Три кризиса

Каждый человек в своей жизни проходит через возрастные кризисы. Так как дети развиваются быстро, то и кризисы у них более яркие и заметные. Кризис трех лет у ребенка считается одним из самых интенсивных в период роста. Еще недавно малыш был спокойный и ласковый, слушал взрослых и следовал установленным правилам. А сейчас он начинает протестовать против прежнего уклада жизни, пытаться сепарироваться от родителей, отстоять свои права на самостоятельное существование. Он вредничает, кричит, плачет, если что-то не получается или в чем-то отказали.

Главный совет для родителей – оставаться уравновешенными при общении с крохой, и тогда после окончания этого нелегкого периода малыш также станет более спокойным, самостоятельным и рассудительным.

Что такое кризис трехлетнего возраста

Кризис трех лет у детей – это период жизни, в котором они приобретают огромное количество новых личностных новообразований. Малыш психологически отделяется от мамы, стремится к самостоятельности, выходит на новый уровень общения со взрослыми и сверстниками. Он хочет быть «как большой», но пока не может многого в связи с возрастом. В результате этого диссонанса у ребенка возникают истерики, обиды и «портится» поведение. Если кратко, то кризис трех лет – это период бурного развития.

Когда начинается

Возрастные рамки кризиса – от 2,5 до 4,5 лет. В зависимости от личностных особенностей, кризис 3 лет может длиться от 2-3 месяцев до 2 лет. По интенсивности проявления также могут быть разными.

Сроки

Родители, столкнувшиеся с кризисом 3 лет, в первую очередь интересуются, сколько он длится и когда в норме должен закончиться. Однако данный вопрос слишком индивидуален, чтобы иметь однозначный ответ.

Во-первых, он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5. Психологи утверждают, что чем раньше ребёнка отдают в детский сад, тем раньше наступает кризис. Главное, чтобы это произошло до 4 лет, — тогда можно говорить о норме психического развития.

Во-вторых, он может закончиться в течение 3 месяцев, а может длиться до одного года. Это зависит от устойчивости нервной системы, темперамента ребёнка, поведения родителей и психологической помощи со стороны.

В-третьих, короткосрочный кризисный период сопровождается чаще всего яркими появлениями, а затяжной — более спокойными. Это норма. А вот если он продолжается более полугода и при этом ежегодно устраиваются неконтролируемые истерики, консультация психотерапевта обязательна.

Причины кризиса 3 лет

На этом возрастном этапе своим поведением ребёнок пытается отделить свое «я» от родительского. Малыш уже может понять различие между «я должен» и «я хочу». Однако ему еще предстоит научиться соотносить «хочу» с «должен» и «нельзя». У ребенка происходит столкновение потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого. Нарастает противоречие между «хочу» и «могу». В этих противоречиях кроется причина кризиса трёх лет.

Причины детского кризиса 3 лет

Согласно теории Л.С. Выготского, взросление ребенка представляет собой чередование стабильных и кризисных периодов развития психики. В стабильных периодах ребенок развивается медленно и линейно, в период кризиса – бурно и скачкообразно. Одной из главных причин кризиса является конфликт ребенка с окружающим миром. Он хочет все делать самостоятельно, но в этом ему мешают обстоятельства, на которые он не может повлиять, например, запреты взрослых и недостаточный уровень знаний и умений.

Факторы, влияющие на интенсивность кризисных проявлений:

  • Тип нервной деятельности. Дети со слабым или неустойчивым типом – меланхолики и холерики чаще других закатывают истерики, капризничают и протестуют против правил в кризисном периоде. Флегматики и сангвиники проще относятся к препятствиям в их жизни и обычно ведут себя чуть более спокойно.
  • Авторитарный стиль воспитания в семье. Если родители постоянно подавляют порывы ребенка к самостоятельности, то он противится этому сильнее, чем в том случае, если этого не происходит.
  • Тревожный тип родительского воспитания и гиперопека. В такой семье самостоятельность малыша также подавляется, только из других побуждений: родители считают его совсем маленьким ребенком, который ничего не может сделать сам. Протесты и истерики в этом случае неизбежны.
  • Напряженные отношения в семье. Если между родителями нередко случаются конфликты, то ребенок бессознательно пытается обратить на себя внимание. Ему это практически не удается, поэтому кризис трех лет проявляется более интенсивно.
  • Состояние здоровья. Дети с психическими и неврологическими особенностями развития переживают возрастной кризис намного более остро, чем их здоровые сверстники.

Как проявляется кризис 3 лет

Внешние признаки кризиса 3 лет обычно замечают родители: ребенок становится капризным, спорит, перестает слушаться, может закатить истерику среди улицы из-за какой-то мелочи. Психологи Л.С. Выготский и А.А. Леонтьев выделили 7 основных симптомов кризиса 3 лету ребенка. У каждого малыша они могут проявляться в разной степени и в разных ситуациях.

Негативизм

Так называется симптом, который заключается в отказе ребенка делать так, как сказал взрослый. При этом отказ выполнить просьбу часто даже не соответствует собственным желаниям ребенка. Например, мама предлагает малышу погулять, а он отказывается лишь потому, что это – инициатива взрослого. Интересная особенность в том, что если родитель решит сказать «ну, ладно, тогда сегодня гулять не пойдем», то ребенок, скорее всего, быстро передумает и решит, что он все же хочет идти на улицу. То есть, снова сделает не так, как сказал взрослый.

Строптивость

Ребенок отказывается продолжать подчиняться привычному режиму дня. Например, если всегда он после пробуждения шел чистить зубы и умываться, а потом завтракать, то в кризисном периоде он может начать отвоевывать свое право сначала подкрепиться, а потом отправиться на гигиенические процедуры.

Упрямство

Малыш, находящийся в кризисе трех лет, принимает свои решения и не собирается их отменять. Например, если он сказал, что не будет прибирать игрушки, то не будет этого делать. Даже если при этом мама, рассердившись, складывает их в мусорное ведро. Ребенок будет плакать, но решения своего не изменит: прибирать не станет.

Своеволие

Ребенок пытается делать все самостоятельно, но при этом не слушает взрослых, которые пытаются ему помочь. Если малыш застегивает пуговицы и позволяет маме показать ему, как это правильно делается, то это просто стремление к самостоятельности. Когда же он отталкивает мамины руки, не дает ей ничего сказать и показать, плачет и кричит «я сам», но делает все неправильно, то это – своеволие.

Протест

Чаще всего возникает на фоне частых указов родителей на то, что должен делать ребенок, который находится в кризисе 3 лет. Малыш протестует против того, чтобы за него решали взрослые. Например, ребенок отказывается от чтения книги на ночь совсем, если мама выбрала сказку сама, а не предоставила выбор ему.

Обесценивание

Малыш перестает ценить то, что раньше считал важным и дорогим. Например, ломает любимые игрушки, рвет книги. Возможно обесценивание значимых взрослых, и тогда ребенок может обзывать маму и папу, драться со старшими братьями и сестрами, с которыми ранее был в замечательных отношениях.

Деспотизм

Ребенок пытается начать командовать в семье, хочет, чтобы его слушались и подчинялись ему. Например, может приказать родителям включить мультики прямо сейчас, несмотря на то, что они заняты другими делами. Если его не слушаются, то он кричит и плачет, топает ножками и продолжает требовать.

Кризис трех лет проявляется перечисленными симптомами в той или иной мере у каждого ребенка, но не все из них он проявляет настолько ярко, чтоб родители заметили. Иногда кризис трех лет ограничивается только упрямством и негативизмом, а в некоторых случаях – ясно видны все семь симптомов.

Светлана Смирнова

Психолог, автор курсов по возрастной психологии образовательного проекта «Магистерия».

Возраст 3 лет по праву считается одним из самых сложных в жизни родителей и детей. В этот период у ребёнка формируется ощущение себя как отдельной самостоятельной личности. Малыш начинает активно проверять, где заканчивается область его возможностей, на что он может влиять. Сталкиваясь с ограничениями своих желаний, он приходит в ярость. И уже невозможно просто отвлечь его внимание на что‑то интересное, как в более младшем возрасте: ребёнок испытывает настоящую злость из‑за того, что всё идёт не так, как он хотел.

В период кризиса 3 лет дети переживают серьёзные изменения:

  • Формируются волевые качества — умение добиваться своего, настаивать на своём решении. Ребёнок учится проявлять себя в эмоциях и действиях, делать выбор, полагаясь на свои ощущения и желания.
  • Дети исследуют свою силу и возможности в противостоянии со взрослыми. Развивает понимание «что такое хорошо и что такое плохо», изучает границы: когда взрослые непреклонны в своём решении, а когда можно настоять на своём.

Результат кризиса

Кризис 3 лет в психологии – это важный период в становлении личности ребенка. Когда он заканчивается, психика выходит на новый уровень развития. Согласно теории Л.С.Выготского и А.А. Леонтьева, у малыша меняются следующие сферы жизни:

  • Ведущая деятельность – это деятельность, внутри которой появляются и дифференцируются другие формы деятельности, перестраиваются частные психические процессы и возникают личностные новообразования. После кризиса у малыша возникает совершенно новая ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, в которой он начинает познавать мир отношений между людьми.
  • Социальная ситуация развития – это система социальных условий, которые влияют на внутреннее развитие ребенка. После кризиса у ребенка на первый план постепенно выходит общение со сверстниками, взрослый становится примером для подражания в сюжетно-ролевых играх.
  • Возникают личностные новообразования. После кризиса трех лет у ребенка появляются самосознание, гордость за свои достижения, самостоятельность.

Несмотря на то, что кризис 3 лет доставляет родителям немало хлопот, он является обязательной ступенью развития ребенка. Преодолев его, ребенок становится другим: самостоятельным, осознанным, рассудительным, начинает больше понимать и уметь. Без личностных кризисов ребенок не смог бы вовремя отделиться от мамы, осознать себя и понять, на что он способен, чего он хочет и что может, а чему только предстоит научиться.

⇐ ПредыдущаяСтр 121 из 320

Центральным психологическим новообразованием личности ребенка 3-х лет является возникновение самосознания, формирование «системы Я».

Важным новообразованием, связанным с развитием самосознания, является своеобразный поведенческий комплекс, наблюдаемый у детей в 3 года. В чем его суть?

Во-первых, в предметной деятельности дети не просто манипулируют предметами, а настойчиво ищут нужный способ решения задачи, стремятся достичь результата. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного — дети не меняют своих намерений и конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональным вспышкам по пустякам, в хвастовстве и преувеличении собственных успехов.

Этот поведенческий комплекс был назван «гордостью за достижения». Он охватывает одновременно три главные сферы отношений ребенка — к предметному миру, к другим людям и к самому себе. Ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства.

Становление такой системы Я, где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

Как пережить кризис 3 лет у ребенка

Советы родителям от психолога, как вести себя с ребенком в кризисе трех лет:

  1. Запастись терпением. Не стоит пытаться во время истерики давить на малыша, кричать на него и угрожать наказанием. Эти действия могут дать обратный эффект: чем больше ребенок ощущает препятствий, тем интенсивнее он с ними борется.
  2. Договариваться. Например, зная, что ребенок может закатить истерику в магазине, договориться купить для него что-то одно, при этом сказать, что если он начинает капризничать, то из магазина придется выйти. И обязательно выполнять эти условия. Если все прошло удачно, то нужно похвалить малыша за достойное поведение.
  3. Устанавливать границы. Малыш должен четко знать, что ему можно, а что – нельзя. При этом нельзя отменять запрет из-за того, что ребенок заплакал. Лучше после того, как он успокоится, поговорить с ним о том, что произошло. Также успокоиться малышу помогает самостоятельное проговаривание сложившейся ситуации.
  4. Ограничить употребление слова «нельзя». Чем больше ребенку запрещается, тем больше ему хочется попробовать и проверить. В результате малыш будет протестовать и отстаивать свои права. В период кризиса трех лет разумно запрещать делать только то, что:
  • вредит здоровью самого ребенка;
  • угрожает другим людям или животным;
  • приводит к порче действительно ценного имущества.
  1. Давать ребенку больше самостоятельности. Пусть он сам проверит: холодно ли на улице зимой в сандалиях? На то, чтобы он вышел на улицу и понял, что замерз, потратится в разы меньше времени и нервов, чем на то, чтобы уговорить трехлетку надеть не сандалии, а валенки.
  2. Быть последовательными. Обязательно выполнять свои обещания – как позитивные, так и негативные. Кроха должен знать: если мама сказала, что после садика предстоит прогулка во дворе, то она должна состояться; а если сообщила, что не даст сладкого, если не съест суп, то сладкого он действительно не получит. Нельзя ребенку что-то запретить, а через несколько минут – разрешить, и наоборот.
  3. Называть чувства ребенка. Это приводит к осознанию им своего состояния. Сообщать ему «ты сейчас злишься, потому что…», «ты обиделся, потому что…». К концу кризиса ребенок вместо истерики сам научится говорить «я расстроился, потому что у меня не получилось собрать дорогу для машинки».
  4. Снимать психическое напряжение. Для этого отлично подходит рисование, игры с песком, лепка из пластилина и теста, игры с водой.
  5. После ссоры с ребенком, когда он уже успокоился, обязательно нужно восстановить с ним связь. Обнять, сказать, какой он хороший и любимый, погладить и приласкать. Это важно для поддержания эмоционального контакта с ребенком в будущем.

Рекомендации от Комаровского

Популярный доктор дает три совета родителям о том, как пережить кризис 3 лет у ребенка.

  • Как можно меньше запретов. Слово «нельзя» нужно произносить только в том случае, если это действительно критично для ребенка или других людей. Иначе оно перестанет восприниматься как сигнал об опасности, ребенок перестанет его выполнять. И это может привести к беде.
  • Единство системы воспитания. Все взрослые члены семьи обязательно должны договориться о правилах, чтобы малыш не имел возможности получив запрет от одного из них, уговорить на разрешение другого. Если сладкое нельзя есть до обеда, то никто не должен этого позволять: ни папа, ни мама, ни бабушка.
  • Постоянство правил. Ребенок должен знать, что правила работают всегда, каждый день. Если сегодня малышу разрешили не прибирать игрушки перед сном, то завтра уговорить его это сделать будет крайне проблематично.

Доктор Комаровский также считает, что кризис 3 лет – это нормальный период в развитии малыша, в который родители должны знать, как с ним справиться и помочь повзрослеть.

Как справиться с капризами и истериками

Чтобы уменьшить количество повторяющихся капризов и детских истерик необходимо проявлять как можно больше внимания и родительской любви к своему крохе. Ведь чаще всего такое поведение детей направлено именно на привлечение такой реакции родителей. Прислушайтесь к советам профессионалов:

  • Не нужно пытаться что-то объяснять ребенку в период эмоциональной вспышки. Если это происходит дома, то просто оставьте кроху в покое на некоторое время. Если такое поведение проявилось в многолюдном месте, то переключите внимание своего крохи на проезжающий автобус, пробегающую кошечку или красивый цветок.
  • Аффективную вспышку можно погасить с помощью игры. Попробуйте развеселить ребенка детским кукольным театром или веселой песенкой, семейной спортивной игрой или занятием с домашним питомцем.
  • Не забывайте о мерах профилактики. Перед походом в магазин или в гости пытайтесь заранее договариваться с ребенком о возможном развитии событий, чтобы предотвратить истерику. Не забывайте предлагать что-нибудь взамен того, чего нельзя.

Детских капризов и истерик будет намного меньше, если:

  • Родители сами не будут раздражаться, и будут сохранять спокойствие;
  • Со стороны взрослых малыш будет получать достаточное количество ласки и внимания;
  • Взрослые смогут вовремя определить причину «неправильного» детского поведения;
  • Родители не станут выяснять отношения с ребенком, пока он не успокоится.

Кризисный этап в жизни ребенка пройдет намного легче, если между ребенком и родителями взаимоотношения будут теплые и доверительные.

Что должны знать родители?

В этом возрасте физическое и умственное развитие малыша имеет свои особенности. Психология маленького человечка очень сложная. Улучшается мелкая и крупная моторика. Карапуз более уверенно ходит, прыгает, бегает, преодолевает преграды. На этом этапе многие дети учатся или уже умеют кататься на трехколесном велосипеде. Кроме этого, происходят следующие изменения:

  • К возрасту трех лет малыш меньше спит, а в периоды бодрствования он быстро усваивает новые знания и с удовольствием познает окружающий мир.
  • Повышается усидчивость маленького непоседы. Сейчас он может посвятить одному занятию уже около 20 мину, в отличие от детей более младшего возраста.
  • К этому этапу заметно улучшается мелкая моторика. Малыш с удовольствием пробует застегивать пуговицы на одежде или завязывать шнурки. Конечно, сейчас у него еще не все получается.
  • Ребенок берет в руки ложку, кушает самостоятельно, пробует рисовать карандашами и фломастерами.
  • Словарный запас трехлетних мальчиков и девочек уже довольно большой. В него входит около 700-800 слов, в зависимости от особенностей индивидуального развития. Многие слова сейчас похожи на обычный лепет. Многие родители говорят о том, что их малыши попросту не замолкают ни на минуту.

Игровая деятельность занимает все основное время. Карапузы особенно любят ролевые игры. Это очень полезно для них, ведь в процессе такой деятельности хорошо развивается воображение и абстрактное мышление.

На нашем сайте у вас есть возможность прочитать статью на тему скачков роста у детей.

Основные умения малыша

Если говорить о каких-то четких рамках по поводу умений детей в трехлетнем возрасте, то их попросту нет. Каждый ребенок развивается индивидуальными темпами. Если, например, в 3-4 года соседский мальчик уже активно играет с мячом, а ваш сын категорически отказывается от этого занятия, не стоит переживать по этому поводу.

Итак, что умеют дети на данном этапе:

  • Собирает небольшие пирамиды.
  • Ставит цифры на календарь.
  • Называет основные цвета, чёрный, белый, красный.
  • Знает несколько геометрических фигур, например, треугольник, квадрат, круг.
  • Кратко рассказывать о себе и своих родителях.
  • Считает до трех с помощью пальцев.
  • Катается на трехколесном велосипеде, карусели, качелях.
  • Активно играет с другими малышами, делится игрушками, проявляет интерес к чужим игрушкам.
  • Одновременно выполняет несколько действий, например, танцует и хлопает в ладоши.
  • Когда прощается, машет ручкой.
  • Себя называет «Я».
  • Прокладывает маршрут между двумя предметами.
  • Знает части тела и умеет их показывать.
  • Помнит свое имя, возраст и фамилию.
  • Старается петь песенки и учить короткие стишки.
  • Играет 10-15 минут, не отвлекаясь.

В этом возрасте малыш задает различные вопросы, может довольно долго слушать сказку, произносит приблизительно 600-700 слов и знает их значение.

Карапуз бегает, прыгает, ловко преодолевает препятствия.

Понятие кризиса трехлетнего возраста

У многих детей после трех лет и нескольких месяцев возникает так называемый кризис. Здесь речь не идет о какой-то задержке развития, не имеется в виду и отставание. Кризисом психологи называют скорее своеобразный переломный период, который наблюдается на различных жизненных этапах у большинства детей. При этом родители начинают паниковать, ведь они попросту не понимают, что произошло с их чадом и почему так поменялось поведение сына или дочки. Дети раннего возраста переживают несколько критических этапов развития. Кризис трехлетнего возраста, как свидетельствуют отзывы родителей, является самым тяжелым для мамы и папы. При этом маленький непоседа становится непослушном, впадает в истерики, часто скандалит, плачет и капризничает без видимых на то причин.

Распознать критический период родители могут по таким проявлениям:

  • На любые предложения карапуз выявляет недовольство и перечит.
  • Малыш становится упрямым, стоит на своем, даже если понимает, что он делает неправильно.
  • Кроха отказывается выполнять любые задания, которые дают ему взрослые. Он не хочет складывать игрушки, называть цвета или фигуры, иными словами, выявляет протест против всего, что ему предлагают.
  • В этом возрасте у карапуза появляется непреодолимое желание сделать все самому, он наотрез отказывается от помощи папы и мамы.
  • Сын или дочка обесценивает все вокруг себя. Многие дети начинают бросать и ломать игрушки, даже если раньше очень бережно к ним относились.
  • Если в семье есть дети старшего или младшего возраста, трехлетний малыш может проявлять ревность и даже агрессию.

Изменения в поведении ребенка объясняются осознанием того, что он уже взрослый и может повлиять на поведение родителей.

Карапуз считает, что он уже большой и требуют уважительного отношения к себе. Отсюда появляется отрицание каких-либо действий, малыш начинает кричать, спорить, впадать в истерику.

Мнение эксперта Ксения Дунаева Эксперт по работе с пользователями и модератор комментариев. Высшее медицинское образование и наличие более 5 лет реальной практики. Спросить у Ксении Важно понимать, что такое поведение маленького непоседы для него не менее тяжелое, чем для его родителей. Дело в том, что кроха сам не может понять, что с ним происходит, а управлять собственными эмоциями он еще не может.

Особенности развития детей трех лет

Мальчики и девочки этого возраста развиваются приблизительно одинаково. В среднем их рост составляет 96-98 см, а вес 13-15 кг. В зависимости от индивидуальных особенностей роста организма, эти показатели могут немного отличаться от нормы, что не является патологией. Давайте рассмотрим виды развития трехлетних малышей более подробно.

Что умеет ребенок с физической стороны

Физическое развитие малыша на этом жизненном этапе имеет очень важное значение. Сейчас активно развивается ловкость, выносливость, крупная и мелкая моторика и пространственная координация движений. Тренировать физические умения можно как в домашних условиях, так и в спортзале, бассейне. Итак, что умеет маленький непоседа:

  • Делает гимнастику под музыку.
  • Преодолевает препятствия.
  • Ходит по дощечке, наклоненной вниз.
  • Прыгает на двух ногах.
  • Идет ровно по ниточке, разложенной на полу.
  • Ловко спрыгивает с небольших возвышенностей на землю.
  • Играет с мячиком, пинает его ногой, бросает руками.
  • Умеет играть в различные игры с простыми правилами, например, кто первый сядет на стульчик или принеси предмет.
  • Находит закономерности между предметами.
  • Дети в трехлетнем возрасте с удовольствием танцуют и выполняют зарядку.

Маленький непоседа будет вполне хорошо плавать, если записать его в бассейн. С удовольствием малыши катаются с горки, залазят на лесенку, учатся кататься на трехколесном велосипеде.

Если не получается занять свое чадо одним из видов спорта, не стоит отчаиваться. Достаточно играть с малюткой в подвижные игры и чаще гулять на свежем воздухе.

Сенсорика

Сенсорное развитие подразумевает задействование таких чувств, как зрение, обоняние, слух, осязание и других. Сейчас очень важно играть с крохой в развивающие игры, которые помогают научиться распознавать предметы на вкус и запах. При этом можно использовать такие виды деятельности:

  • Определение на вкус разных продуктов – кислых, соленых, сладких.
  • С завязанными глазами сын или дочка должны понять, какую фигуру им предлагают родители, например, квадрат, шар, треугольник.
  • По звукам ребенок может постараться угадать животное.
  • Заниматься можно с помощью специальных игрушек в виде сенсорных коробочек.
  • Можно использовать упражнения, в которых кроха должен определить продукт по запаху.

Такие веселые и увлекательные игры помогут не только с удовольствием провести время и наладить доверительные отношения между родителями и их детьми, но и поспособствуют развитию сенсорики.

Преимуществом таких занятий является то, что проводить их можно как дома, так и на улице во время прогулки.

Развитие мелкой моторики

Существуют различные методики, помогающие тренировать мелкую моторику и развитие речи у детей различного возраста. Это очень важно, ведь в головном мозге зоны, которые отвечают за речевой аспект и движение пальцев, располагаются довольно близко. Родители могут сами составить план по тренировке пальчиков своего чада.

При этом можно использовать простые и веселые занятия:

  • Проводить гимнастику для пальчиков. Это можно сделать с помощью пальчиковых игр или включить мультик с инструкцией.
  • Очень полезными будут игры с сыпучими ингредиентами. Такие игрушки можно купить в магазине, например, модными сейчас считаются различные слаймы, кинетический песок и другое. А можно просто дать своему чаду несколько мисочек и обычную крупу. Подойдет гречка, рис, манка и другие.
  • Отлично развивает мелкую моторику застегивание пуговиц и завязывание шнурков.
  • Развивать пальчики можно, нанизывая бусины на леску.
  • Хорошо зарекомендовали себя такие занятия, как складывание мозаики, рисование, лепка из пластилина.

В трехлетнем возрасте дети с удовольствием играют с водой. Им нравится рыбалка с помощью удочки или ловля рыбы сачком.

Музыкальный слух

Музыкальное развитие карапуза на этом жизненном этапе имеет важное значение. Именно в этом возрасте многие малыши проявляют свои первые творческие способности. Если родители замечают, что их чадо тянется к музыке, очень важно правильно развивать кроху в данном направлении.

Для этого используется такая деятельность:

  • Пение.
  • Освоение различных музыкальных инструментов, например, фортепиано.
  • Сравнение музыки разных направлений.
  • Если кроха занимается со специалистом, педагогом может использоваться программа для развития фонематического слуха.
  • Можно попробовать дать маленькому непоседе угадать звучание различных музыкальных инструментов.
  • Полезными будут танцы.

Не стоит бросать занятия, если у вашего малыша что-то не получается. Музыкальное, художественно-эстетическое и другие виды развития даются многим детям не так уж и просто. Главное в этом деле – настойчивость и терпеливость.

Психологическое и нервно-психическое развитие

Как показывает практика, задержка психоречевого развития у малышей трех лет наблюдается довольно часто. Интересоваться психофизическим развитием следует с самого раннего возраста. Родители должны внимательно наблюдать за поведением своего чада. Если им кажется, что психомоторное развитие идет не так, как нужно, следует показать ребенка неврологу, психологу и другим специалистам.

Каковы же особенности психики детей в три года? Рассмотрим их:

  • Малыш активно общается с родителями, вступает в диалог с другими людьми. Иногда при контакте с посторонним человекам малыш может испытывать стеснение и страх.
  • Маленький непоседа старается во всем подражать маме и папе.
  • С удовольствием слушает музыку, запоминает мотив и старается напевать его.
  • Вступает в контакт с другими детьми в детском саду или на площадке.
  • Интересуется всеми окружающими событиями, задает много вопросов, главные из которых: зачем, почему, как?
  • Может проявлять фантазию, рассказывать небылицы.
  • Рассматривает книги с картинками, смотрит мультфильмы, музыкальные клипы.
  • С большим желанием рисует, лепит, складывает башню из кубиков.

Если родители заметили, что их карапуз стал пассивным, проявляет апатию и нежелание общаться, нельзя оставлять эти признаки без внимания. Крайне важно своевременно показать малютку специалисту.

Коммуникативное и речевое

Диагностика речевого и социально-коммуникативного развития у малышей трехлетнего возраста имеет важное значение. Эта характеристика может указывать на различные психические нарушения личности. Важно понимать, что каких-то четких рамок здесь нет.

Родители должны ориентироваться на приблизительные критерии. Итак, что умеет ребенок:

  • Учит несложные стихи и песни, рассказывает их, напевает.
  • Обговаривает с мамой или воспитателем картинки в книге.
  • Пробует рассказать по картинкам историю.
  • Пересказывает то, что только что прочитала мама.
  • Может назвать характеристики предмета, например, кошка большая, мышка маленькая.
  • Занимается с родителями мимической гимнастикой.
  • Начинает изучать цифры и буквы.
  • Говорит, как называется предмет.
  • Называет свое имя и имя родителей.

В своем словарном запасе дети в три года имеют уже 700-800 слов, реже 1000-1500. Здесь многое зависит от того, насколько часто взрослые занимаются с малышом, разговаривают с ним. Немаловажное значение имеет генетическая предрасположенность.

Возможно, вам будет интересно узнать больше информации о том, что должна уметь делать девочка в три года.

Творческое и интеллектуальное развитие памяти и мышления

Родители должны понимать, что составить правильный распорядок дня для малыша – это очень важный аспект. Свободное время карапуз может заниматься различными видами деятельности, включая занятия для творческого и интеллектуального развития.

Итак, что должен уметь маленький непоседа:

  • Добавлять различные предметы на рисунке, например, дорисовать части тела человека или животного.
  • Рисовать геометрические фигуры – овал, квадрат, а также линию.
  • Раскрашивать черно-белый рисунок.
  • Выполнять несложные аппликации из цветной бумаги.
  • Резать бумагу с помощью детских ножниц.
  • Принимать участие в готовке с мамой, например, украшать кондитерские изделия кремом.
  • Играть с мягкими игрушками в ролевые игры.

Для раннего развития можно записать своего малыша в специальный центр, где с детьми работу проводят специалисты. Такая школа будет не только полезной, но и очень интересной для маленького непоседы. Здесь ребенок сможет заняться пением, рисованием, лепкой, танцами и многими другими творческими занятиями. Дополнительная тренировка тех или иных способностей всегда идет на пользу детям различных возрастов.

Социальные навыки

Способность вступать в социальное взаимодействие со сверстниками – это очень важный момент, имеющий свои возрастные особенности. От умения общаться с другими людьми зависит благополучие малютки в коллективе. Коммуникативные способности – это предмет изучения, которым занимались такие известные специалисты, как Борисенко, Лукина, Смирнова, Ушакова, Янушко и другие авторы.

Что же должен уметь делать сын или дочка? Для улучшения навыков общения карапуза в обществе можно проводить такие занятия:

  • Ролевые игры с другими малышами.
  • Запоминание вежливых слов.
  • Чистка зубов и умывание.
  • Складывание игрушек и своей одежды.
  • Тренировка навыков одеваться и раздеваться.
  • Изучение этикета за столом.
  • Помощь родителям по хозяйству, мытье посуды, протирание пыли и так далее.

Важно заниматься со своим ребенком, объяснять ему, как выполнять то или иное действие, показывать это на практике. Так вашему чаду будет легче адаптироваться в детском саду и школе.

Возможно, вам будет интересно почитать статью о том, что должен уметь мальчик в три года.

Как понять, что ваш малыш отстает в развитии?

В этом возрасте очень важно своевременно распознать симптомы отклонения. Дело в том, что, если нарушения диагностированы на раннем этапе, их в большинстве случаев удается скорректировать.

Итак, что должно насторожить родителей:

  • Малыш не говорит и не пытается произносить слова.
  • Проявляет апатию ко взрослым и сверстникам.
  • Ведет себя пассивно или, наоборот, агрессивно.
  • Зрительный контакт со взрослым отсевает, сын или дочка не хочет смотреть в глаза.
  • Обнаруживаются повторяющиеся движения.
  • Малыш старается причинить себе боль, например, бьет себя по голове, или царапает.
  • Плохо спит, часто просыпается.
  • Проявляет агрессию по отношению к животным.

Если вы обнаружили один или несколько таких признаков, вам крайне необходима консультация специалиста. Такое поведение не является нормальным и часто указывает на такое нарушение развития, как аутизм.

Возможно, вам будет интересно прочесть статью о признаках и причинах аутизма у детей.

Какие игрушки подойдут трехлетнему малышу

Для гармоничного роста и развития малышей им необходимы игрушки. Они помогают познавать окружающий мир и тренировать различные умения и навыки.

Итак, какие же игрушки выбрать:

Не стоит покупать игрушки на вырост. Ваш малыш не оценит этого. Важно подобрать занятия, которые будут соответствен умственному, психическому и физическому развитию вашего чада.

Памятка для родителей по организации режима дня

Соблюдение правильного режима дня – это залог хорошего умственного и психического развития трехлетнего карапуза. Родители должны придерживаться следующих рекомендаций:

  • Ночной сон должен составлять не менее 8 часов. В этом возрасте многие дети спят днем. Важно обеспечить качественный отдых своему малютке.
  • Питание должно быть полезным и сбалансированным. Рацион сына или дочки необходимо насытить овощами, фруктами и злаками. Следует покупать только качественные продукты.
  • Важное значение следует уделять гигиеническим процедурам. В этом возрасте ребенок должен уметь самостоятельно умываться, а также расчесываться и чистить зубки. Родители должны напоминать крохе о необходимости мытья рук после посещения улицы, туалета или перед едой.
  • Ежедневно следует гулять на свежем воздухе и играть в подвижные игры.
  • Для закаливания иммунитета можно использовать контрастный душ, обливания холодной водой и другие методы.
  • На этом этапе малыш должен минимум четырехразовое питание. Среднее количество калорий для малютки – 1200-1500 ккал.

Следует понимать, что крохе в этом возрасте нужна ласка, тепло и правильный уход. Не стоит огорчаться, если у вашего чада не все получается с первого раза. С помощью внимания и комплексного подхода вы обязательно достигнете поставленных целей. А нам лишь остается пожалеть вам здоровья и удачи во всем.

Видео

В этом небольшом видеоролике вы найдете больше информации на интересующую тему. Советуем просмотреть его до конца.

Ребенок ищет себя

Психология называет возрастным кризисом особенные этапы развития личности. Этим периодам свойственны резкие психические перемены. Многие специалисты сходятся во мнении, что без таких перепадов невозможно формирование характера, своего «Я».

На протяжение жизни человек проходит ряд таких моментов. Один из самых известных — пубертатный или так называемый «подростковый» период, связанный с половым созреванием. Есть кризис новорожденных, тридцатилетних и даже пенсионный.

Но именно кризис трех лет считается одним из наиболее тяжелых. Это своеобразный экватор между ранним детством и возрастом дошколенка. В этот период малыш знакомится со своим «Я» и учится им управлять. Он отделяется от родителей, строит новые отношения с ними. Этот этап еще условно называют «Я — сам» или этапом строптивости.

Некоторые эксперты сравнивают поведение малыша в период кризиса трехлетия с поведением водителя-новичка. Первое время после получения прав на вождение новоиспеченный шофер осторожничает, соблюдает правила, прислушивается к опыту бывалых. Но очень скоро он осваивается, и чувство страха притупляется: водитель начинает лихачить, стремясь испробовать все возможности своего авто и проявить себя за рулем.

Мой опыт работы с ребенком трех лет в момент кризиса

Один из малышей в детском саду проявлял все «семизвездие кризиса». Его зовут Богдан, в садик начал ходить с двухлетнего возраста. В середине года мама ребенка начала рассказывать воспитателям о серьезных изменениях малыша в поведении. В садик идти не хочет, хотя всегда шел с радостью, завтракать отказывается, любимый ответ на все вопросы «нет».

Через некоторое время он начал проявлять свое состояние и в детском саду: мог сломать свою машинку, ссорился со сверстниками, отказывался от дневного сна. При этом любое действие хотел выполнять сам, вне зависимости от того, получается ли у него. Помощь взрослых не принимал.

Такое состояние продолжалось около полугода. С воспитателями и мамой была проведена консультация о кризисе 3 лет, даны рекомендации по взаимодействию с ребенком: дать больше самостоятельности, не ругать, поддерживать, разговаривать и объяснять все, что с ним происходит. По истечении примерно полугода, истерики стали менее частыми и интенсивными, появилась рассудительность, Богдан многому научился. В скором времени его психическое состояние стабилизировалось, он стал более спокойным и уравновешенным.

Как вести себя родителям в этот период? Не стоит считать кризис трех лет у ребенка негативным событием. Будет лучше, если относиться к нему, как к данности – так будет легче оставаться в равновесии, держать контакт с крохой и помогать ему становится взрослее. Это период очень бурного развития, после которого сильно меняется сознание ребенка, его психические процессы и отношения с миром. Чем более понимающими и поддерживающими будут родители, чем мягче и одновременно увереннее они будут выстраивать границы для малыша, тем оптимистичнее будут результаты кризиса трех лет.

Высшее образование программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование”. Окончила Северный Государственный Федеральный университет. Автор статей по детской и подростковой психологии.

Профессиональная помощь

Если родители не в состоянии самостоятельно справиться с проявлениями кризиса, следует обратиться за помощью к профильному специалисту. Для начала это может быть детский психолог. Какие тревожные признаки указывают на такую необходимость:

  • страх самостоятельности и отказ от неё;
  • отстранённость от родителей;
  • склонность к садизму;
  • слишком частые и длительные истерики;
  • эмоционально-поведенческие отклонения, характерные для кризиса 3 лет, сказываются на физическом состоянии.

При интенсивных, часто повторяющихся гипобулических припадках (истериках или судорогах) ребёнок направляется к неврологу, который проводит физическое обследование. Он оценивает рефлексы, чувствительность, координацию, мышечную силу и тонус. Это необходимо для дифференциальной диагностики кризиса с неврологическими заболеваниями.

Если диагностируется неврологическое или психическое расстройство, назначается курс лечения с приёмом детских успокоительных препаратов и прочими методиками терапии. При их отсутствии реализуется психокоррекционная программа по преодолению кризиса. Она обычно состоит из следующих этапов:

  1. Работа с родителями: объяснение им сути кризиса 3 лет и рекомендации, как себя вести.
  2. Работа с факторами, усугубляющими и облегчающими кризис. Первые по возможности устраняются, на вторых делается акцент.
  3. Работа непосредственно с ребёнком. Это могут быть сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, изотерапия, символдрама, ролевые игры и т. д.

Обычно дело ограничивается 5-6 сеансами, в результате которых ребёнок становится более спокойным, а родители приобретают знания, как правильно себя вести в критических ситуациях.

Гендерные особенности

Преодолевая кризисный период этого возраста, родителям следует учитывать гендерные особенности малышей.

Девочки

К 3 годам разговаривают гораздо лучше мальчиков, поэтому во время кризиса используют свои вербальные возможности для манипулирования. В этом их надо сразу ограничивать: чётко обозначить, что допустимо говорить, а что — нет.

У девочек хорошо развито слуховое восприятие, поэтому все просьбы ей нужно громко и чётко проговаривать.

Девочки более эмоциональны, поэтому именно они во время кризиса чаще всего устраивают истерики и капризничают. Учитывая эту психологическую особенность, родителям нужно направить переполняющие их эмоции в нужное русло. Например, перепоручить часть домашних обязанностей, увлечь лепкой или рисованием.

Мальчики

Мальчики к 3 годам не всегда могут выразить переполняющие их эмоции словами. Поэтому они выливаются в агрессию и замкнутость. Чтобы не допустить этого, ежедневно проговаривайте с малышом, что произошло, что он чувствует и чего хочет.

У мальчиков хорошо развито зрительное восприятие, и половину информации они пропускают мимо ушей. Поэтому ему лучше всё наглядно показывать. Не тратить время на слова «Убери игрушки!», а подвести к ним и показать, куда складывать.

У мальчиков к 3 годам уже развивается потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому они много бегают, заглядывают в каждый подвал и открытый люк, лазят по деревьям и заборам, суют что-то в розетки, разбирают (= ломают) бытовую технику. Родители во избежание травматизма должны чётко прописать для них территориальные ограничения.

Последствия

По мнению знаменитого психоаналитика Эрика Эриксона, кризис 3-х лет способствует формированию независимости и волевых качеств. И это не единственные положительные последствия, среди которых также можно отметить:

  • первичную самостоятельность;
  • адекватную самооценку;
  • способность самоанализа;
  • социальную адаптацию.

Однако при недостаточном внимании и неправильном поведении родителей, а также из-за психологических проблем самого ребёнка кризис может иметь и негативные последствия. Во-первых, частые и слишком импульсивные истерики могут закончиться травмой и становятся причиной достаточно глубокого стресса. Во-вторых, из-за внутренних переживаний и чрезмерного эмоционального напряжения нередко развиваются:

  • невротические реакции;
  • энурез;
  • внутренние комплексы;
  • ночные страхи, кошмары;
  • заикание.

Затяжной детский кризис приводит к формированию истерического типа личности. Характерные для него симптомы становятся постоянными паттернами поведения.

Возрастной кризис 3 лет — обязательный этап в развитии и формировании полноценной личности. Его нельзя избежать или вылечить, как какую-то болезнь. Но сгладить и минимизировать негативные последствия родители в состоянии. Для этого придётся набраться терпения и разобраться в детской психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *