Заторможенность речи

Защитные механизмы

Плодотворные идеи Фрейда принесли богатый урожай в выяснении роли защитных механизмов, и в основном это произошло благодаря Анне Фрейд. Основа психоанализа защитных механизмов и психоаналитической Эго-психологии в целом была заложена благодаря пониманию того, что бессознательными являются не только инстинктивные влечения, но и отдельные части Эго и Супер-Эго. Сначала считалось, что бессознательный характер носят лишь влечения — по той причине, что они вступают в конфликт с идеями и стремлениями сознательной личности. Поскольку психоанализ — это психология бессознательного, то из этого следовало, что он изучает инстинктивные влечения, которые другие области знания не замечают или отвергают. Это не означало, что в Эго-психологии больше нет нужды, а лишь говорило о том, что психоанализ, как психология бессознательного, никак с ней не связан: Эго-психология относилась к тому, что в то время называли академической психологией, то есть к психологии сознательного. Фрейд в работе «Я и Оно» впервые ясно заявил о том, что отдельные части Эго также являются бессознательными за их связи с вытесненными влечениями посредством чего-то вроде «вины через ассоциирование». Невозможно одновременно вытеснить мысль и в то же время сознавать это, так как подобное знание настроит психику на поисковую работу и вытеснение тем самым окажется неполным. В «Я и Оно» Фрейд особо выделил, основываясь на «степени дифференциации внутри Я», то, что он сначала называл Я-идеалом, а теперь назвал Сверх-Я. В «Торможении, симптоме и страхе» это относится к деятельности Эго в более узком смысле слова.

Подобное развитие событий привело к выводу о том, что Эго не является областью, относящейся исключительно к сознательной психологии, а представляет собой в некоторых аспектах объект для изучения со стороны психоаналитиков как исследователей бессознательного. В работе «Торможение, симптом и страх» особо выделяется еще одно нововведение, которое указало путь к изучению защитных механизмов. Термином A bwehr (защита) Фрейд сначала обозначал то, что он впоследствии назвал «вытеснением»: позднее слово, более пластичное для описания этого процесса и будящее воображение, сделало ненужным предыдущий термин, и он исчез из литературы. Теперь Фрейд говорил, что вытеснение, будучи наиболее важным из «процессов, имеющих одну и ту же цель — защиту Я от требований влечений» (1926, с. 164), не является единственным из этих процессов; существуют и другие процессы подобного рода, такие, как изоляция, аннулирование, реактивное образование или регрессия. Поэтому Фрейд предложил снова ввести в употребление устаревший термин, чтобы вернуть его к жизни уже в качестве родового понятия, обозначающего все эти техники, где вытеснение будет лишь одним из элементов этого класса понятий.

Эти два новых положения — (частичная) бессознательность Эго и существование различных реакций на вызовы инстинктов — открыли путь для развития психоанализа защитных механизмов, в котором больших успехов добилась Анна Фрейд (Freud, A. 1946).
Защитные механизмы стали очень популярными не только в психоанализе и психиатрии, но также и в смежных с ними областях, таких, как социальная работа и образование; мы часто можем слышать, как у человека проявляются «защиты» при кратковременном контакте (фактически, в ходе нескольких интервью).

Вальтер Ратенау сказал однажды, что популярность, как правило, основана на недопонимании. Популярность защитных механизмов основана сразу на двух неясностях. Во-первых, под «защитой» часто понимают способы, посредством которых люди защищаются от боли и фрустрации в социальных отношениях 2, а также стратагемы3 и уловки, к которым они прибегают в борьбе за существование и овладение позицией (короче говоря, то, что описывал и изучал Альфред Адлер и его — сознательные и бессознательные — последователи). Во-вторых, считается, что при сосредоточении внимания на защитных механизмах можно не учитывать проявлений сексуальности, которые давно являются объектом внимания со стороны психоаналитиков.

Оба эти мнения основаны на неправильном понимании сути дела. Защитные механизмы в понимании Фрейда или Анны Фрейд — это не стратагемы в конкурентной борьбе за место на рынке; они представляют собой реакции на внутреннюю опасность. Поскольку подобная опасность возникает под влиянием инстинктивных влечений, работа с ней не может отвлечь внимание от инстинктивных влечений, защитой от которых являются эти механизмы, и уменьшить значение инстинктивных влечений для человеческой патологии и человеческой судьбы.

Пастер и Кох обнаружили микробов-возбудителей болезни и в результате стали основателями бактериологии. Сначала думали, что контакт с этими микроорганизмами является не просто необходимым, но и достаточным условием заболевания, его профилактика заключается в избегании подобных контактов, а лечение — в разрушении этих микроорганизмов. Позже было обнаружено, что клиническое заболевание зависит не только от присутствия определенной бактерии или вируса, но и от состояния организма-хозяина; контроль же над вызванным микробами заболеванием включает в себя сложные проблемы равновесия. Эти достижения положили начало иммунологии, однако они не означали, что теперь можно забыть о нападениях микроорганизмов; они означали лишь, что те, кто работает с инфекционными заболеваниями и занимается их контролем, должны изучать и принимать во внимание как возбудителей болезни, так и реакции хозяина.

Анна Фрейд изучала защитные механизмы, то есть стереотипные, или автоматические, реакции Эго. Они представляют собой разновидность фиксации Эго, аналогичную либидинозным фиксациям. Они стандартизированы, носят повторяющийся характер, и, таким образом, их можно некоторым образом предсказывать. Более того, как показала Анна Фрейд, каждый индивид пользуется лишь ограниченным набором защитных механизмов и ведет себя в соответствии с этими паттернами также и при столкновении со своими аффектами. По этим причинам защитные механизмы, так же, как либидинозные фиксации и сексуальные фантазии, носят индивидуальный характер.

В таком случае в задачу психоанализа индивида входило теперь не только изучение его влечений и изучение опасностей, которым он подвергается, но и изучение его специфических реакций на эти опасности.

Это привело к появлению нового подхода к сопротивлениям. До этого сопротивление, в соответствии со значением этого слова, считалось лишь препятствием, мешающим развитию анализа, и поэтому его нужно было устранить или подчинить себе.

Последнее заявление нуждается в пояснении. Прежде всего нужно сказать о том, что о необходимости сопротивлений известно давно, и результаты, достигнутые без преодоления значительных сопротивлений, когда пациент с готовностью откликается на предлагаемое аналитиком сотрудничество, носят эфемерный характер; они, как впоследствии говорил Фрейд, сравнимы с «написанным на воде» (1937, с. 241). По этой причине в литературе отмечалось, что «преодоление подобных сопротивлений является основной функцией анализа» (Freud 1916/17, с. 291).

Кроме того, было хорошо известно, что эти сопротивления дают ценную информацию, о чем Фрейд писал примерно там же, где находится только что процитированный отрывок: К сопротивлениям подобного рода нельзя относиться только отрицательно. В них содержится так много ценного материала из прошлого пациента, и они столь убедительно возвращают к нему, что становятся одним из лучших средств поддержки анализа в том случае, если при помощи совершенной техники ввести их в нужное русло (там же, с. 291).

Таким образом, информация, источником которой, по мнению Фрейда, служат сопротивления, представляет собой материал из прошлого пациента, а не работу Эго. О последнем,Фрейд чуть дальше говорит следующее: «Для борьбы с изменениями, к которым мы стремимся, мобилизуются черты характера, особенности Я. Мы считаем, что эти черты характера сформировались под влиянием невротических детерминант как реакция, направленная против его устремлений. Здесь мы вплотную подходим к тем чертам, которые либо совсем не проявляются в нормальных условиях, либо проявляются в них не так явно, и которые поэтому можно считать латентными. Мы знаем, что эти сопротивления должны проявиться открыто, и мы испытываем разочарование, если не можем заставить их сделать это и показать их пациенту» (там же, с. 291).

Заторможенность ‒ это патологическое состояние, являющееся симптомом физиологических или психических заболеваний. Проявляется такими признаками, как: сниженная реакция человека; растянутая речь; медленное течение мыслей и движений. Иногда больной может непроизвольно игнорировать окружающий мир и долго находиться в состоянии ступора.

При нарушении мышления этот симптом называют идеаторным, а если оно проявляется в речи, тогда моторным.

Заторможенные поведенческие реакции человека, а также все психические процессы, происходящие в организме, могут быть спровоцированы различными причинами: заболеваниями разного характера; общей усталостью; действием транквилизаторов, вызывающих такую реакцию; стрессовыми состояниями; апатией и печалью.

В медицине такое состояние отмечается как брадипсихия (многие ошибочно предполагают апатию). Однако это другое заболевание с иными психическими и патофизиологическими основами. Брадипсихию часто диагностируют людям преклонного возраста. Но, она также встречается у лиц молодого возраста, и тому есть свои причины.

Олигофазия

Олигофазия

Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.

Олигофазия может быть:

  • Временная – острая олигофазия, вызванная эпилептическим припадком;
  • Прогрессирующая – межприпадочная олигофазия, которая возникает при развитии эпилептического слабоумия.

Также заболевание может возникать при нарушениях в лобной доле головного мозга и некоторых психических расстройствах.

Симптомы у детей

Дизартрия может быть как первичным дефектом, так и вторичным на фоне алалии, ринолалии, афазии, заикания, ДЦП, олигофрении, гидроцефалии, ЗПР, нарушения слуха и зрения. Наиболее часто встречается дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией. Наряду с недостаточно четким произношением и нарушением просодики наблюдаются такие симптомы, как не резко выраженные нарушения памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, интеллекта, страдает пальцевая моторика, захватывают мелкие предметы кистью. Может быть замедлено формирование ряда психических функций: некоторые движения сокращаются или могут отсутствовать. Например, ребенок начинает стоять раньше, чем сидеть, не умеет захватывать мяч, спускаться по лестнице, прыгать. Часто у таких детей отсутствовала или была слабой стадия ползания, благодаря которой работа мозга активно разделяется на правое и левое полушария, образуя речевые зоны.

Эмоционально-волевые нарушения у дизартриков проявляются на 1-ом году жизни. Набор симптомов следующий: такие дети беспокойны, много плачут, требуют повышенного внимания, у них нарушен сон, аппетит: либо нет чувства меры (полнота), либо плохо едят. Выявляется предрасположенность к срыгиванию, рвотам, диатезам, расстройствам ЖКТ, отказываются сосать грудь, наблюдается подтекание молока во время сосания из-под одного или обоих уголков рта, плохо приспосабливаются к изменениям погоды, метеозависимы.

В дошкольном и школьном возрасте симптомы следующие: дети двигательно беспокойны, излишне суетливы, склонны к раздражительности, колебаниям настроения или апатии, в отношениях со взрослыми или сверстниками проявляют грубость, непослушание. При утомлении двигательные беспокойства усиливаются. Склонны к реакции истероидного типа, особенно, если добиваются желаемого. Артикуляционная моторика при всех формах дизартрии нарушается в разной степени, наблюдается обильное слюнотечение (саливация).

Вверх

Формы дизартрии

Современная классификация болезни основана на принципе локализации нарушения. Выделяют бульбарную, мозжечковую, корковую, подкорковую или экстрапирамидную, псевдобульбарную и стертую формы дизартрии.

Симптомы и проявления

Данная патология может выражаться либо в полном отсутствии речи, или же в нарушении произношения конкретных фраз и слов. Кроме этого, присутствуют следующие симптомы:

  • отмечается нечеткость и замедленность речи, она неразборчива;
  • пациенту трудно подбирать слова и правильно называть вещи;
  • возможна быстрая и без запинок речь, но совершенно бессмысленная;
  • присутствует поспешность и бессвязность мышления;
  • человек сильно разделяет слоги и ставит ударение на каждом из них.

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.

Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:

  • Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О». При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если произносить звуки как можно глубже в полости рта.
  • Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести: «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
  • Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
  • Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений неба, щек и губ тянем звук «М».

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Прогноз и профилактика

Прогноз данного состояния будет благоприятным, если его диагностировали на ранних этапах развития, к тому же, если вовремя была начата коррекция состояния.

В качестве профилактических мер главное предупредить поражение центральной нервной системы в период пубертатного развития. Это же касается травм головы, инфекционных заболеваний и астенического синдрома. Важно, чтобы ребенок учился правильно говорить, а для этого необходимы образцы для подражания.

Главное помнить, что работа мозга зависит от его загруженности. Неиспользованные клетки отмирают, потому что оказываются ненужными. Из-за этого, естественно, уменьшаются «запасы» психики. В течение жизни его необходимо нагружать работой. Например: изучать новый язык, осваивать науки.

Кроме того, следует придерживаться режима «работа-отдых”, избегать стрессовых ситуаций и нервных напряжений, проводить своевременное лечение заболеваний разного характера.

Также рекомендуется выполнять различные физические упражнения и поддерживать мозговую деятельность в «рабочем» состоянии.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Автор статьи: Извозчикова Нина Владиславовна

Специальность: инфекционист, гастроэнтеролог, пульмонолог.

Общий стаж: 35 лет.

Образование: 1975-1982, 1ММИ, сан-гиг, высшая квалификация, врач-инфекционист.

Научная степень: врач высшей категории, кандидат медицинских наук.

Повышение квалификации:

  1. Инфекционные болезни.
  2. Паразитарные заболевания.
  3. Неотложные состояния.
  4. ВИЧ.

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

Что предлагает современная медицина?

Чтобы осуществить надлежащую терапию болезни необходимо предварительно проконсультироваться со специалистом. Он порекомендует эффективное лечение, а также предупредит о наличии противопоказаний к применению определенных методик терапии или какого-либо лекарственного препарата.

Чаще иных используются следующие методы терапевтического и превентивного воздействия:

  1. Активизация процессов мышления. В этих целях нужно читать новые книги, изучать иностранные языки, заняться творческим процессом либо решать различные головоломки. Подобная методика способствует тренировке мозга, активизации мышления.
  2. Назначаются нейропротекторы и ноотропы. Лекарственная терапия, которая направлена на то, чтобы восстановить и укрепить нервные клетки и ткани.
  3. Лечение сосудистых патологий. Используются средства, которые дают возможность очистить сосудистые стенки, что необходимо полноценной работы мозга. В итоге происходит активизация мыслительной и двигательной активности.
  4. Психотерапия. Она выступает в качестве вспомогательной лекарственной терапии. Современные лечебные методики способствуют противодействию последствиям стрессов, корректировке оценки личности, формированию необходимых моделей реагирования на конкретные ситуации.
  5. Занятия спортом и прогулки на свежем воздухе. Умеренное физическое напряжение и прогулки даю возможность мозгу отдохнуть, а нервным клеткам восстановиться благодаря притоку кислорода.

Если эмоциональная и умственная заторможенность вызвана транквилизаторами, то требуется отмена любых препаратов. В большинстве случае реакции восстанавливаются со временем.

Лечение

Терапия нарушений речи заключается в лечении главного заболевания, которое и спровоцировало дизартрию:

  • опухоль необходимо удалить хирургически;
  • возможна резекция гематомы (кровоизлияния) в том случае, если она расположена на поверхности;
  • хирургически удаляют гнойники из полости черепа, а затем назначают антибактериальные препараты, чтобы как можно скорее прекратить инфекционный процесс;
  • нормализуют кровяное (артериальное) давление, используют средства, которые улучшают обмен веществ и мозговой кровоток (ноотропные препараты, ангиопротекторы) в случае нарушения мозгового кровообращения.

И, безусловно, пациентам с любыми видами затруднений речи необходимо ходить к логопеду для исправления имеющегося дефекта с помощью специально подобранных упражнений.

Профилактика

Специфических методов профилактики заторможенности не существует, однако можно предотвратить ее прогрессирование и развитие заболеваний, с которыми этот симптом может быть связан.

Важно наполнять жизнь положительными эмоциями: проводить время с родными и друзьями, отдыхать, познавать новое.

Не переутомляться и не забывать высыпаться. Хороший сон – залог крепкого иммунитета.

Не нужно злоупотреблять алкогольными напитками, не употреблять наркотические вещества.

Важно заботиться о психическом здоровье: посещать психолога, избегать стрессов, которые могут привести к повышенной тревоге и депрессии, развивать позитивное восприятие мира.

Необходимо периодически проходить медицинские обследования, придерживаться здорового рациона, заниматься спортом, подобранным индивидуально.

Диагностика

Люди, у которых явно проявляется нарушение темпа речи, должны пройти комплексное обследование. Оно будет включать в себя медицинский и психолого-педагогический осмотр. Такими вопросами занимается не один, а несколько врачей: невролог, логопед, психолог, психиатр.

Специалист проводит и назначает такое обследование:

  • визуальный осмотр больного;
  • сбор анамнеза заболевания (проводится, чтобы уточнить полученные травмы головного мозга, перенесенные нейроинфекции и узнать о наличии такой патологии у ближайших родственников пациента);
  • лабораторные анализы крови и мочи;
  • выявления уровня гипофизарных гормонов;
  • церебральную ангиографию;
  • психиатрические тесты;
  • электроэнцефалографию;
  • реоэнцефалогрáфию;
  • позитронно-эмиссионную томографию;
  • магнитно-резонансную томографию головного мозга;
  • люмбальную пункцию и многие другие методы.

Диагностирование изменений речи проводится с помощью оценки строения органов голосообразования и речепроизводства.

Письмо проверяется при списывания текста, написания диктанта и чтения. Помимо этого изучается ручная моторика пациента, его сенсорные способности и интеллектуальное развитие.

Перед постановкой диагноза следует провести дифференциальную диагностику, отличие заторможенности от заикания и дизартрии.

В зависимости от причины появления такого состояния, врач будет принимать решение о способе терапии и госпитализации больного.

Принцип функционирования центральной нервной системы

Наша центральная нервная система (ЦНС) функционирует следующим образом.

Возбуждение нервной системы

При возникновении «изменения», «внешнего возмущения», например:

  • задача на работе;
  • решение вопроса с человеком;
  • любая ситуация, требующая повышенной активности.

ЦНС реагирует определенным образом, происходит возбуждение. Внешне оно выражено в:

  • повышенной концентрации,
  • учащении сердцебиения,
  • повышенной внимательности,
  • выделении большей энергии, чем в обычном состоянии.

Все это нужно для того, чтобы решить возникшую проблему, либо пройти период возмущения, адекватно среагировав на него.

Возбуждаясь, центральная нервная система затрагивает и другие системы функционирования организма:

  • мозговую активность;
  • сердечно-сосудистую систему;
  • энергетическую систему.

Весь организм начинает работать на более высоких оборотах. И это нормально: так мы без проблем решаем возникшую проблему или ситуацию.

Торможение нервной системы

После того, как проблема или ситуация разрешена, центральная система «тормозит» и возвращает себя в прежнее состояние «умеренного функционирования». Все остальные системы организма также приходят в норму. Через некоторое время после ситуации (20 -30 минут), мы успокаиваемся и продолжаем жить в размеренном темпе.

Так функционирует центральная нервная система, приводя организм в то состояние, которое требует ситуация.

Как влияет алкоголь на функционирование ЦНС

Алкоголь и другие наркотики (никотин и т.д.) влияют на этап торможения. Вспомните, какую причину вы выдвигаете, когда пьете?

  • Проблема в жизни.
  • Проблема в отношениях.
  • Нужно расслабиться.
  • Нужно сбросить напряжение.
  • Хочу почувствовать себя хорошо.

На самом деле в итоге вы заменяете употреблением алкоголя естественный процесс «торможения» психики. Постепенно организм перестраивается на «продиктованный» ему сценарий. Теперь мы легко возбуждаемся, но остановится все труднее. Организм увидел, что вместо того, чтобы дождаться естественного торможения системы, мы принимаем суррогат в виде алкоголя, никотина, которые «успокаивают» и «расслабляют». Так мы получаем торможение, когда находимся в зависимости.

Соблазн вернуться к старым способам

Велик соблазн «Бросить все» и вернуться к старым пораженческим способам справляться со стрессом или проблемами: выпить или закурить, либо принять наркотик.

Однако вы должны помнить, что это дорога ведет вниз и настолько быстро, что вы не успеете опомниться. Воспринимайте дорогу к трезвости, как светлый путь.

Дорога вверх всегда тяжелее, чем дорога вниз. Скатиться во тьмю легко и быстро. Чтобы развиваться или хотя бы оставаться на месте, всегда нужно совершать некое усилие над собой и развиваться.

Оставаться на месте для нас – это поддерживать свою трезвость. Чтобы оставаться трезвым нужно постоянно работать над собой:

  • Следить за реакциями нервной системы.
  • Следить за своими чувствами.
  • Вовремя останавливаться.
  • Делать перерывы и расслабляться.

Применяя хотя бы некоторые знания и советы, которые содержаться в данной статье, вы научитесь вести комфортную жизнь в трезвости, научитесь лучше справляться с жизненными изменениями и препятствиями, а также вырабатывать «естественный тормоз» нервной системы.

II. Интеллектуальная заторможенность

I. Тоскливость

Наиболее наглядно аффект тоски проявляется при цир­кулярной депрессии. Тоскливость в этих случаях достаточно вы­разительна и всегда правильно оценивается окружающими. При шизофрении она может маскироваться вялостью и быть менее заметной. При эпилепсии, несмотря на яркую симптоматику, аффект тоски также недостаточно ясно выступает. По нашей тер­минологической бедности мы говорим о мрачности, а не тоск­ливости, подчеркивая этим значительную степень общего недо­вольства, раздражительности, которые придают особое содержа­ние эпилептическим расстройствам настроения.

При инфекциях и в постинфекционных состояниях аффект тоски претерпевает еще большие изменения. Центр внимания здесь лежит в раздражительной слабости, лабильности, слезли­вости. Однако в этих случаях можно говорить скорее об исся­кании аффекта, чем о подавленном настроении. Это —депрес­сия без аффекта тоски. Что тоскливость при реактивной деп­рессии представляет ряд своеобразных особенностей, подтвер­ждается как литературными данными, так и нашим материалом. Зависимость тоскливости от психической травмы по времени и содержанию становится совершенно ясной; наблюдающаяся вя­лость не заслоняет собою тоскливости, как это, например, бы­вает заметно при шизофрении; переживания больного понятны и ясны окружающим.

Таким образом, из рассмотрения феномена тоски при от­дельных болезненных формах становится ясным, что он настолько различен по своему клиническому выражению, что должен иметь различное происхождение.

Заторможенностьв области интеллектанаблюдается в большинстве депрессивных синдромов. Однако при эпилеп­сии мы ее не всегда можем констатировать. Наоборот, при не­которых состояниях эпилептической дисфории исчезает свой­ственная этой группе больных интеллектуальная медлительность.

Равным образом нет настоящего интеллектульного затор­можения при постинфекционной депрессии. Слабая интеллек­туальная продуктивность зависит от общей слабости, физического истощения.

Такой кардинальный симптом, как психомоторная за­торможенность,встречается на нашем материале у большинства больных, причем у циркулярных больных при шизофренных и реактивных депрессиях это можно показать иногда так же ярко, как и у взрослых больных. Но при эпилепсии и в некоторых случаях нециркулярной шизофрении заторможенность уступает место большой ажитированности. Эта последняя не имеет ниче­го общего с элементами маниакальности и ведет свой путь из большой внутренней тревоги, чрезвычайного напряжения, кото­рое не находит себе иного выхода, кроме двигательных разря­док и расторможения. Не проявляют большой заторможенности и больные в состоянии инфекционной и постинфекционной деп­рессии. Если вначале вследствие физической слабости прихо­дится видеть вялость, пассивность, то в дальнейшем, несмотря на общий астеническо-депрессивный фон, больные не проявля­ют заторможенности; они не чувствуют физической затруднен­ности в действии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *