Зпр

Ирина Ивановна Брюханова
Дети с задержкой психического развития в дошкольном учреждении

ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Что такое задержка психического развития?

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, форм и методов работы, характерных для большинства детей с ЗПР.

Кто эти дети?

Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря. Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация, выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.

Такие дети почти не владеют речью — пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.

У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания — многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.

Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности — в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и на закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

В плане организации коррекционной работы с детьми, важно учитывать и своеобразие формирования функций речи. Методический подход предполагает развитие всех форм опосредования — использования реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В этом плане важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог — давать словесный отчет, а на более поздних этапах работы — составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.

На уровне игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «Больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей.Несформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.

Большое значение имеет именно педагогическая работа воспитателя c детьми при задержке психического развития.

Работу c такими детьми провожу прежде всего в условиях повседневной жизни в группе,на занятиях: развитии речи, ознакомлении c окружающим миром, лепки, аппликации, рисовании (c дошкольниками);вне занятий: игры c конструктором, развивающие игры, познавательной кр учебной сфере, беседе,в трудовой деятельности: работа в уголке природы, труд в спальнях, работа в огороде. С детьми проводятся индивидуальные занятия на различную тематику.

Teпepь я хочу рассказать более подробно o каждом виде деятельности работы с детьми при ЗПР.

В своей работе стараюсь уделять постоянное внимание каждому ребёнку. Общаясь c детьми, стараюсь построить с ними доверительные отношения, Поэтому, разговаривая с ребёнком, чаще надо приседать перед ним, чтобы общение происходило «глаза в глаза”. Общаясь с воспитанником необходимо всегда называть его по имени, так как это свидетельствует о заботе взрослого о ребёнке: «Меня назвали по имени, значит, на меня обратили внимание, меня выделили”. Необходимо различать личность ребёнка и его поведение. Всегда помнить, что нет плохих детей, а есть плохое поведение. Стараюсь помочь ребёнку оценить своё поведение, поступки, действия. В беседе с ребенком, стараюсь подвести его к тому, чтобы он сам оценил свой поступок,говорю ему: «Ты хороший, но поступил не совсем правильно”.

В общении c ребёнком необходимо избегать сравнений со сверстниками, так как наши дети испытывают неуверенность в себе, и болезненно реагируют на это, считают, что их не любят. Лучше сравнить поведение ребёнка вчера c его поведением сегодня.

Использую в работе методику «Дерево поступков. У детей группы занижена самооценка, узкий кругозор, скудный словарный запас, ослаблены все познавательные процессы.

В своей работе использую такие технологии:

— арт – терапия или терапия творчества. Через рисунок, сказку, игру ребенок выражает свои эмоции и внутренние конфликты. Это помогает ему понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, снятию напряжения, развитию навыков общения, эмпатии и творческих способностей.

— сказкотерапия – это направление способствует расширению кругозора, увеличению словарного запаса, развитию внимания, памяти, речи, формируются новые знания и представления о мире. Дети учились составлять сказку на предложенную тему, изображали ее на бумаге, передавая особенности сказочного жанра; «, в результате у детей развивается творческое воображение, ребенок учится сочинять продолжение для старых сказок, придумывать новые сказки по новым вопросам.

— песочная терапия (снятие агрессии, развитие мелкой моторики рук)

Дети c з. п. р. обычно обучаются в коррекционной школе. В группу попадают дети, которые намного отстают от своих сверстников. С обучением у детей связаны отрицательные эмоции. Для таких детей,характерны: низкая познавательная активность, узкий кругозор, отрицательное отношение к учению, в то же время эти дети нередко обладают любознательностью, творческой энергией.

У детей с зпр замедленная реакция. Очень хороший метод работы (реально вижу результат, как «переборка круп”.На практике это происходит следующим образом:

1 этап: смешиваю горсть риса и горсть гречки (отделить рис от гречки);

2 этап: задание выполняем тоже, но маршируем;

3 этап: задание выполняем тоже, но рассказываем стихи.

Результат: заторможенность пропадает, дети становятся более активными.

Свою работу c дошкольниками строю исходя из рекомендаций психолога, индивидуально с каждым ребёнком. Чтобы сосредоточить внимание у дошкольников на занятиях математики использую в работе игру «Цифровая таблица”,Задание: постарайся, как можно быстрее находить, показывать, называть вслух цифры от 1 до 10).

Для развития восприятия у дошкольников на занятиях развитие речи и ознакомлении c окружающим миром использую игру «Узнай, что это” (показываю часть, фрагменты рисунка, надо из частей составить целое). Для развития мышления использую игру «Раздели на группы” (одежда – обувь) — развитие речи. Для развития памяти «Запомни фразы”, заучивание наизусть. Ha развитиевоображения предлагаю игру: представьте, что будет.. . если. животные заговорили человеческим голосом.

На занятиях лепки, аппликации, рисовании развиваю мелкую моторику пальцев рук, воспитываю любовь к окружающему миру, природе, аккуратность, опрятность в работах.

В играх развиваю y детей навыки культурного общения, учу быть дружными, с любовью относиться друг к другу.

Дети с зпр отлично трудятся. С каким желанием они убирают свои спальни, игровые, приучают малышей трудиться вместе с ними.

В летний период активно работают на огороде группы. Выращенные цветы украшают спальни. Укроп, петрушку используют на кухне.

Все это дает осознать ребенку свою нужность. Дети чувствуют себя одной семьей.

Трудовое обучение осуществляется и на занятиях по ручному труду. Дети вместе c воспитателями изготавливают замечательные поделки. Обучение труду играет огромную роль во всём психическом развитии ребёнка, в его умственном и нравственном воспитании.

Контролирую каждый день пребывания ребенка в группе.

При любом виде отклонения от возрастной нормы развития и при любой тяжести этого отклонения для ребенка можно создать условия, обеспечивающие положительную поступательную динамику его развития. Цель коррекционной работы не только развитие умственных способностей детей, но и их эмоциональное благополучие и социальная адаптация. Нужно активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей. У детей с ЗПР большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности этим детям трудно. Значит, цель проведения коррекционной работы –помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка.

Дополнительные способы коррекции

Кроме медикаментозного лечения и занятий с логопедом и дефектологом, имеются еще дополнительные способы терапии, помогающие справиться с последствиями запоздалого развития речи и психики:

  1. Занятия с психологом. Просто необходима такая работа, если проблемы с речью и психикой связаны с психологической травмой, неблагоприятной обстановкой в семье.
  2. Альтернативные методы:
  • Иппо- и дельфинотерапия.
  • Музыкотерапия.
  • Развивающие упражнения, например, сбор пазлов, подвижные игры.

3. Остеопатия. Работа мануального терапевта направлена на сбалансировку работы нервной системы, психики путем воздействия на специальные точки на теле.

Очень важно, чтобы не только специалисты занимались с ребенком, но и родители уделяли этому много времени. С малышом надо много лепить из пластилина, сделать тренажер для застегивания пуговиц, рисовать, особенно пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на ниточку – все эти несложные упражнения позволяют хорошо тренировать мелкую моторику рук, а, значит, стимулировать развитие речевых центров в головном мозге.

Лечение запоздалого речевого и психического развития за границей

Родителям таких деток очень важно найти специалиста, который после диагностики подберет эффективную терапию, включающую различные методы. Часто случается, что мамы не могут найти такого врача у нас в стране обращаются за помощью к зарубежным специалистам. Спросом пользуется лечение ЗПРР в Израиле. Для многих родителей, конечно, такая терапия не по карману, но те, кто может себе позволить, не упускают такой шанс.

К зарубежным специалистам родители обращаются и в тех случаях, когда отечественные врачи не могут помочь справиться с последствиями ЗПРР. Клиники за границей имеют самых лучших специалистов, вооружены новейшими методиками лечения, поэтому даже сложные случаи поддаются корректировке.

Как правило, после такого лечения дети способны обучаться в обычной школе, перестают испытывать трудности в общении. Отступают симптомы ЗПРР, отзывы родителей это подтверждают.

Надо отдать должное, что сейчас и в некоторых московских клиниках начинают использовать новейшие методики лечения запоздалого психоречевого развития, поэтому у родителей есть надежда, что удастся помочь своим деткам.

В заключении можно сказать, что диагноз ЗПРР – это еще не приговор. Конечно, от родителей потребуется много усилий, терпения и полного соблюдения всех рекомендаций врача. Нельзя прекращать коррекционные мероприятия, как бы ни хотелось это сделать. Малыш часто будет протестовать против занятий, капризничать, но надо стоять на своем и разнообразить занятия, тогда результат будет обязательно. Главное — любовь и терпение.

С какого возраста приступать к лечению

Единогласно все специалисты скажут, что чем раньше, тем лучше. Невролог, скорее всего, может назначить лекарства уже с годовалого возраста, особенно в тех случаях, когда имеются патологии, способные привести к задержке речевого и психического развития.

Дефектолог порекомендует начинать занятия с 2-летнего возраста. Специально разработанные методики помогают развивать у малыша внимание, память, мелкую моторику, мышление.

Логопед начинает работу с ребенком, как правило, с 4-5 лет. Он учит правильно составлять предложения, проговаривать звуки.

Терапия отставания речевого и психического

Любой специалист скажет, что лечение ЗПРР должно проводиться комплексное, и начинаться оно должно как можно раньше. Если отставание от нормы невелико, то практически в 100% случаев удается достичь отличных результатов. Ребенок получает все шансы, чтобы обучаться в обычной общеобразовательной школе и нормально общаться со своими сверстниками.

В настоящее время специалисты знают, как лечить ЗПРР, обычно методы используются следующие:

  1. Лекарственная терапия.
  2. Рефлексотерапия.
  3. Занятия с логопедом.
  4. Работа с психологом и психотерапевтом.
  5. Стимулирующая терапия.

Использование только одного направления в терапии не даст желаемого результата, поэтому грамотный специалист всегда составляет терапевтический план лечения, который обязательно учитывает особенности каждого малыша, тяжесть патологии, сопутствующие заболевания.

Некоторые родители поступают опрометчиво, когда отказываются давать малышу прописанные лекарства, считая, что от них не будет никакой пользы. Но уже доказано, что только в комплексе методы терапии дадут положительный результат в лечении ЗПРР. Инвалидность при ЗПРР, кстати, не положена, если только нет сопутствующих серьезных патологий, например, ДЦП, гидроцефалии.

Медикаментозные средства должны назначаться только неврологом, который делает это после комплекса обследований и назначает индивидуальную схему терапии. Чаще всего врачи назначают ноотропные лекарства, которые непосредственно оказывают воздействие на ЦНС, улучшают память и стимулируют умственную деятельность. Ноотропы также хорошо справляются с задачей по защите мозга от гипоксии и воздействия токсических веществ. Данные лекарственные средства воздействуют на интегративные и когнитивные функции головного мозга — память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевые функции, восприятие информации.

В настоящее время для детей с отставанием в психическом и речевом развитии назначают:

  • «Пирацетам».
  • «Энцефабол».
  • «Пикамилон», «Фенибут».
  • Препараты, которые усиливают холинергические процессы в мозговой ткани: «Церебролизин», «Цераксон», «Глиатилин».
  • Нейропептиды: «Актовегин», «Кортексин».
  • Цереброваскулярные средства: «Винпоцетин», «Циннаризин».
  • Средства для предотвращения гипоксии и антиоксиданты: «Мексидол», «Цитофлавин».
  • Средства общетонизирующие: «Элькар», «Лецитин».
  • Витаминные препараты: «Нейромультивит», «Магне В6».

Необходимо учитывать, что при повышенной возбудимости надо выбирать средства, не оказывающие возбуждающего эффекта, или сочетать лекарства с приемом седативных препаратов.

Рефлексотерапия

Этот метод лечения основан на применении сверхмалых электрических импульсов на нейрорефлекторные зоны головного мозга. Такой способ позволяет восстановить работу нервной системы в тех зонах, где наблюдается нарушение. При отставании в речевом развитии воздействие оказывается на зоны, связанные с речью.

По мнению специалистов, этот метод дает хорошие результаты при наличии гидроцефалии. Разрешено использовать микротоковую рефлексотерапию у малышей с 6 месяцев.

Симптомы ЗПР

ЗПР у детей дошкольного возраста. Чем раньше удастся выявить наличие задержки психического развития, тем успешнее лечение и благоприятнее прогноз. Обычно признаки нарушений заметны с раннего возраста.

К ним относятся:

  • незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • неспособность крохи самостоятельно питаться из-за неспособности пользования столовыми приборами, более позднее появление речи и умений ходить, ползать и держать голову;
  • невысокая заинтересованность к познанию окружающего мира, вялость и слабая активность, такие малыши задают мало вопросов, погружены в себя и не проявляют заинтересованности в общении со сверстниками;
  • либо наоборот, повышенная тревожность и агрессия, капризность и плохой, неспокойный сон.
  • патологическая двигательная активность или, наоборот, сниженная;
  • отставание в освоении различных навыков самообслуживания, например, затруднения при завязывании шнурков, одевании в целом.

Помните! Окончательный диагноз могут поставить только специалисты после всестороннего обследования крохи.

Задачей родителей является своевременное выявление данных тревожных признаков и обращение к врачу. Даже если специалист не выявит отклонений, лучше перестраховаться и проверить кроху для исключения усугубления проблем в будущем.

Что это такое

ЗПР — это задержка психического развития, когда основные познавательные функции (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера) у ребёнка развиты не так хорошо, как у сверстников, и отличаются от норм, установленных для данных лет. Диагностируется только у детей дошкольного возраста или в начальной школе. Если признаки заболевания остаются к моменту перехода в среднее звено, ставятся уже более серьёзные диагнозы — например, конституциональный инфантилизм или олигофрения.

Термин был предложен советским психиатром Г. Е. Сухаревой в 1959 году. Широко использовался в психолого-педагогической и медицинской практике и литературе. Однако в конце 90-х годов XX века был признан слишком обобщённым и уже устаревшим, поэтому подняли вопрос о его замене. В 1997 году данный диагноз был выведен из употребления приказом Минздрава. На смену пришли новые понятия, соответствующие кодам F80–F89 и F90–F98 в МКБ-10. К ним относятся всевозможные расстройства психологического развития (но уже не ЗПР):

  • расстройства экспрессивной и рецептивной речи;
  • гиперкинетические расстройства;
  • дислексия;
  • дискалькулия;
  • диспраксия;
  • дисграфия;
  • расстройства поведения;
  • фобии;
  • тики;
  • энурез;
  • энкопрез;
  • заикание.

С 1997 года термин не применим в качестве медицинского диагноза и не противопоставляется психическим расстройствам. Однако данное понятие продолжает широко использоваться в русскоязычной психолого-педагогической литературе и российских образовательных учреждениях.

Причины

Все причины ЗПР делятся на две большие группы.

Биологические

Патологии и осложнения во время беременности:

  • если мать во время вынашивания перенесла тяжёлый токсикоз, инфекцию, интоксикацию, травму;
  • многоплодие;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • недоношенность;
  • асфиксия;
  • резус-конфликт;
  • неправильное предлежание;
  • родовые травмы.

Инфекционные, токсические и травматические заболевания, приводящие к перинатальной энцефалопатии в первые годы жизни малыша:

  • ядерная желтуха;
  • операции под наркозом;
  • фетальный алкогольный синдром;
  • сердечно-сосудистые патологии;
  • минимальная мозговая дисфункция, органические поражения головного мозга, черепно-мозговые травмы;
  • врождённые нарушения зрения и слуха;
  • малая подвижность;
  • астения;
  • гипотрофия, нейроинфекции, грипп, рахит, гидроцефалия, вегетососудистая дистония, эпилепсия.

К биологическим причинам относится также генетика. Известны случаи, когда отклонения подобного рода диагностируются из поколения в поколение.

Социальные

Сюда относят:

  • длительное ограничение жизнедеятельности;
  • социальная депривация;
  • дефицит общения;
  • неблагоприятные условия воспитания;
  • лёгкие умственные отклонения у родителей;
  • психотравмы.

Среди неблагоприятных условий воспитания, которые приводят к задержке психического развития, выделяют три самых распространённых.

Безнадзорность

Ребёнок, которому с раннего детства родители не уделяют достаточного внимания, не занимаются с ним, не развивают, вырастает аффективно лабильным, импульсивным и внушаемым. Не усваивает элементарные правила поведения, не имеет интеллектуальных интересов. Для успешного обучения не хватает базовых представлений об окружающем мире. Напоминает Маугли, попавшего в цивилизацию. В итоге диагностируется аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости. Но это не то же самое, что педагогическая запущенность.

Гиперопека

Ребёнок, которому с раннего детства тревожные и мнительные родители уделяют слишком много внимания и воспитывают как маленького «божка» семьи. Не умеет преодолевать трудности самостоятельно, адекватно соотносить желания и потребности с необходимыми усилиями. Сила воли отсутствует. Это приводит к эмоциональной лабильности, безынициативности, эгоцентричности, зависимости от взрослых. В результате диагностируется психогенный инфантилизм.

Авторитаризм

Ребёнок, который с раннего детства подавляется авторитарными родителями, испытывает на себе их агрессию, грубость, жестокость, деспотизм. Часто применяется физическое насилие. На таком неблагоприятном фоне развиваются навязчивости, нерешительность, фобии, неврозы, повышенный уровень тревожности, аутизм. Это эмоционально-незрелая личность, не нацеленная на достижение успешности. В результате диагностируется синдром выученной беспомощности.

Классификации

Классификация Певзнер и Власовой

М. С. Певзнер — дефектолог, психиатр, психолог, кандидат медицинских и доктор педагогических наук. Профессор. Т. А. Власова — психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор, академик. Года: 1972-1973.

  • Неосложнённый психофизический и психический инфантилизм

Эмоционально-волевая сфера соответствует развитию младшего возраста. Игровая деятельность преобладает над познавательной. Отсюда — невнимательность и проблемы в обучении.

  • Вторичная ЗПР

Истощаемость психических функций вызвана различными биологическими факторами, имевшими место во время беременности или на первом году жизни малыша.

Классификация Лебединской

К. С. Лебединская — детский психиатр и дефектолог. Год: 1982. Основа — классификация Певзнер и Власовой, дополненная и расширенная.

  • Конституциональная ЗПР

Соответствует неосложнённому психическому и психофизическому инфантилизму по классификации Певзнер и Власовой. Такие дети проявляют яркие, но поверхностные и неустойчивые эмоции. У них всегда повышенное настроение, они посредственны и наивны. Отличаются грацильностью — инфантильным типом телосложения. ЗПР обусловлена наследственными факторами и осложнениями во время беременности.

  • Соматогенная ЗПР

Во-первых, возникает на фоне заболеваний, перенесённых малышом на первом году жизни. Во-вторых, осложняется невротическими отклонениями. Такие дети не уверены в себе, пугливы, капризны, ощущают свою физическую неполноценность. Всё это в итоге приводит к соматогенному инфантилизму — задержке эмоционального развития.

  • Психогенная ЗПР

Основная причина — неблагоприятные условия воспитания, начиная с самого раннего возраста и длительно действующие.

  • Церебрально-органическая ЗПР

Самый распространённый вид ЗПР. И. Ф. Марковская (кандидат психологических наук, доцент) выделяет внутри этой группы ещё одну миниклассификацию (1983).

1. Психическая неустойчивость. Проявляется в виде гиперактивности, чрезмерной шумности, крикливости, грубости и конфликтности. Но эмоции у таких деток кратковременные, поэтому уже через минуту они будут играть с теми, с кем только что ссорились или даже дрались.

2. Психическая тормозивность. Такие детки несамостоятельны, нерешительны, робки, медлительны, слишком привязаны к родителям. Не участвуют в совместных подвижных играх с другими, быстро теряются и плачут, когда от них что-то требуют.

Классификация Ковалёва

В. В. Ковалёв — психолог, психотерапевт. Год — 1979.

Это классификация ЗПР, обусловленных биологическими факторами:

  • дизонтогенетическая — психический инфантилизм;
  • энцефалопатическая — органические поражения нервной системы;
  • вторичная на фоне сенсорных дефектов — нарушения зрения и слуха;
  • социальнодепривационная — госпитализм.

На сегодняшний день на практике наиболее активно применяется классификация Лебединской. Хотя ей скоро будет уже 40 лет. В связи с новыми стандартами обучения и изменившимися реалиями современной жизни специалисты уже давно говорят о необходимости создания более актуальной типологии ЗПР.

Особенности диагностирование ЗПР у детей – отзывы

Положительные Отрицательные
У нас у дочери ЗПР по причине обширного кислородного голодания в утробе матери и в период родов (у меня была приросшая плацента к матке по всему периметру, чего на УЗИ не увидели). Но, я благодарю Господа, что мы попали к грамотному доктору, которая координировала все мои дальнейшие действия, подобрала медикаментозное лечение, и мы, пусть и не совсем такие, как сверстники, зато многое понимаем, и стремимся к обучению. Нам скоро в садик, важно верить, что все будет хорошо, мамочки, не отчаивайтесь, все у вас получится! (Юлия Сергеевна) Меня в последнее время просто разрывает, наверное, осенняя депрессия. Сыну практически 2 года, нам поставили диагноз ЗПР, но по развитию он даже на полугодовалого не тянет, кроме того, что умеет ходить. Что-то мне подсказывает, что дело не только в психической задержке, а врачи даже не пытаются «рыть» и «копать» дальше. (Соня)
Нам диагностировали ЗПР средней тяжести в возрасте 5 лет. Проходили занятия с логопедом, психиатром, катались на лошадях, проходили дельфинотерапию, и знаете, дочь менялась с каждым днем на глазах. Мы продолжаем бороться за здоровое будущее самой дорогой в жизни девочки! (Светлана) Диагностировать ЗПР в раннем возрасте невозможно, как ни крути, так как все организмы индивидуальны. Так что не стоит пичкать малышей лекарствами с самого рождения только потому, что он развивается не совсем так, как вам бы хотелось!)Ольга)
У нас были проблемы с развитием речи и поведением, занятия с логопедом и психиатром, всего за полгода решили все нюансы. А все почему, потому что мы начали бить во все колокола, когда в полтора года так и не услышали от сына ни единого слова, только несвязный лепет. Сейчас нам 2, и мы разговариваем уже предложениями, осознанными, да и с поведением картина наладилась. Правду говорят, ранняя диагностика – поможет решить многие проблемы! (Елизавета) Как по мне, каждый человек индивидуальный, а критерии, которые приписывают ЗПР, можно приписать каждому второму. Как по мне очень сомнительный диагноз. (Лиля)
Я переболела краснухой беременная на 6 месяце, и рискнула родить, несмотря на все уговоры медиков провести искусственные роды. И знаете, да, нам все дается сложнее, каждый навык мы оттачиваем повторениями, но все поддается корректировке, если сильно любить свою кроху. (Милена)

Основные виды ЗПР

Задержка психического развития классифицируется по четырем основным видам.

ЗПР конституционального характера

Причины: генетика.
Симптомы: игровое настроение вне зависимости от возраста, привязанности нестойкого проявления, нарушение эмоционально волевой сферы, частые перепады настроения.

ЗПР соматогенного характера

Причины: тяжелые заболевания с осложнениями работы мозга. Патологию могут спровоцировать перенесенные хирургические вмешательства, заболевания сердечно-сосудистой системы, дистрофии разного генеза и степени тяжести, аллергические проявления.
Симптомы: беспричинные капризы, повышенная нервозность, излишняя закомплексованность.

ЗПР психогенного характера

Причины: дефицит родительского внимания и любви, ошибки в воспитании, неблагоприятные условия жизни.
Симптомы: психозы, приступы нервозности, нарушение интеллектуальной сферы, что в результате приводит к общей психологической незрелости.

ЗПР церебрально-органического характера

Причины: внутриутробные нарушения, которые могут возникнуть из-за приема женщиной в период беременности алкогольных, токсических и наркотических веществ. Иногда причиной развития именно данного вида патологии могут быть родовые травмы и кислородное голодание мозга в период родов.
Симптомы: неустойчивость психического состояния.

Можно ли предотвратить ЗПР?

Не существует определенного способа предотвратить задержку психического развития. Улучшение медицинского обслуживания, пренатальное тестирование и просвещение в области общественного здравоохранения позволяют избежать некоторых случаев ЗПР.
Люди, которые хотят стать родителями, могут получить генетическое консультирование, чтобы определить вероятность умственной отсталости от наследственного расстройства. Медицинские тесты, такие как амниоцентез, выбор хорионической ворсинки и ультрасонография, могут помочь выявить наследственные нарушения обмена веществ и хромосом связанных с умственной отсталостью.
Прививки могут защищать беременных женщин от инфекций, которые наносят вред плоду.
Скрининг анализов крови для новорожденных может выявить некоторые расстройства при рождении, что позволяет проводить более раннее лечение. Также важно защитить детей от отравления свинцом и травм головы.

* Амниоцентез (am-nee-o-sen-TEE-sis) — это тест, в котором длинная тонкая игла вводится в матку матери, чтобы получить образец амниотической околоплодной жидкости. Фетальные клетки в жидкости исследуются на предмет генетических дефектов.
* Отбор проб хорионических ворсинок (выборка VOR-lus KOR-ee-on-ik) — это тест, в котором маленькая пробирка вводится через шейку матки, а небольшой фрагмент плаценты, поддерживающей плод, удаляется для генетического тестирования.
* Ультрасонография (ul-tra-so-NOG-ra-fee) — это безболезненный тест, в котором используются высокочастотные звуковые волны для записи и отображения формы плода в матке матери.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *