Заикание у ребенка 5 лет

Заикание как фобия

Заикание у здорового малыша? Правильная и грамотная речь-залог успеха человека и уверенности в себе ребенка. Но не в случае, когда малыш, заикаясь, боится общаться. На фоне этого у него развивается фобия, так называемая логофобия.

Заикание-самый распространенный дефект речи. Одни заикаются только при волнении или говоря на аудиторию, а другие-и каждодневно.

Заикание звучит как приговор. Так ли это?

Дефект заикание не является заболеванием угрожающим жизни ребенка. Оно создает только определенные проблемы и неудобства. Человеку, страдающему расстройством темпа речи, составляет определенные трудности в реализации ораторских способностей: там где важно живое общение и дискуссии.

Тем не менее, заикание-это не приговор, все можно подкорректировать и даже освободиться от дефекта речи во взрослом возрасте.

Какие причины заикания у детей? Какие бывают формы дефекта? И почему мальчики более склонны к этой болезни еже ли девочки? Заикание-это сугубо детская болезнь или оно может возникнуть и у взрослого, как не долеченные в детстве дефекты или психологические травмы?

Почему возникает речевая судорога

Точные причины проблемы назвать сложно. Всегда существуют предрасполагающие факторы, при которых риск возникновения дефекта увеличивается. Но если при этом нет грубого поражения мозга или серьезных психотравм, то он может никогда не возникнуть.

Факторы риска

  • неврозы у родителей
  • другие неврозы (энурез, навязчивые состояния)
  • аналогичные дефекты у ближайших родственников
  • болезни или травмы головного мозга
  • длительно текущие хронические заболевания

Причины

  • психологические травмы (острые и длительно существующие)
  • неправильная постановка речи с детства
  • избыточная нагрузка информационным материалом в раннем детстве
  • ускоренное или запаздывающее речевое развитие
  • подражание людям, имеющим заикание
  • переучивание леворукости

Фактор психологической травмы необязательно связан с острой проблемой (испугом, жестоким обращением, угрозой жизни). У предрасположенных детей развод родителей, рождение младшего брата или сестры, смена коллектива могут быть достаточной причиной для появления заикания.

Перегрузка информацией, которая часто встречается в наш технологичный век, также не идет на пользу малышу. Телевизоры, планшеты, компьютеры в совокупности с активными стараниями родителей побыстрее «разговорить» дитя ведут к обратному эффекту.

Для левшей большой проблемой может быть их переучивание, которое встречается сейчас редко. Конфликт между активным правым полушарием мозга и стимулируемым левым ведет к нарушению речевых навыков.

Все вышеперечисленные факторы относятся скорее к логоневрозам, на них можно повлиять и предотвратить. Органические речевые проблемы, возникшие после болезни или травмы, предупредить бывает сложно.

Симптомы

Внешние проявления дефекта могут отличаться в зависимости от его причины, степени тяжести и активности лечения. Но почти во всех случаях есть общие признаки. Помимо запинок в речи существует множество сопутствующих проблем, мешающих развиваться, общаться и реализовывать себя.

Речевые судороги

  • клонические
  • тонические
  • смешанные

Клонические судороги обычно возникают в начале формирования болезни. На этом этапе малыш повторяет первые буквы или слоги в словах: к-к-котенок, ма- ма- машина. В большинстве случаев такие запинки проходят самостоятельно, если родители правильно себя ведут.

Другой вариант — формирование стойкого вида заикания с тоническими проявлениями. Для них характерны паузы и провалы в речи: п…ривет, к…ошка. При длительном детском заикании судорожные эпизоды носят смешанный характер.

Нарушение дыхания

Дыхательные движения у заикающихся детей всегда поверхностные, они не работают диафрагмой. Сначала это связано с попыткой замаскировать дефект, а затем диафрагма настолько слабеет, что не может выполнять свои функции.

Неправильная интонация

В связи с речевыми проблемами и сопутствующим неврозом у детей возникает нарушение интонации. Их речь часто монотонная, невыразительная, неэмоциональная. Очень часто интонация не соответствует содержанию. Порой собеседнику заикающийся кажется раздраженным и грубым.

Психосоматические реакции

Логоневроз и смешанная форма характеризуются изменениями в психической сфере. На врожденный невротический тип личности накладываются комплексы, больной все больше замыкается в себе, а эмоциональные проблемы находят выход в виде реакций организма:

  • потливость, краснота щек
  • учащение сердцебиения
  • фобии (боязнь говорить, страх оказаться на публике)
  • нервные тики, энурез
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • расстройства приема пищи (плохой аппетит, невозможность сосредоточиться на еде)
  • резкие смены настроения

Дополнительные обследования

При первых симптомах неблагополучия стоит посетить невролога. Он исключит болезни головного мозга и тяжелые дефекты нервной системы.

В некоторых случаях может понадобиться помощь ЛОР-врача, так как увеличение аденоидов способно провоцировать трудности в общении. Это же относится к любой патологии органов дыхания и артикуляционного аппарата. Иногда нужна консультация психиатра, чтобы вовремя выявить невротические тенденции.

Заканчивается обследование походом к логопеду, который и определит дальнейшую тактику лечения.

реклама

Физиологические запинки

Часто родители путают речевые судороги с вполне естественным для 3-летнего карапуза явлением – физиологическими запинками. Это паузы в речи малыша, возникающие из-за возрастной неспособности оформить словами сложные предложения. Такие эпизоды не стоит воспринимать как серьезные дефект, они требуют не лечения, а коррекции системы занятий с малышом.

Физиологические запинки Речевые судороги
Вид Повторение звуков, слогов, слов или даже предложений. Паузы в процессе речи (когда малыш не в состоянии выразить мысль словами). Повторение звуков и слогов. Паузы в процессе речи (из-за судороги).
Расположение запинок В любом месте предложения, особенно в сложных конструкциях. Чаще в начале фразы или при произношении определенных звуков.
Влияние посторонних людей и незнакомой обстановки При попадании в непривычные условия и общении с чужими людьми запинки уменьшаются. В аналогичных условиях частота и интенсивность увеличивается.
Отношение человека к дефекту Чаще всего не замечает либо не придает большого значения. Замечает, переживает по поводу дефекта, что усугубляет логоневроз.
Принципы коррекции Работа по развитию речи и перестройке распорядка дня. В некоторых случаях – консультация невролога. Работа с логопедом, неврологом, внимательное отношение родителей и воспитателей. Сочетание педагогических и лечебных мероприятий.

Чтобы не спровоцировать переход запинок в настоящее заикание, нужно соблюдать обычные меры профилактики:

  • Нельзя перегружать детей информацией — на время лучше отложить просмотр новых книжек и заучивание стихов, ограничить просмотр телевизора.
  • Важно следить за манерой общения в семье, так как привычка быстро говорить может вызывать перерастание безобидных пауз в серьезный дефект.
  • До улучшения разговорной речи лучше сделать акцент на неречевых занятиях: рисовании, лепке, играх с водой.

Таким образом, главный принцип профилактики – притормозить появление новых слов до более полного формирования центров мозга, так как избавиться от заикания гораздо сложнее, чем не допустить его.

Что делать родителям заикающихся детей

Главное, что нужно помнить – речевые судороги являются болезнью. Нельзя закрывать на них глаза, но и слишком акцентировать внимание и винить малыша также недопустимо.

Существует несколько простых правил, которые позволят остановить развитие дефекта и сделать первые шаги к коррекции заикания.

реклама

  • Дети должны знать о природе своего недуга, но нельзя постоянно заострять на этом внимание.
  • При затруднениях малыша не надо подбадривать и стараться подсказать правильные артикуляционные движения.
  • Для некоторых людей характерна невнимательность или просто привычка переспрашивать смысл сказанного. В общении с заикающимся это просто непозволительно.
  • Если параллельно с речевыми судорогами существуют дефекты звукопроизношения, то их надо исправлять вместе с логопедом сразу, не дожидаясь результатов лечения заикания.
  • Нельзя допускать параллельного просмотра телевизора и приема пищи.
  • Необходимо ограничить или исключить развлечения на смартфонах и компьютерные игры при заикании
  • Для детей с невротическими особенностями очень важен четкий распорядок дня.
  • Если есть возможность отдать детей в секцию плавания, любого другого спорта или музыкальную школу – ею необходимо воспользоваться.
  • Не нужно перегружать ребенка занятиями, даже если его интеллект явно выше среднего. Чрезмерные умственные нагрузки могут усугубить дефект.
  • Направление в группу детского сада для детей с логопедическими особенностями – это вынужденная мера, ведь здоровые малыши легко перенимают все дефекты. Поэтому нужно подумать не только о своем чаде, но и о других, прежде чем спорить с руководством учреждения.

Лечение заикания в домашних условиях

Лечебно-оздоровительные мероприятия, которые могут обеспечить ребенку родители — это:

  • прогулки на свежем воздухе, экскурсии на природе, игры, спортивные развлечения;
  • полноценный сон;
  • здоровое питание;
  • создание хорошего настроения, чему способствуют доброжелательное отношение друг к другу, благоустройство территории и помещения, где находится ребенок;
  • физические упражнения и ритмические танцы под музыку.

Лечение заикания в домашних условиях включает в себя ласковое и внимательное отношение к малышу. Если ваш ребенок заикается, вот несколько добрых советов:

  • Разговаривайте с малышом медленно, не торопитесь, выговаривайте каждое слово.
  • Говорите спокойно, с улыбкой, доброжелательно.
  • Резкие движения и слова, окрики и одергивания, недопустимы.
  • Если вы возьмете малыша за руку, присядете, чтобы быть «на равных” и посмотрите ему в глаза, у него точно получится рассказать вам без запинки все, о чем не терпится рассказать. Еще бы! Он будет чувствовать вашу поддержку!
  • Устраивайте уютные домашние чтения, и пусть герои сказок будут добрыми и смелыми.
  • Учите ребенка ответственности, самостоятельности, приучайте его к труду.

Очень важное для положительной динамики значение имеют беседы с детьми, которые помогают сформировать правильное отношение к себе, поверить в собственные силы, учат ставить цели и идти к ним.

Лечение заикания у подростков

Дети подросткового возраста тоже подвержены этому заболеванию. Гормональные изменения в организме, неустойчивая психика, переоценка ценностей делают организм уязвимым. Логоневроз может усугубить присущие этому возрасту психологические проблемы и стать причиной комплексов.

Чтобы вылечить заикание у подростка, надо также создать единую команду из врачей-специалистов, родителей и самого взрослеющего человека, чтобы сообща преодолеть это речевое нарушение.

Избавиться самостоятельно от заикания подростку могут помочь в качестве дополнительных мер следующие рекомендации:

  • Пойте. Во время пения заикаться не получится. Постарайтесь делать это с удовольствием.
  • Занимайтесь творчеством. Ограничьте занятия, требующие активной умственной деятельности. Полезны также медитация, йога, путешествия.
  • Ведите дневник. Это даст вам возможность размышлять, выражать письменно, а не вслух, свои мысли в спокойной обстановке. Мысленный монолог без заикания поможет в преодолении речевого нарушения.
  • Освойте дыхательную гимнастику, научитесь дышать плавно и размеренно. Это поможет вашей речи стать такой же.

Дерзайте, найдите в себе силы справиться с проблемой, это выполнимо.

Наши дети независимо от возраста нам дороги. Заикание — это проблема. Но она решаема и преодолима. Терпение, вера в успех, а главное, безграничная любовь к своему ребенку способны творить чудеса!

Причины возникновения дефекта

Основной причиной заикания старшие люди называют испуг. Но только это является причиной запинок в речи или есть еще что-то? Врачи выделяют три степени развития болезни.

Существует три типа дефекта речи:

  1. Невротический;
  2. Неврозоподобный;
  3. Эпилептический.

Третий тип расстройства речи, характеризуется болезнью головного мозга. Импульсы возникающие в коре ГМ, поражают правильную функциональность аппарата артикуляции. При диагностике ребенка на дефект речи, эпилептический случай проверяется первоочередно, на опровержения данного типа заикания.

Невротическая-это форма расстройства речи, возникающая на фоне психотравмирующих ситуаций, после стресса, испуга.

В основе возникновения заболевания заложенные личностные черты ребенка:

  • Тревожность;
  • Болезненное восприятие различных стрессовых ситуаций;
  • Беспокойность, скажем-невротичность ребенка.
  • Не стрессоустойчивый тип личности, который при грубостях и невежестве в его сторону реагирует заиканием.

Неврозоподобная форма возникает на фоне отклонений при внутриутробном развитии, патологий при вынашивании плода, трудностей во время родов, и развитии ребенка на первых годах жизни. Все это поражает органы аппарата артикуляции, и нарушает формирование прикуса.

Читайте также:Как научить ребенка говорить в год

Ребенок может расти и заикание никак не будет проявляться до определенных стрессовых ситуаций в жизни, когда он начнет «внезапно» заикаться.

Причины заикания определяются видом расстройства речи. Неврозоподобный характеризуется следующими особенностями:

  1. Формула «родитель-ребенок». Генетическая свойственность-когда дефект от родителя переходит по наследству ребенку;
  2. В период возрастного кризиса;
  3. При заболеваниях, и в случаях ОРЗ;
  4. Как ответ на неудачную адаптацию в школе;на оскорбления со стороны сверстников, может появится расстройство темпа речи у ребенка.

Профилактика нарушения темпа речи

Профилактика дефекта речи представляет собой ряд довольно сложных мероприятий против появления болезни.

Защита от испуга:

  • Забота, отстранение и удаление от ситуаций, провоцирующих испуг;
  • Специальное воспитание, нацеленное на укрепление душевного волнения и восприятия страха;
  • Развитие в ребенке сильных чувств;
  • Формирование с помощью упражнений воли ребенка, и способности подавлять волнения и физические расстройства;

Другие меры:

  1. Тщательное наблюдение за ходом развития речи как у здорового ребенка так и предрасположенного к заиканию. Целью является предупреждения ненормальностей в развитии малыша, которые сигнализируют о расстройстве. Если какие-то отклонения диагностируют, важно обратить внимание на правильное развитие речи, провести с ребенком необходимые упражнения на выговор звуков, постановку голоса и интонацию;
  2. Важно следить за психическим состоянием ребенка. Что бы развитие умственное не преобладало над физическим. Когда малыш психически переутомлен, на этой почве возникает перевозбуждение, и неспособность сдерживать эмоции. Ребенок очень раним и даже легкий испуг может вызвать заикание.
  3. К занятиям с ребенком включить игры и гимнастику на развитие произвольных движений, особое внимания уделять голосу и речи. Сюда входит пение, чтение, декламация, развитие разговорной речи, а также развитие груди. Все эти упражнения содействуют укреплению воли, придают уверенность.

Заикание-детская болезнь?

Это правда, что заикание сугубо детская болезнь, возникающая у взрослых крайне редко? Да, дефект речи заболевание сугубо детей, ведь развитие и формирование аппарата речи происходит в детском возрасте. Но важно знать еще один психологический аспект.

Заикание-нарушение ритма речи, вызванное спазмом, возникшим в определенной области физиологической составляющей речевого аппарата.

Все дисфункции во взрослой жизни: неуверенность, робость, стеснение, боязнь-это психологические травмы в детском возрасте. И по сути, человеку в стрессовой ситуации просто «удобно» заикаться, прячась за своей проблемой. Выступления на публике, в какой-то конфликтной ситуации, «заикающийся» получит свою поблажку, ведь кто захочет усугублять и без того сложное положение.

На ваш взгляд, всегда ли надо искоренять дефекты речи?

– Мне не нравится слово «Искоренять». Нужно нежнее относиться к себе!
Тут все просто: чем больше ты «искореняешь», тем сильнее напрягаются мышцы, из-за чего заикание расцветает буйным цветом.

Намного сложнее принять себя целиком: со своими особенностями и нелицеприятными качествами. Когда на самом деле любишь себя, становится не важно, заикаешься ты или нет. Вслед за этим доминанта «Говорить правильно» ослабевает и речь автоматически улучшается.

Что «поражает» эта болезнь?

Какая природа заболевания расстройства речи? И какие области речевого аппарата она поражает? Затруднения в произношении возникают не зависимо от части речи, а также от имени прилагательного или существительного.

Все намного проще, звуки. Осложнения возникают при наборе определенных звуков в слове. И когда человек произносит слово, звук в его составе, формирующийся в определенной области губ, гортани или языка, вызывает импульсы, которые выражаются заиканием.

При тяжелой форме болезни судороги поражают несколько органов речевого аппарата. Работа над устранением такого дефекта потребует больше времени и усилий. Поэтому важно вовремя диагностировать заболевание и приступить к упражнениям, ведь легкая форма проще поддается лечению.

Когда ребенок заикается и на согласных, и на гласных? Судороги на губах возникают при произношении звука «б», а онемение корня языка-это от произношения звука «до». Бывает, что судороги повторяются, и ребенок заикаясь, подолгу не может выговорить первые слоги.

Здесь важно еще знать какие бывают судороги.

Спазмы аппарата речи делят на три вида:

  • Тонические. Судорога поражает гортань и ребенок протягивает звуки;
  • Клонические. Толчкообразные сокращения сгибательных и разгибательных мышц
  • Смешанный вид. Случаи, когда присутствуют первые два вида. Ребенок запинается и на согласных и на гласных звуках одновременно.

Дефект речи проблема 21 века?

Казалось бы, как заболевание дефекта речи в 21 веке может вообще быть? Человечество стремительно развивается, технологии не стоят на месте. Множество ресурсов для развития и черпания информации.

Наверное большая проблема людей-это просиживание большого количества времени в гаджетах. И живое общение постепенно уходит на второй план.

Хотя, согласно статистике процент дефекта речи не увеличивается. Как и ранее от заикания страдает 2% детей и в основном мальчиков.

От природы мальчики менее стойкие и страдают от разного рода заболеваний. Девочки по природе более сильные и выносливые. Их миссия выжить, выносить и родить потомство, вырастить и защитить его.

Заикание на всю жизнь?

Бытует мнение, что заболевание заикание трудно излечимое и остается с человеком всю жизнь. Так ли это? Не совсем.

Все зависит от формы дефекта и степени выраженности (простыми словами запущенности):

  1. Легкая степень выражается, когда человек выступает перед аудиторией и волнуется
  2. Средняя степень-это когда даже не видя собеседника, скажем при разговоре по телефону, человек заикается.
  3. Тяжелая степень выражается в сложностях произнесения звуков в любой жизненной ситуации и со всеми, то есть волнение как таковое не присутствует.

Что можно рекомендовать больному в таких случаях? И есть надежды? Думаю, не сложно догадаться, что самый тяжелый случай и тяжело поддается лечению. С легкой и средней степенью можно побороться, придумать модель общения и поведения человека.

Вам будет интересно:Как подготовить ребенка к детскому саду

Большой процент успеха в лечении зависит и от причины его возникновения. Невротическая форма требует посещений и работы с психологом. Специалист поработает с человеком, скорректирует психологические расстройства, а логопед поможет убрать дефект речи.

Возможно научить заикающегося человека правильно дышать, контролировать свои эмоции, справляться с тревогой и волнением, правильно строить модель своего поведения и корректной реакции. По сути, это необходимо и здоровому человеку.

Кто такой логопед? И когда надо идти к врачу-логопеду?

Детский логопед – это специалист в области дефектологии, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением речи детей с явными или скрытыми патологиями аппарата артикуляции.

Когда надо посетить логопеда-дефектолога? Осмотр с целью профилактики, детям планово нужно проходить перед началом учебного года в детском дошкольном учреждении или школе.Соответственно возрасту ребенка, доктор сделает оценку и заключение развития речи. Успех лечения зависит насколько вовремя были диагностированы ненормальности развития речи.

Что касается основных симптомов, требующих разъяснений, обратите внимание на:

  • Слабое звукопроизношение;
  • Отклонение от нормального темпа речи, чрезмерное замедление;
  • Спазмы языка;
  • Задержка в развитии речи или алалия (ее отсутствие).

Рациональное лечение. Как проходит занятие с логопедом? Гимнастика речи

Какие этапы лечение заикания? Все зависит от тяжести, форм и особенностей заболевания. Логопеды разделяют пять этапов лечения:

  1. Профилактика;
  2. Упражнения на постановку речи (дидактическое лечение);
  3. Психотерапия и неврология;
  4. Медикаментозное и контрольное (динамическое) обследование;
  5. Излечиваемость заболевания дефекта речи.

В случаях когда профилактика не эффективна, ребенок требует лечения. Первый прием в доктора несет консультационно-диагностический характер. Логопед с ребенком познакомится, поговорит, проведет полный осмотр, ознакомится с историей болезней. Задаст вопрос родителям о заболеваниях генетического характера.

Логопед-дефектолог после осмотра ребенка, оценит его общее состояние, ход развития и непосредственно работу аппарата артикуляции. На основании этого подберет график корректировки нарушений развития речи. Составит план посещений занятий, и как ребенок будет поддаваться лечению, уменьшит количество или наоборот добавит занятия. По времени занятие продолжительностью от 30 до 40 минут.

Суть лечения заключается в копировании пациентом речи и жестов доктора.

Что представляет собой гимнастика речи? Комплекс специально разработанных механических упражнений для голоса и речи составляют гимнастику речи. При нормальном развитии, ребенок двух лет не должен бессвязно болтать и создавать звуки. Занятия направлены на овладения звуковых элементов: понимание части или полной речи.

В зависимости от этого упражнения бывают простые и сложные. Простые нацеленные на разработку дыхания, голоса и артикуляции. Сложные подразумевают технику чтения: чтение вслух и выразительное чтение на аудиторию, импровизация и диалог; повторное произношение, умственную и размерную речь, а также речь шепотную на исследование слуха.

Смотря на картину заболевания ребенка, логопед может подключить в работу психолога или невролога. Совместно с этими врачами и достигается максимальный результат лечения.

Важно, что бы логопед-дефектолог хорошо понимал все тонкости корректировки языка.Чтобы занятия ребенку нравились, проходили в игровой форме интересно и непринуждённо, тогда и будут видны результаты работы. Важно помнить, что помощь родителей, их поддержка очень важна как для ребенка так и для логопеда. Быстрая реабилитация ребенка-результат совместной работы.

Здоровый ребенок с правильно поставленной речью растет уверенным членом общества.

Артикуляционная гимнастика

Очень эффективный способ лечения заикания у детей, который применяют вместе с дыхательными упражнениями. Во время выполнения гимнастики тренируются мышцы артикуляционного аппарата. Комплекс включает следующие упражнения:

  • надувание щек – сначала вместе, потом — по отдельности;
  • похлопывание губами (движения рыбы);
  • поочередное надавливание языком на щеки;
  • надувание щек, а потом спускание воздуха ударом кулака по ним;
  • «чистка» зубов языком;
  • покусывание губ.

Кроме того, ребенок может несколько раз покашлять или позевать. Делать это нужно с открытым ртом.

Дыхательная гимнастика для речи детей. 11 упражнений

1. Вытянуть — растянуть.

Растянуть губы в улыбку так, чтобы стали видны зубы, и вытянуть в трубочку, чтобы получился хоботок.

2. Сжать — отпустить.

Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно распустить.

3. Сложить рупором.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть-чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

Губы в улыбке, зубы сцеплены в естественном прикусе и видны.

5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.

Покусать и почёсывать сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Кроме того, важно следить за состоянием зубов ребенка. Если у малыша неправильный прикус, тогда нужны брекеты.

1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания.

Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания. Если ребенок неспособен поднять язык сам, тогда поддерживаем специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым. Для этого предложите закусить с боков, например, кусочки сахара. Постепенно малыш станет удерживать рот открытым без посторонней помощи. Совершать языком круговые движения (облизать губы).

2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания. Если малыш не выполняет упражнение самостоятельно, зажмите кончик языка специальным шпателем или пальцами и подвигайте язычок малыша (пассивный вариант выполнения задания).

3. Цоканье (присасывание языка).

Покажите ребёнку правильность выполнения.

4. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).

Выполняется по подражанию.

5. Поднять язык вверх и энергично произносить «Д, Д, Д…», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).

Попросите ребенка нащупать языком за верхними зубами бугорки и ударять в них копчиком языка. Для детей это упражнение назовите «Молоток» или «Забиваем гвозди». При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА, ДА…».

6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж».

Общие рекомендации

Перед занятиями необходимо проветрить помещение и прибраться в нем. Запрещается делать гимнастику после приема пищи. Одежду лучше выбрать легкую, из натуральной ткани. Задания комплекса и темп их проведения нужно дозировать правильно.

Техника логоритмических упражнений предусматривает такие рекомендации:

  1. Вдох делают носом (губы слегка сомкнуты), а выдох – ртом. Перерывов между ними не должно быть.
  2. Ребенок должен вдыхать не на полную силу, а также не нужно выдыхать весь воздух. Делают это естественно, без особого усердия.
  3. Делая выдох, произносят слитно несколько слов (3–4).
  4. В больших предложениях делают смысловые паузы.
  5. Стоит следить, чтобы дыхание было ровным и спокойным.
  6. Мышцы должны быть расслаблены. Двигать плечами при выполнении комплекса запрещается.

Виды дыхательной гимнастики

Существует такое разделение упражнений:

  • статистические – выполняются без движений;
  • динамические – производятся с добавлением элементов движения.

Существует несколько поз для их выполнения:

  • лежа на спине;
  • сидя на стуле;
  • стоя;
  • в движении.

Начальные упражнения лучше выполнять лежа. Эта поза является наиболее удобной. После этого гимнастику выполняют в других положениях. Когда ребенок начинает полностью контролировать дыхание, тренировки прекращают.

Сегментарный массаж при дефектах речи: техника выполнения

Сегментарное воздействие на тело малыша оказывает благоприятный эффект на весь организм. Перед манипуляцией ребенок садится в удобную для него позу, старается расслабиться. Ему нужно вытянуть руки вдоль туловища, полностью расслабить ноги. Также массаж может проводиться, когда малыш сидит в кресле, при этом голова должна быть немного наклонена на специальный мягкий подголовник.

Сегментарный массаж специалист проводит, стоя за головой пациента. Во время процедуры используется несколько основных приемов: растирание, разминание, поглаживание, поколачивание, вибрация, переменные нажатия.

Причины заикания у подростков

В основном патология появляется в детском возрасте: в 3 – 4 года. Если диагностируется заикание у подростков или взрослого человека, это значит, что не была проведена коррекция в свое время или она была неадекватной. Но бывают и такие случаи, когда патология появляется впервые в подростковом возрасте, а до этого речь нормальная.

В тех случаях, когда патология впервые появляется у подростков, это случается по нескольким причинам:

  • генетическая предрасположенность, когда имеются нарушения в функционировании нервной системы, при воздействии провоцирующих факторов они приводят к заиканию или другим речевым расстройствам;
  • неврологическая патология;
  • наличие других дефектов речи, при этом нарушение может быть незначительным и не мешать подростку, но вызывает страх и спазмы;
  • непростые отношения в семье, школе, компании;
  • конфликты, стрессы;
  • непомерные нагрузки на подростка — как физические, так и психологические: сложная учебная программа, контрольные, зачеты, экзамены;
  • неблагоприятная обстановка — неблагополучная семья, дефицит внимания со стороны родителей, их безразличие к ребенку;
  • противоположная ситуация — слишком высокие требования, предъявляемые родителями, давление и ожидание от него отличной учебы, хороших результатов во всех сферах. При этом родители не учитывают особенности развития своего ребенка, его характер и способности;
  • травмы центральной нервной системы — при рождении или после;
  • инфекционные заболевания, интоксикации, эндокринные нарушения, при которых страдает головной мозг, особенно если они протекают тяжело;
  • судорожные реакции.

Какая бы ни была причина, заикание — не просто речевой дефект. В большинстве случаев это нарушение функционирования нервной системы с множеством последствий. Поэтому устранение заикания у подростков — комплексная задача, в решении которого принимают участие несколько специалистов: логопед-дефектолог, невролог, психолог или психиатр.

Дыхательная гимнастика

При заикании у подростка происходит спазм мышц, участвующих при артикуляции. Тип дыхания грудной, а значит поверхностный. Поэтому устранение заикания у подростков начинается с выработки глубокого диафрагмального типа дыхания.

После занятий диафрагма разрабатывается и связки становятся подвижнее настолько, что ребенок начинает правильно использовать дыхание в процессе речеобразования, соблюдать темп вдоха и выдоха. Исчезают запинки, связанные с недостатком воздуха, а значит — проходит страх, подросток становится раскрепощеннее.

Техник дыхательной гимнастики много, наиболее эффективны и популярна методика Стрельниковой А. Н. Методика основана на ритмичных дыхательных движениях с преодолением сопротивления диафрагмы.

Техника такая: ребенок делает резкий вдох, при этом совершает какое-либо движение, задействуя мышцы диафграмы. После серии вдохов делает спокойный выдох, затем — новая серия вдохов. А так несколько повторов.

Для примера приведем несколько упражнений:

  1. «Ладошки» — подросток стоит или сидит, руки вдоль тела. Во время нескольких последовательных резких вдохов он должен ритмично сжимать кулаки: и так 8 раз. Затем выдох и новая серия вдохов;
  2. «Насос» — ноги врозь, руки вдоль тела. Во время вдоха ребенок должен согнуться вперед, руки свисают, спина округлая. Выход — возвращается в исходную позицию;
  3. «Обними плечи» — руки перед собой и согнуты в локтевых суставах, ладони смотрят вниз, предплечья друг на друге. При вдохе нужно обнять себя за плечи, руки при этом образуют треугольник.

Народные средства

Народные средства могут быть эффективными при устранении заикания у подростков. Но они не могут заменить другие методы коррекции: лекарственную терапию, физиопроцедуры, массаж, занятия с логопедом и психологом. Поэтому обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом, прежде чем начать лечение. Тем более, некоторые средства имеют противопоказания — только специалист подскажет все нюансы.

Наиболее часто средства используются:

  • внутрь — душица обыкновенная, цветы лаванды, костянка, липовый цвет;
  • наружно (ванны) — с розмарином, пионом.

Логоритмика

Лечение заикания у подростков при помощи логоритмики направлено на улучшение речевой ритмики и создание плавной, выразительной речи. Упражнения влияют на дыхание, движения, сенсорику и речедвигательную сферу. Также подобные занятия положительно влияют на эмоционально-волевые качества пациента, делают его более активным.

Во время занятий ребенок совершает движения, при этом ритмично произносит какие-либо звуки.

Для занятий нужна музыка — с разным темпом (быстрый, умеренный, ускоренный, замедленный, стремительный), который помогает ребенку быстро переключиться с одного типа движения на другой. А также необходим речевой материал — скороговорки, ритмичные предложения.

Примерная программа может быть такой:

  • вводные упражнения — ходьба для умения контролировать движения, умения ходить в разном темпе;
  • распевание для разработки речевого дыхания, координации пения с движениями рук;
  • пение и его координация с ходьбой — направлено на развитие ритмического слуха, внимания, понимания характера и темпа музыки;
  • упражнения на координацию напевной речи с движениями — ребенок учится управлять своими мышцами;
  • прослушивание музыки, упражнения для стимуляции музыкальной памяти;
  • игровые упражнения для выработки эмоциональности и стимуляции образности мышления;
  • заключительное упражнение спокойного характера.

А можно произносить скороговорки: сначала короткие (в течение 2 недель), постепенно выбирая более сложные и длинные, с труднопроизносимыми звуками и словами.

Массаж

Массаж устраняет возбудимость речевых центров, восстанавливает регуляцию речи. Для устранения заикания у подростков используется точечный, зондовый или сегментарный массаж. Специалист воздействует на:

  • зону шеи;
  • область верхнего плечевого пояса;
  • мимическую мускулатуру;
  • мышцы губ, языка;
  • зона гортани.

Массажист поочередно массирует перечисленные области. Сначала разглаживает их, потом постукивает (вибрация), растягивает кожу и мышцы. Для каждой области свой комплекс движений. Массаж языка и губ можно проводить с помощью специальных зондов. Они действуют точечно, стимулируя определенные точки.

Эффект может быть заметен после первой процедуры: мышцы расслабляются, спазм устраняется, речь становится плавной, без запинок и пауз. Для закрепления результата необходим полный курс из 10 – 12 сеансов. После небольшого отдыха, продолжительность которого определяется индивидуально, начинают повторный курс.

Попросите логопеда научить вас приемам самомассажа. Выполняя массаж самостоятельно как дополнение к основному курсу лечения, вы можете добиться большего эффекта.

Как объяснить окружающим, что заикание – это не смешно?

– Давайте начнем с того, что иногда это действительно комично выглядит, особенно когда ранее человек с этим никогда не сталкивался.

К тому же это навязывает нам кино. Важно помнить, что, когда человек не знает, как реагировать, чаще всего он улыбается. И это не потому, что он смеется над вами, а потому, что он сам в смятении и не знает, как действовать.

Если вам не нравится, когда вы говорите, а окружающие улыбаются – просто скажите им об этом. Вы удивитесь, но это работает! Что же касается буллинга и насмешек в школе, то здесь сложнее. Дети жестоки и это факт. Не показывайте себя беззащитным и слабым.

Защищайте себя и свое достоинство. Не бойтесь обращаться за помощью к родителям, школьному психологу или старшим друзьям.

Что может сделать каждый, чтобы облегчить заикающемуся человеку процесс общения?

– Слушать, принимать, смотреть в глаза и не допускать жалости. Знаю, что многим заикающимся не нравится, когда за них договаривают слова. Поэтому лучше спросить у самого человека, как ему комфортнее.

Кстати, советы «Не нервничайте» и «Расслабьтесь» точно не помогают (улыбается).

Публичные выступления – это спасательный круг или ловушка для заикающегося?

– Публичные выступления – спасательный круг. Это шажок к свободной речи. Поверьте, чтобы логоневротик вышел на сцену, он должен переломить себя и принять свое заикание. А это уже 90 % успеха.

К тому же, его сначала научат всему, начиная от позы и заканчивая темпом речи. Это не так страшно, как кажется.

Какие мысли должен держать в своей голове заикающийся человек, чтобы комфортно чувствовать себя в обществе?

– Что он равный элемент этого мира с такими же правами, как и остальные. Нужно больше позитива! Господа, вы не умираете от рака, вы всего лишь запинаетесь. Оглянитесь по сторонам и тут же найдете бездомного щенка, которому действительно нужна ваша помощь. Не зацикливайтесь на себе.

Фото: личный архив героини и

Катерина Ходан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *