Педагогическая и социальная запущенность

Педагогическую запущенность часто принимают за задержку в развитии. Но при более тщательной диагностике выясняется, что ребенок здоров и нормально развивался бы в других социальных условиях. Педагогическая запущенность мешает социализации, обучению, развитию ребенка. Без коррекции он окажется изолированным от общества.

Что такое педагогическая запущенность

Педагогическая запущенность – отставание ребенка или подростка в интеллектуальном, моральном, нравственном, эстетическом, социальном развитии из-за воспитательных ошибок родителей или отсутствия целенаправленного семейного воспитания.

Признаки запущенности:

  • отставание в развитии от возрастных нормативов, реакции и поведение, характерные для предшествующего возраста;
  • невоспитанность;
  • необразованность: незнание социальных норм, предметных знаний;
  • неразвитость личностного потенциала ребенка, несоответствие поведения его возможностям.

Главный признак педагогической запущенности – девиантное поведение субъекта. Как правило, драки, хулиганство, вредные привычки, правонарушения вызваны невоспитанностью детей.

Подробнее структуру запущенности можно представить тремя блоками:

  1. Отклонения от нормы в поведении, учебе: не знает, как правильно делать, не успевает, не может полностью справиться с задачей. Обусловлено такое состояние недостаточным, искаженным или противоречивым опытом ребенка.
  2. Отставание от нормы показателей развития памяти, внимания, мышления, воображения, силы воли, нравственности. На фоне этого развивается быстрая утомляемость, раздражительность, конфликтность, наблюдаются перепады настроения.
  3. Педагогически запущенные дети неадекватно или противоречиво относятся к себе, окружению, миру вокруг них. Такие дети не готовы к жизни в социуме, обучению, труду и т. д.

Коррекцией отклоняющегося поведения, педагогической запущенности занимаются педагоги-психологи и социальные педагоги. Без лечения ребенок подвергнется дезадаптации.

Проявления педагогической запущенности

Педагогическая запущенность имеет свои особенности на каждом возрастном периоде: педагогическая запущенность закладывается как фундамент еще в дошкольном возрасте, проявляется на поведенческом уровне, приобретает новообразования дидактического уровня в младшем школьном возрасте, переходит в социально-педагогическую в подростковый период, и если не будут предприняты какие-либо меры по ее преодолению, то она прогрессирует и переходит на более серьезную стадию, на которой закрепляются отрицательные черты личности.

Во всех возрастных группах педагогическая запущенность детей выражается в отклоняющемся поведении. Отклоняющееся поведение – это поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

Работа педагога-психолога с педагогически запущенными детьми

Прежде всего задача психолога состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выявить причины отклоняющегося поведения. В ходе решения этой диагностической задачи необходимо в первую очередь выделить те случаи анти- и асоциального поведения, которые имеют патопсихологическую природу. Исследования показывают, что многие виды психических заболеваний проявляются в школьных возрастах именно в хулиганстве, различных формах отклоняющегося поведения. Такие случаи, которые внешне проявляются как трудновоспитуемость, по существу относятся к области медицины. В остальных случаях, как правило, педагогическая запущенность возникает под влиянием социальных факторов.

Социальные факторы педагогической запущенности

  1. Решающее влияние на психическое развитие ребенка, его последующее поведение, отношения, общение с окружающими оказывается психологический микроклимат семьи. Там, где нет взаимной любви, доверия, привязанности, дружбы между родителями и детьми, дети растут тревожными, раздражительными, непослушными, дисгармоничными, жесткими и замкнутыми, несмотря на внешнюю тишину и порядок в семье. Примером в данном случае может служить преимущество материальных благ над духовными, деловой занятости родителей над воспитанием и общением с ребенком. Социальная позиция членов семьи, социальная обстановка, которая в ней царит, существенна тем, что в ней формируется тот первичный социальный опыт ребенка, на основе которого он потом воспринимает и оценивает окружающую действительность, формируется его избирательное отношение к влияниям жизни.
  2. Особенности взаимоотношений с учителями, который предъявляет требования по отношению запущенному ребенку в связи с их невыполнением, стыдит его перед всем классом, «засыпает» «двойками», ученик еще больше замыкается в себе, а его протест приобретает демонстративный характер.
  3. Следующий фактор может быть обусловлен предыдущими. Отношение учителя к педагогически запущенному ученику порождает неблагополучное положение в классном коллективе. Постоянные конфликты с учителями, разрыв дружеских отношений с одноклассниками создают душевную пустоту и чувства одиночества, заброшенности, которые побуждают педзапущенного пропускать занятия, искать поддержки, утешения и самоутверждения в асоциальных «дворовых» группировках.

Таким образом, традиционно причины педагогической запущенности ищут, выясняя особенности семейного окружения, работы школы, влияния «улицы», неформальных групп. Для психолога первоочередное значение должна иметь собственно психологическая диагностика. Так, например, важно не просто определить и зафиксировать участие подростка в некотором неформальном объединении, но выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом: хочет ли он самоутвердиться или почувствовать защищенность в группе, реализовать мотивацию дружеского общения или удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках. Чрезвычайно важно проследить путь, который привел подростка в данную группу, причем здесь также важен психологический аспект. Необходимо выяснить и субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, окружению. О значимости последнего говорят, в частности, данные американского психолога Карла Роджерса, который показал, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних правонарушителей (психологическая атмосфера в семье, условия школьного обучения, степень влияния знакомых, физическое развитие, наследственность и т. п.), наиболее весомым оказывается фактор самопознания – четкости и реалистичности осознания себя и своего окружения.

Диагностика

Для обследования используется метод наблюдения, теста, опросов, проективных методик. Последние помогут узнать внутренний мир, страхи, уровень самооценки, особенности восприятия ребенком себя и семьи. Опросник Личко или многофакторный личностный опросник помогут выявить акцентуации характера, особенности личностного развития. Для проверки когнитивных навыков используются тесты интеллекта, проверки памяти, внимания.

Для исключения патологий развития, врожденных нарушений ребенка осматривает невропатолог. Как правило, детей с подозрением на педагогическую запущенность или задержку психического развития направляют на прохождение психолого-медико-педагогической комиссии.

Причины

Встречаются дети трудновоспитуемые в силу врожденных и приобретенных патологий. Но чаще педагогическая запущенность выступает как следствие влияние неблагоприятных социальных факторов:

  1. Деструктивный психологический микроклимат семьи. Запущенные дети выходят из союзов, где нет любви, понимания, поддержки, доверия, привязанности, дружбы. Дети в таких семьях растут тревожными, замкнутыми, раздражительными, агрессивными, грубыми, непослушными. Подобные условия возникают в семьях, где присутствуют зависимости или материальные ценности превосходят моральные, а также в семьях, где родители заняты построением карьеры – на воспитание детей не остается времени. Иногда к этому присоединяется нежелание заниматься ребенком, например, если хотя бы один из супругов не хотел заводить детей.
  2. Деструктивный стиль воспитателя, учителя. Проблемы, начавшиеся в семье, усугубляются при поступлении в образовательное учреждение. Это возникает при деструктивном педагогическом стиле: формирование стыда и чувства вины у отстающего ребенка, порицание перед всем классом, высмеивание, издевки, занижение оценок и т. д. В результате ребенок еще больше уходит в себя, его девиации становятся ярче выражены, оппозиционное поведение приобретает демонстративный характер.
  3. Непринятие классом, которое часто возникает на фоне предыдущего фактора. Конфликты, чувство одиночества и ненужности приводят ребенка в асоциальные и антисоциальные субкультуры.

Другие причины педагогической запущенности: противоречие воспитательных позиций отца и матери, безнадзорность, беспризорность, завышенные или заниженные воспитательные и образовательные стандарты, жестокое обращение с ребенком, игнорирование индивидуальных особенностей ребенка.

Коррекция

Перед началом коррекции нужно наверняка узнать причины запущенности. Для этого психолог исследует семейные условия развития, особенности климата в образовательном учреждении, влияние местных неформальных объединений и асоциальных групп.

Анализу влияния улицы отводится особое внимание. Нужно установить, какие потребности ребенок удовлетворяет в неформальных группах: самоутверждение, безопасность, внимание, забота, любовь, дружба.

После этого специалист составляет план коррекционной работы. Он может выглядеть следующим образом:

  1. Изменение климата в семье через повышение педагогической культуры родителей, сеансы групповой психотерапии, консультации для родителей, контроль над соблюдением рекомендаций психологов и педагогов, организация режима дня для ребенка, помощь в организации семейной совместной деятельности.
  2. Работа с классом, педагогическим коллективом. Здесь подразумевается создание индивидуальной педагогической программы для ребенка, обучение преподавателя методам работы с особым ребенком, помощь в реализации программы. Кроме этого, нужно ослабить психологическую и интеллектуальную нагрузку на ребенка, наладить режим обучения, позаботиться о профилактике переутомлений. Также проводится ряд мероприятий, направленных на сплочение детского коллектива и подключение родителей к воспитательному процессу.
  3. Индивидуальная работа с ребенком, целью которой является его личностный рост. Проводится полноценная диагностика, на ее основе составляется индивидуальная программа развития. Она соответствует особенностям, способностям, склонностям, возможностям ребенка.

Чем раньше будет устранена педагогическая запущенность, тем лучше. В процессе развития человека сензитивность (предрасположенность к усвоению конкретных знаний) меняется. Согласно возрастной психологии, каждый возраст оптимален для конкретного вида обучения. Например, 8-9 лет – пик развития речи, культуры, воображения. Хотя впервые предрасположенность к этому возникает в 1,5-3 года. Если этот этап был пропущен, то научить ребенка грамотно разговаривать будет непросто.

Профилактика

Меры профилактики педагогической запущенности:

  • создание благоприятного психологического климата в семье;
  • построение условий обучения, соответствующих потребностям и способностям ребенка;
  • создание условий для творческой самореализации ребенка;
  • поощрение самостоятельности;
  • адекватный стиль семейного воспитания.

Педагогическая запущенность начинается с семьи. Благоприятные взаимоотношения ее членов – главная мера профилактики запущенности. Подробнее о семье как социальном институте читайте в статьях «Семейное воспитание: стили и типы. Их характеристика и влияние на ребенка», «Семья: виды семей, функции, определение».

В научно-педагогической литературе нет однозначного толкования понятия «педагогическая запущенность». Само понятие «педагогически запущенные» в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию «трудные» дети. Понятие «педагогической запущенности» характеризует историю воспитания ребенка, а «трудный» — говорит о результатах такого воспитания. «Педагогически запущенный» рано или поздно становится «трудным».

Педагогический словарь, под редакцией И.А. Кирова это же понятие рассматривает как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания. Основные причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность .

Понятие «педагогическая запущенность» мы встретили также в трудах Г.П. Медведева и Г.П. Давыдова. Помимо понятия «педагогическая запущенность», мы встретили в литературе и такие понятия, как «трудный подросток» , «социально-педагогически запущенный» , «дети с отклонением в нравственном развитии» , «учащийся с проблемами» и др. Все рассмотренные понятия, на наш взгляд, синонимичны, т.к. имеют общую основу, выраженную в наличии социально-педагогических проблем разного рода .

Проанализировав данные подходы к определению педагогической запущенности, выделив общие черты, на которые указывают авторы, мы будем придерживаться следующего определения. Педагогическая запущенность — это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента по Э.С. Заседателевой .

Во-первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.

Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности — обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.

В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность .

То есть 3 компонента, которые необходимо корректировать: поведение, отношение и развитие личности и познавательных процессов.

Рассмотрим несколько позиций в определении степеней педагогической запущенности.

Автор В.Г. Баженов выделяет три группы детей по степени педагогической запущенности .

B I группу входят школьники, степень педагогической запущенности которых незначительна. У них отрицательные черты и качества неустойчивы. Интерес к школе у них сохраняется, отношение к учебе в основном положительное. Нет конфликтов с учителями и сверстниками. Детей этой группы отличает легкая внушаемость, неустойчивость, неуверенность в себе. Им свойственны такие качества, как лень, неумение противостоять своим отрицательным ситуативным желаниям, рассеянность, неорганизованность, безынициативность, несамостоятельность. Положение таких детей в коллективе может быть благополучным, они, как правило, не оказываются в изоляции.

Детей II группы характеризует низкая успеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, учителями. Такие дети, как правило, из неблагополучных семей. Их отличает показная грубость. Познавательные интересы их развиты недостаточно, в начальных классах они не осваивают учебные действия. В основном у этих детей интересы направлены на внеучебную деятельность. Они отличаются легкой внушаемостью, а отсутствие нравственных убеждений способствует тому, что они легко поддаются отрицательному влиянию. Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостатком выдержки, неумением владеть собой, вспыльчивостью, озлобленностью, недоброжелательностью. Однако конфликты со сверстниками не носят затяжного характера, а конфликты с учителями возникают из-за неуспеха в учебной деятельности.

Детей III группы характеризует отрицательное отношение к нравственным и правовым нормам. Они откровенно грубы по отношению к родителям, учителям и одноклассникам. Обстановка в семье, как правило, неблагополучная. Для таких детей характерна очень слабая успеваемость. Изолированность в классе они компенсируют в общении с себе подобными. Их отличает безволие, склонность к эффектным вспышкам, слабое развитие процессов торможения и тому подобное.

В педагогической литературе разработаны различные подходы к типологии классификации педагогической запущенности школьника. Рассмотрим ту, которую предлагает А.Г. Холодюк. В этой классификации уровни педагогической запущенности характеризуются сформулированной системой отношений к труду, людям и себе. Вследствие этого выделяются следующие уровни:

1 уровень: активно-негативный.

Он характеризуется гармоничностью. Искажена система нравственных ценностей, проявляется в словах, действиях, во внешнем виде — это устойчивая агрессивная форма поведения. Нравственные убеждения — ассоциативные. Дети имеют опыт негуманных взаимоотношений. У них существует озлобленность, недоверие, страх, жадность, стремление к унижению других. Совместным действием они обостряют ситуацию риска. Мотивы общения с взрослыми и сверстниками зависят от направления совместной деятельности: при учебе и труде — дезорганизация действий, при антиобщественной деятельности — стремление к действиям сообща. Дети не имеют положительного разрешения конфликтов, усугубляя, вовлекают в ситуацию риска как можно больше детей. Они совершают поступки, граничащие с преступлениями. Нарушения норм и правил поведения носят личностно-направленный характер, т.е. направлены против конкретной личности либо определенной группы школьников.

Для таких детей характерны: леность, безразличное отношение к учебным неуспехам. Стремление к большей самостоятельности, верности, справедливости, самокритичность соседствуют с упрямством, раздражительностью, несдержанностью, агрессивностью, грубостью, лживостью и эгоизмом. Высокая самооценка, уровень притязаний завышен, он — аутсайдер. У таких детей отсутствуют доверительные отношения в семье и школе. Но они уважают взрослых, которые заинтересованы в их делах, проблемах. Личность такого ребенка характеризуется отрицательной направленностью содержания, устойчивостью в реализации нравственных знаний, идеалов и норм в предпреступном поведении ребенка. Проявление инициативности и избирательности проявляется в нарушении правил — как показатель «активности», противоположный истинной активности, направленной на самосовершенствование личности.

2 уровень: пассивно-негативный.

Он характеризуется: системой эгоистических отношений. Под влиянием искаженных нравственных знаний подростки оправдывают эгоистичное отношение к труду, людям, которое одновременно направлено на сохранение своей позиции стороннего наблюдателя. Они не отстаивают свои убеждения, безразличны к нарушениям школьной дисциплины, склонны их провоцировать, обычно они переживают чувство стыда, подавленности, если оно раскрыто или безразличны к последствиям своих действий. Они удовлетворены оценкой «три»: переживая свои неуспехи в учебной деятельности, хотят быть незаметными в совместной деятельности и общении, нелюбознательны. Избегают нарушений дисциплины, противоправных действий, жестокости в обращении, не ищут материальной выгоды. Допускают правонарушения на уровне проступков. При разрешении конфликтной ситуации ищут выгоды для себя. Неустойчивое поведение увеличивает степень риска в неконтролируемых ситуациях, вероятны нарушения правил поведения в полезной деятельности. Они стремятся к установлению доверительных отношений, но сами проявляют озлобленность, лживость, мошенничество. Дают обещание, а сами его не выполняют. У них неустойчивая самооценка и уровень притязаний так же неустойчивый, статус в межличностных отношениях «непопулярный». Дружеских связей не имеет, общественных поручений избегает, но если они от имени класса, то проявляют активность. Могут делать вид, что безразлично относятся к делам своих сверстников, а сами скрыто наблюдают за ними, иногда даже завидуя. В целом такие дети характеризуются отрицательной направленностью содержания личности, неустойчивостью проявления контронормальных нравственных знаний в представлении и убеждении в нарушении школьной дисциплины.

3 уровень: неустойчиво-негативный.

Он характеризуется: пониманием подростком содержания нравственных норм взаимоотношений, их нравственной аргументации, с чужих слов, противоречивостью нравственных суждений, неустойчивыми убеждениями, дети испытывают угрызения совести, если их действия причинили вред, стремятся к соблюдению нравственных норм, однако в действиях непоследовательны, поведение ситуативно. Неудовлетворенны своими оценками и местом в системе межличностных отношений, самооценка неустойчивая и уровень притязаний занижен. Болезненно переживают кажущиеся неуважения, а сами допускают грубость, высокомерие, бестактность. Мотивы общения со сверстниками и взрослыми проявляются в стремлении к самоутверждению, в желании завоевать доверие, быть понятым, найти признание, получить положительную оценку. Но иногда эти попытки бывают эгоистичны и это сказывается на статусе ребенка в системе межличностных отношений «принятый» и «непопулярный». Проявляют желание выполнять общественные поручения, но редко доводят их до конца. На требования отвечают требованием. Будучи инициатором нарушений, они не признают своей причастности к ним. Мотивы поведения эгоистичны, но могут оказать помощь попавшему в затруднительную ситуацию. Стремятся разрешить конфликт в свою пользу. Избегают участия в кражах, драках, нарушениях в дисциплине, но и не удерживают других.

Я никогда особой похвалы не слышала, мне не говорил мой любимый пожилой учитель русского языка и литературы, что я лучше других, ничем свое особое отношение не выказывал.
Иногда он меня даже выставлял из класса ни за что в начале урока. Сейчас, ругая своих детей за плохое поведение, думаю » А в кого же им примерными быть? Не в меня- точно!» Я была почти отличницей, пару четверок по физкультуре, труду, да ненавистным химиям –физикам. Да, даже эти «четверки» на самом деле были приписками, завышали их за заслуги по другим предметам. Я конечно, физику от химии отличить могла, но решить какую-то задачу – это слишком…
По этому поводу, кстати, смешное расскажу. Мой одноклассник Вовка, круглый двоечник жил по соседству со мной. Поэтому я всегда заботилась о его успеваемости: и списывать давала, и английский ему делала, да и объясняла все, чего он не знал. А не знал он всё. И вот — экзамен по физике выпускной. В соседнем классе «А» — экзамен по алгебре заканчивается. Мы сдаем физику. Заходим в класс, я сажусь поближе к Вовке, шепчу: «Если что, толкай – подскажу!» А он мне — не боись, у меня «бомбы». Ну, все, наверное, знают – это такие аккуратные, полностью записанные ответы на вопросы билетов.
Он отсидел положенное для подготовки время, первым тянет руку отвечать. Наша физица глаза в небо закатывает, говорит: «Посиди еще, Вова, подумай!» А думать-то чем?
Вышел Вова к доске, за спиной экзаменационной комиссии на доске что-то чертит, пишет, рисует. Никто на него особо-то и внимания не обращает.
И, вдруг! Паника! Тамара Николаевна начала нервно дергать плечами, когда на его бодрый возглас «Я готов!», обернулась к доске! Мы ржали, как сумасшедшие! «Володя, по какому предмету Вы сдаете государственный экзамен сейчас?». «По физике. А по какому надо?” – как на идиотку, посмотрел на физицу (да еще и завуча, к тому же) Вовка.
На классной доске аккуратно была вычерчена какая-то парабола, задача с логарифмами и другой набор терминов по алгебре! Вовка просто попросил «бомбы» в параллельном классе, даже не поинтересовавшись тем, какой экзамен сдавали те. Ну а отличить физику от алгебры — непосильная для него задача.
Так вот, мое поведение…
После девятого класса меня даже грозились за «неуд» оставить на второй год. Все лето я отрабатывала на пришкольных грядках, чтобы реабилитироваться. Даже, когда я болела, а весь класс прогулял урок по белорусскому языку, моих родителей вызвали в школу. На мамино возражение о том, что я дома больная лежу, директор ответил : «Значит, организовала!» Уборщица вылезла через окно на козырек над входной дверью школы, чтобы собрать там мусор — я закрыла раму на шпингалет; учителю химии незаметно прожгла какой-то кислотой рабочий халат, когда он шел между рядами; спустила в прорубь портфель со всем содержимым нашего отличника Славки за то, что химию не дал списать и даже подсказать не захотел на контрольной… В общем, борзая была девчонка.
Русский язык и литература были моими любимыми предметами, тут я отдыхала. Василий Иванович иногда, видя мое особо игривое настроение, заходил и вместо «Здравствуйте, дети!», говорил, даже не глядя в мою сторону:»А ты иди погуляй, успокойся!» За что, можно было не спрашивать — на всякий случай. В другой раз, наоборот, он меня делал учителем, а сам усаживался на заднюю парту. Все мои сочинения вывешивал на школьной доске как образец.
Дом, в котором он жил, стоял почему-то прямо в углу школьного двора. Поэтому очень часто к нему заходили ученики то за чистой тетрадкой, то за ручкой, то за линейкой. Выходили оттуда с пирожком или яблоком в руках. Он был своим человеком. Я что-то не помню его не седым. Он застыл в каком-то красивом пожилом возрасте на много школьных лет. Не менялся как-то. То слишком строгий и резкий, то добрейшей души человек, ну настоящий кот Васька. Мы Васькой-то его и называли. У других учителей клички по профессии : кто — циркуль, кто – теорема, а он- вечный кот Васька.
Василий Иванович был нашим классным руководителем, поэтому он с нами общался чаще других учителей. Он наблюдал нас везде: и на других уроках, и на переменах вечно контролировал нас, захаживал к родителям, водил в лес на прогулки — почти второй папа.
В четвертом классе меня зажал под лестницей и поцеловал одноклассник. Василий Иванович отругал и его и меня, объяснив, что рано еще целоваться. Дорастите, мол, хотя бы до восьмого класса. Я запоминала все, что было сказано им, как какую-то догму. Еле додержалась до восьмого, уже в седьмом так хотелось нацеловаться вволю, правда с другим одноклассником, нашим художником Юркой .
Однажды во время большой перемены он, как всегда, повел нас в соседнее деревянное строение, нашу столовую, на обед. Я в тот день была какая-то особо сумасшедшая: носилась с мальчишками из столовой в столовую, бросалась снежками в окна и в учителей, потом уже, сидя за столами, продолжала бросаться жеваным и скатанным в шарики хлебом. Василий Иванович успокоить никак не мог. И, когда вдруг я случайно попала таким мякишем в его тарелку, встал, подошел ко мне, поднял за шкирку и со всего размаху звонко дал мне пощечину!
Я села на место, все заржали, а я, мне казалось, умерла… Сердце из меня выскакивало, никак не могла заплакать. Я встала и вышла, не пообедав, из столовой.
Я же понимала, что не за брызги супа на его лице, он меня за хлеб ударил. Сразу вспомнила, как на классном часе однажды он рассказывал про голод, который переживал еще ребенком.
От родителей я узнала, что был педсовет, и моего родного Василия Ивановича разбирали там по косточкам за непедагогический поступок (его-то! УЧИТЕЛЯ настоящего!). Даже как-то сурово наказали, хотя никто на него не жаловался. Еще бы! Я никому дома и не сказала, стыдно было.
Я не могла весь учебный год отойти от этого шока. Учить язык и литературу я стала еще усерднее. А когда он случайно встречал меня в коридоре одну, всегда быстро, но очень нежно проводил своей мягкой рукой по моей голове…
Никогда в жизни с тех пор я не выкинула куска хлеба в мусорное ведро. Я, кстати, ем очень мало хлеба, черствый превращаю в гренки или кладу в кормушку птицам.
И помню ту пощечину до сих пор на своей правой щеке …
И не могу забыть прикосновение его мягкой ладони …
И очень мне жаль, что живя совсем рядом возле него, спустя два года после того, как его не стало, я узнала об этом …
Учитель! Я Вас люблю и низко Вам кланяюсь.
Никогда не назвала бы кота Васькой …

Инцидент произошел в школе поселка Боровский Тюменской области. По одной из версий, предметника «довели» ученики. 10 октября прокуратура Тюменского района начала проверку, «в ходе которой будет дана правовая оценка действиям учителя и администрации образовательного учреждения».

Кроме того, в школе прошла доследственная проверка.

«Следственными органами Следственного комитета РФ по Тюменской области начата доследственная проверка по сообщению СМИ о том, что в одной из школ поселка Боровский Тюменского района учитель избил учеников девятого класса на уроке ОБЖ. Следователи СК России в настоящий момент выехали в школу, где проверят доводы, изложенные в информации СМИ. По результатам проверки будет принято процессуальное решение», – говорится в сообщении регионального Следственного управления СК РФ.

Как рассказал уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов, поведение учителя признали несовместимым ни с профессиональной этикой, ни с правовой точки зрения. Руководство школы уволило педагога, а родителям и детям принесло извинения.

В то же время немало людей, в том числе ученики и родители, встали на сторону учителя.

«Его очень хорошо характеризуют, что это добрый, интересный учитель. Но мы видим по видеоматериалам, что человек не совладал психологически с ситуацией, находится в состоянии аффекта. Конечно, это непрофессионально, это не обсуждается уже. Его оценку с правовой точки зрения дадут правоохранительные органы. Но для нас очень важно, что физически ни один ребенок не пострадал, что родители сегодня в большинстве своем не требуют крови», – цитирует РИА Новости Андрея Степанова.

Ученики Боровской школы провели акцию в поддержку учителя. Как сообщает информагентство URA.RU, дети организовали соответствующую группу «ВКонтакте», распечатали плакаты с хештегом #ЯмыСадлинский и утром выстроились перед крыльцом школы в красной одежде. Также ученики собирают подписи под петицией с требованием вернуть педагога в школу.

14 октября ситуацию прокомментировал глава Тюменской области Александр Моор. Он констатировал, что в соцсетях развернулась дискуссия о том, имел или не имел право так поступать преподаватель.

«Думаю, если дети говорят, что преподаватель умел устанавливать хорошие отношения с ребятами, доступно объяснял сложные вещи, им можно верить. Но в этой ситуации мы не обсуждаем педагогический талант человека, мы определяем границы допустимого в наших школах. Есть правило, которое никто не имеет право нарушать, — нельзя применять насилие к ребенку! Педагог должен решать свои профессиональные задачи убеждением и влиянием», – говорится в сообщении на официальной странице Александра Моора «Вконтакте».

Глава региона согласился с мнением, что с детьми работать трудно.

«Мир очень серьезно изменился с той поры, когда училось наше поколение. Многие родители не только не поддерживают авторитет школы в глазах ребенка, но и сами становятся источниками агрессии по отношению к преподавателям. Не все педагоги адаптировались к новой реальности», – отметил губернатор.

По его мнению, правильной была бы разработка курса «Как педагогу работать с агрессией в школе».

«Еще нужно подумать над формой поддержки преподавателей, оказавшихся в конфликте. Учитель не должен оставаться один в трудной ситуации. Как минимум, он имеет право на оперативную консультацию конфликтолога, а в сложных случаях, и на прямое участие медиаторов — посредников, помогающих примирению. Уверен, можно было избежать многих инцидентов, если бы преподаватель знал, что делать в кризисной ситуации: на что он, ученик, родитель, администрация школы имеют право, а на что нет, как устанавливать границы в отношениях и разрешать конфликты», – резюмировал Александр Моор.

Источник: учительская газета

Понятие нормы

Понятие нормы существует в любом обществе, вне зависимости от стадии его развития и процветания, экономического успеха и т.д. Понимание нормы необходимо для того, чтобы определять различные отклонения в психическом, физическом и социальном развитии.

Определение 1

Норма – это определенный образец, правило, мера дозволенного (обязательного или допустимого) поведения или деятельности.

По своему содержанию понимание «нормы» включает в себя то, что установлено или сложилось на конкретном этапе развития данного общества. Также под нормой понимают должное поведение, отношения и деятельность.

Таким образом, в общем, норма – это условное обозначение конкретной объективной реальности, общепринятый среднестатистический показатель, который характеризует реальную действительность и при этом не существует в ней.

По-своему норма, это то, чего нет в природе, но к чему стремится каждый. Кроме того, несмотря на то, что норма является общепринятым условным обозначением, довольно часто у каждого свое понимание и восприятие нормы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Понятие нормы и отклонения в педагогике 420 руб.
  • Реферат Понятие нормы и отклонения в педагогике 250 руб.
  • Контрольная работа Понятие нормы и отклонения в педагогике 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В настоящее время в современной педагогике существует проблема определения нормы и ее вариантов. Принято выделять следующие вопросы, касающиеся определения и установления нормы:

  • норма реакции (сенсорной, моторной)
  • норма когнитивной функции (память, мышление, восприятие)
  • норма регуляции
  • норма личности
  • эмоциональная норма
  • нормы половых различий
  • нормы возрастных различий

Таким образом, понятие нормы является относительно постоянным, а его содержание во многом зависит от культуры, меняющейся с течением времени и развитием общества.

В различных науках, занимающихся изучением развития человека (психология, педагогика, медицина и т.д.), свои показатели, характеристики и параметры нормы. Несмотря на это, отклонение от нормы, в рамках любой из наук принято называть аномалией.

Аномалия – (от греч.) отклонение.

Понимание нормы и отклонения необходимо для того, чтобы выделить ту точку отсчета, относительно которой представляется возможность уточнить причины, вызывающие различного рода отклонения, выяснить, как именно они влияют на процесс воспитания, обучения и социализации ребенка. Данная информация в педагогике является ценной, так как на ее основании педагог выстраивает практическую работу с детьми в рамках педагогического процесса.

Отклонения и их причины

Замечание 1

Отклонение от нормы (девиация) – нарушение принятых и сложившихся в социуме норм и правил поведения, деятельности и т.д.

Отклонения принято подразделять на:

  • Положительные: предприимчивость, талант и т.п.
  • Отрицательные: умственная отсталость, недоразвитость и т.п.

Основные причины отклонений:

  1. Физические нарушения развития (недоразвитость органов и систем, болезни, врожденные аномалии и т.д.)
  2. Психические нарушения развития (задержка в развитии, различные виды и типы умственной отсталости, речевые нарушения, либо напротив одаренность, талант в какой-либо сфере деятельности и т.д.).
  3. Педагогические причины – неполучение или недополучение необходимого уровня образования, вызванное невозможностью его получения в силу жизненных обстоятельств (беженцы), либо нежеланием учиться (бродяжничество).
  4. Социальные причины – нарушение общепринятых норм поведения, деятельности, морали (алкоголизм, наркомания, преступность и т.д.).

В настоящее время, отклонения принято делить на четыре основные группы: психические, физические, социальные и педагогические. Группа отклонения зависит от того, какими причинами оно вызвано.

Физические отклонения – связаны с уровнем здоровья человека, отклонение от нормы определяется посредством медицинского обследования (измерение роста, веса, объема и т.д.). Физические отклонения могут быть вызваны наследственными факторами, либо внешними обстоятельствами.

Физические отклонения делятся на:

  • Недуг – затруднения в деятельности
  • Ограниченная возможность – определенные ограничения в деятельности
  • Инвалидность – недееспособность

Дети, имеющие недуг или ограниченные возможности, получают образовательные услуги в индивидуальном порядке (домашнее обучение), либо в рамках инклюзивного обучения.

Отклонения в физическом развитии могут быть связаны с нарушением зрения, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата и т.д.

Психические отклонения — связаны с умственным развитием ребенка, возможными недостатками психики.

К данному виду отклонений относятся: задержка психического развития (ЗПР), различные виды умственной отсталости (олигофрения, идиотия и т.п.), нарушения эмоционально-волевой сферы.

Замечание 2

В особую группу отклонений принято относить детей с различными видами одаренности.

Педагогические отклонения – связаны с достижениями образовательных стандартов, которые определяют уровень образованности человека.

Согласно образовательным стандартам, каждый ребенок должен получить необходимый уровень образования, пройдя ряд ступеней образования, часть из которых является обязательной. Получение образования начинается с дошкольного, далее школьное, послешкольное (по желанию и на выбор ребенка). К послешкольному относятся – ВУЗы, СУЗы и т.д. Согласно действующему на территории России законодательству (ФЗ РФ «Об образовании»), обязательным для получения является общее среднее образование (9 классов общеобразовательной школы). Однако, в настоящее время есть дети, которые не получили данное образование по ряду причин (беженцы, дети из неблагополучных семей и т.п.).

Социальные отклонения — связаны с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей, и при этом, обеспечивается нужный воспитательный эффект.

Пограничная зона между нормой и отклонением имеет очень важное значение в рамках терапевтического аспекта деятельности педагога.

Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я».

Каждый учитель, тем более молодой и начинающий мечтает о классе в школе, в котором будут идеальные ученики, стремящиеся к знаниям не из-под палки, а бегущие на урок с желанием, занимающие призовые места в олимпиадах. Но такое случается очень редко. Чаще всего, в обычной школе в каждом классе очень небольшой процент учеников будут такими, а ещё существует такая категория детей, которые являются социально и педагогически запущенными. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте является неразвитость коммуникативных качеств и свойств личности, трудности в овладении социальными ролями.
Педагогическая запущенность обусловлена недостатками воспитательной работы. Её проявлениями следует труднообучаемость и трудновоспитуемость.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, недостатки в воспитательно-образовательной работе в детском саду. Внутренними причинами являются психофизиологические и личностные особенности ребёнка.

Такие школьники характеризуются неадекватной самооценкой (заниженной или завышенной). У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверены в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно привыкают к новым условиям.

Запущенный ребёнок пытается компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам для того, чтобы привлечь к себе внимание.

Такие дети становятся изгоями в классе, они мешают учиться другим детям, тормозят учебный процесс.

Только настоящий педагог способен исправить эту ситуацию и найти подход к каждому, даже самому плохому ученику. Учитель является не просто предметником, дающим определённые знания своим ученикам, а УЧИТЕЛЕМ в полном смысле этого слова. Он не только даёт знания, но и учит жизни каждого своего ученика.
Основными средствами работы с педагогически запущенными школьниками для учителя будут являться понимание, сочувствие со стороны учителя, снятие напряжения, подтягивание культурно-образовательных возможностей таких детей.

Психолого-педагогическая коррекция — совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики:

А. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:

— познавательные игры;

— создание ситуаций эмоционального переживания;

— создание ситуаций занимательности;

— создание ситуаций опоры на жизненный опыт;

— создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.

Б. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива:

— создание ситуаций личностной и групповой перспективы;

— коллективные игры;

— выработка коллективно-единых требований;

— коллективные соревнования;

— коллективное самообслуживание.

В. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

— уважение;

— педагогическая требовательность;

— убеждение;

— осуждение;

— понимание;

— доверие;

— побуждение;

— сочувствие;

— педагогическое предостережение;

— анализ поступка;

— решение конфликтной ситуации.

Г. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:

— пример, разъяснение;

— ожидание радости;

— снятие напряжения;

— обращение к самолюбию, самоуважению;

— обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;

— требование;

— внушение.

Так как педагогическая запущенность — явление очень сложное, обусловленное множеством различных причин и факторов деятельность педагога по ее преодолению требует специальной работы при обязательном комплексном подходе к решению этой задачи, когда специальные средства, приемы, мероприятия органически вплетаются в систему обучения и воспитания в целом. И, конечно же, в первую очередь необходима работа с семьей по повышению педагогического и культурного уровня родителей, так как именно они являются главной причиной возникновения педагогической запущенности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *