Аспергера синдром

Синдром Аспергера — это высокофункциональная форма аутизма, нарушение психического развития, при котором человека всю жизнь сопровождают трудности в социальной коммуникации, социальном взаимодействии и воображении. По статистике, данному расстройству подвержено менее 1% населения планеты.
Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, как называть этот симптомокомплекс: расстройством аутистического спектра, синдромом или особенностью функционирования мозга.
В отличие от «классического» аутизма или синдрома Каннера, который обычно сопровождается умственной отсталостью, при синдроме Аспергера интеллект сохраняется на высоком уровне, но среди всех пациентов, у кого было диагностировано расстройство аутистического спектра, людей с синдромом Аспергера крайне мало.
Австрийский педиатр и психиатр Ганс Аспергер — первопроходец в изучении аутизма, серьезно занимавшийся наблюдением за детьми с расстройствами социального общения и адаптации, называл это состояние синдромом аутистической психопатии. В честь него английский психиатр Лорна Уинг предложила термин «Синдром Аспергера». Безусловно, вклад Аспергера в изучение аутизма велик, но методы исследований доктора вызывают много споров. Книга Эдит Шеффер «Дети Аспергера» и другие исторические расследования приоткрывают тайну о нацистском прошлом детского психиатра. Сообщества врачей-психиатров из разных стран призывают отменить этот термин, но многие больные называют себя «аспи». Как к этому относиться, — каждый решает сам.

Что такое «тяжёлый аутизм»?

Тяжелый аутизм — это не официальный диагноз, а описательный термин, аналогичный глубокому аутизму, низкофункциональному аутизму и классическому аутизму.

Люди с «тяжёлым аутизмом» часто невербальны и имеют интеллектуальную инвалидность, у них большие сложности с поведением.

Основные моменты:

  • Тяжёлый аутизм обычно диагностируется как «расстройство аутистического спектра, уровень III».
  • Тяжёлый аутизм чрезвычайно сложен, при нём бывает агрессия и другие сложные формы поведения.
  • Большинство людей с тяжёлым аутизмом не владеют разговорной речью.
  • Некоторые люди с тяжёлым аутизмом умеют общаться с помощью карточек, визуальных досок или других подобных средств.

Что такое «первазивные расстройства развития»?

Первазивное расстройство развития — это формальный термин, означавший между 1994 и 2013 годами то же самое, что и «расстройство аутистического спектра». Если ваш ребёнок диагностирован до 2013 года, вы могли слышать данный термин от специалиста или врача, однако в настоящее время он не используется.

Основные моменты:

  • Термин «первазивное расстройство развития» больше не используется.
  • Термин был синонимом «расстройства аутистического спектра».
  • Различия в развитии могут варьироваться по степени тяжести: от лёгкой до тяжёлой.

Симптомы и признаки синдрома Аспергера

Синдром Аспергера является врожденной «скрытой дисфункцией», и по внешнему виду определить его наличие крайне затруднительно.
Люди, страдающие данным расстройством, обладают высоким или выше среднего интеллектом. Им свойственна особенная манера вербального общения: речь развитая, беглая, но им трудно поддерживать беседу. Они воспринимают речь другого человека в буквальном смысле: не понимают шутки, метафоры, сарказм, иронию, испытывают затруднения в интерпретации невербальных знаков. Интонация, мимика, жесты, выраженные другими людьми, трудны для понимания и не несут смысловой нагрузки для страдающего синдромом Аспергера, а сам он их практически не использует, к тому же, избегает зрительного контакта. Непонимание этикета, правил поведения, законов общежития социального окружения создают сложности в общении.
Нарушения обработки сенсорной информации, которые проявляются повышенной чувствительностью к звукам, освещению, прикосновениям, приводят иногда к агрессивным или подавленным состояниям.
Сконцентрированность на одной теме разговора или хобби, несвойственном обычным людям, возможность легко выполнять монотонную работу, навязчивое внимание к определенному человеку тоже указывают на неординарность личности.
Структурирование деятельности, строгое следование плану можно назвать особенностью, помогающей людям с синдромом Аспергера в достижении целей и приобретении профессиональных навыков. Однако при обстоятельствах, связанных с изменением привычного ритма жизни или переноса запланированных ими событий, психика больного подвергается серьезному испытанию, иногда приводя к срыву.
Неумение договариваться, дружить, неконтролируемые эмоции, неспособность к сопереживанию, эмпатии тоже являются признаками синдрома.

Лечение синдрома Аспергера

В настоящее время не существует абсолютного лечения данного состояния. Для коррекции тяжелых проявлений синдрома назначается медикаментозная терапия, в прочих случаях работу ведут психологи, педагоги и логопеды-дефектологи.
Несомненно, чем раньше удастся выявить симптомы и провести диагностику, а значит и начать применять коррекционные меры, тем больших успехов можно добиться. Однако говорить о полном излечении нельзя.

Стоит все же отметить, что взрослые с синдромом Аспергера живут вполне полноценной жизнью, создают семьи и находят для себя работу, добиваясь в ней немалых результатов. Конечно, это те люди, которые смогли адаптироваться в социуме и прошли некоторую коррекционную работу.

Психологи и педагоги помогают аспи-детям научиться вести себя в обществе, помогают выработать правильные стереотипы поведения.

Семантико-прагматическое нарушение речи при синдроме Аспергера

Важнейшим для человека средством коммуникации является осознанная речь, высший уровень которой – семантика, – является продолжением развивающего мышления. На этом уровне человеческий мозг представляет окружающие его образы и понятия в форме речевых конструкций, устанавливая отношения между объектами и описывающими их словами.
Семантико-прагматическое расстройство речи, часто сопутствующее синдрому Аспергера в детстве, можно обозначить как «отсутствие отношений». Вербальное общение в таком случае не эффективно, поскольку беглая речь ребенка характеризуется нарушением понимания, не относится к собеседнику и не обладает коммуникативной функцией. Ребенок разговаривает сам с собой, говорит о себе в третьем лице, а при непонимании смысла слов собеседника использует эхолалию (повторение речевых конструкций другого человека).

Синдром Аспергера у детей

Мнения специалистов расходятся: одни считают синдром обособленным заболеванием, другие относят его к легкой форме аутизма. Синдром Аспергера диагностируется с 4 до 11 лет.
По внешнему виду очень трудно определить у ребенка какое-либо заболевание психики, но при тесном контакте и наблюдении начинают проявляться особенности:

  • достаточно высокий интеллектуальный уровень развития ребенка;
  • нормальные навыки внятной речи, в которой коммуникативный смысл отсутствует;
  • неспособность играть в ролевые игры, предпочтение логическим занятиям, требующим последовательности и системности;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • повышенная сенсорная чувствительность (раздражающие звуки, обостренное осязание, обоняние, вкус);
  • нарушение координации движений — неуклюжесть, неловкость при ходьбе и выполнении действий, требующих ловкости (плавание, езда на велосипеде) и возникающие трудности в развитии мелкой моторики (раскрашивание, письмо, вырезание ножницами);
  • стереотипное поведение, проявляющееся в часто повторяющихся движениях и действиях, зацикленности на определенном виде занятий;
  • трудности коммуникации и социального взаимодействия со сверстниками, приводящие к одиночеству или насмешкам со стороны других детей.

Исследования подтверждают, что у большинства детей с синдромом Аспергера, с которыми с раннего возраста занимались родители, психологи, врачи, обучая социальному взаимодействию, умению вести диалог, поддерживать и развивать отношения с окружающими людьми, наблюдается значительное улучшение состояния в раннем школьном и подростковом возрасте.

Как распознать синдром Аспергера

Тревожные звоночки можно заметить уже в первые месяцы жизни. Один из самых ярких симптомов What to know about Asperger’s syndrome — отсутствие взгляда в глаза. Также младенец может быть более неловким, неуклюжим, чем его сверстники.

Но основные признаки синдрома Аспергера проявляются примерно на втором году жизни — когда от ребёнка ожидают, что он начнёт общаться с окружающими. Вот несколько наиболее распространённых симптомов, которыми проявляет себя этот тип РАС:

  • Механическая речь. В ней отсутствуют ритм и интонация, голос звучит ровно и однообразно. Некоторые дети всегда говорят слишком громко.
  • Стереотипии. Так называют повторяющиеся действия или однообразные интересы. Например, ребёнок может часами играть в машинки, выстраивая их в бесконечный ряд. Основной признак стереотипий при синдроме Аспергера — жёсткая упорядоченность. Предметы, которыми играет ребёнок, всегда расставляются по строго определённым местам, нумеруются или классифицируются иным способом.
  • Склонность создавать ритуалы и методично им следовать. Ребёнок, например, всегда ходит в садик одной и той же дорогой. И устраивает истерику, если мама пытается предложить другой путь. Ест суп из определённой тарелки — и откажется кушать из другой. Ставит обувь только в одно выбранное место… Любое отступление от ритуала вызывает неуправляемую эмоциональную реакцию.
  • Отсутствие эмоций при обычном общении. Ребёнок не понимает шуток и не смеётся над ними. Не улыбается, когда счастлив. Его невозможно «растормошить».
  • Неумение распознавать эмоции у других людей. Такой человек не замечает социальные сигналы, очевидные для других. Например, не понимает, когда на него злятся.
  • Проблемы с дистанцией. Ребёнок с синдромом Аспергера может не осознавать, что излишне приближается к другому человеку во время разговора. Остальных детей такая бестактность и вторжение в личное пространство могут пугать.
  • Отсутствие ролевых игр. Мышление построено на логике, поэтому воображаемые игры для ребёнка непонятны и неинтересны.

Перечисленные симптомы могут быть как ярко выраженными, так и смазанными. Иногда они становятся очевидными лишь по мере взросления — когда усложняются требования окружающей человека среды.

Чем опасен синдром Аспергера

В целом какой‑либо опасности для жизни этот подвид РАС не представляет. Дети с синдромом Аспергера чаще всего вырастают пусть и в не совсем стандартных, «с особенностями», но способных к самостоятельной жизни взрослых.

Однако есть и тёмная сторона. Американская писательница Лидия Нецер, мама одного из детей с синдромом, сравнивая «милый аутизм» Шелдона Купера с настоящим расстройством, охарактеризовала явление примерно так The Problem with Sheldon Cooper and the «Cute Autism» :

«Такие персонажи (как Шелдон. — Прим. ред.) создают нереалистичное ожидание, будто аутичные люди будут казаться другим очаровательными и причудливыми, что в конечном итоге сделает их социально успешными. Но в реальной жизни этого не произойдёт. Аутизм может быть прекрасен, волшебен, даже гениален, но он также кричит, причиняет боль и раз за разом мучительно сталкивается с миром».

За ширмой синдрома скрываются истерики и нервные срывы — когда что‑то идёт не по установленным правилам. Дети с расстройством нередко проявляют агрессию, направленную в том числе и на самих себя.

Никогда не будет эпизода с юным Шелдоном, в котором мальчик бьёт себя по лицу до кровавых синяков и рыдает, потому что его последний друг решил, что он слишком странный, и отвернулся от него. Авторы этого не допустят.

Лидия Нецер, писательница

Частое следствие нестандартного поведения — насмешки, неприятие и отторжение со стороны окружающих. Это может усугубить состояние ребёнка. Привести к развитию других расстройств — тревожного или депрессии. Ещё один нюанс — сниженная самооценка, страх перед людьми, неспособность установить и поддерживать длительные связи.

По этим причинам синдром Аспергера нуждается в коррекции.

Как лечить синдром Аспергера

Если родители полагают, что у ребёнка есть симптомы РАС, важно как можно быстрее поговорить об этом с педиатром. Врач проведёт дополнительный осмотр, пообщается с самим пациентом. И при необходимости выдаст направление к профильному специалисту. В зависимости от выраженности симптомов это может быть:

  • Психолог. Он помогает диагностировать проблемы с эмоциями и поведением и рекомендует, как их преодолеть.
  • Невролог. Этот медик выявляет различные нарушения в работе мозга.
  • Коррекционный педагог. Специализируется на речевых сложностях и других проблемах развития.
  • Психиатр. Имеет опыт работы с психическими расстройствами и назначает препараты для их лечения.

Универсального подхода к терапии синдрома Аспергера нет. Некоторым детям достаточно пройти курс логопедической коррекции, который улучшит навыки общения. Кому‑то помогут занятия по обучению социальным навыкам. Кто‑то нуждается в когнитивно‑поведенческой терапии.

Лекарства при лечении синдрома Аспергера применяются нечасто. В основном их назначают, чтобы скорректировать отдельные симптомы — например, повышенную тревожность или гиперактивность.

Ну, и хорошая новость. Если родители вовремя занялись коррекцией, ко взрослому возрасту синдром Аспергера во многих случаях становится почти неразличим. Остаются лишь плюсы: высокий интеллект Understanding Asperger’s Symptoms in Adults , умение сосредоточиться на интересной задаче, любовь к порядку и трепетное соблюдение графиков. А это — отличный трамплин для жизненного успеха.

Синдром Аспергера у взрослых

От того, какие коррекционные и адаптационные меры были приняты родителями больного в детском возрасте, зависит, какие признаки синдрома Аспергера и в какой степени будут сопутствовать ему во взрослой жизни.

Признаки

Синдром Аспергера у взрослых может проявляться как:

  • особая манера речи (интонация, отсутствие пауз, длинные фразы и др.);
  • скудная невербальная коммуникация (отсутствие мимики и жестикуляции);
  • ограниченный зрительный контакт (люди с синдромом Аспергера не нуждаются в том, чтобы наблюдать за взглядом собеседника, они не считывают таким образом информацию);
  • проблемы с соблюдением этикета (из-за отсутствия интереса к окружающим такие люди не чувствуют необходимости соблюдения социальных норм);
  • отсутствие эмпатии (со стороны это выглядит как холодность и бесчувственность в эмоциональном плане);
  • ограниченное мышление (особенности развития не позволяют ставить себя на место другого человека, принимать его точку зрения или представлять абстрактную ситуацию);
  • неспособность приспосабливаться к изменениям (любое изменение или непредвиденная ситуация могут вызывать повышенную тревогу или паническую атаку).

Лечение болезни Аспергера у взрослых

В отличие от детей, взрослые пациенты прекрасно могут понять свои особенности, поэтому сами могут определить, на что требуется обратить большее внимание в программе своего лечения.

Лекарственные препараты на признаки синдрома Аспергера в зрелом возрасте не оказывают никакого влияния, с их помощью можно избавиться лишь от сопутствующих состояний (депрессии, тревожности или других психологических проблем).

Для преодоления проблем с сенсорной и моторной координацией взрослым назначают курс ЛФК и физиопроцедуры.

Для преодоления проблем с коммуникацией и взаимодействием с окружающими проводятся специальные тренинги и занятия для отработки различных ситуаций.

Многие стараются постоянно работать с психологом – это помогает справиться со стрессом, готовиться к возможным форс-мажорам и с меньшим напряжением взаимодействовать с окружающим миром. Специалист помогает принять свои особенности и найти свое место в жизни.

Это один из самых важных моментов терапии взрослых, потому что они всегда нуждаются в поддержке и заботе. Несмотря на то, что многие способны вести самостоятельную жизнь, мир для них все так же остается враждебным и хаотичным.

На что обратить особое внимание

Синдром Аспергера у взрослых женщин и мужчин оказывает влияние на образ жизни. Но можно комфортно существовать в обществе, если учитывать некоторые аспекты своей жизни.

Ответственность

Необходимо тщательно отслеживать и анализировать свое поведение и поведение окружающих. Полезно делиться своими наблюдениями в групповой терапии и принимать поддержку родных и друзей.

Сенсорная чувствительность

Чуткая реакция на различные раздражители (свет, шум, звук, запах и др.) может мешать повседневной жизни. Чтобы научиться управлять реакцией на разные стимулы, можно пройти сенсорную интеграционную терапию и использовать приспособления для снятия стресса (беруши, аромалампы, игрушки-антистресс).

Образование

Нужно тщательно выбирать область изучения и учебное заведение. Хорошо, если есть возможность изучить условия обучения: корпуса, аудитории и т.д. При необходимости стоит рассмотреть вариант дистанционного обучения.

Условия проживания

Переезд в собственное жилье из дома родителей для человека с синдромом Аспергера не только ответственный шаг, но и проблемный. Чтобы этот этап прошел менее болезненно, можно переезжать постепенно: по частям перевезти вещи, жить в новой квартире пару дней в неделю, возвращаясь к родителям. Важно, чтобы близкие люди дали понять, что в сложной ситуации всегда можно на них положиться.

Профилактика

Профилактика синдрома Аспергера у детей и взрослых включает в себя те же мероприятия, что и лечение. Отличие лишь в том, что направлены все эти действия не на снятие симптомов и избавление от негативных последствий, а на поддержание определенного качества жизни и помощь в адаптации к окружающей действительности. Важно не позволять погружаться человеку, имеющему синдром Аспергера, в депрессию от осознания своей инвалидности.

Единственное отличие в том, что профилактика у детей включает в себя еще и обучающие и разъясняющие мероприятия с родителями: беседы, тренинги, инструктажи, консультации. Очень важно, чтобы родители понимали состояние и причины поведения малыша – только так они смогут оказать ему поддержку.

Мои рекомендации детям с синдромом Аспергера

Детям с синдромом Аспергера приходится сталкиваться со многими трудностями, особенно ближе к переходному возрасту, когда окружение играет такую большую роль в жизни любого подростка.

Порекомендовать детям с данным расстройством можно следующее:

  1. Понимай свое отличие от других людей, не стесняйся своих особенностей, учись жить с ними. Многие дети долго и упорно перебирают то, что может сделать их не такими как все, твои исключительные черты уже найдены.
  2. Не стесняйся попросить помощи у родителей и взрослых, если чувствуешь себя некомфортно, тревожно или напряженно.
  3. Следуй своему режиму дня. Если знаешь, что произойдут какие-то изменения и беспокоишься по этому поводу, то обсуди это с родителями.
  4. Не переживай о том, что трудно завести друзей и общаться со своими сверстниками. Если кто-то из ребят не понимает, почему ты так странно себя ведешь, то не стоит воспринимать это близко к сердцу. Чуть позже обязательно появятся близкие люди, готовые принять тебя таким.
  5. У тебя есть способности, которых нет у одноклассников: ты быстро запоминаешь информацию, хорошо учишься, очень много знаешь о том, чем увлекаешься. Пользуйся этим, общество ценит и уважает таких людей.
  6. Твои глубокие знания и увлечения могут помочь найти себя во взрослой жизни. Подумай, где в работе можно это использовать – так ты сделаешь себя счастливым.
  7. Следи и замечай, как реагируют другие ребята на похвалу, обиду, помощь и другие ситуации. Тогда ты сможешь понять, как нужно действовать в той или иной ситуации и не расстраивать или сердить окружающих.

Другие признаки

Люди с синдромом Аспергера имеют некоторые признаки, свойственные и другим формам РАС.

Например, они очень любят держать все в порядке. Это помогает найти в сложном и беспорядочном мире хоть какой-то понятный уголок. Порядок касается не только окружающих вещей, квартиры и рабочего места, но и поведения. Взрослые и дети стараются везде установить свои правила: идти по одному и тому же маршруту в школу и на работу, жить по четко установленному режиму дня, а питаться определенными продуктами, соблюдая четкие ритуалы.

Также люди, страдающие синдромом Аспергера, могут проявлять особую увлеченность к предметам: занимаются коллекционированием, имеют хобби, досконально изучают какую-то область знаний. Иногда им удается связать свою профессиональную карьеру с любимым делом, потому что их интересы не угасают всю жизнь.

Причины возникновения

Специалисты не могут назвать точных причин, которые вызывают синдром Аспергера. Выделяют несколько факторов риска, под действием которых возникает эта форма аутизма.

Например:

  • родовые и черепно-мозговые травмы;
  • интоксикация плода во внутриутробный период;
  • влияние и побочные эффекты вакцинации;
  • гормональный сбой у малыша;
  • связь с недоношенностью, гиперактивностью;
  • наследственно-генетический фактор;
  • плохая экологическая обстановка.

Диагностика и обследование с помощью специально-разработанных тестов помогают более точно определить причину возникновения синдрома Аспергера.

Диагностика

Диагностировать болезнь удается в возрасте 2,5 лет и старше. Как правило, яркая симптоматика проявляется у детей начиная с 4 лет, когда ребенок начинает пытаться взаимодействовать с окружающими. Диагноз ставится на основании ряда тестов, однако ни одно из рекомендованных исследований не может стопроцентно отличить синдром Аспергера от других расстройств аутистического спектра у детей. Диагноз ставится с помощью тестов и опросников, однако дополнительно следует сделать ЭЭГ и МРТ головного мозга для исключения органических патологий.

Особенности лечения

Назначенную врачом дозу употребляют утром или вечером раз в сутки, на усвоение препарата пища не влияет

Лечение синдрома Аспергера у детей включает медикаментозную и немедикаментозную терапию. Медикаментозное лечение направлено на устранение сопутствующих нарушений (невроз, депрессия). В терапии применяют атипичные нейролептики, антидепрессанты третьего поколения. К примеру, для уменьшения поведенческих нарушений нередко используют препараты Золофт, Прозак.

Основное направление лечения – это немедикаментозная терапия. При этом нарушении показаны:

  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • лечебная физкультура;
  • соблюдение режима дня.

Работа с психотерапевтом позволяет малышу научиться заводить друзей и лучше понимать других людей. Как правило, своевременное выявление этого нарушения и адекватная терапия позволяют лучше управлять своими эмоциями.

Родителям следует много времени уделять ребенку и правильно общаться с малышом. Так как такие дети не принимают идиом и метафор, речь должна быть построена таким образом, чтобы у ребенка не возникло сложностей с правильным трактованием смысла.

Малышам необходим точный режим дня, любые изменения графика могут вызывать у них чувство тревоги. Несмотря на то что вылечить нарушение полностью нельзя, раннее выявление проблемы и правильный подход к воспитанию со стороны родителей позволяют со временем адаптироваться в обществе. Родителям следует знать, что дети с синдромом Аспергера часто проявляют таланты в разных сферах, что позволяет им добиться успеха, однако в то же время у них есть риск попасть под чужое влияние, так как они зачастую легко поддаются внушению.

Как правильно лечить?

Основная терапия синдрома заключается в психологической коррекции поведения. Психотерапия для «особого ребенка» направлена на развитие навыков, способных адаптироваться в социуме. С детьми и их родителями проводят специальные тренинги, на которых обучают общению и правилам поведения в обществе, занимаются развитием мелкой моторики, делают лечебную гимнастику, массаж.

Питание у таких больных должно быть ограниченным. Из рациона необходимо удалить такие продукты как:

  • Содержащие глютен – кетчуп, хлебобулочные и колбасные изделия, сладости, консервированные фрукты, овощи, перловую, ячневую каши.
  • Содержащие казеин – молоко, творог, сыр, мороженное и молочные десерты.
  • Продукты, в которых содержится сода, соя, искусственный заменитель сахара.
  • Грибы, цитрусы, рис, кукурузу следует исключить из рациона.

Учеными доказано, что влияние данных продуктов негативно сказывается на умственном развитии.

Важно! Психотропные медикаменты в лечении детей с синдромом Аспергера подбираются только специалистом. Самолечение недопустимо.

Вылечить болезнь народными средствами, как и традиционными невозможно, но помочь обратить взор малыша на окружающий его мир и избавить от страхов можно. Для этого используют дельфинов или лошадей.

Профилактика заболевания

Профилактики синдрома нет. Связано это с тем, что до конца не изучена этиология болезни. Но для улучшения жизни и здоровья больных необходимо не останавливаться на достигнутых результатах, а продолжать их закреплять.

Полностью избавиться от синдрома Аспергера невозможно. Данная патология переходит во взрослую жизнь с некоторой интерпретацией.

5% людей, страдающих этим заболеванием, живут вполне нормальной жизнью, и выявить у них проблему с адаптацией в обществе можно только при проведении специальной диагностики.

Две трети заболевших могут работать, создавать семьи, растить детей. Большого успеха в карьере достигают те пациенты, которые нашли работу по своим интересам.

Синдром Аспергера не относится к заболеваниям, приводящим к летальному исходу, но 20% больных перестают быть личностями. Данное расстройство психики было выявлено у таких знаменитостей, как Эйнштейн, Моцарт, Мария Кюри.

Совет от Комаровского! «Дети, страдающие синдромом Аспергера совершенно другие, не такие, как все. Главное, нам, научиться понимать друг друга. И у нас такой возможности больше, поэтому мы обязаны сделать первый шаг для этого»

Причины возникновения синдрома Аспергера не ясны, но ученые склоняются к генетической предрасположенности по отцовской линии, утверждая, что 80% страдающих — мальчики.
С течением времени симптомы сглаживаются, и расстройство у взрослых становится менее выраженным, чем в детстве. Им свойственны педантичность, самодостаточность, ответственность, высокая работоспособность, целеустремленность, сосредоточенность на деталях. Знания в интересующей их области глубоки и структурированы, а результаты труда достойны восхищения.
Специалисты подтверждают, что люди с синдромом Аспергера, обладавшие в детстве высокими способностями к планированию и выполнению сложных заданий, легче адаптировались к социальной среде, налаживали отношения с окружающими, получали профессиональные навыки и создавали семью.

Известные личности с синдромом Аспергера

Синдром Аспергера (иногда это состояние называют формой высокофункционального аутизма) — пожизненная дисфункция личности, отражающая необычность восприятия мира и отношения к людям, уникальность способа обработки информации.
Из воспоминаний близких известно, что А. Моцарт, А. Эйнштейн, И. Ньютон, А. Линкольн, Л. Бетховен, Ч. Дарвин имели странности характера, которые сейчас можно было бы отнести к признакам синдрома Аспергера.
Множество одаренных людей, страдающих синдромом Аспергера, стали известными деятелями науки, искусства, спорта и внесли огромный вклад в дело развития общества.
Стивен Спилберг стал прекрасным кинорежиссером, Бобби Фишер — чемпионом мира по шахматам, Майкл Фелпс — известнейшим спортсменом, Дэн Эйкройд — знаменитым актером, Гленн Гулд — пианистом-виртуозом своего времени, Вернон Смит— Нобелевским лауреатом в области экономики. Относят к этой плеяде и Билла Гейтса. Список известных людей с синдромом Аспергера не закончен. Представители различных профессий достигли недосягаемых высот благодаря тому, что приспособились к жизни в обществе, научились использовать свои особенности психики для достижения цели и управлять ими.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Почему Грету начали беспокоить экологические проблемы?

Грета Тунберг родилась в 2003 году в Стокгольме (Швеция). Ее родители – известные люди. Мама – оперная певица Малена Эрнман (в 2009 году она участвовала в «Евровидении»), папа – актер Сванте Тунберг.

С самого детства девочка отличалась от своих сверстников. Когда Грете было 11 лет, ей и ее одноклассникам в рамках школьной программы показали документальный фильм о проблемах экологии. В фильме были показаны «мусорные острова», плавающие в Тихом океане. Одноклассники шведкой девочки посмотрели его, обсудили и забыли. А вот на психику Греты увиденное произвело сильнейшее впечатление. Она впала в настоящую депрессию и всерьез обеспокоилась дальнейшей судьбой планеты.

С тех пор она начала активно интересоваться вопросами экологии. Спустя некоторое время ребенок добровольно отказался от употребления мяса. Следуя его примеру, другие члены семьи тоже постепенно стали вегетарианцами. В настоящее время Грете 16 лет, и она по-прежнему увлечена идеей защитить мир от экологической катастрофы.

Причины возникновения заболевания

Точные факторы, вызывающие заболевание, вызывают спор у многих ученых мира. Но большая их часть склонна признать теорию, которая указывает, что причины болезни синдрома идентичны аутистической аномалии. Основные факторы:

  • Наследственно-генетическая предрасположенность.
  • В первый триместр произошло токсическое воздействие на плод.
  • Внутриутробная инфекция.
  • Вирусные заболевания матери в период беременности – токсоплазмоз, герпес, краснуха.

Кроме основных причин, врачи выделяют и такие, как:

  • Аутоиммунные изменения, происходящие в организме будущей мамы, могут оказать влияние на мозг малыша.
  • Нарушения гормональной системы ребенка.
  • Некоторые врачи причиной заболевания считают введение вакцин.
  • Имеется предположение, что на мозг ребенка могут негативно влиять пищевые добавки, которые он получает во время приема пищи.
  • Возможно, к развитию патологии приводит синдром дефицита внимания или гиперактивность и преждевременные роды.

Последний перечень возможных причин принадлежит к рабочим версиям. Большая часть ученых склонна признать основной причиной возникновения болезни генетическую связь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *