Афазия динамическая

Афазия представляет собой нарушение речевой функции, причиной которой может стать органическое нарушение коры и подкорковых структур головного мозга. Постановка диагноза выполняется на основании характерных клинических признаков и симптомов, а также подтверждается специальными методами исследования (МРТ, КТ).

Специфической терапии заболевания не существует, но своевременная реабилитация способствует полному или частичному восстановлению речевых функций.

Диагностика

Афазию следует отличать от алалии, при которой речевая функция не сформирована изначально. При афазии утрата речевой функции нарушается уже после её формирования в детском возрасте. Именно по этому данный диагноз можно с уверенностью выставить только у детей достигших трёхлетнего и более старшего возраста. Как правило афазия бывает комбинированной и затрагивает различные формы речевой деятельности, что требует детального изучения симптоматики каждого конкретно взятого больного. Динамическая афазия может быть установлена в результате составления рассказа по какому-либо определённому сюжетному ходу или по серии последовательных картин. Помочь в установлении клинического диагноза также могут пересказывание определённых текстовых отрывков или написание сочинения на конкретную тематику.

Для того чтобы определить причину афазии и точную локализацию зоны повреждения речевого центра специалист обязательно назначает одно из следующих исследований:

  • Томографические исследования – компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • Ультразвуковое доплеровское картирование сосудов головного мозга, головы и шеи;
  • Магнитно-резонансная ангиография;
  • Люмбальная пункция.

Диагностикой и установлением клинического диагноза динамическая афазия занимаются специалисты смежных направлений, а именно: невропатолог, нейрохирург, логопед, психотерапевт.

Диагностика заболевания

При возникновении симптоматики, указывающей на динамическую афазию, проводится ряд исследований, которые позволяют диагностировать заболевание и его степень тяжести. Эти тесты необходимы, так как частично речевые функции не были утрачены. Для определения возникших нарушений предлагается:

  • составление рассказа по предложенным картинкам;
  • написать изложение по тексту;
  • сочинение на заданную тему;
  • описание сюжета картины.

По результатам тестирования оценивается степень владения внутренней речью, потому что для данного типа афазии есть ряд речевых функций, которые остаются не нарушенными. Если пациент до этого овладел навыками письма и счёта, то они не затрагиваются при возникновении болезни. Основными сохраняющимися функциями будут:

  • способность называть предметы и явления;
  • способность повторять словоформы, речевые штампы и шаблоны;
  • способность использовать рядовую речь, счёт, называть порядок месяцев в году и дни недели.

В случае подтверждения динамической афазии необходимо проводить лечение, которое показано при возникновении такого типа расстройств речевого центра.

Методы лечения

Методики лечения динамической моторной афазии заключаются в восстановление процесса формирования внутренней речи. Больные, страдающие таким расстройством, способны использовать простые формы для выражения мыслей и решать простейшие задачи. Поэтому основное лечение заключается в возвращении способности строить последовательные цепочки и сложные формы высказываний. Достигаются такие результаты с помощью:

  • использование картинок, которые помогут составить этапы рассказа или истории;
  • больному составляется перечень словосочетаний и слов, с помощью которых строятся переходы в предложениях;
  • применение планов для формулировки мыслей.

Интересное видео по теме, рекомендуем

С помощью практических занятий, использующих приведённые методы, возможно, восстановление активных функций речи.

Для лечения поражений коры мозга можно применить приборы из серии ДЭНАС. Основная его действующая функция — это использование электронейростимуляции отделов организма безопасным способом. Терапия, проводимая с помощью аппаратов ДЭНАС, улучшит общее состояние организма и динамику основного лечения.

Что такое динамическая афазия

В отдельную форму речевых дисфункций динамическая афазия была вынесена немецкими психиатрами в 1930 –х. годах. Последующие исследования установили, что эта форма расстройства возникает при поражении фронтальной области левого полушария у правшей. Этот отдел отвечает за регуляцию, активацию и планирование речевой функции.

Особенностью данной формы афазии являются трудности или полная невозможность развернуть активное высказывание. Такой пациент может правильно произносить отдельные звуки, слоги, слова и даже отдельные короткие предложения. При этом коммуникативная функция все равно страдает и полноценное общение с таким человеком невозможно.

Интересно! Пациенты с такими формами болезни не могут самостоятельно построить длинное предложение. Они имеют определенные трудности при выполнении некоторых мыслительных процессов. Часто отмечается сложность при восприятии глаголов и проблемы с выполнением команд и распоряжений.

Классификация

В настоящее время существует большое количество разнообразных классификаций афазий. В Российской Федерации чаще всего применяется классификация А.Р. Лурии, которая отражает все клинические типы афазий:

  • Эфферентная моторная афазия, такая форма возникает в случае повреждения нижних отделов коры – центра Брока. Характеризуется распадом грамматических конструкций в предложения и сложностью перестройки с одного слова на другое. Возникают серьёзные нарушения чтения и письма.
  • Афферентаня моторная афазия. Встречается при поражении участка теменной коры или заднего участка. Ключевым нарушением при данной афазии является отсутствие возможности обнаружить необходимую артикуляционную позицию губ, языка и речевых лицевых мышц для правильного произнесения слова.
  • Динамическая афазия – встречается при повреждении префронтальной или окололобной части коры больших полушарий. Проявляется отсутствием возможности адекватного построения внутренней речи и её реализации в слух.
  • Семантическая афазия – в её основе лежит дефект понимания сложных речевых конструкций и одновременного анализа информации.

Устройство речевого аппарата

Речевой аппарат – это сложный механизм, который представляет собой взаимодействие многих органов и структур для производства речи. Он состоит из периферического и центрального отделов.

В периферический речевой аппарат включены несколько отделов, которые действуют синергично, и обеспечивают воспроизведение звуков. Сюда относятся дыхательные органы, голосовые складки, зубы, губы, язык, небо, нижняя челюсть и другие.

Центральный речевой аппарат расположен в головном мозге. Он представляет собой сложную систему взаимодействия нейронов, которые позволяют человеку не задумываться каждую секунду о произнесенных фразах.

Ключевую роль в образовании речи играют лобная, височная и теменная доля, преимущественно левого полушария.

Интересно! Центр Брока – расположен в лобных извилинах и является центром образования собственной устной речи. Центр Вернике – находится в височной доле, которая является речеслуховым центром и воспринимает поступающие звуковые раздражители.

Причины динамической афазии

К основным патогенетическим механизмам относят нарушение работы корковых структур непосредственно в области центра речи. Такая форма афазии, характеризуется повреждением задне-фронтальных отделов левого полушария, в области центра Брока.

Существует множество возможных причин заболеваний, среди которых лидирующие позиции занимают:

  • сосудистая патология (инсульт и другие острые расстройства мозгового кровоснабжения, дисциркуляторная энцефалопатия);
  • черепно-мозговые травмы и сотрясение головного мозга;
  • инфекционно-воспалительные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, абсцесс мозга, сепсис);
  • хронические заболевания нервной системы (болезнь Альцгеймера);
  • доброкачественные и злокачественные новообразования головного мозга.

Существует ряд способствующих факторов, которые повышают вероятность развития данной болезни. К ним относятся:

  • генетическая предрасположенность (случаи афазии среди ближайших родственников);
  • атеросклеротическое поражение сосудов;
  • эпизоды повышения артериального давления или артериальная гипертензия в анамнезе у пациента;
  • метаболические расстройства.

Кроме этого, заболевание может развиться как осложнение после проведенных хирургических вмешательств на головном мозге.

Какие существуют степени тяжести динамической афазии

Для клиницистов имеет значение понимание того, на каком этапе происходит сбой речевого процесса. По способности к восстановлению выделяют две группы пациентов:

  1. I-я группа. Чаще пациенты пожилого и старческого возраста. Нарушение первичного звена формирования внутреннего высказывания. Низкая мотивация к восстановлению. Реабилитация длительная.
  2. II-я группа. Расстройство грамматического построения предложения. Сохраняется самокритика, мотивация в этой группе повышена. Реабилитация проходит легче и в сжатые сроки.

По степени тяжести выделяют следующие виды динамической афазии:

  1. Легкая. Встречаются эпизодические спонтанные высказывания в развернутой форме. Речь стереотипная, пациент часто пропускает глаголы или заменяет их другими частями речи. Отсутствует понимание фразеологических оборотов и переносного значения большинства слов.
  2. Средняя (среднетяжелая). Речь представлена короткими грамматическими фразами, которые часто бывают стереотипны. Характерны грамматические ошибки, пропуск глаголов. Отмечается снижение активности речи.
  3. Тяжелая. Спонтанные фразы отсутствуют. Пациент требует постоянной стимуляции речевого центра. При этой степени больной дает односложные ответы, разговаривает короткими отрывистыми речевыми штампами.

Симптомы динамической афазии

Ключевым признаком болезни является трудность формирования активного высказывания. Самостоятельно такой пациент не обращается к посторонним с вопросами или просьбами. Его речь требует постоянной стимуляции от собеседника извне.

Снижается употребление глаголов (глагольная слабость), большинство существительных используются в именительном падеже, часто допускаются грамматические ошибки. При легких формах пациент общается стандартными стереотипными фразами, короткими отрывистыми предложениями.

На вопросы собеседника пациент ограничивается короткими односложными ответами или используют стереотипии.

Клинический пример: Пациент М., 45 лет. На вопрос специалиста: «Что Вы сегодня ели», отвечает спустя несколько секунд: «Я сегодня ел». Для речи характерен телеграфный стиль. Пациент пытается повторять движения и слова собеседника при разговоре, самостоятельно в контакт не вступает. Другие виды активности не нарушены.

При тяжелых формах нарушения пациент может быть недоступен продуктивному контакту, он предпочитает молчать. Общение ограничивается употреблением несвязанных друг с другом слов или отдельных слогов, звуков.

Отмечается быстрое истощение концентрации и внимания, а для ряда больных характерна повышенная раздражительность или апатия.

Письменная речь остается в большинстве случаев сохранной. Трудности наблюдаются при написании длинных грамматически сложных конструкций или текстов собственного сочинения.

Слова под диктовку такие больные пишут практически правильно, допуская незначительные грамматические ошибки, они сохраняют способность к счету и чтению. При чтении длинных фраз отмечается пропуск слов, словосочетаний и нарушение понимания прочитанного.

Отсутствует способность пересказать прочитанное своими словами или объяснить смыл текстов.

Методы коррекции

Приведен типовой план реабилитации при динамической дисфазии. Для человека с этим расстройством речи необходимы следующие методы:

  • Упражнения на преодоление ошибок в грамматической структуре.

Предлагаются такие задания:

  1. составить предложения из отдельно данных слов, которые согласованы между собой;
  2. составить фразы из 2 слов, которые несогласованы между собой;
  3. закончить фразу из неоконченного предложения (Дмитрий купил молока, потому что…).
  4. Упражнения на преодоление трудностей в планировании фразы:
  5. пациенту показывают сюжетные картинки, по которым необходимо кратко рассказать мотив главных героев;
  6. больному дают прочитать краткий рассказ, после чего нужно выделить в нем главную мысль;
  7. пациенту дают прочитать известные устойчивые фразы и просят его объяснить их смысл (вода камень точит, яблока от яблони не далеко падают);
  8. больного просят составить краткую автобиографию: как зовут, где родился, какие есть хобби, какие любимые блюда.

Павел Дубровный, Специалист по медицинской психологии Не нашли подходящий ответ?
Найдите врача и задайте ему вопрос!

Импрессивная речь

Сенсорная или импрессивная речь – понимание и восприятие речи. В коре головного мозга в височной извилине есть область (зона Вернике), которая отвечает за восприятие сенсорной речи.

В этой зоне происходит усвоение и накопление всех усвоенных прежде человеком слов, их звуковых образов. При поражении этой зоны человек слышит слова, но перестает понимать их значение. При сохранном нормальном слухе пациент не воспринимает обращенных к нему слов, поскольку они для него лишены смысла.

Экспрессивная речь

Моторная или экспрессивная речь – произнесение отдельных звуков самим человеком. За этот тип отвечает центр Брока, находящийся в лобных извилинах.

При поражении фронтальной области пациент теряет способность произносить слова, а выдает только нечленораздельные звуки. При этом он понимает обращенную к нему речь и может реагировать на нее жестами или движениями.

Интересно! При поражении зоны Брока отмечаются стойкие нарушения речи, однако она может быть восстановлено. Повреждение центра Вернике приводит к необратимым расстройствам речи.

Осложнения

Отсутствие способности к самостоятельной активной речи и невозможность выразить свои мысли приводит к снижению или утрате коммуникативных навыков.

Пациент не может пожаловаться на боль, дискомфорт. Он не в состоянии попросить помощи у окружающих или выразить свое беспокойство. При отсутствии адекватной внимательной поддержки со стороны близких или медицинского персонала, такой больной может длительно не удовлетворять базовые потребности, что ведет к развитию других соматических заболеваний.

Стойкое нарушение функции речи делает невозможным профессиональную реализацию, и пациент становится инвалидом.

Подозрение на речевые нарушения выявляется при первых попытках контакта пациента и профильного специалиста. Дальнейшие исследования направлены на уточнение локализации поражения, степени расстройства речи и других особенностей больного.

Какими докторами осматриваются пациенты с подобными нарушениями:

  • невролог. При подозрении на расстройства речи, связанные с сосудистыми расстройствами, черепно-мозговыми травмами и другими органическими поражениями мозга. Исследует особенности поведения, мышления, проверяет сохранность рефлексов и двигательной активности. При необходимости направляет больного к нейрохирургу;
  • логопед. Диагностика устной речи и письма. Этот специалист, используя различные методики оценки динамики речи при афазиях, определяет ее степень, форму и позволяет дифференцировать ее от других расстройств;
  • психиатр. Проводит психологические тесты, наблюдая за поведением больного, этот доктор исключает или подтверждает наличие психиатрических заболеваний, которые также проявляются «лобной психикой» (болезнь Пика и др.).

Для уточнения точной зоны поражения и возможной причины патологии пациенту назначают дополнительные обследования:

  1. МРТ или КТ-головного мозга.
  2. Исследования сосудов: УЗИ, доплерография, дуплексное сканирование, ангиография
  3. Пункция спинномозговой жидкости. Выполняется при подозрении на инфекционно-воспалительную патологию.

Лечение динамической афазии

Терапией динамической афазии занимается невролог. Заболевание наблюдают и лечат в неврологических отделениях или специализированных центрах. Кроме невролога, с такими пациентами занимается логопед, психолог и реабилитолог.

Терапия направлена на устранение причины, которая вызвала расстройство речи. Параллельно с этим, специалисты проводят коррекцию развившихся симптомов и восстановительное обучение утраченным навыкам.

Медикаментозное лечение включает в себя:

  1. Препараты, улучшающие кровоснабжение мозга (Пирацетам, Сермион).
  2. Антиоксиданты и витамины группы В.
  3. Лекарства, обладающие церебропротекторными свойствами (Циннаризин, Винпоцетин).
  4. Средства, препятствующие образованию тромбов и улучшающие реологические свойства крови (антиагреганты и антикоагулянты).

Программа реабилитации речи состоит из:

  1. Занятия с логопедом. Работа со специалистом длится на протяжении нескольких лет. Он составляет индивидуальный план коррекции и разрабатывает упражнения для восстановления речи пациента.
  2. Общеукрепляющая терапия. Сюда входят различные физиотерапевтические методы лечения, нормализация образа жизни, лечебная физкультура, массаж.
  3. Нейропсихическая коррекция. План программы коррекции разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей пациента. Он включает в себя различные методики, такие как семантический подбор слов, разучивание ритмических песен, стихотворений, повторение скороговорок.

Прогноз и профилактика

Восстановление речи при динамической афазии зависит от особенностей психики больного, локализации и объема поражения, а также от ряда других факторов. Статистически более благоприятный прогноз у молодых лиц и пациентов с высокой мотивацией к восстановлению.

Профилактика заключается в устранении факторов риска, регулярной диагностике и коррекции сосудистых заболеваний на начальных этапах. Пациенты, прошедшие полный курс восстановления после афазии, должны наблюдаться у невропатологов еще в течение нескольких лет.

динамическая афазия

Между синдромами умеренной эфферентной моторной и динамической афазий много сходного и часто бывает трудно провести четкую границу. Не случайно динамическую афазию некоторые исследователи рассматривают как стадию восстановления эфферентной. Эти речевые расстройства впервые описаны К. Кллистом в 1934 г. под названием «дефект речевой инициативы», а по Лурия в основе ее лежит нарушение организации, программирования речевого высказывания, нарушения «формирования смысловой схемы».

Общим для всех больных является утеря речевой инициативы больные не могут спонтанно говорить, т.е. они не могут построить сколь-нибудь понятное и простое предложение, не говоря уже о высказывании. Речь их скудная, свернутая, стереотипная, но без произносительных затруднений. Общая и речевая аспонтанность бывает иногда выражена так резко, что ее можно квалифицировать как апатоабулию. Критика к своему состоянию снижена, а стремление к общению ограничено. Наличие этих особенностей дает основание предполагать, что очаг поражения локализуется ближе к лобному полюсу.

Одним из методов, выявляющих этот дефект, является метод заданных ассоциаций попросите назвать 5-7 однотипных предметов (красного цвета, кислых или острых), больной может назвать 1-2 предмета и замолкает. Подбадривание и подсказка практически не помогают. Особенно труднодоступны для актуализации слова, обозначающие действия (глаголы). Эта диссоциация, характерная для больных с динамической афазией, противоположна той, которая наблюдается у больных с оптико-мнестической афазией, когда труднее актуализируются существительные, а не глаголы.

Понимание речи и сложных грамматических конструкций не страдает или нарушается незначительно. Чтение вслух и про себя у всех больных относительно сохранено, но запоминание прочитанного неполноценно. Нарушения письма неоднородны. При относительной сохранности письма под диктовку у всех больных с нарушением замысла и развертывания речевого высказывания часто наблюдается упорный негативизм, отказ от самостоятельного письма в период, когда оно возможно.

Динамическая афазия, как самостоятельная форма речевой патологии, возникает при очагах поражения мозга кпереди от «зоны Брока» (задние отделы 1-й лобной извилины и медиальной поверхности левого полушария) поля 9,10, 46.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *