. Страхи этого типа приобретаются нами с опытом и знаниями, и, как правило, влияют на нашу жизнь скорее положительно, нежели негативно. Например, ребенок может бояться слишком крутой и высокой снежной горки, потому что он уже набивал себе шишки на горках поменьше и знает, каково это… Или, скажем, ребенок может бояться больших собак, потому что однажды ему уже довелось пережить нападение и укус собаки… Страх вполне реальный, и причина его возникновения совершенно логична.

А вот когда ребенок до дрожи в коленках боится собак (любых, даже нарисованных!), но при этом в его жизни никогда не случалось никакого негативного инцидента, связанного с собаками – вот такую реакцию психологи называют иррациональным страхом. У такого детского страха нет логической причины и рационального объяснения.

Более того — зачастую под «маской» иррационального детского страха скрывается совсем другая эмоция, которую ребенок в силу разных причин не может адекватно выразить, проявить. Именно поэтому родителям крайне важно уметь понимать детские страхи.

Понятие детского страха, что это такое

Доказано, что фобии у детей появляются от полутора до 16 лет. В их основе лежит ощущение тревоги и беспокойства по поводу реальной или мнимой опасности. В детстве опасений по разным причинам множество, одни уходят, другие появляются, но все оставляют след в психике.

Отличительные черты детского страха – это временный характер и влияние на него особенностей детей (непроизвольность психики, неумение управлять эмоциями, непосредственность, впечатлительность). Считая тревоги ребят нормой, взрослые не всегда придают им должное значение.

Важно! Необходимо следить за эмоциональным состоянием чада и научить его избавляться от страха. Игнорирование опасений сына или дочки может привести к неврозам и формированию тревожной личности. В дальнейшем такому человеку понадобится помощь психотерапевта.

Психологи утверждают, несмотря на негативные свойства, иногда страхи бывают полезны, например, разумное опасение предостерегает от необдуманных поступков. В то же время они могут задерживать развитие малыша, препятствовать формированию смелости, решительности, наложить отпечаток на самооценку.

Откуда берутся у детей

Страхи у детей не возникают сами по себе, на них влияют разные факторы. Плохо, когда к их появлению причастны близкие люди. Часто, сами того не желая, взрослые культивируют у ребят тревогу. Например, «в школе не забалуешь, там с тобой быстро справятся (школьные тревоги)», «будешь есть много конфет, зубы выпадут (медицинский страх)», «не будешь спать, бабайка заберет (боязнь темноты)».

На тревожное состояние могут влиять особенности психики. Замечено, что легко возбудимые дети-холерики или, наоборот, с высокой чувствительностью меланхолики более подвержены тревогам, переходящим в возрастные фобии.

Взрослые своим поведением часто провоцируют появление страхов у детей

Причины, особенности появления и последующего усиления

Практически все ребята испытывают какие-либо страхи. Почему они возникают, важно знать родителям. Это поможет не допустить последующего усиления их в виде фобий.

  1. К социальным причинам относят:
  • неправильное поведение окружающих: угрозы «я тебя накажу, побью, выпорю» (страх перед наказанием и стремление чада скрыть свои проступки);
  • слишком эмоциональное внушение опасности, которая еще не наступила: «погладишь кошку, заболеешь лишаем», «не подходи к собаке, она укусит», «не трогай нож, обрежешься» (боязнь мнимой ситуации);
  • травмирующие случаи: ребенок застрял в лифте, его напугала злая собака, наглотался воды во время купания (испуг, переходящий в возрастные фобии);
  • конфликты в семье (малыш пугается криков, разладов, нелюбви родителей).

  1. Психологическими причинами являются:
  • особенности детской психики (наличие неврозов, повышенная тревожность);
  • психические расстройства, соматические заболевания (страх смерти, боязнь, что умрет или заболеет кто-то из близких);
  • психологические травмы (осуждения взрослых, насмешки сверстников, издевательства в школе);
  • половые различия (мальчики более бесстрашны, чем девочки, которые боятся пауков, мышей, собак, вида крови, уколов);
  • детские фантазии, заставляющие бояться темноты, сказочных персонажей, выдуманных монстров.

Проявление детских страхов в жизни

Понять, что ребенок находится в тревожном состоянии, можно по характерным признакам. В психологии они хорошо изучены, поэтому родителям не составит труда обнаружить их проявление у своего дитя.

Признаки страха ярко выражаются в изменившемся поведении детей

К сведению. Маленький ребенок может при помощи плача проявить свою боязнь, у детей постарше тревожность определяется по изменившемуся поведению.

Поведение детей при страхе:

  1. Боится оставаться в одиночестве.
  2. Не хочет играть в прятки и другие игры, связанные с укрытием.
  3. Плачет при чтении «страшных сказок», закрывается руками при просмотре мультиков с устрашающими персонажами.
  4. Боится заходить в лифт, темную комнату.
  5. По вечерам прячется, укрывшись с головой под одеяло.
  6. Становится агрессивным или чрезвычайно плаксивым.
  7. Появляются навязчивые действия: накручивание волос на палец, обкусывание ногтей, сосание пальчика, монотонные движения.

Хороший прием для понимания детских опасений – наблюдение за рисунками. Если используются темные цвета, изображения чудовищ, высока вероятность тревоги.

Возрастные фобии

Психологи утверждают, что особенностью детских страхов является их непостоянство. В разные возрастные периоды одни виды исчезают, на смену им приходят другие. Составлен своеобразный каталог детских страхов по возрастам:

  • В раннем детстве опасения связаны с новым, неизведанным. Пугают малышей сказочные персонажи, незнакомые люди, животные. Может появиться фобия злого волка или бабы яги. В этом возрасте ярко проявляется боязнь разлуки с мамой, с которой у крохи тесная связь.
  • Дошкольный возраст отличает боязнь темноты, замкнутого пространства, воды, высоты, появляющаяся под воздействием запретов взрослых. Характерным страхом является медицинская тема: испуг при виде врача и лечебных манипуляций.

В раннем детстве причиной страхов становится новое, неизведанное

  • У старших дошколят может сформироваться фобия вселенской катастрофы, например, «конца света», или боязнь нападения, войны. Это связано с тем, что возрастают опасения за свое здоровье, страх смерти, незащищенности.
  • В младшем школьном возрасте появляются социальные страхи, связанные с положением ребенка в обществе (боязнь быть отверженным сверстниками, насмешек, опасение не справиться с заданием).
  • Старшие школьники опасаются катастроф, природных катаклизм, насилия, одиночества, неудач в школе, спорте, во взаимоотношениях с одноклассниками.

Важно! Внимательное отношение к причинам возникновения детских фобий и умение их регулировать помогут избежать многих проблем в формировании личности ребенка.

Как бороться с детскими страхами

Часто родители используют для избавления от детских страхов неприемлемые методы, так как попросту не знают, что делать. Например, папа говорит мальчику: «Ты же – мужчина, а трусишь!» Или мама обращается к дочке: «Не выдумывай, никого в лифте нет, нечего бояться!» Такими высказываниями они не помогают чаду, наоборот, усугубляют ситуацию.

К сведению. С некоторыми возрастными страхами у детей легко справиться самим, не прибегая к консультации специалиста, если уметь переключать внимание ребенка, вовлекать в интересную деятельность, проявлять свою любовь, готовность прийти на помощь.

Советы специалистов помогут родителям понять, какие бывают детские фобии и страхи как избавиться от них.

Способы коррекции детских страхов

Хорошо известны всем и привлекательны для ребят такие эффективные приемы, как игра и творчество:

  • Попросить малыша нарисовать или слепить, чего больше всего боится. Если ребенок не захочет это делать, не надо настаивать. Взрослый может сам изобразить персонажа или ситуацию, которые, по его мнению, пугают чадо, например, чудовище, злого волка. Затем показать, как можно справиться с ними: посадить в клетку, отправить на другую планету, превратить в смешное существо, вместе с ребенком посмеяться над ним.

Рисование страха – важный коррекционный прием борьбы с ним

  • Полезно обсудить с малышом его испуг и постараться избавить от него, например, с силой разорвать рисунок, слепить из пластилина и сломать.
  • Дать возможность ребенку выговориться и показать, что взрослый всегда поддержит, а не посмеется над ним.
  • Придумать историю с хеппи-эндом о том, чего боялись в детстве папа или мама, как справлялись с опасностью.

Совет. Если испуг не проходит, нужно возвращаться к рисованию постоянно, добавляя в рисунок жизнеутверждающие яркие цвета и забавные детали: улыбку, ушки, смешную обувь, элементы одежды. Становясь забавным, страшное существо перестает пугать.

  • Хороший прием коррекции – игры, с их помощью можно не только обыграть страшные ситуации, но и отвлечь от тревожных мыслей. Психологи советуют ролевые и творческие игры, в которых дети берут на себя роль сильного, смелого героя, расправляющегося с чудовищем.
  • Обучение словесным играм поможет справиться с эмоциями и тревогой: «Доскажи сказку», «Придумай, что будет дальше с героем», в них малыш фантазирует на тему «как справиться со своей тревогой и стать смелым».
  • Бороться с детской тревожностью и страхом помогают подвижные, спортивные и музыкальные игры. В них ребята почувствуют себя сильными, выпустят наружу свои эмоции.

Профилактика

Известна старая истина: лучше не допускать проблему, чем потом мужественно бороться с ней, что касается и страха.

Совет. Профилактика боязни чего-либо проста, основывается на любви к ребенку и понимании его проблем. Рекомендуется вместо нотаций: «Не бойся, я ведь не боюсь, нельзя быть трусом», говорить чаду: «Я с тобой, я научу тебя не бояться».

Взрослый должен поддержать ребенка при избавлении от страха

Что делать родителям:

  • Спокойно, без нервозности общаться с сыном или дочкой по поводу тревоги. Дошкольника – успокоить, выразить уверенность в его смелости. Со школьником – проанализировать пугающую ситуацию и совместно выработать способы преодоления.
  • Не допускать семейных скандалов в присутствии детей, чтобы не вселить боязнь потери родительской любви.
  • Интересоваться, какие телепередачи предпочитает ребенок, контролировать любимые компьютерные игры, нет ли в них элементов насилия и агрессии.

Чтобы эффективно бороться со страхом и не допустить перерастания его в фобию, родителям желательно помнить: все идет из семьи. Нельзя уповать только на помощь специалиста. Воспользовавшись рекомендациями, взрослые смогут помочь детям преодолеть все страхи и тревоги.

Преодоление детских страхов

Коррекционная работа психолога ведется в нескольких направлениях:
— консультирование;
— лекции-семинары (для родителей, педагогов);
— стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.

Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов:
1­й этап – принятие заявок психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка.
2­й этап – проведение психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик.
3­й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.

4­-й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий.
5­-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями.

Три основных направления в коррекционной работе с тревожными детьми:
1. Повышение самооценки (упражнение «Похвалилки», «За что меня любит мама»).
2. Обучение способам снятия эмоционального и мышечного напряжения (техники с песком, рисование и лепка, массаж).
3. Отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях (ролевые игры: страх и тревога должны доводиться до абсурда, ребенок должен получать роли сильных личностей, роли героев, преодолевающих трудности).

Игротерапия. Наиболее эффективна в работе с детьми 4-7 лет.
Цели: отреагировать эмоционально напряжение; ролевое моделирование решения проблемы. Игра позволяет пережить жизненные обстоятельства в условном, ослабленном виде; укрепить уверенность в себе. Используются а) подвижные игры, где проявляется активность, самостоятельность, инициатива ребенка. б) игры-подражания, когда ребенок выбирает роль, компенсирующую его возможности; позволяют отработать навыки управления эмоциями и принятия решений. в) игры-драматизации, помогают преодолеть страх, возникший в результате испуга.

Арттерапия. Эффективна в возрасте 5-11 лет, когда у детей нет барьеров, они рисуют непринужденно, спонтанно.
Цели: дать выход переживаниям, перестроить отношение к травмирующим ситуациям. Используется направленное рисование: 1) ребенок рисует свой страх; 2) ребенок рисует свой страх и рядом себя, не боящегося страха; 3) ребенок самостоятельно уничтожает свой рисунок.

Диагностика страхов:

Методика Ч. Спилбергера, тест школьной тревожности «Филлипса» тест тревожности Тэмпл, Дорки, проективные методики.

Способы преодоления страхов

Методы коррекции детских страхов у дошкольников могут быть самыми разнообразными — от простого проговаривания и рисования до проигрывания ситуаций и реального взаимодействия с пугающим объектом.

Поскольку дети часто выражают свое эмоциональное состояние при помощи рисования, коррекция страхов посредством рисунков является весьма эффективной. Изображение пугающего объекта часто приводит к снижению тревожности у дошкольников. Важно, чтобы в процессе рисования рядом с ребенком находился подбадривающий его взрослый, оказывающий поддержку и защиту. Если малыш отказывается рисовать, не стоит настаивать, лучше на время отложить это занятие и обратиться к другим методам коррекции.

Нарисовать страх, значит, непосредственно с ним соприкоснуться, что часто очень волнующе для ребенка. С другой стороны, актуализация пугающего объекта и его условное изображение приводят к снижению напряжения, а появляющийся в процессе рисования интерес со временем замещает собой все негативные эмоции.

Упражнения на снятие тревожности у дошкольников могут включать в себя обучение методам релаксации с целью снятия мышечного напряжения, придумывание сказочных историй про страх, инсценировка их с помощью различных игрушек. На помощь может прийти вышеупомянутое магическое мышление, которое в норме призвано снизить тревогу. Родителям можно попробовать вместе с ребенком подумать, чего не хватает страху, почему он так себя ведет, наделить пугающий объект привлекательными чертами и т.п. В дополнение с телесными играми это поможет преодолеть боязнь и гармонизировать эмоциональное состояние дошкольника.

Тревога и страх во многом зависят от душевного состояния ребенка в данный момент. Родителям нужно уметь успокаивать малыша, не оставлять без внимания жалобы, понимать и с уважением относиться к его реакциям на что-либо. Спокойный тон голоса, авторитетное разъяснение, твердая уверенность взрослого развеют тревожные ожидания ребенка. Создание доверительной и поддерживающей атмосферы в семье поможет дошкольнику не загонять страх внутрь, а спокойно обсудить его с близкими. Озвучивание пугающей ситуации уже само по себе снижает напряжение. Именно такой подход лежит в основе воспитания уверенной в себе личности.

Социальная фобия – это расстройство, при котором ребенок настолько чувствителен к малейшему изменению своего эмоционального состояния, что чрезмерно обострённо воспринимает и чувствует свою неловкость и смущение в тех ситуациях, когда ему необходимо находиться среди людей или контактировать с ними. В связи с этим у него формируется интенсивный иррациональный страх перед любыми социально значимыми ситуациями – он боится публичной критики, осуждения и даже просто внимания к себе окружающих. И всегда беспокоится о том, чтобы не сказать или не сделать чего-то, что может поставить его в неловкое положение перед находящимися рядом людьми.

Социальную фобию (социофобию, социальное тревожное расстройство) часто путают с робостью и застенчивостью, однако она является более серьезной проблемой и требует очень деликатного и тонкого подхода.

Социальная фобия может проявляться в двух основных формах. Она может быть направлена на действие, связанное с социальным контактом, при этом ребенок боится выполнять даже самые простые ситуационные задачи, такие как, например, находясь в магазине и затрудняясь с выбором товара, прилюдно попросить помощи у продавца. Также социофобия может быть направлена на действие, связанное с межличностным влиянием, при этом ребенок избегает общественных мероприятий или боится ходить в школу, чтобы не быть на виду и не привлекать к себе внимание.

Факторы, обусловливающие социальную фобию у детей

Социофобия может быть вызвана как внешними, так и внутренними факторами. Вот некоторые из них, являющиеся причиной социального тревожного расстройства у детей младшего возраста:

  • Наследственность. Да, это расстройство может быть наследственным. Если у вашего ребенка есть ближайший кровный родственник, который страдает от социофобии, существует вероятность того, что она генетически перейдет к вашему малышу.
  • Поведение родителей. Хотите верьте, хотите нет, но вы, родители, также являетесь одним из факторов, вызывающих данное расстройство. Чрезмерно критическое отношение или излишне оберегающее воспитание может способствовать развитию социальной фобии у вашего ребенка.
  • Низкая самооценка. Дети с низкой самооценкой имеют тенденцию зацикливаться на негативных аспектах своей личности, поэтому они более восприимчивы к данному расстройству.
  • Отрицательный опыт. Если ваш ребенок пережил какую-либо психологическую травму, например, смерть близкого человека или насмешки перед всем классом, такие инциденты могут привести к социальному тревожному расстройству.

Симптомы социальной фобии у детей

Социальное тревожное расстройство у детей не так просто обнаружить, потому что его легко можно принять за застенчивость, стеснительность или робость. Однако существуют некоторые очевидные симптомы, которые помогают определить, страдает ли ребенок от социального тревожного расстройства или нет.

  • Непосредственно перед походом на социальное мероприятие или в школу ваш малыш всегда чувствует недомогание, например, боли в животе, обильное потоотделение или одышку.
  • Присутствуя на общественных мероприятиях, ребенок остается замкнутым, пытается стать как будто невидимым, чтобы никто его не замечал и не заговаривал с ним.
  • Нежелание заводить друзей или играть с детьми своего возраста.
  • Если такие обычные задачи, как чтение вслух на уроке, разговор с взрослыми людьми или выступление перед аудиторией, вызывают у ребенка экстремальный психологический стресс, значит, он страдает от социального тревожного расстройства.

Лечение и помощь

Социальная фобия, длящаяся долго, приводит к депрессии. У детей это расстройство можно вылечить с помощью лекарственных препаратов и немедикаментозных методов лечения. Чем раньше у ребенка выявляется социальное тревожное расстройство, тем легче его вылечить. Ниже представлены некоторые лечебные процедуры, которые помогут справиться с социофобией.

  • Дыхание. Учите вашего ребенка искусству спокойно дышать, которое ему следует применять при наступлении тревоги, что, несомненно, поможет ему сохранять спокойствие. Если этот метод практикуется регулярно, он способен творить чудеса.
  • Лекарственные средства. Существуют антидепрессанты, которые предназначены для лечения социофобии. Но использовать их следует только по назначению врача.
  • Когнитивно-поведенческая терапия. Это результативный и надежный метод психотерапии, особенно при лечении социофобии, который призван развивать у ребенка навыки преодоления кризисов, поведения в сложных обстоятельствах, чтобы в случае возникновения чувства тревоги и страха он сумел поменять свой образ мышления и справиться с социальным тревожным расстройством.

Однако, как мы все хорошо знаем, профилактика лучше, чем лечение. Поэтому родители должны прикладывать все силы, чтобы дома создавать для ребенка сбалансированную и здоровую окружающую обстановку, которая поможет легко обнаружить изменения в его поведении и пресечь проблему еще в зародыше.

Оцените публикацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *