Ринолалия – что это?

Основные симптомы:

  • Гримасничанье
  • Задержка речевого развития
  • Замкнутость
  • Затруднение приема пищи
  • Изменение голоса
  • Нарушение дыхания
  • Нарушение звукопроизношения
  • Нарушения письма
  • Недобор веса у новорожденных
  • Неестественная речь
  • Необходимость в дыхании через рот
  • Непроизвольные колебания глаз
  • Опущение верхнего века
  • Раздражительность
  • Расщелины лица
  • Склонность к простудным заболеваниям
  • Скудность словарного запаса
  • Тихая речь
  • Тусклость голоса

Ринолалия – представляет собой патологию, при которой нарушается и искажается произношение звуков в частности, и речи в целом. Это довольно редкое расстройство, которое диагностируется у 1–2 детей на 1000. Подобная разновидность речевого дефекта может носить как врождённый, так и приобретённый характер, отчего и предрасполагающие факторы развития также будут отличаться.

  • Этиология
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение
  • Профилактика и прогноз

Недуг имеет специфическую симптоматику, игнорировать которую родители не могут. Основными симптомами принято считать невнятную или невыразительную речь, позднее произношение первых слов малышом, а также большое количество психологических признаков.

В подавляющем большинстве случаев установление правильного диагноза не является проблемой, однако могут возникнуть трудности с определением разновидности заболевания. Именно на этом фоне диагностика носит комплексный характер и включает в себя консультирование специалистов из различных областей медицины.

Лечение у детей зачастую основывается на консервативных методиках, однако при некоторых формах заболевания в обязательном порядке обращаются к хирургическому вмешательству.

Общее описание

В последние годы медики всего мира все чаще сталкиваются с проблемой нарушения формирования речи у детей. У этого явления есть объективные причины (ухудшение экологии, вредные привычки родителей, что приводит к развитию анатомических дефектов у детей, отсутствие контактов с ребенком вследствие занятости родителей и так далее).

Существует несколько различных заболеваний, при которых у ребенка развивается нарушение речи. Одним из них является ринолалия. Этим понятием в медицине обозначают расстройства голосообразования и звукопроизношения, которые вызваны дефектами строения и работы органов речи.

Речь ребенка с ринолалией характеризуется сильным нарушением произношения звуков, недоразвитием грамматической и лексической стороны речи, нарушением письма.

Для выявления заболевания и выяснения его причин пациенту необходимо комплексное обследование у лора, челюстно-лицевого хирурга. Устранение ринолалии проводится с помощью хирургического и ортодонтического лечения, физиотерапии. Кроме этого пациенту необходима помощь логопеда и психолога.

Этиология

Патогенез недуга заключается в неправильном взаимодействии между носовой полостью и ротоглоткой. Это становится причиной того, что во время образования звуков поток воздуха идёт неправильным путём, на фоне чего искажается произношение.

Нарушение тембра голоса и звукопроизношения может носить первичный или приобретённый характер — в каждом случае предрасполагающие факторы будут отличаться.

Причины врождённой формы недуга представлены:

  • нарушением целостности мягкого или твёрдого неба, что в медицинской сфере носит название синдром «волчьей пасти»;
  • расщеплениями верхней челюсти или верхней губы – такое расстройство широко известно как «заячья губа»;
  • дефектами мягкого неба, а именно его укорочением;
  • патологиями маленького язычка – сюда стоит отнести его полное отсутствие или, наоборот, раздвоение;
  • расщелинами твёрдого неба, которые носят скрытый характер.

Причины ринолалии

Помимо этого, вызвать первичную ринолалию могут тяжёлые заболевания, перенесённые женщиной во время вынашивания плода в первом триместре. К таким болезням стоит отнести:

  • токсоплазмоз и краснуху;
  • эпидемический паротит;
  • грипп и другие инфекционные процессы.

Не последнюю роль в возникновении такого расстройства речевой функции также играют:

  • воздействие токсических веществ на организм беременной;
  • пристрастие будущей матери к наркотическим веществам, спиртному или никотину – далеко не все представительницы женского пола, узнав о том, что ожидают ребёнка, считают нужным избавляться от пагубных пристрастий;
  • частые стрессовые ситуации, которым подвергаются женщины в положении;
  • протекание расстройств эндокринного характера до или вовремя беременности.

Стоит отметить, что вышеуказанные дефекты, провоцирующие возникновение ринолалии, образуются у плода на ранних этапах внутриутробного развития, а именно на седьмой или восьмой неделе.

Также считается, что не последнее место занимает отягощённая наследственность. Высока вероятность развития у ребёнка подобного нарушения речи, если у одного из родителей присутствуют:

  • расщелина губы или неба;
  • несимметричность кончика носа;
  • асимметрия крыльев носа.

Механизмы развития приобретённой ринолалии будут диктоваться разновидностью недуга. Например, способствовать развитию вторичной открытой органической ринолалии будут:

  • деформации неба рубцового характера;
  • такие состояния, как паралич или парез мягкого нёба;
  • сдавливание опухолью таких нервов, как блуждающий и языкоглоточный.

Открытая функциональная приобретённая ринолалия развивается на фоне:

  • перенесённого ранее вмешательства по иссечению аденоидов;
  • пареза мягкого нёба, возникшего на фоне дифтерии.

Закрытая ринолалия органической природы зачастую возникает из-за широкого спектра анатомических изменений в носу или носоглотке. Из этого следует, что источниками могут выступать

  • искривление перегородки, расположенной в носовой полости;
  • появление доброкачественных новообразований или полипов;
  • гипертрофия слизистой носа;
  • злокачественные опухоли в носу;
  • образование непарной миндалины.

Функциональная форма закрытой ринолалии представлена таким этиологическим фактором, как высокий тонус мягкого неба. Подобное состояние выражается в том, что невозможен полноценный выход струи воздуха через нос. Это нарушение может возникнуть из-за:

  • аденоидэктомии, т. е. операции по иссечению аденоидов;
  • различных отклонений неврологического происхождения;
  • банального копирования гнусавости речи окружающих людей.

Классификация

Ринолалия, определение которой состоит в неправильном функциональном взаимоотношении носовой полости и ротоглотки, имеет несколько разновидностей.

Классификация ринолалии

Основная классификация делит подобное заболевание на две формы:

  • открытая ринолалия – воздух одновременно проходит через рот и нос;
  • закрытая ринолалия – отличается тем, что воздух проходит не через нос, что обуславливается присутствием преграды в носовой полости или в зоне носоглотки. Это становится причиной того, что в значительной мере искажаются звуки «м» и «н». Помимо этого, гласные подвергаются изменениям, а именно теряют свою тональность и звонкость;
  • смешанная ринолалия – присутствуют признаки двух вышеуказанных форм, а голос у ребёнка приобретает носовое звучание.

Примечательно то, что открытая ринолалия диагностируется в несколько раз чаще закрытого или смешанного типа недуга.

По причинам возникновения как открытая, так и закрытая ринолалия бывает:

  • органической. Для открытой формы возникновение обуславливается врождёнными, реже приобретёнными дефектами ротоглотки или носовой полости. Закрытый тип недуга вызывают деформации носа;
  • функциональной – функциональная открытая ринолалия обусловлена перенесённой ранее какой-либо болезнью носоглотки. При закрытой разновидности болезни воздушный поток направлен через рот, а предрасполагающие факторы часто представлены неврологическими расстройствами.

Помимо этого, существуют такие виды ринолалии:

  • передняя – в подавляющем большинстве случаев выражается на фоне разращения аденоидов, отчего они приводят к перекрытию хоаны;
  • задняя – развивается из-за хронического насморка, полипов или искривления перегородки носа.

Симптоматика

Структура речевого дефекта при ринолалии, т. е. симптоматика болезни, будет несколько отличаться в зависимости от её разновидности.

Например, для открытой формы патологии будут характерны такие симптомы:

  • нарушение дыхательной функции;
  • трудности во время вскармливания грудного ребёнка или самостоятельного питания детей от двух лет;
  • недостаток массы тела новорождённого;
  • присутствие врождённых расщелин лица;
  • опущение верхнего века;
  • тихая речь;
  • непроизвольные колебательные движения глаз;
  • гиперрефлексия;
  • задержка речевого развития – первые слова дети зачастую произносят в возрасте двух лет;
  • появление гримас во время общения;
  • скупой словарный запас, что ещё больше затрудняет речевое описание происходящего в жизни ребёнка;
  • олигофрения;
  • раздражительность и замкнутость;
  • повышенная предрасположенность к таким недугам, как отит и бронхит, пневмония или евстахиит.

Характеристику закрытой формы ринолалии составляют следующие клинические проявления:

  • изменение тембра голоса;
  • нарушение в произношении носовых звуков;
  • трудности при общении с посторонними людьми;
  • неестественность и тусклость голоса;
  • необходимость в постоянном дыхании через рот;
  • склонность к простудным недугам;
  • развитие астенического синдрома;
  • нарушение письма, что выражается в дислексии или дисграфии;
  • недостаточный запас слов, по сравнению со сверстниками аналогичной возрастной категории.

Симптомы ринолалии

Клинические проявления зависят от формы заболевания. Открытая ринолалия проявляется нарушением дыхания. В результате жидкая пища начинает вытекать через нос, что сильно усложняет кормление ребенка.

Результатом открытой формы заболевания может стать отставание ребенка в развитии. Такой малыш поздно произносит свое первое слово, имеет гнусавый голос, ему трудно правильно произносить звуки. Большинство звуков ребенок произносит глухо. Это вызвано тем, что наибольшая нагрузка при разговоре выпадает на корень языка, а не на его кончик.

Симптомом закрытой формы заболевания является постоянное стекание слизи по задней стенке глотки, что сильно беспокоит ребенка. Малыш часто болеет простудными заболеваниями, у него развивается хронический насморк, нарушается произношение.

Многие специалисты считают, что подобные дефекты речи влияют на психику ребенка, делают его более замкнутым, по сравнению со сверстниками. Такой ребенок предпочитает больше времени проводить дома, он мало говорит и неохотно идет на контакт с посторонними людьми.

Диагностика ринолалии

Обследование при ринолалии комплексное. В его проведении может участвовать большое количество различных специалистов (лор, психолог, стоматолог-хирург, фониатр, логопед и ряд других).

При логопедическом осмотре доктор обращает особое внимание на особенности строения и степень подвижности речевого аппарата пациента, выявляет нарушения голоса.

Для диагностики открытой формы заболевания проводят специальную пробу, суть которой заключается в том, что пациент произносит звуки «и» и «а» последовательно открывая и закрывая нос. При зажатых носовых ходах звуки становятся глухими, а крылья носа под пальцами специалиста сильно вибрируют.

Кроме этого, доктор проверяет произношение пациентом всех звуков, оценивает словарный запас, уровень грамматики и лексики. Если ребенок уже учится в школе, то оценивают уровень письма и чтения.

Из инструментальных методов чаще всего используют риноскопию, электромиографию, рентгенографию носоглотки, фарингоскопию.

На основании данных полученных в результате комплексного обследования пациента, доктор ставит окончательный диагноз и назначает коррекционную терапию.

Не стоит игнорировать проблемы, которые возникают у ребенка при ринолалии. При отсутствии своевременной терапии заболевание прогрессирует, что может вызвать развитие целого ряда осложнений.

Диагностика

Ребёнка с ринолалией и выражением вышеуказанной симптоматики необходимо отвести на консультацию к логопеду. Однако по причине того, что подобное нарушение может развиваться на фоне большого количества разнообразных факторов, то в обследовании пациента также принимают участие такие специалисты:

  • челюстно-лицевой хирург;
  • невролог;
  • отоларинголог;
  • ортодонт;
  • фониатр;
  • дефектолог;
  • психолог.

Первичная диагностика включает в себя:

  • изучение истории болезни и жизненного анамнеза пациента – при этом также учитывается информация касательно протекания беременности. Это даст возможность клиницисту не только установить причину развития заболевания, но и определить его разновидность;
  • проведение тщательного физикального осмотра – для выявления внешних нарушений, например, заячьей губы или волчьей пасти;
  • детальный опрос родителей или взрослого пациента.

Логопедическое обследование основывается на оценивании:

  • артикуляционного аппарата, в частности его строения и подвижности;
  • дыхания — физиологического и фонационного;
  • голоса и произношения всех звуков;
  • состояния чтения и письма – определяется у детей школьного возраста.

Иногда для установления этиологического фактора могут потребоваться инструментальные обследования, среди которых выделяют:

  • рентгенографию носоглотки;
  • риноскопию;
  • Риноскопия

  • электромиографию;
  • фарингоскопию;
  • КТ и МРТ.

Лабораторные исследования крови и других биологических жидкостей человека не имеют диагностической ценности.

КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Диагностика детей с ринолалией требует комплексного подхода и подразумевает обследование несколькими врачами сразу.

Общая система диагностирования включает в себя пошаговый анализ:

  • Ознакомление с данными личного дела.
  • Сбор анамнестических данных (полученные сведения путем расспроса).
  • Рассмотрение заключений всех врачей.
  • Проведение беседы с ребенком и родителями.
  • Разработка коррекционной программы.
  • Формирование речевой карты.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Изначально, логопед дает оценку общей картине речевых дефектов, выделяя основное нарушение и второстепенные. В ходе диагностирования врач учитывает отличительные свойства психического развития и личностные характерные черты.

Любое диагностирование, в том числе и логопедическое обследование звукопроизношения, строения артикуляции и тд., начинается с анамнеза.

Логопед налаживает контакт с ребенком во время разговора, задает вопросы с целью услышать речь малыша. Всю полученную информацию логопед фиксирует в речевой карте. После логопед приступает к обследованию конкретных речевых систем.

Строение аппарата артикуляции Ребенок осматривается на наличие симметрии лица и носогубных складок при закрытом рте, проверяется состояние челюсти, мягкого неба, небного свода, позиции и форма языка.
Речевое дыхание Логопед оценивает частоту дыхания, силу и ритмичность. В речевой карте ведутся записи о причинах расстройства.
Особенности голоса Крикливость, осиплость, охриплость.
Общие характерные особенности речи при разговоре или чтении Изучается, насколько сильно ребенок может открыть рот, выразительность речевой артикуляции, а также активность языка, губ, щек, лобных мышц.
Звукопроизношение Логопедическое обследование звукопроизношения начинается с гласных звуков: , , , , и тд., а затем согласных. В речевой карте фиксируется информация о положении языка во время произношения, наличие непроизвольных движений лицевых и мимических мышц.
Возможности слухового аппарата Если от ребенка или от родителей поступают жалобы на слух, логопед направляет на специальное исследование по снятию аудиограммы.
Психические функции Исследуются функции внимания, мышления, памяти и эмоционально-волевой сферы. В данном случае необходимо участие психоневролога и патопсихолога.

Абсолютно все итоги обследования отмечаются в речевой карте. Постепенно в карте станет заметна динамика исследований и развития ребенка на логопедических занятиях с логопедом. В спб в центре «Супер развитие” вы сможете пройти диагностику и получить квалифицированную помощь в вопросах, связанных с речью и развитием ребенка.

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ РИНОЛАЛИИ

Коррекция звукопроизношения подразумевает:

  • Дыхательную гимнастику, ведется постоянный контроль ротового выдоха.
  • Развитие фонематического слуха и анализа.
  • Контроль над подъемом и удержанием мягкого неба.
  • Участие зрительного, тактильного, вибрационного и слухового контроля.
  • Вокальные упражнения.
  • Логопедический массаж.
  • Занятия, направленные на активизацию мягкого неба.
  • Голосовые упражнения, которые направлены на обучение произношению звуков и носовых фонем.
  • Упражнения на изменение громкости и длительности звучания.

Выбор метода и упражнений по коррекции звукопроизношения логопедом подбирается строго индивидуально.

Для снижения напряжения, врач разрешает использовать ребенку уже доступные фонемы и действует по принципу от простого к сложному.

ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ

Такой метод исправления ринолалии используется всеми логопедами. В стандартный список упражнений входит:

1. Упражнение «Парус”. Кончик языка ставится на верхний зубной ряд, а спинка прогибается вперед.

2. Упражнение «Чашечка”. Широкий язык кладется на нижнюю губу, а края начинают загибаться в форму чашки.

3. Упражнение «Бегемотик”. Малыш спокойно и без напряжения открывает и закрывает рот.

4. Упражнение «Улыбка”. Ребенок широко улыбается, разводя как можно дальше уголки губ, а затем возвращает на место.

Такие несложные упражнения будут полезны даже детям без речевых нарушений, поэтому рекомендую тренироваться в целях профилактики.

Лечение

Коррекция ринолалии будет полностью диктоваться разновидностью протекания подобного речевого дефекта.

В случаях диагностирования органической разновидности патологии показано устранение анатомических дефектов, что выполняется при помощи:

  • применения глоточного обтуратора;
  • хирургической корректировки деформаций лица – сюда стоит отнести уранопластику, велофарингопластику и хейлопластику;
  • удаления аденоидов и полипов в носу;
  • иссечения новообразований глотки;
  • септопластики.

Терапия функциональной ринолалии основывается на:

  • физиотерапевтических процедурах;
  • психотерапии;
  • длительной работе логопеда с пациентом.

Помимо этого, в лечении также принимают участие:

  • логопедический массаж – особенности логопедической работы состоят в осуществлении пальцевого массажа некоторых частей твёрдого неба и вибрационного массажа мягкого неба;
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционные упражнения.

Наиболее эффективными упражнениями артикуляционной гимнастики выступают:

  • «удав» — при этом язык сворачивают в трубочку и неспешно высовывают изо рта. Количество повторений – семь раз
  • «игла» — рот закрыт, а языком необходимо поочерёдно дотрагиваться до внутренней поверхности каждой щеки;
  • «часы» — широко раскрывают рот, язык складывают в трубочку и делают им круговые движения;
  • «лиана» — язык свешивают к подбородку и удерживают в таком положении примерно на пять секунд;
  • «метроном» — рот широко открыт, а язык передвигают из одного угла рта к другому;
  • «взлёт-посадка» — отличается от предыдущего упражнения тем, что язык, насколько это возможно, вытягивают к носу, после чего максимально опускают к подбородку.

Если коррекция подобного нарушения требовала осуществления операции, то после вмешательства в обязательном порядке осуществляется работа логопеда, касательно особенностей постановки звуков при ринолалии в новых для пациента анатомических условиях.

Коррекционные работы с врачом лучше всего начинать как можно раньше, для того чтобы к тому времени, как ребёнку исполнится 12–15 лет достичь положительных результатов терапии.

Коррекция ринолалии

При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа,септопластика, удаление новообразований глотки и пр. Главная роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапиии психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде. До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба). На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Прогноз и профилактика ринолалии

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.

Коррекция

К лечению ринолалии нужен только комплексный подход. Как правило, врождённые аномалии строения лицевого черепа подлежат хирургической коррекции. Такие дефекты устраняют при помощи пластической хирургии. Операции направлены на восстановление анатомического строения органов носа и глотки, а также устранение косметических дефектов.

Кроме того, некоторым пациентам необходимы оперативные вмешательства по поводу удаления полипов носа, аденоидов и других патологических образований, мешающих нормальному дыханию. Также требуется коррекция прикуса и деформаций верхней челюсти у врача-ортодонта. Немалую роль в процессе лечения играет и физиотерапия, специальные логопедические занятия, лечебная общеукрепляющая физкультура, а также психотерапия.

Терапевтический комплекс преследует следующие цели:

  • оториноларингологическая санация с целью предотвращения нарушения слуха;
  • психотерапевтическая помощь;
  • формирование правильной работы артикуляционного аппарата;
  • устранение назального тембра голоса;
  • предупреждение дистрофии;
  • коррекция произношения;
  • увеличение словарного запаса;
  • закрепление навыков свободного общения;
  • контроль общего развития речи.

Систематическая последовательная и достаточно длительная коррекция позволяет предполагать положительную динамику в течении заболевания. При этом материал, предназначенный для коррекции, должен соответствовать возрасту ребёнка, быть доступным и понятным для его восприятия. Логопед должен постоянно следить за направлением воздушной струи, положением языка и мышцами лица пациента.

Чтобы добиться нормального результата, необходимы три этапа лечения ринолалии:

  1. Проведение массажа мягкого нёба. Поглаживающие движения сочетаются с надавливаниями. Ребёнок должен имитировать покашливание, зевание или глотание. Большое значение уделяют правильному дыханию, которое тренируют при помощи игровых упражнений. Все упражнения выполняются как до операции, так и после неё.
  2. Проводится работа со звуками – сначала ребёнка учат произносить гласные беззвучно, но постепенно он начинает громко ими артикулировать. Проговариваются гласные звуки на выдохе. Чтобы натренировать более четкое произношение, ребёнку также могут закрывать нос.
  3. Финальный этап заключается в корректировке согласных. Все буквы корректируются в определенном порядке – «Ф», «П», «Т», «К», «Б», «Д», «М», «Н», «Р», «Л». Правильно артикулировать помогает пение – в этот момент мягкое нёбо и задняя глотка рефлекторно смыкаются.

Коррекционная логопедическая работа с детьми с ринолалией

  1. коррекция физиологического и фонационного дыхания
  2. стабилизация работы органов артикуляционного аппарата
  3. нормализация баланса резонирования
  4. постановка звукопроизношения
  5. развитие фонематического слуха

Детям с нарушенной речью рекомендуется курс логопедического обучения в стационаре или амбулаторные занятия дважды в неделю. Занятия включают работу над фонационным дыханием, ротовым выдохом, артикуляционную гимнастику, массаж губ, неба и языка ( по показаниям), постановку звуков, выведение их на ротовой выдох в дыхательной гимнастике, автоматизацию поставленных звуков, а также упражнения для формирования звонкости, полетности голоса и устранении гиперназального оттенка и носовой эмиссии в отраженной и спонтанной речи.

Занимаясь с логопедом, ребенок проходит 2 этапа:

  1. Подготовительный. Он включает:

— постановку косто-абдоминального типа ды

— дифференциацию носового и ротового вдоха-выдоха,

— артикуляционную гимнастику, направленную на растормаживание мышц мягкого неба, перевод языка в передний отдел ротовой полости, расслабление его корня и активизацию кончика, а также на улучшение подвижности и переключаемости всех органов артикуляции, вокальные упражнения.

  1. Основной. Он включает формирование артикуляционных укладов гласных и согласных звуков, их постановку в последовательности

,, шипящие, свистящие и вибрант появляются у детей только к 4-5 годам.

— обязательное выведение поставленных звуков на ротовой выдох в дыхательной гимнастике, их автоматизацию на уровне слога-слова-словосочетания- предложения- связной речи,

— развитие фонематического слуха;

— необходимо сформировать у ребенка правильные место и способ образования звуков, чтобы имеющиеся у ребенка патологические стереотипы не закреплялись, создав тем самым предпосылки для развития правильного произношения звуков.

Самое главное в работе с детьми:

–установление контакта с ребенком, создание психологически комфортного климата на занятиях. Необходимо заинтересовать малыша, вызвать его симпатию и доверие, только в этом случае возможен положительный результат коррекционного обучения.

— лексический материал для автоматизации поставленных звуков должен соответствовать возрасту ребенка, должен быть понятным и интересным ему. Поэтому в работе должны быть использованы слова простой слоговой структуры, хорошо знакомые ребенку, состоящие в основном из уже усвоенных им звуков.

Прогноз ринолалии

Если лечение начато вовремя и доведено до конца, то прогноз благоприятный. При подборе программы коррекции необходимо учитывать возраст ребенка, уровень его развития и интеллекта. Материалы для занятий должны быть понятны и интересны ребенку. Только так можно добиться прогресса в лечении.

Кроме этого эффективность терапии зависит от следующих факторов:

  • насколько своевременно было начато лечение;
  • есть ли у ребенка сопутствующие патологии;
  • насколько удачно было проведено хирургическое вмешательство;
  • насколько ребенок развит интеллектуально, и каков его характер и ряд других.

Решающее значение имеет готовность родителей включиться в процесс и тратить большое количество времени на самостоятельные занятия со своим ребенком. Наиболее благоприятный прогноз имеет функциональная форма заболевания.

Логопедическое занятие при ринолалии

Профилактика ринолалии

Основными мерами профилактики данной патологии являются:

1. На этапе вынашивания ребенка:

  • отказ от вредных привычек;
  • соблюдение правил безопасности, избегание таких заболеваний, как грипп, токсоплазмоз, свинка, краснуха, которые могут привести к аномалиям развития плода.

2. Во время формирования речевых навыков:

  • своевременное купирование анатомических аномалий, которые мешают малышу нормально говорить;
  • не разрешать ребенку копировать людей с гнусавым голосом.

3. Не допускать развития приобретенной формы заболевания:

  • избегание механических повреждений лица, челюстей, носа;
  • недопущение переохлаждения организма;
  • избегание инфекционных заболеваний;
  • профилактика новообразований и кровоизлияний в мозг.

4. Регулярное посещение логопеда для проверки того, как формируется речь у ребенка. Эта простая мера поможет вовремя диагностировать возможные нарушения в развитии и начать лечение, что существенно улучшит прогноз заболевания.

Здоровья вам и вашим детям!

Профилактика и прогноз

Специфические профилактические мероприятия, предупреждающие развитие ринолалии, включают в себя:

  • ведение здорового образа жизни во время вынашивания ребёнка;
  • избегание при беременности тяжёлых инфекционных заболеваний;
  • своевременную ликвидацию анатомических дефектов у детей;
  • полноценное обучение малыша правильному произношению звуков;
  • предотвращение челюстно-лицевых травм у детей и переохлаждений детского организма;
  • регулярное посещение логопеда – это нужно для контроля над правильным развитием речи.

Прогноз при различных типах недуга будет отличаться. При функциональной разновидности ринолалии исход в подавляющем большинстве случаев благоприятный и напрямую зависит от профессионализма логопеда. Что касается органической ринолалии, то все зависит от успеха хирургического вмешательства и раннего начала коррекционной работы с логопедом.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания Поделиться статьей: Читать нас на Яндекс.Дзен Заболевания со схожими симптомами: Депрессия (совпадающих симптомов: 4 из 19) Гебефрения (совпадающих симптомов: 3 из 19)

1. Дефекты, типичные для других речевых нарушений (дислалия — из-за дефектов в строении органов артикуляции, недоразвития фонематического слуха, социальных факторов; дизартрия – из-за неправильной работы органов артикуляции вследствие нарушения иннервации (парезы, параличи, изменения тонуса)).

2. Дефекты, свойственные открытой ринолалии

Дефекты, типичные для других речевых нарушений

Нарушения произношения: На каждый момент вспомнить и объяснить

1. Л, Р – замены на звуки Й, ЛЬ, Д, искажения (двугубный = кучерской, велярный).

2. фрикативных звуков – свистящие, боковые, шипящие, призубные, межзубные сигматизмы, губно-зубное произнесение.

3. Дефекты смягчения (но редко).

4. Дефекты озвончения (но редко)

Разборчивость речи для окружающих – 60-100 %

Дефекты, свойственные открытой ринолалии

Общая характеристика: ТОТАЛЬНО НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ преобладание заднеязычной артикуляции с носовой утечкой воздуха и почти беззвучным произнесением глухих согласных, храп и гиперназализация, Все глухие приближены к Х, звонкие к Г украинскому (фрикативному), губно зубные к М, переднеязычные к Н.

Причины:

– паталогическая позиция языка, массивный (гипертрофированный) корень языка, перекрывающий проход в глотку, вялый кончик языка, не участвующий в артикуляции.

– Отсутствие сильной, направленной воздушной струи из-за утечек воздуха.

Дефекты произнесения гласных – усиление ринофонии (гиперназализации) в такой последовательости: а, о, э, и, у. (так как в данной последовательности изменяется (увеличивается) объем глотки при нормированном произнесении данных звуков. При открытой ринолалии при увеличении объема глотки во время речи увеличивается и проход в нос.

Дефекты произношения без атипичных компенсанаторных артикуляций:

1. Фрикативные заменяются велярными, боковыми, межзубными, шипящие свистящими и наоборот.

2. Взрывные

– Язычно-зубные (Т и Д на заднеязычные К и Г, или на ГГГГ – украинский, или на М и Н или просто очень ослабляются,

– Губно-губные П и Б на заднеязычные К и Г, или на губно-губной носовой М, м.б. беззвучное произнесение).

– Заднеязычные К и Г на фрикативный Х. Или Г украинский.

3. Африкаты (Ч и Ц) на заднеязычные фрикативные Х или заднеязычные взрывные К, Г.

4. Соноры (Р, Л) на носовой переднеязычный Н или на заднеязычные фрикативные или взрывные (Х, К, Г), м.б. двугубные (В, У), пропуски. Р – практически никогда не имеет нормативного звучания – не хватает силы выдоха для организации вибрации кончика языка.


Разборчивость речи для окружающих 50-90 %.

Дефекты произношения с атипичными компенсанаторными артикуляциями.

Используются глоточные и фарингетальные движения, нарушается произношение почти всех звуков.

Глоточные (гортанные, ларингеольные) артикуляции (звуки) – образуются в полости гортани, имеют щелкающий призвук.

Фарингетальные артикуляции (звуки) – образуются путем сближения корня языка со стенкой зева.

Разборчивость речи для окружающих – 20-50 %.

ЛЕКЦИЯ 8 «Нарушения слоговой структуры слова»

Ритмико-слоговая структура –способность к восприятию и воспроизведению количества слогов с выделением ударности, паузации.

Звуко-слоговая структура– восприятие и Воспроизведение не только количества, ударности и паузации, но и звукового наполнения каждого слога.

Нарушения:

1. Сокражения групп согласных звуков (платье – пате, кран – ман, книжка – хиха).

2. Сокращение звучания согласного в конце слова (строить – хои, месяц – мехя)).

3. Опускание начального согласного (волосы – ояси).

4. Добавление согласных (палец – палетф, сцена – фтфена).

5. Перестановка звуков в слоге (метатезис) (дрова – двора, труба – ртуба).

6. Сокращение числа слогов в слове (элизия) – двенадцать – хена, здание — хнани)

7. Увеличение числа слогов (вслед – уехед, встань – уситань).

Причины нарушения звукослоговосй структуры

1. нарушение речевого дыхания.

2. Нарушения звукопроизношения.

3. Нарушения фонематического слуха.

4. Рассогласованность моторных действий (изменения тонуса и пр.)

Нарушения фонематического слуха

Выражается в разной степени, от трудностей различения близких звуков, различающихся по одной характеристике С-З (звонкость), до не различения звуков, имеющих отличия по нескольким параметрам Например з и х (звонкость, место образования)


ЛЕКЦИЯ 9 «Нарушения голоса»

До 7-ми лет голос детей с открытой органической ринолалией имеет характеристики, свойственные норме, кроме гиперназализации (х-ка тембра), после 7 лет голос ухудшается, присоединяются функциональные, а затем и органические нарушения (парезы, параличи, узелки на голосовых связках и др.), которые проявляются в таких характеристиках голоса — слабый, истощаемый, монотонный, сиплый, гнусавый, металлический, носовой, сиплый, форсированный, хриплый, приглушенный.

Причины ухудшения х-к голоса – доказали, что изменение формы, строения, положения, работы мягкого неба влияет на положение и функционирование голосовых связок. То есть, они начинают работать дисфункционально (нарушено), что приводит к их постоянному перенапряжению, и в последствии провоцирует органические изменения в них. Операции по устранению расщелин, не изменяют ситуацию, так как мышцы не начинают работать правильно на все 100 %.

Характеристики голоса осложняются психологическим компонентом – дети стесняются своей речи, стараются, а затем и привыкают говорить тихо, незаметно для окружающих.

Речь детей с ринолалией характеризуется следующими нарушениями:

Ринофония –носовой (гнусавый) оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие механических (органических) дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, либо расстройств функции мягкого неба.

Ринофония закрытая – носовые согласные приобретают носовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным = гипоназализация.

Ринофония открытая –патологическая назализация всех носовых звуков, слабые, сдавленный голос = гиперназализация, (носовой голос).

Голос обладает следующими характеристиками:

– Металлический –отсутствует богатство, цвет.

– Приглушенный –голос, как будто застревающий в задней части ротовой полости, быстро затухающий.

– Сиплый –образуется при неполном смыкании голосовых складок, когда кроме звуковых волн, еще из гортани выходит «дикий» воздух, то есть не «обработанный» колебаниями голосовых складок. Происходит из-зараздражения и набухания гортани, голосовых складок, при скоплении слизи, что сопровождается состоянием гиперемии. Вы можете чувствовать такое после голосового утомления, перед болезнью горла, и во время неё, курения.

– Слабый –недостаточная сила (громкость) голоса из-за слабости дыхательного аппарата или недостаточной энергичностью смыкания голосовых складок (часто при паретичности). Что такое паретичность.

– Хриплый –более сильная степень сиплого голоса (дополнительные причины – папилломатоз, стеноз, парезы, параличи, гипертрофия гортани и голосовых складок, певческие узелки).

Состояние папилломатоза возникает у детей с ринолалией после 14 лет. Это патологический процесс, характеризующийся образованием множественных папиллом на каком-либо участке кожи или слизистой.

Папиллома – доброкачественная опухоль, выступающая над поверхностью кожи или слизистой в виде сосочка.

Узелки голосовых складок = певческие узелки – у 20 % ринолаликов после 15 летнего возраста.

Фонастения – (у 70 –80 % ринолаликов в возрасте после 15 лет) – нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. Проявления — быстрая утомляемость, прерывание голоса (осечки), неприятные ощущения в горле при долгой речи, пении, ощущение царапанья, жжения.

Ринолалики –как правило, имеют приобретенные нарушения слуха, значит, являются ранооглохшими (то есть, нарушение слуха возникло до освоения речи) или позднооглохшими, если речь у детей успела сформироваться.

Чаще у ринолаликов только снижение слуха, часто одностороннее или степень снижения слуха на разных ушах также различно.

Причины – отиты, антибиотики.

Степени снижения слуха

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *