Неврозоподобное заикание

Как проявляется неврозоподобное заикание

Сложность в том, что существует две формы развития дефекта речи. В одном случае дети повторяют звуки и слова, в другом – задержка их проговаривания. Еще одна особенность развития неврозоподобного заикания заключается в волнообразном течение. Дефект речи становится то ярко выраженным, то более умеренным. При этом полного прекращения заикания не происходит. Если не заниматься с ребенком, то болезнь прогрессирует. Параллельно с развитием речевого дефекта ухудшается координация движений.

tablitsa

В дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми лицами остаются практически обычными.

У многих детей с невротической формой заикания, несмотря на благоприятное его течение и глубокую ремиссию, в 7 лет наблюдается рецидив заикания

при поступлении в школу. Рецидиву заикания в это время способствует как увеличение эмоциональной и физической нагрузки, так повышение психической и речевой напряженности.

Резко меняется поведение заикающихся к 10-12-ти годам жизни. В этот период появляется осознавание

своего дефекта речи, боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, обратить внимание посторонних на речевой дефект, не суметь выразить мысль вследствие судорожных запинок и т.д.

Формируется стойкая логофобия

— боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. В таких случаях образуется, когда судорожные запинки в речи обусловливают сильные эмоциональные реакции отрицательного знака, способствующие усилению речевых нарушений.

Подростки начинают испытывать затруднения во время ответов в классе, волнуются при разговоре с незнакомыми лицами. Постепенно увеличивающиеся потребность и необходимость в речевом общении, усложнение взаимоотношений со сверстниками, нарастание требований, предъявляемых к речевой коммуникации в подростковом возрасте, приводят к тому, что для подавляющего большинства заикающихся речь становится источником постоянной психической травматизации. Это в свою очередь вызывает повышенную истощаемость (как психическую, так и собственно речевую), утомляемость и способствует развитию патологических черт характера.

Постепенно одни подростки с невротической формой заикания начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивают речевые контакты (пассивная форма компенсации), другие, напротив, становятся агрессивными, навязчивыми в общении (явление гиперкомпенсации). В школе ситуация осложняется недостаточной степенью знания учебного материала, чувством неуверенности в своих силах, ожиданием неудачи или неприятности, непринятием со стороны соучеников. Все это часто приводит к тому, что подростки просят учителей опрашивать их либо письменно, либо после уроков.

С возрастом логофобия в части случаев приобретает особо значимое место в общей клинической картине невротической формы заикания, носит навязчивый характер и возникает при одной мысли о необходимости речевого общения или при воспоминаниях о речевых неудачах в прошлом. В этом состоянии заикающиеся часто произносят не то, что им хотелось бы сказать, а лишь то, что легче произнести.

Выраженность логофобии может быть непропорциональна тяжести речевых судорог. Нередко при слабом, а иногда едва заметном для окружающих речевом дефекте, страх речи может быть ярко выраженным. Эмоциональная жизнь заикающихся заполняется этими переживаниями.

При особо неблагоприятном течении невротической формы заикания у взрослых нередко формируется сложная клиническая картина, характеризующаяся дисгармоническим развитием личности. У взрослых заикающихся это проявляется в чувстве социальной неполноценности со своеобразной системой суждений, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационном страхе перед речью, который нередко генерализуется, сочетаясь с отказом от речевого общения вообще.

Отличительной особенностью данной группы заикающихся является то, что в спокойном состоянии, при отвлечении внимания от процесса артикуляции (например, при большой заинтересованности темой разговора), а также наедине с собой речь у них осуществляется свободнее, часто совершенно лишена судорожных запинок.

Развитие детей с неврозоподобной формой заикания

Родители начинают обращаться к логопедам после двух лет. Но часто специалисты предлагают подождать до трех лет, поскольку развитие у всех идет индивидуально. Но и в первые годы жизни ребенка есть ряд сигналов, на которые нужно обращать внимание. Он капризный, тяжело засыпает и плохо спит.

Обратить внимание нужно и на отставание физического развития. Если ребенок поздно начал поднимать голову, садится или ползать – это повод обратится к неврологу. Неврозоподобную форму заикания предвосхищает расторможенность, ребенок не понимает, что можно делать, а что нельзя. Таким детям сложно даются точные, скоординированные движения.

Расстройства вегетативной нервной системы можно заметить еще раньше. Если ребенок младше 6 месяцев начинает беспокоится в замкнутом пространстве, в транспорте, то нужно уделить этому внимание и проконсультироваться с врачом.

Диагностика неврозоподобного заикания

Врач обращает внимание на анамнез. Его интересует течение беременности, особенности всех этапов родов, поэтому на приеме должна быть мама, вместе с выписками. Диагностика включает три направления:

  • Невролог уже на ранних осмотрах ребенка в 1 или 2 года замечает задержку психомоторного развития. Врач опрашивает сопровождающего родителя, проводит ряд координаторных проб.
  • Диагностика устрой речи и слухоречевой памяти проводится при помощи специальных упражнений.
  • Органическую патологию выявляют при помощи инструментальных обследований.

В анамнезе у пациентов с органическим заиканием можно выявить ту или иную патологию анте-, пери- или постнатального периода, указания на задержку психомоторного развития в первые 1-2 года жизни. Осмотр невролога выявляет рассеянную резидуальную неврологическую симптоматику, признаки церебрастенического синдрома (повышенная раздражительность, истощаемость, утомляемость), разнообразные нарушения моторики, затруднения при выполнении координаторных проб, неустойчивость в позе Ромберга. Типично слабо развитое чувство ритма и расстройство содружественности движений.

Диагностическое обследование речи включает диагностику устной речи и слухоречевой памяти, диагностику письменной речи у школьников. Для выявления церебральной органической патологии проводятся инструментальные обследования. Рентгенография черепа обычно выявляет признаки гидроцефалии. Эхо-ЭГ — внутричерепную гипертензию. Электроэнцефалография — функциональные нарушения, свидетельствующие о наличии органических изменений; нередко повышенную судорожную готовность. КТ или МРТ головного мозга позволяют исключить внутримозговую опухоль, гематому, кисту, энцефалит, арахноидит, аневризму церебральных сосудов, которые также могут быть причиной развития заикания.

Дифференциальная диагностика

Неврозоподобное заикание как правило имеет невротические симптомы. В свою очередь при невротическом заикании можно наблюдать смазанные признаки органического поражения коры головного мозга. Чтобы разделить эти два понятия врачи исследуют особенности появления речевых нарушений. Имеет значение предшествующее событие и характер появления дефекта речи (сразу или постепенно).

Важно отличать заикание, как отдельную нозологию, о нарушений речи, которые является следствием ряда неврологических заболеваний. Поскольку спектр достаточно большой, без опытного невролога сделать это не удастся.

Механизм заикания:

Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название «заикание» — спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции.

Как отличить неврозоподобную форму заикания от невротической

Первое и основное отличие – это отсутствие значимого фактора, который стал причиной появления речевого дефекта. Кроме того, заикание будет наблюдаться всегда, в любой ситуации, тогда как при невротической форме заикание наблюдается лишь в присутствии других людей, на фоне волнения и тревожности.

Различным является и поведение детей. При неврозоподобной форме ребенок вспыльчивый, он не слушается родителей, практически никогда не сидит на месте. При невротическом заикании малыш – прямая противоположность. Он робкий, обидчивый, тревожный.

Коррекция невротического и неврозоподобного заикания у дошкольников

Иногда до появления заикания дети становятся более раздражительны, двигательно беспокойны, хуже спят, появляется болезненное упрямство, капризы. Иногда до появления заикания, вслед за перенесенной ребенком травмы наблюдается мутизм (от нескольких минут до суток). Ребенок внезапно перестает говорить, на его лице нередко «застывает» выражение страха. Дети начинают бояться речи. Темп речи быстрый. Но в состоянии эмоционального комфорта речь свободна от судорожных запинок. Звукопроизношения у детей с невротической формой заикания либо не имеет нарушений, либо носит черты функциональной дислалии. Движения рук и ног у детей с невротическим заиканием хорошо координированы. Жесты и мимика эмоционально окрашены. Наблюдается повышенная утомляемость. Эти дети любят двигаться под музыку с речью вслух. В дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение ребенка.

У многих детей с невротической формой наблюдается речедив заикания

в 7 лет, при поступлении в школу. Наблюдается повышение психической и речевой нагрузки, увеличение эмоциональной и физической напряженности. Резко меняется поведение заикающихся к 10 – 12 годам жизни ребенка. Дети осознают свой дефект речи, боятся произвести неблагоприятное впечатление на собеседника. Формируется стойкая
логофобия
– боязнь речевого общения, ожидание речевых неудач. Дети начинают избегать речевых нагрузок, резко ограничивает речевые контакты. С возрастом логофобия в части случаев приобретает значимое место в общей клинической картине невротической формы заикания.

Вывод. Таким образом, для невротической формы заикания характерны следующие особенности:

Заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет;

Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения;

Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая и хроническая травматизация);

Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния, заикающегося при общении;

Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, условия эмоционального комфорта и т.п.);

3.Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии

Неврозоподобная форма заикания чаще всего начинается у детей в возрасте 3 – 4 года постепенно, без видимых причин.

При неврозоподобной форме заикания в анамнезе отмечаются тяжелые токсикозы беременности с явлениями угрожающего выкидыша, асфиксия в родах и пр.

В грудном возрасте дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Их физическое развитие ниже возрастной нормы. Движения отличаются моторной неловкостью. Дети расторможены, возбудимы. Первые слова нередко появляются к 1,5 годам, фразовая речь формируется к 3 годам. Развернутые фразы лишь к 4 годам. Медленно идет накопление словаря, нарушение произношения многих звуков заикание протекает волнообразно, то смягчаясь, то утяжеляясь при этом заикание типична эмболофразия. Мышечный тонус при этой форме заикания неустойчивый, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений. Речь в целом развивается патологически. Для заикающихся этой группы характерны трудности адаптации к внешним условиям.

Причины заикания

На данный момент выделяется две групп факторов, обусловливающих развитие заикания у взрослых и детей:

предрасполагающие:

  • поражение головного мозга под воздействием различных вредных факторов: асфиксия, внутриутробная и родовая травмы, травматические, инфекционные, обменно-трофические нарушения в результате детских заболеваний;
  • невропатическая отягощенность родителей: инфекционные, нервные, соматические заболевания, которые ослабляют или дезорганизуют работу центральной нервной системы;
  • невропатические особенности ребенка: энурез, ночные страхи, эмоциональная напряженность, повышенная раздражительность;
  • наследственная отягощенность;

неблагоприятные условия:

  • возрастные особенности функционирования головного мозга;
  • физическая ослабленность ребенка;
  • ускоренное развитие речи, когда ее познавательная, регулирующая и коммуникативная функции быстро развиваются под действием общения со взрослыми;
  • недостаточное развитие моторики, мимико-артикуляторных движений, чувства ритма;
  • скрытая психическая ущемленность, высокая реактивность по причине нарушения отношения с окружающими;
  • недостаточный объем эмоционально-положительных контактов взрослых и ребенка.

К группе неблагоприятных причин относят:

  • анатомо-физиологические: травмы головного мозга, органические нарушения мозга, истощение нервной системы;
  • социальные и психические: кратковременная психическая травма (испуг, страх), длящаяся психическая травма (неправильное семейное воспитание), неправильное формирование речи в детском возрасте, перегрузка маленьких детей сложным речевым материалом, подражание заикающемуся человеку, переучивание леворукости.

Диагностический комплекс методик, методы и способы логопедической диагностики

Для выявления дефектов речи и локализации судорог в артикуляционном аппарате логопед предлагает заикающемуся выполнить ряд действий:

  • описать, что находится на картинках,
  • пересказать рассказ, прочитанный вслух,
  • повторить фразы разной сложности,
  • рассказать стих.

Далее логопед выявляет зависимость между судорогами и тембром речи. Для этого пациенту нужно произнести фразу шепотом, затем обычным голосом и громко. В процессе обследования логопед наблюдает, если ли у пациента другие дефекты речи и нарушение моторной функции.

Схема обследования речи заикающегося

При оценке речи логопед учитывает темп и внятность произношения. Для этого проверяются все отделы артикуляционного аппарата: язык, небо, зубы, губы и челюсти.

Обследование начинается с проверки произношения отдельных звуков в слогах, словам и предложениях. Врач показывает картинки с предметами, в которых встречаются исследуемые звуки. На основе услышанного фиксируется каждый дефект: пропуск, замена, искажение, смешение.

Для оценки качества произношения ребенком сложных слов, логопед просит повторить предложение, в котором встречаются сложные сочетания.

На основе исследования интонации голоса логопед определяет, умеет ли заикающийся понижать и повышать голос, когда нужно или выразить восклицание. Помимо этого определяется умение делать логическое ударение и координировать речевое дыхание. Для этого логопед просит пациента прочитать стихотворение.

Скачать схему обследования ребенка с заиканием

Сравнение видов по типу судорог

В таблице ниже приведены основные характеристики каждого типа заикания:

Характеристика
Типы заикания
Клоническое Тоническое Тонико-клоническое
Общее определение Заикание клонического типа возникает в результате клонических судорог мышц речевого аппарата, что сопровождается непроизвольным ритмичным и многократным мышечным сокращением. Тоническое заикание у ребенка и взрослого спровоцировано продолжительным напряжением речевых мышц, так называемыми тоническими судорогами. При этом в таком состоянии могут находиться и другие группы мышц, чаще всего дыхательные. Заикание тоно-клонического типа — смешанный тип, характерный для большинства заикающихся людей. В зависимости от ситуации и возраста возможно преобладание какого-то одного типа судорог.
Симптомы
  1. Многократное повторение отдельных звуков, слогов или целых слов, обычно заикание у ребенка или взрослого приходится на начало слова, первого слога или предложения, например то-то-то-тополь и т.д.
  2. Повторение звука больше двух раз характерно для начальной стадии заикания.
  3. Формируется укороченный выдох.
  4. Смягчение проявлений во время разговора шепотом, либо при пении.
  5. Появление сопутствующих движений, таких как наклоны головы, закрывание глаз, переступание с ноги на ногу.
  1. Возникает при попытке начать разговор.
  2. Продолжительные паузы при разговоре.
  3. Напряженное произношение определенного звука.
  4. Судорожное заикание и затянутое озвучивание согласных у детей и взрослых, например т-тополь, к-колесо.
  5. Растягивание гласных звуков.
  6. Мышцы лица и шеи заметно напрягаются.
  7. Недостаток воздуха, вследствие продолжительного спазмирования дыхательных мышц, длительностью до нескольких секунд.
  8. Сопутствующие движения проявляются в виде сжимания кулаков, откидывания головы.
  1. Поочередное проявление симптоматики клонического и тонического типа.
  2. Возможно одновременное повторение слогов и слов с длительными задержками и паузами.
Причины возникновения
  1. Генетическая предрасположенность – около 20% случаев заикания имеют наследственный характер.
  2. Повышенные стрессовые и эмоциональные нагрузки, например сильный испуг, страхи, а также постоянные семейные конфликты. Заикание, спровоцированное нервным потрясением, обычно, проходит к подростковому возрасту самостоятельно в 80% случаев.
  3. Органическое поражение ЦНС в грудном возрасте, либо при тяжелых родах, сопровождающихся травмой головы и шеи младенца.
  4. Повышенная речевая нагрузка в дошкольном возрасте. Усиленные занятия по развитию речи, которые не соответствуют возрасту ребенка, особенно при разучивании длинных стихов и преподавании иностранного языка без специальной методики.
  5. Некоторые специфические инфекционно-воспалительные заболевания могу спровоцировать появление речевых судорог, такие как скарлатина, корь, дифтерия и коклюш.
  1. Острые и хронические стрессовые нагрузки. К острым относятся: внезапное сильное потрясение, либо приступы гнева, хронические представляют собой длительную разлуку с близкими или постоянные конфликтные ситуации дома и вне его.
  2. Тонический тип может быть следствием заикания клонического типа.
  3. Наследственный фактор обусловлен предрасположенностью ребенка, если кто-то из родственников имеет данное отклонение.
  4. Черепно-мозговые травмы в детском возрасте.
  5. Неблагоприятный речевой климат дома. Это могут быть повышенные требования к развитию речи ребенка, а также наличие двух языков в семье.
Данный тип заикания может быть спровоцирован любыми причинами, приводящими к клоническим судорогам речевой мускулатуры или тоническим.
В каком возрасте проявляется
  1. Появление клоно-тонического заикания характерно для возраста от двух до шести лет. Это связано с активным развитием речи на фоне неокрепшей нервной системы, а также слабой слуходвигательной. Организм наиболее подвержен неблагоприятным внешним воздействиям в этом возрасте.
  2. Возможно позднее проявление клонического заикания в 7 лет, связанное с поступлением в школу.
  3. Подростковый период 15-17 лет, что связанно с гормональной и психологической нагрузкой.
Основное проявление заболевания встречается в период 4-5 лет. Однако при негативном воздействии внешних факторов заикание данного типа может проявиться в любом возрасте. Первое проявление может возникать в возрасте трех лет. Наиболее часто встречается в 4-6 лет. Возможно проявление в подростковом периоде 15-17 лет.

Подробнее о формах заикания расскажет видео:

Патогенез и механизмы развития

Чаще всего заикание неврозоподобного характера появляется без наличия видимых причин на 3 или 4 году жизни ребенка, развивается постепенно.

Этапы протекания:

  1. 1 , 6 месяцев , заикание волнообразное, периоды без нарушений сокращаются, ребенок позже начинает ползать, держаться на ногах и ходить.
  2. От 1 года , появляются сопутствующие симптомы – обильные движения, сорные звуки, слова, ужимки и уловки (эмболофразия).
  3. 1 , 2 года – начинает говорить первые слова, речевой дефект приобретает форму монотонности и стабильности (закрепляется).
  4. Далее, к 3 -3,5 годам ребенок начинает формировать первые фразы, появляется нарушение мелкой и крупной моторики разной степени – недостаточная координация и подвижность речевого аппарата, нарушение координации ног и рук.

Кроме того, уже в первый год жизни ребенок проявляет беспокойство, кричит без причины, плохо спит днем, просыпается ночью. Возможно отставание и в физическом развитии (часто отмечается нижняя граница нормы).

Поведение – расторможенность, эмоциональная нестабильность, повышенная возбудимость, ориентир на мать. Ребенок часто капризничает, не переносит жару, духоту, в транспорте его сильно укачивает.

На занятиях в детском саду и при любой физической нагрузке работоспособность низкая, малыш быстро утомляется, внимание истощается в течение 15 мин. Может возникнуть церебрастический синдром – раздражительность, вспыльчивость, отказ выполнять правила и просьбы, с дисциплиной возникают проблемы

Может возникнуть церебрастический синдром – раздражительность, вспыльчивость, отказ выполнять правила и просьбы, с дисциплиной возникают проблемы.

Отмечается появление гиперкинетического синдрома , не запоминает последовательность движений, движения рук и ног несоразмерные, напряженные, резкие. Музыкальный слух плохо развит , темп и ритм не держит в памяти.

Речевые нарушения – трудности в произношении звуков, словарный запас низкий, грамматический строй речи нарушается, появляются трудности в формировании и воспроизведении целой фразы.

К каким врачам обращаться при подозрении на логоневроз у взрослых и детей?

Наиболее распространенными причинами заикания являются наследственная предрасположенность, психические потрясения и нарушения в работе ЦНС. Заикание во взрослом возрасте чаще всего возникает из-за невылеченного дефекта в детстве.

Нарушение речевой функции требует постановки диагноза на ранней стадии развитии. Для этого осуществляется сбор анамнеза и назначается комплексное обследование.

Диагностика заикания производится логопедом, психологом и неврологом. Логопед изучает анамнез и использует различные методики, позволяющие выявить дефекты речи, для определения степени тяжести заикания.

Психолого-педагогическое обследование необходимо для оценки психоэмоционального состояния заикающегося ребенка. Таким образом он выявляет причины, которые стали причиной возникновения расстройства.

На основе полученных данных психолог составляет восстановительную программу с учетом рекомендаций от других специалистов. Программа может включать индивидуальные и групповые занятия, аутогенные тренировки и сеансы суггестивной терапии.

Для оценки причин заикания необходимо посетить невролога. Он проводит ряд исследований для определения формы заикания.

Отклонения в работе головного мозга и ЦНС свидетельствуют об органической форме. При отсутствии патологий врач диагностирует невротическое заикание.

При появлении первых признаков заикания у взрослых следует пройти комплексное обследование у вышеуказанных специалистов. Чаще всего причиной расстройства становится длительное психоэмоциональное перенапряжение или сильное нервное потрясение.

Какие еще специалисты могут потребоваться для консультаций?

Для точной диагностики и дифференциации схожих патологий нужно пройти обследование у педиатра/ терапевта.

При первичном обращении врач соберет анамнез (предрасположенность к заболеванию, первое выявление нарушений и реакция заикающегося на них). Данные нужны для определения степени тяжести болезни.

Для уточнения причин возникновения патологии назначают аппаратные обследования (МРТ, КТ, ЭЭГ, РЭГ). После прохождения обследования назначают комплексную терапию.

Как проявляется и с чего начинать

По своим проявлениям заикание очень неоднородно. Существует много разных форм данной патологии, что также свидетельствует о сложности ее происхождения. Кроме нарушения речевой функции, у больных также отмечается общее напряжение мышечного аппарата, двигательное беспокойство или, наоборот, скованность и некоторая угловатость.

У заик также имеются и психологические особенности, например, излишняя застенчивость, боязнь «говорить», повышенная раздражительность и тревожность, угнетенность. С возрастом переживания пациента по поводу своей речи усиливаются, что приводит к новым психологическим проблемам и усилению речевого расстройства.

Практически все заболевания, независимо от их природы, легче вылечить на ранних стадиях. Если говорить о заикании, то здесь это правило наиболее актуально. Чем раньше начать коррекцию этой патологии, тем меньше времени потребуется на ее устранение. В некоторых случаях вернуть речи правильный темп и плавность можно уже за две недели, но это только в том случае, если лечение будет своевременным и комплексным.

Борьбу с заиканием следует начинать с визита к невропатологу. Он оценит работу ЦНС и определит причину речевой дисфункции. Если серьезных сбоев врач не обнаружит, то пациент будет направлен к логопеду. Но в большинстве случаев лечение бывает более сложным, когда работу с пациентом ведут несколько специалистов сразу:

  • невропатолог осуществляет медикаментозное лечение центральной и периферической нервной системы;
  • рефлексотерапевт поможет избавиться от мышечных зажимов в области шеи, живота и плечевого пояса;
  • психолог поможет выявить психотравмирующую ситуацию, поможет справиться с ней и научит противостоять подобным проблемам в будущем;
  • логопед научит различать и правильно произносить звуки, контролировать темп и скорость речи.

Сегодня в арсенале логопедов есть большое количество методов для борьбы с заиканием. К ним относятся артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, упражнения на дыхание, режим молчания и так далее. Но все эти методики работают только в том случае, если пациент пройдет курс лечения у невропатолога или сеанс психотерапии (в зависимости от вида и причин заикания).

Диагностика

Если определенные симптомы в виде нарушения ритма речи, трудностей и запинок в начале фразы или слова, наличие побочных движений при разговоре, не проходят в течение 3 месяцев, то необходима консультация логопеда и невролога.

Для начала выявляют основные симптомы заболевания:

  • нарушение правильности речи, появление в разговоре обрывков фраз или слов, повторение звуков, слогов или целого слова, растягивание гласных,
  • появление напряжения мышц лица и шеи при разговоре.

С целью исключения заикания из-за подражания взрослому человек, совместно проживающему с ребенком, проводят беседы с родителями. Невролог выясняет особенности протекания беременности и родов у матери ребенка.

После этого назначаются дополнительные методы обследования:

  • МРТ и ЭЭГ, чтобы выяснить наличие или отсутствие органических изменений в головном мозге,
  • анализ крови и спинномозговой жидкости с выявлением возбудителя при подозрении на нейроинфекционные заболевания.

Факторы предрасположенности к заиканию

Дети, страдающие логоневрозом, становятся забитыми и неуверенными в себе, им очень мешает заикание. Причины, по которым оно возникло, очень важны. Но развитие заболевания можно предупредить, так как существуют факторы риска, которые указывают на возможное развитие заикания:

  1. Плаксивость и раздражительность. Указывает на неустойчивость детской нервной системы.
  2. Речь развилась рано.
  3. Ребенок начал поздно говорить.
  4. Чрезмерная строгость и повышенные требования. Авторитарное отношение родителей к детям может вызвать психологические причины заикания.
  5. Привычка разговаривать неправильно.
  6. Подражательство. Копирование заикания за другими детьми или близкими людьми.
  7. Двуязычность. Изучение сразу двух языков дает очень большую нагрузку на нервную систему.
  8. Мужской пол.
  9. Леворукость.
  10. Слабое здоровье. Частые инфекционные заболевания, аллергии и прочие патологии «выделяют» ребенка среди сверстников, родители часто одергивают и что-то запрещают. Развиваются комплексы и неуверенность в себе.
  11. Тяжелая беременность или роды.
  12. Наследственность.

Ребенок, страдающий логоневрозом, обычно очень стесняется своего недостатка, поэтому родители обязаны знать или хотя бы поинтересоваться, как вылечить заикание. Малышу сложно общаться со сверстниками, он испытывает дискомфорт и зажатость на любых выступлениях. Дети с заиканием очень замкнуты в себе, они чувствуют, что отличаются от других. Над ними могут издеваться, подшучивать, торопить или не воспринимать всерьез. Все это может привести к развитию логофобии в подростковом возрасте. Чтобы этого не произошло, нужно искать причины дефекта. Их определение поможет специалисту назначить рациональную терапию. Не стоит забывать, что лечение заикания в домашних условиях и постоянная работа над собой и своей речью дают хорошие результаты.

Определение речевого невроза

Невротическое заикание — нарушение речи, которое было получено в результате психологической травмы. Отличие этой формы недуга в том, что она наблюдается чаще у людей, которые поддаются внушению, имеют нестабильную психику, а также у всех детей, потому как у них нервная система еще не до конца сформирована.

К несчастью, любая личность, получившая психологическую травму, может начать заикаться. Однако люди, находящиеся в группе риска, имеют больше шансов приобрести заболевание.

Группа риска

Группу, подверженную наибольшему риску обретения невротического заикания составляют взрослые люди, страдающие от невроза, ограниченные в развитии. К такому типу можно отнести особ безграмотных, с недоразвитой или плохо сформированной речью, все несовершеннолетние, взрослые, которые заикаются или страдали от этой проблемы раньше.

Входят в зону риска и люди, речь которых характеризуется определенными отклонениями от нормы или индивиды с ограниченным лексиконом, а также личности со слабой памятью или неспособные сосредоточиться на деле.

Формы и характерные черты

Невротическая форма заикания характеризуется так: при самом малом напряжении или усталости заикание усиливается. Расстройство может протекать как в легкой форме, так и в тяжелой. В первом случае заикание можно легко вылечить. Постепенно болезнь прогрессирует, ослабления не наблюдается, а нарушения речи становятся всё тяжелее.

Малыши с отставаниями в развитии приблизительно с 6 лет страдают от уменьшения разговорной активности. Проблема проявляется при общении с незнакомыми людьми или в условиях попадания в новый коллектив. Она выражается в частоте рецидивов заболевания и тяжести его течения.

Клиническая картина

Первыми признаками заикания могут быть неуверенность речи, нарушение плавности, частые повторы слов. Данные нарушения сопровождаются видимым напряжением при произношении, расстраивают говорящего. В результате осознания своего дефекта пациенты могут отказываться говорить. Пик развития заикания отмечается в юношестве, после 30 лет ослабевает.

Клинические проявления — повторы звуков/слогов, эпизоды молчания, растягивание звуков. Часто заикание сопровождается тревогой, лицевым тиком, возможно избегающее поведение.

Некоторые пациенты, пытаясь не допустить заикания, намеренно понижают тон речи, говорят медленно, нараспев. В 70% случаев может развиться страх речи (логофобия). Заикание усиливается в ситуациях, связанных с повышенным вниманием, волнением, ослабевает в покое.

Роль психотерапии

Несмотря на то, что заикание является патологией речевой, ее лечением у взрослых очень часто занимаются не логопеды, а психотерапевты, тогда как при работе с детьми психотерапевтические приемы бывают малоэффективными.

Опытные врачи неврологи часто в своей практике сталкиваются с пациентами, которые умеют правильно говорить, но из-за каких-то внутренних страхов и проблем попросту боятся этого. Есть масса примеров, когда музыканты, играющие на духовых инструментах, заикаются . Стоит ли говорить о том, что им нужно тренировать дыхание? А заикающиеся певцы должны ли тренировать голос и артикуляционный аппарат? Разумеется, в этих упражнениях нет ничего плохого, они будут полезны каждому человеку, но сыграют ли они решающую роль в коррекции такого речевого дефекта, как заикание?

В некоторых случаях человек после подобных занятий действительно начинает говорить правильно, но здесь, скорее всего, сказывается самовнушение и вера взрослого человека в специалистов. То есть, он пришел к уважаемому человеку, все делал правильно, а значит, заговорит. Именно поэтому при коррекционной работе с детьми эти методы сами по себе не срабатывают.

Одним из наиболее действенных методов психотерапевтического воздействия является гипноз. Но специалисты могут использовать и другие коррекционные методы. Выбор конкретной методики во многом зависит от выявленных причин. После того как заика избавится от своих страхов, внутренних комплексов, неуверенности и других психологических проблем, он может достаточно быстро восстановить свою речь и не вспоминать о недуге до конца своей жизни.

Характеристика по этиологическому признаку (причинам возникновения)

Патологию также различают по причине её возникновения. По этиологическому признаку различают следующие виды заикания: невротическое и неврозоподобное.

Сравнительная характеристика невротической и неврозоподобной форм заикания представлена в таблице:

Вид патологии Причины Симптомы
Невротическое Болеют взрослые и дети. Источник заболевания — негативный психологический фактор, испуг или стресс, который пережил человек в детстве. Но не все люди, пережив негативный опыт становятся заиками. Виною всему генетическая предрасположенность. У таких пациентов наблюдается повышенная судорожная готовность речевого центра и мускулатурный и нервный тонус. Ребёнок может начать заикаться под влиянием постоянного стресса, например, при неблагоприятной обстановке в семье. По степени тяжести может быть лёгким, средним и тяжёлым. По течению оно бывает постоянным и независящим от внешних обстоятельств, волнообразным и рецидивирующим. То есть периоды болезни могут усиливаться или ослабляться или вовсе прекращаться на некоторое время и возвращаться вновь. Заикание напрямую зависит от эмоционального состояния человека. Так, если он находится среди близких и в спокойной обстановке, то клинические признаки могут отсутствовать. И, наоборот, в обществе или в незнакомой обстановке клиника заикания может показать себя во всей красе и мешать пациенту взаимодействовать с обществом.
Неврозоподобное Источник болезни — органическое поражение мозга и функциональное изменение ЦНС. Эти поражения возникают обычно в период внутриутробного развития плода. Влияет на формирование патологии родовая травма или инфекционные болезни.

К предрасполагающим факторам развития изменений в головном мозге ребёнка, относят:

  1. Инфекционные заболевания родителей.
  2. Психические расстройства родителей.
  3. Осложнения беременности.
    Приём медицинских препаратов во время вынашивания ребёнка, которые противопоказаны к этому.
  4. Алкоголизм и наркомания родителей.
Симптоматика патологии формируется и проявляется во время активного формирования речи. Проявления болезни не зависят от психоэмоционального состояния пациента и носят постоянный характер. Для этого вида заиканий характерны судороги в артикуляционном аппарате: языке, небе и губах. Речь больного монотонная и невыразительная. У детей может наблюдаться общее недоразвитие речи. Клинические признаки заикания возрастают при повышенной речевой нагрузке или после перенесённых инфекционных заболевания. В переходном возрасте у ребёнка симптоматика может усиливаться. Появляется боязнь разговаривать с посторонними людьми. Усиливается тревожность. Патология в основном носит волнообразный характер. Зависит от психологического и физического состояния.

Как происходит диагностика проблемы?

При заикании, любых речевых нарушениях необходимо, прежде всего, обратиться к логопеду, детскому психологу и психоневрологу.

Если ребенок посещает детский сад, то воспитатели и логопеды рекомендуют после 3 лет обратиться за помощью к специалистам психолого-медико-психологической комиссии (ПМПК), которая работает в любом городе и районе.

Здесь проходит комплексная диагностика ребенка логопедом, дефектологом, психоневрологом и психологом. Консилиум ставит речевой диагноз, дает направление на дополнительную диагностику (при необходимости уточнения диагноза), определяет коррекционную программу развития ребенка (специальные логопедические группы).

Логопедическое обследование позволяет обнаружить патологии строения речевого аппарата:

  • недостаточная подвижность языка, губ;
  • нарушения координации артикуляционных движений;
  • исследуется тонус мышц языка;
  • отмечается повышенная саливация (слюноотделение) в процессе произношения и покое.

Также логопед исследует темп речи, модуляцию голоса и речевое дыхание.

Психологическое обследование диагностирует:

эмоционально-волевую сферу;
уровень психических процессов (память, внимание);
устанавливается соответствие возрастным нормам уровня мышления (как известно, речь и мышление взаимосвязаны);
ребенок проходит тесты на работоспособность, утомляемость.

При неврологическом осмотре врач изучает анамнез, выписку из истории протекания беременности и родов, анализирует сопутствующие заболевания.

Течение заболевания

Аномалия может протекать в 2-х формах:

  • прогредиентной;
  • рецидивирующей.

Прогредиентное течение характеризуется легкой симптоматикой. Заикание наблюдается редко. При смене психологической обстановки в лучшую сторону у пациентов наблюдается затухание основных симптомов нервного расстройства, что способствует улучшению речи. При положительном течении у заикающихся речь нормальная, без остановок, когда пациент заинтересован в теме разговора, чувствует себя комфортно и раскованно. Форма заболевания хорошо поддается лечению.

Рецидивирующее протекание болезни у взрослых отличается осложненной клинической картиной, сопровождающейся дисгармоническим формированием личности. У пациентов формируется своеобразная схема суждения и восприятия себя в обществе. Со временем больные замыкаются в себе, у них прогрессируют ОКР и различные фобические расстройства. Эффективность медикаментозно-педагогического лечения низкая.

Невротическое заболевание спровоцировано стрессом. Формируется устойчивая деструкция речи при неблагоприятных психологических факторах для личности. Симптомы могут выражаться явно или затухая и рецидивируя. Наблюдается у эмоциональных личностей, малоустойчивых к стрессу. Формируется патология в возрасте 2–6 лет. Имеет благоприятный и неблагоприятный виды течения. При прогредиентной (благоприятной) форме симптомы уходят полностью при улучшении психогенной ситуации до благополучной для личности. При неблагоприятной картина состояния ухудшается, обрастает дополнительной симптоматикой невротических расстройств.

Сопутствующие проявления

У детей наблюдаются многие другие симптомы, например, им сложно делать что-то так же быстро и ловко, как сверстники, поэтому они могут чаще что-то ронять, падать «на ровном месте», неряшливо одеваться и мучительно долго завязывать шнурки.

В целом движения скованные и однообразные, мелкая моторика выражена недостаточно. Могут наблюдаться признаки дислексии (сложности с освоением чтения), дисграфии (проблемы с письмом), синкинезия (невроизвольные мышечные сокращения).

Изменения заметны даже в характере и поведении – ребенок может быть в целом медлительным, «тяжелым на подъем», импульсивным. Он быстро возбуждается, но быстро устает и начинает раздражаться. Плохо развито чувство ритма, нарушена слаженность движений. При углублении в историю болезни обычно выясняется, что ребенок развивался медленнее сверстников уже в первые два года своей жизни.

Для органической формы заикания характерно постоянство нарушений речи – ребенок испытывает одинаковые сложности с произношением как дома, в спокойной обстановке, так и среди новых людей, в незнакомом месте. Усиление симптомов происходит только в связи с необходимостью много говорить и общим возбуждением.

Причины

Органическое заикание бывает обусловлено болезнью родителей – шизофренией, биполярным расстройством, сифилисом, туберкулезом. Частая причина – курение и употребление наркотиков матерью, а также работа на вредном производстве и прием запрещенных при беременности медикаментов.

Но заболевание может возникнуть и у ребенка благополучных, здоровых родителей – вследствие тяжелого позднего токсикоза, внутриутробных инфекций и гипоксии, внутричерепной травмы и асфиксии при родах, и других осложнений беременности и родов.

Не последнюю роль в возникновении нарушений речи играет фактор генетической предрасположенности – если один из родителей, бабушка или дедушка заикаются, у ребенка есть шанс «унаследовать» их дефект.

Коррекция заикания у детей

В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося.

Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур (водолечения, физиотерапии, массажа,ЛФК), рациональной и суггестивной психотерапии.

Собственно логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно. На подготовительном этапе создается щадящий режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается речевая активность, демонстрируются образцы правильной речи.

На тренировочном этапе проводится работа по овладению детьми различными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и др. На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры). В конце этого этапа занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, общественные места, где дети закрепляют навыки свободной речи. На финальном этапе проводится автоматизация навыков правильной речи и поведения в различных речевых ситуациях и видах деятельности.

Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.

Лечение

Диагностика включает в себя тестирование устной речи, памяти, а также письма у детей школьного возраста. Важно включить в диагностический план рентген черепа, электроэнцефалографию, МРТ. Инструментальные обследования позволят выявить энцефалит, кисту, гематому, опухоль, аневризму, гипертензию, гидроцефалию и другие органические причины заикания.

У детей младшего возраста лечение осложнено не осознанием речевого дефекта и, соответственно, отсутствием желания от него избавиться. Эмоционально-волевая сфера еще не созрела, и для того, чтобы заниматься с врачом и осознанно работать над речью, ребенку нужно повзрослеть. Но какие-то шаги к выздоровлению делать нужно. И в первую очередь – по возможности устранить или ослабить последствия органических нарушений центральной нервной системы.

Органические нарушения речи лечат три специалиста – невролог, психолог и логопед. Невролог назначает ноотропы, улучшающие деятельность головного мозга, а также витамины и лекарства, способствующие налаживанию метаболизма. Если заболеванию сопутствует высокое внутричерепное давление, для его нормализации могут быть назначены мочегонные лекарственные средства. Реже применяются гомеопатические препараты.

Занятия с логопедом помогают корректировать дислалию и дизартрию, логопед учит ребенка правильному произношению, делает массаж лица и головы. Психолог работает с психомоторными функциями. Работа с психотерапевтом необходима лишь при смешанном заикании – невроподобном с невротическими симптомами. Эффективны такие методы, как психокоррекция, арт-терапия, когнитивная, семейная и групповая терапия. Также подростку могут быть назначены успокаивающие травы и таблетки. А в серьезных случаях с наложением депрессии – антидепрессанты.

Полезен логопедический массаж – комплекс массажных движений для расслабления артикуляционного аппарата. Логопеды применяют эти техники перед работой над произношением. Посмотрите видеозапись логопедического массажа и научитесь делать его для своего ребенка.

С органической формой заикания можно и нужно бороться, ведь от правильной речи зависит, как сложится жизнь пока еще малыша, но уже скоро – школьника, подростка, юноши и взрослого человека. Какими бы ни были причины заикания, комплекс лечебных мероприятий и внимательный подход изменят ситуацию к лучшему.

Коррекционное или терапевтическое воздействие

Полностью вылечить неврозоподобное заикание не получается, но можно значительно сгладить его проявления. Для этого потребуется комплексная работа невролога, логопеда и психолога.

  1. Медикаментозное лечение включает использование ноотропов, метаболических и рассасывающих препаратов. Дополнительно используются лекарственные средства для уменьшения внутричерепного давления.
  2. Занятия с логопедом способствуют постепенному уменьшению речевого дефекта.
  3. Занятия с психологом нужны для лучшей адаптации и стимулированию психомоторного развития.

Заключение

Неврозоподобное заикание – это сложное заболевание, в основе которого лежит органическое поражение головного мозга. Потребуется длительная коррекционная и восстановительная терапия, чтобы свести его проявления к минимуму. Поэтому с появлением первым симптомов важно не затягивать с обращением к врачу.

Независимый сайт о заикании

Во многих источниках заикание подразделяют на невротическое, неврозоподобное и смешанное. На представленных ниже таблицах дается относительная характеристика каждого вида заикания.

Таблица 1

Клиническая характеристика разных форм заикания

Невротическое заикание Неврозоподобное заикание Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями
Речевая активность Резко снижена Как правило, повышена Высокая до появления невротических наслоений, затем падает
Локализация судорог Преимущественно дыхательно-вокальные Преимущественно в артикуляционном аппарате Во всех группах мышц, связанных с речью
Темп речи Различный Тахилалия Тахилалия
Звукопроизношение Без особенностей Часто дислалия, иногда дизартрия Различное
Выразительность речи Различная Речь невыразительная, монотонная, глуховатая Как и при неврозоподобном заикании
Психомоторика (включая логомоторику) Без выраженных особенностей Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений Различная, но часто похожая на ту, что бывает при неврозоподобном заикании
Раздувание крыльев носа во время речи (симптом Фрешельса) Типичен Непостоянен Непостоянен
Сопутствующие движения Часты. Характер их изменчив Очень часты. Стереотипны Постоянны и чаще всего однообразны
Фиксация на трудных звуках Выражена Слабее, чем при невротическом заикании Более или менее выражена
Течение заикания Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное
Дислексия, дисграфия, дискалькулия Редки Часты Часты
Целенаправленность в преодолении речевых нарушений Обычно высокая, порой чрезмерная Резко снижена Недостаточна

Таблица 2

Некоторые показатели психического и физического развития лиц с разными типами заикания

Показатели Невротическое заикание Неврозоподобное заикание Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями
Психомоторное развитие в первые два года жизни Различное, порой ускоренное С задержкой С задержкой
Психомоторное развитие в 3-4-летнем возрасте Различное, нередко ускоренное С задержкой С задержкой
Развитие навыков самообслуживания Без заметных отклонений С задержкой С задержкой
Леворукость Как в популяции Часта Часта
Речевая патология у близких родственников Редка Часта Часта
Сроки и обстоятельства появления заикания После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрасте В период становления речи Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте)

Таблица 3

Влияние некоторых социальных, психических и соматических факторов на характер проявления разных видов заикания

Факторы Невротическое заикание Неврозоподобное заикание Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями
Страх речи Обязательно для логофобического заикания Нет. Заикание возрастает вследствие психомоторного возбуждения Как при неврозоподобном заикании, затем присоединяются тревога и страх речи в присутствии незнакомых людей
Усиленная фиксация на речи Типична Нет Встречается часто
Влияние психотравмирующей ситуации Резко ухудшает речь Влияет мало Влияет периодически
Неожиданная смена ситуации Резко ухудшает речь Не имеет большого значения Ухудшает речь
Соматическое заболевание Не влияет на речь Усиливает заикание Усиливает заикание
Большая речевая нагрузка Ухудшает речь в зависимости от психотравмирующей ситуации Усиливает заикание Усиливает заикание
Органическое поражение головного мозга Существенно не ухудшает заикание Резко усиливает заикание Усиливает заикание
Физическая ослабленность Не влияет на заикание Резко усиливает заикание Усиливает заикание
Эмоционально-волевая незрелость Существенно не влияет на течение заикания Мешает преодолению больным речевого дефекта Мешает преодолению речевого расстройства

Таблица 4

Данные параклинических обследований при разных видах заикания

Результаты обследования Невротическое заикание Неврозоподобное заикание Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями
Рентгенограмма Чаще без особенностей Преобладает субкомпенсированная гидроцефалия Часто субкомпенсированная гидроцефалия
Электроэнцефалог-рамма Как в популяции Преобладают органические изменения, нередко с повышенной судорожной готовностью Как и при неврозоподобном заикании, но в меньшей степени
Состояние лор-органов Как в популяции Частые заболевания лор-органов Реже, чем при неврозоподобном заикании

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *